Автор: Ципа Оксана Геогргиевна
Должность: преподаватель изобразительных дисциплин
Учебное заведение: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Населённый пункт: санкт-петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Педагогическая рефлексия как условие личностного и профессионального роста педагога»
Раздел: среднее профессиональное
комитет по образованию правительства санкт-петербурга
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение "Колледж Петербургской моды"
.
Статья на тему:
«Педагогическая рефлексия как условие
личностного и профессионального роста педагога»
Автор: Ципа О.Г.,
преподаватель высшей категории
Санкт-Петербург
2019
Педагогическая рефлексия как условие личностного и
профессионального роста педагога
В искусстве, как и в преподавании изобразительных дисциплин, важен личный
опыт.
Востребованность
его
выливается
в
форму
работы
такого
интересного
организационно-педагогического
мероприятия
как
«мастер-класс».
Принцип
работы
мастер-класса в первую очередь зависит от выработанного преподавателем-специалистом
стиля
своей
профессиональной
деятельности,
который
и
задает
изначальную
точку
отсчета
в
проведении
этого
мероприятия.
Личный
опыт
педагога
становится
частью
содержания
образования:
ученик
приобщается
к
«культуре
Мастера».
Инициатива
и
стремление
педагога
представить
свой
опыт
в
этой
форме
окупится
возможностью
получить
так
необходимый
истинному
профессионалу
материал
для
творческих
размышлений и дальнейшего последовательного профессионального роста.
И
здесь
нельзя
не
коснуться
педагогической
рефлексии
как
важнейшего
компонента деятельности педагога. Это умение проанализировать собственный опыт и
опыт других педагогов. Учитель-профессионал не только обладает умением осуществлять
целенаправленную рефлексию своей педагогической деятельности, но, организуя процесс
познания
учащихся,
включает
рефлексию
собственной
деятельности
в
контекст
деятельности учащихся (Ю.ВСенько).
Рефлексия
и
самоконтроль
являются
условиями
адекватного
психического
отражения
человеком
его
внутреннего
мира
и
окружающей
реальности.
Благодаря
рефлексии
он
включен
в
протекание
отдельных
психических
процессов:
ощущений,
представлений, мышления, памяти, речи, внимания. Самоконтроль невозможен без того,
что контролируется и наличие эталона (Л.В.Занков). Задача учителя в том, чтобы научить
учащегося сравнивать свой результат с эталоном, принимать решение о последующей
стратегии самоуправления и саморегуляции, если его результат не равен эталону, сильно
от него отличается. Запускающий фактор самоконтроля - мотивация. Чем выше мотивация
в
познавательной
деятельности,
тем
быстрее
и
лучше
идет
становление
процессов
самоконтроля.
От
внутренней
личностной
позиции
обучающегося
зависит
и
его
восприятие
объектов
изображения,
предметов
окружающего
мира.
Параллельно
с
обучением самоконтролю должен происходить последовательный регулярный контроль
сформированности
навыков и умений. Именно рефлексивная деятельность позволяет
ученику осознать свою индивидуальность и уникальность.
Рефлексия педагога, как отмечают исследователи, эффективна в той мере, в какой
он способен понимать, принимать, содействовать действиям других (Д.В.Чернилевский,
А.В.Морзов). Здесь следует затронуть такое понятие, как «педагогическая поддержка».
Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная
на сохранение самости последнего и, ставящая целью поддержать его в процессе «само».
Газман
О.С.
определял
данную
категорию
как
«процесс
совместного
с
ребенком
определения
его
собственных
интересов,
целей,
возможностей
и
путей
преодоления
препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно
достигать
желаемых
результатов
в
обучении,
самовоспитании,
общении,
творчестве,
образе жизни. В процессе обучения могут возникнуть трудности, которые учащемуся
трудно
преодолеть
в
одиночку.
Тогда
требуется
помощь
взрослого,
вступает
в
силу
педагогическая
поддержка
как
необходимый
элемент
образовательной
деятельности,
основанный
на
рефлексивном
компоненте
деятельности
педагога.
Главное
правило
педагогической
поддержки:
дать
возможность
учащемуся
преодолеть
очередное
препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой
потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное
решение.
Итак,
педагогическая
поддержка
творчества
–
углубление
индивидуальных
качеств
и
художественных
способностей.
Выражение
индивидуальности
в
художественном творчестве – результат системы средств, способствующих осознанию
растущим человеком своего отличия от других, своей слабости и своей силы – для
самостоятельного и успешного продвижения в художественном творчестве, в выборе
собственного смысла жизни и жизненного пути.
Хочется коснуться заезженного ныне понятия «творческий»… В педагогику я
пришла без педагогического образования, но имея достаточный профессиональный опыт в
области
дизайна
костюма.
