Автор: Алекова Елена Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад
Населённый пункт: Хакасия город Сорск
Наименование материала: статья
Тема: «Эффективность применения техники «Приемы работы с мячом» на логопедических занятиях с детьми дошкольного возрас»
Раздел: дошкольное образование
«Эффективность применения техники «Приемы работы с мячом» на
логопедических занятиях с детьми дошкольного возрас»
Каждый
ребенок
с
раннего
возраста
знаком
с
мячом.
Игры
с
мячом
очень
популярны и встречаются почти у всех народов мира, они распространенные и любимые
игры среди детей.
Используя
в
работе
с
детьми
логопедической
группы
мяч
в
играх,
обратила
внимание на успешное развитие, не только речи у ребенка с ТНР, но и умений в общении
со взрослыми и сверстниками.
Дети вовлекаются в игру, естественным образом. Мяч в игре отвлекает внимание
ребенка
от
речевого
дефекта
и
побуждают
его
к
взаимодействию
с
окружающими.
Любимое занятие с мячом, обеспечивает дошкольнику коммуникативное взаимодействие
со
взрослыми
и
сверстниками,
развивает
познавательный
интерес
и
мотивацию
к
различной
деятельности. Игры
с
мячом
один
из
способов
активизации
речевой
коммуникации и потребности в общении у детей с ТНР.
В игре с мячом возникают такие условия, в которых ребенок получает право
самостоятельно действовать, в определенной ситуации или с конкретным предметам,
получая собственный результативный и чувственный опыт. Для проблемных детей, это
очень
важно.
У
них
умения
действовать
с
предметами
гораздо
больше
обеднен,
не
зафиксирован и нет обобщения.
В
ходе
игровой
деятельности,
дети
объединяются
в
игровые
коллективы,
перенимают друг у друга имеющиеся знания. Необходимость объясняться со сверстником
стимулирует
развитие
связной
речи,
особенно
диалогической.
Диалог
как
наиболее
естественная форма речевой деятельности предполагает наличие постоянной обратной
связи, подкрепления со стороны партнёра
.
Например, игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»
.
Дети
становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при
этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»
Игра направлена не только на эффективное решение различных коррекционных задач,
задач совместной деятельности, но и на познание и установление личностных отношений
с другими детьми.
Задачи
для
логопеда
в
комплексе
«Разминка»
выражаются
в
развитие
мелкой
моторики с использованием небольших мячей, коммуникативных качеств. Ребенок же,
имеет возможность в игре, передать некую информацию сверстнику и взрослому: знания,
идеи, деловые сообщения, фактические сведения, которую получатель должен принять,
понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать.
«Два козленка мяч бодали, а другим козлятам не дали» - а сколько козлят-передача
знаний, какой по возрасту будет первый – договариваются, самый старший – высказывают
идеи. Держать мяч большим пальцем удобней – передача фактических сведений.
(Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти» способствует вырабатыванию
навыка
использования
в
общении
норм
речевого
этикета
в
соответствии
с
коммуникативной конкретной ситуацией: использовать ситуативную норму приветствия;
организовать знакомство с партнерами по общению; высказать пожелание, сочувствие,
упрек,
предложение,
совет;
выразить
просьбу.
Дети
садятся
вокруг
стола.
Мяч
прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч
влево к (Диме)
Вот эту игр использую в начале занятия для приветствия. Если пришел новичок в
группу хороший способ для знакомства. Ребенок в непринужденной обстановке может
рассказать: какие игрушки ему нравятся. Чем любит заниматься и т.д.
Чем сложнее игра, например, «Хорошо - плохо», «Что за чем?», «Что происходит в
природе?», «Утро, день, вечер, ночь» и т.д., тем сложнее и разнообразнее деятельность,
поэтому для ребенка становится необходимым речевое общение.
Сверстник не будет
пытаться угадывать желания и настроения своего приятеля. Ему надо все четко и ясно
сказать:
что
хочет,
чем
недоволен.
А
поскольку
детям
очень
хочется
общаться,
они
стараются более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно
потребность
быть
понятым,
услышанным
сверстниками,
получить
ответ,
делает
речь
дошкольников более связной, полной, понятной.
Взрослый строит свое общение с детьми так, чтобы ребенок не только овладел
определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно
мыслить, изобретать.
И так, первая отличительная особенность контактов со сверстниками во время игр с
мячом, состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Наблюдается почти в
десять
раз
больше
экспрессивно-мимических
проявлений
и
подчеркнуто
ярких
выразительных интонаций.
Общение со сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребенка поэтому
общение особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую
очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и
речи.
В общении со сверстниками во время игры с предметом, дети учатся слушать и
понимать речь, самостоятельно управлять действиями партнера, осуществлять контроль
его
действий,
предлагать
собственные
образы,
организовывать
совместную
игру,
сравнивать партнера с собой.
В игре с мячом ребенок с ТНР фантазирует, выражает обиду, радость, а такое
разнообразие отношений порождает разнообразие контактов и требует умения выразить
словами
свои
желания,
настроения,
требования,
умение
строить
общение
с
учетом
ситуации.
Общаясь друг с другом при использовании меча, дошкольники более полно и
активно
используют
различные
речевые
средства,
так
как
ребенок
является
менее
понятливым и гибким партнером, чем взрослый.
Педагог
(логопед),
организуя
игру,
руководит
процессом
общения
детей,
а,
следовательно, стимулирует их речевое общение. Значит, игра с мячом может служить как
средством развития коммуникативных способностей, так и индикатором уровня развития
общения и речи.