Напоминание

«Эффективность применения техники «Приемы работы с мячом» на логопедических занятиях с детьми дошкольного возрас»


Автор: Алекова Елена Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад
Населённый пункт: Хакасия город Сорск
Наименование материала: статья
Тема: «Эффективность применения техники «Приемы работы с мячом» на логопедических занятиях с детьми дошкольного возрас»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Эффективность применения техники «Приемы работы с мячом» на

логопедических занятиях с детьми дошкольного возрас»

Каждый

ребенок

с

раннего

возраста

знаком

с

мячом.

Игры

с

мячом

очень

популярны и встречаются почти у всех народов мира, они распространенные и любимые

игры среди детей.

Используя

в

работе

с

детьми

логопедической

группы

мяч

в

играх,

обратила

внимание на успешное развитие, не только речи у ребенка с ТНР, но и умений в общении

со взрослыми и сверстниками.

Дети вовлекаются в игру, естественным образом. Мяч в игре отвлекает внимание

ребенка

от

речевого

дефекта

и

побуждают

его

к

взаимодействию

с

окружающими.

Любимое занятие с мячом, обеспечивает дошкольнику коммуникативное взаимодействие

со

взрослыми

и

сверстниками,

развивает

познавательный

интерес

и

мотивацию

к

различной

деятельности. Игры

с

мячом

один

из

способов

активизации

речевой

коммуникации и потребности в общении у детей с ТНР.

В игре с мячом возникают такие условия, в которых ребенок получает право

самостоятельно действовать, в определенной ситуации или с конкретным предметам,

получая собственный результативный и чувственный опыт. Для проблемных детей, это

очень

важно.

У

них

умения

действовать

с

предметами

гораздо

больше

обеднен,

не

зафиксирован и нет обобщения.

В

ходе

игровой

деятельности,

дети

объединяются

в

игровые

коллективы,

перенимают друг у друга имеющиеся знания. Необходимость объясняться со сверстником

стимулирует

развитие

связной

речи,

особенно

диалогической.

Диалог

как

наиболее

естественная форма речевой деятельности предполагает наличие постоянной обратной

связи, подкрепления со стороны партнёра

.

Например, игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

.

Дети

становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при

этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»

Игра направлена не только на эффективное решение различных коррекционных задач,

задач совместной деятельности, но и на познание и установление личностных отношений

с другими детьми.

Задачи

для

логопеда

в

комплексе

«Разминка»

выражаются

в

развитие

мелкой

моторики с использованием небольших мячей, коммуникативных качеств. Ребенок же,

имеет возможность в игре, передать некую информацию сверстнику и взрослому: знания,

идеи, деловые сообщения, фактические сведения, которую получатель должен принять,

понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать.

«Два козленка мяч бодали, а другим козлятам не дали» - а сколько козлят-передача

знаний, какой по возрасту будет первый – договариваются, самый старший – высказывают

идеи. Держать мяч большим пальцем удобней – передача фактических сведений.

(Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти» способствует вырабатыванию

навыка

использования

в

общении

норм

речевого

этикета

в

соответствии

с

коммуникативной конкретной ситуацией: использовать ситуативную норму приветствия;

организовать знакомство с партнерами по общению; высказать пожелание, сочувствие,

упрек,

предложение,

совет;

выразить

просьбу.

Дети

садятся

вокруг

стола.

Мяч

прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч

влево к (Диме)

Вот эту игр использую в начале занятия для приветствия. Если пришел новичок в

группу хороший способ для знакомства. Ребенок в непринужденной обстановке может

рассказать: какие игрушки ему нравятся. Чем любит заниматься и т.д.

Чем сложнее игра, например, «Хорошо - плохо», «Что за чем?», «Что происходит в

природе?», «Утро, день, вечер, ночь» и т.д., тем сложнее и разнообразнее деятельность,

поэтому для ребенка становится необходимым речевое общение.

Сверстник не будет

пытаться угадывать желания и настроения своего приятеля. Ему надо все четко и ясно

сказать:

что

хочет,

чем

недоволен.

А

поскольку

детям

очень

хочется

общаться,

они

стараются более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно

потребность

быть

понятым,

услышанным

сверстниками,

получить

ответ,

делает

речь

дошкольников более связной, полной, понятной.

Взрослый строит свое общение с детьми так, чтобы ребенок не только овладел

определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно

мыслить, изобретать.

И так, первая отличительная особенность контактов со сверстниками во время игр с

мячом, состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Наблюдается почти в

десять

раз

больше

экспрессивно-мимических

проявлений

и

подчеркнуто

ярких

выразительных интонаций.

Общение со сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребенка поэтому

общение особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую

очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и

речи.

В общении со сверстниками во время игры с предметом, дети учатся слушать и

понимать речь, самостоятельно управлять действиями партнера, осуществлять контроль

его

действий,

предлагать

собственные

образы,

организовывать

совместную

игру,

сравнивать партнера с собой.

В игре с мячом ребенок с ТНР фантазирует, выражает обиду, радость, а такое

разнообразие отношений порождает разнообразие контактов и требует умения выразить

словами

свои

желания,

настроения,

требования,

умение

строить

общение

с

учетом

ситуации.

Общаясь друг с другом при использовании меча, дошкольники более полно и

активно

используют

различные

речевые

средства,

так

как

ребенок

является

менее

понятливым и гибким партнером, чем взрослый.

Педагог

(логопед),

организуя

игру,

руководит

процессом

общения

детей,

а,

следовательно, стимулирует их речевое общение. Значит, игра с мячом может служить как

средством развития коммуникативных способностей, так и индикатором уровня развития

общения и речи.



В раздел образования