Образование
специалиста
я
получала
в
университете
технологии и дизайна, где мне посчастливилось учиться у уникального преподавателя,
талантливого художника по костюму Ткаченко П.С. Мы, его ученики, чувствовали, что
такое
педагогическая
поддержка,
основанная
на
внутренней
свободе,
творчестве,
действительном, а не мнимом демократизме и гуманизме взаимоотношений педагога-
Мастера
и
ученика. Будучи
известной
творческой
личностью,
он
призывал
не
злоупотреблять
такими
понятиями
как
творчество,
талант,
гений,
а
приучал
своих
учеников относиться к занятиям художественными дисциплинами как к ремеслу, которое
необходимо совершенствовать изо дня в день и только тогда результат не заставит себя
ждать. Еще будучи студенткой посещая
занятия я анализировала его педагогический
метод, позволяющий раскрыть способности учащегося и выявить его индивидуальность
за рекордно короткое время. В результате рефлексии я пришла к следующим выводам:
·
первое и самое главное – это педагогическая поддержка ученика (применение
девиза
«Кто,
если
не
ты?»),
так
как
самые
способные
дети
могут
быть
очень
неуверенны в себе и тут необходима эмоциональная поддержка со стороны учителя;
·
второе – это каждодневное эмоциональное отношение к окружающему, душевное
напряжение,
которое
должно
стать
естественным,
обычным
человеческим
состоянием – творческое напряжение;
·
третье
–
каждодневный
труд,
ибо
как
говорил
П.П.
Чистяков,
вошедший
в
историю русской художественной
школы
как
учитель
крупнейших
мастеров
отечественной культуры, для успешной самореализации необходимо 90% труда и
лишь 10% - таланта.
Эффективность
учебного
процесса
зависит
не
только
от
внешних
условий:
педагогического мастерства преподавателя, наличия учебных пособий, оборудования
кабинет, учебных программ, но и от внутренних условий, к которым относится уровень
способностей и отношение к учебе, организованность и нацеленность на урок самого
обучающегося (мотивация).
Я преподаю в профессиональном лицее, и дети к нам приходят разные.
Безусловно,
для
занятий
изобразительными
искусствами
необходимы
способности.
Учащиеся, не прошедшие обучение в художественной школе,
находясь рядом
с
подготовленными
детьми
испытывают
некоторые
комплексы.
А
у
некоторых
отсутствует мотивация к учебе. Чтобы ее повысить, рассказываю о том, что активное
развитие мозга происходит за счет определенной деятельности, а деятельность – связка
руки и мозга, при занятии изобразительными дисциплинами руки становятся «органом
мысли» (Л.С.Выгодский).
Таким образом, полноценная работа на уроках рисунка и
живописи
предполагает
развитие
восприятия,
познания,
мышления,
памяти
и
воображения, то есть приводит к развитию индивидуальности.
Учеников
в
группе
обычно
не
меньше
15-16
человек.
Для
того,
чтобы
активизировать
всю
группу
объясняю
преимущества
работы
в
коллективе:
в
такой
ситуации
начинает
работать
психологический
момент,
в
процессе
занятия
человек
попадает в так называемый групповой потенциал. Это значит, что наедине с собой он бы
еще терзался, что художник из него никудышный, а в количестве единомышленников
ложная рефлексия пропадает.
Что касается «магии чистого листа» -
волнующий даже опытного художника
момент, требующий определенного волевого настроя. Что же говорить про учащихся?
Здесь наставник должен настраивать их на преодоление этого момента, на развитие
умения «активно включать себя в работу» и так далее.
Вот к таким выводам и методам работы приходит учитель в своей деятельности в
области
изобразительных
дисциплин
благодаря
педагогической
рефлексии.
Без
культуры
рефлексии
невозможно
решить
проблему
творческого
долгожительства
личности, формирования ее мотивации к самообучению, самосовершенствованию (Т.М.
Давыденко).
Проблема становления культуры рефлексии педагога представляет значительный
интерес
для
психологии.
Без
культуры
рефлексии
невозможно
решить
проблему
творческого долгожительства личности, формирования ее мотивации к самообучению,
самосовершенствованию (Т.М. Давыденко).
Нельзя не учитывать, что, находясь в системе "человек-человек", учитель работает в
условиях нервно-психического напряжения. Профессию педагога выбирают чаще всего люди
более
чувствительные
к
эмоциональным
перегрузкам,
имеющие
высокий
уровень
личностной
тревожности
(Л.С.
Шубина),
поэтому
необходимым
условием
и
средством
самодиагностики, самопомощи, самоподдержки и самокоррекции может выступать культура
рефлексии.
В
психологической
структуре
личности
рефлексивный
компонент
является
основой ее развития и изменения. А наличие культуры есть условие развития (В.М.
Мунипов, В.П. Зинченко). Рефлексия меняет представление человека о самом себе,
создает основу для дальнейшего внутреннего роста, часто оставаясь неиспользованным
резервом индивидуального развития.
Таким
образом,
современные
подходы
(философский,
психологический,
педагогический, эргономический) создают основу для установления тесной внутренней
взаимосвязи рефлексии и культуры. Наличие культуры может являться внутренним
условием
развития
рефлексии.
В
психологической
структуре
личности
рефлексивный компонент является основой ее дальнейшего внутреннего роста,
резервом индивидуального развития.
Список литературы:
Бизяева А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: Автореф. дисс.
… канд. психол. наук. - С.-Петербург. - 1993. - 23с.
Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим) / Пер. с англ. Н.М.
Никольской; Ред. Ю.С.Рассказова. М.: Лабиринт, 1999. - 192с.
Еремеева В. Дидактические принципы системы Л.В. Занкова глазами нейропсихолога.
Санкт-Петербург. – статья в Интернете.
Занков Л.В."Обучение и развитие". М.: Педагогика, 1975
Селевко Г.К. Компетентности и их классификация. Народное образование, 2004. - № 4.
Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология.
Академический проект; 2004 г.; 560с.
Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. Педагогика понимания: учебное пособие.-
Издательство: Дрофа, 2007. – 190с.