Напоминание

«Педагогическая рефлексия как условие личностного и профессионального роста педагога»


Автор: Ципа Оксана Геогргиевна
Должность: преподаватель изобразительных дисциплин
Учебное заведение: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Населённый пункт: санкт-петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Педагогическая рефлексия как условие личностного и профессионального роста педагога»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




комитет по образованию правительства санкт-петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение "Колледж Петербургской моды"

.

Статья на тему:

«Педагогическая рефлексия как условие

личностного и профессионального роста педагога»

Автор: Ципа О.Г.,

преподаватель высшей категории

Санкт-Петербург

2019

Педагогическая рефлексия как условие личностного и

профессионального роста педагога

В искусстве, как и в преподавании изобразительных дисциплин, важен личный

опыт.

Востребованность

его

выливается

в

форму

работы

такого

интересного

организационно-педагогического

мероприятия

как

«мастер-класс».

Принцип

работы

мастер-класса в первую очередь зависит от выработанного преподавателем-специалистом

стиля

своей

профессиональной

деятельности,

который

и

задает

изначальную

точку

отсчета

в

проведении

этого

мероприятия.

Личный

опыт

педагога

становится

частью

содержания

образования:

ученик

приобщается

к

«культуре

Мастера».

Инициатива

и

стремление

педагога

представить

свой

опыт

в

этой

форме

окупится

возможностью

получить

так

необходимый

истинному

профессионалу

материал

для

творческих

размышлений и дальнейшего последовательного профессионального роста.

И

здесь

нельзя

не

коснуться

педагогической

рефлексии

как

важнейшего

компонента деятельности педагога. Это умение проанализировать собственный опыт и

опыт других педагогов. Учитель-профессионал не только обладает умением осуществлять

целенаправленную рефлексию своей педагогической деятельности, но, организуя процесс

познания

учащихся,

включает

рефлексию

собственной

деятельности

в

контекст

деятельности учащихся (Ю.ВСенько).

Рефлексия

и

самоконтроль

являются

условиями

адекватного

психического

отражения

человеком

его

внутреннего

мира

и

окружающей

реальности.

Благодаря

рефлексии

он

включен

в

протекание

отдельных

психических

процессов:

ощущений,

представлений, мышления, памяти, речи, внимания. Самоконтроль невозможен без того,

что контролируется и наличие эталона (Л.В.Занков). Задача учителя в том, чтобы научить

учащегося сравнивать свой результат с эталоном, принимать решение о последующей

стратегии самоуправления и саморегуляции, если его результат не равен эталону, сильно

от него отличается. Запускающий фактор самоконтроля - мотивация. Чем выше мотивация

в

познавательной

деятельности,

тем

быстрее

и

лучше

идет

становление

процессов

самоконтроля.

От

внутренней

личностной

позиции

обучающегося

зависит

и

его

восприятие

объектов

изображения,

предметов

окружающего

мира.

Параллельно

с

обучением самоконтролю должен происходить последовательный регулярный контроль

сформированности

навыков и умений. Именно рефлексивная деятельность позволяет

ученику осознать свою индивидуальность и уникальность.

Рефлексия педагога, как отмечают исследователи, эффективна в той мере, в какой

он способен понимать, принимать, содействовать действиям других (Д.В.Чернилевский,

А.В.Морзов). Здесь следует затронуть такое понятие, как «педагогическая поддержка».

Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная

на сохранение самости последнего и, ставящая целью поддержать его в процессе «само».

Газман

О.С.

определял

данную

категорию

как

«процесс

совместного

с

ребенком

определения

его

собственных

интересов,

целей,

возможностей

и

путей

преодоления

препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно

достигать

желаемых

результатов

в

обучении,

самовоспитании,

общении,

творчестве,

образе жизни. В процессе обучения могут возникнуть трудности, которые учащемуся

трудно

преодолеть

в

одиночку.

Тогда

требуется

помощь

взрослого,

вступает

в

силу

педагогическая

поддержка

как

необходимый

элемент

образовательной

деятельности,

основанный

на

рефлексивном

компоненте

деятельности

педагога.

Главное

правило

педагогической

поддержки:

дать

возможность

учащемуся

преодолеть

очередное

препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой

потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное

решение.

Итак,

педагогическая

поддержка

творчества

углубление

индивидуальных

качеств

и

художественных

способностей.

Выражение

индивидуальности

в

художественном творчестве – результат системы средств, способствующих осознанию

растущим человеком своего отличия от других, своей слабости и своей силы – для

самостоятельного и успешного продвижения в художественном творчестве, в выборе

собственного смысла жизни и жизненного пути.

Хочется коснуться заезженного ныне понятия «творческий»… В педагогику я

пришла без педагогического образования, но имея достаточный профессиональный опыт в

области

дизайна

костюма.

Образование

специалиста

я

получала

в

университете

технологии и дизайна, где мне посчастливилось учиться у уникального преподавателя,

талантливого художника по костюму Ткаченко П.С. Мы, его ученики, чувствовали, что

такое

педагогическая

поддержка,

основанная

на

внутренней

свободе,

творчестве,

действительном, а не мнимом демократизме и гуманизме взаимоотношений педагога-

Мастера

и

ученика. Будучи

известной

творческой

личностью,

он

призывал

не

злоупотреблять

такими

понятиями

как

творчество,

талант,

гений,

а

приучал

своих

учеников относиться к занятиям художественными дисциплинами как к ремеслу, которое

необходимо совершенствовать изо дня в день и только тогда результат не заставит себя

ждать. Еще будучи студенткой посещая

занятия я анализировала его педагогический

метод, позволяющий раскрыть способности учащегося и выявить его индивидуальность

за рекордно короткое время. В результате рефлексии я пришла к следующим выводам:

·

первое и самое главное – это педагогическая поддержка ученика (применение

девиза

«Кто,

если

не

ты?»),

так

как

самые

способные

дети

могут

быть

очень

неуверенны в себе и тут необходима эмоциональная поддержка со стороны учителя;

·

второе – это каждодневное эмоциональное отношение к окружающему, душевное

напряжение,

которое

должно

стать

естественным,

обычным

человеческим

состоянием – творческое напряжение;

·

третье

каждодневный

труд,

ибо

как

говорил

П.П.

Чистяков,

вошедший

в

историю русской художественной

школы

как

учитель

крупнейших

мастеров

отечественной культуры, для успешной самореализации необходимо 90% труда и

лишь 10% - таланта.

Эффективность

учебного

процесса

зависит

не

только

от

внешних

условий:

педагогического мастерства преподавателя, наличия учебных пособий, оборудования

кабинет, учебных программ, но и от внутренних условий, к которым относится уровень

способностей и отношение к учебе, организованность и нацеленность на урок самого

обучающегося (мотивация).

Я преподаю в профессиональном лицее, и дети к нам приходят разные.

Безусловно,

для

занятий

изобразительными

искусствами

необходимы

способности.

Учащиеся, не прошедшие обучение в художественной школе,

находясь рядом

с

подготовленными

детьми

испытывают

некоторые

комплексы.

А

у

некоторых

отсутствует мотивация к учебе. Чтобы ее повысить, рассказываю о том, что активное

развитие мозга происходит за счет определенной деятельности, а деятельность – связка

руки и мозга, при занятии изобразительными дисциплинами руки становятся «органом

мысли» (Л.С.Выгодский).

Таким образом, полноценная работа на уроках рисунка и

живописи

предполагает

развитие

восприятия,

познания,

мышления,

памяти

и

воображения, то есть приводит к развитию индивидуальности.

Учеников

в

группе

обычно

не

меньше

15-16

человек.

Для

того,

чтобы

активизировать

всю

группу

объясняю

преимущества

работы

в

коллективе:

в

такой

ситуации

начинает

работать

психологический

момент,

в

процессе

занятия

человек

попадает в так называемый групповой потенциал. Это значит, что наедине с собой он бы

еще терзался, что художник из него никудышный, а в количестве единомышленников

ложная рефлексия пропадает.

Что касается «магии чистого листа» -

волнующий даже опытного художника

момент, требующий определенного волевого настроя. Что же говорить про учащихся?

Здесь наставник должен настраивать их на преодоление этого момента, на развитие

умения «активно включать себя в работу» и так далее.

Вот к таким выводам и методам работы приходит учитель в своей деятельности в

области

изобразительных

дисциплин

благодаря

педагогической

рефлексии.

Без

культуры

рефлексии

невозможно

решить

проблему

творческого

долгожительства

личности, формирования ее мотивации к самообучению, самосовершенствованию (Т.М.

Давыденко).

Проблема становления культуры рефлексии педагога представляет значительный

интерес

для

психологии.

Без

культуры

рефлексии

невозможно

решить

проблему

творческого долгожительства личности, формирования ее мотивации к самообучению,

самосовершенствованию (Т.М. Давыденко).

Нельзя не учитывать, что, находясь в системе "человек-человек", учитель работает в

условиях нервно-психического напряжения. Профессию педагога выбирают чаще всего люди

более

чувствительные

к

эмоциональным

перегрузкам,

имеющие

высокий

уровень

личностной

тревожности

(Л.С.

Шубина),

поэтому

необходимым

условием

и

средством

самодиагностики, самопомощи, самоподдержки и самокоррекции может выступать культура

рефлексии.

В

психологической

структуре

личности

рефлексивный

компонент

является

основой ее развития и изменения. А наличие культуры есть условие развития (В.М.

Мунипов, В.П. Зинченко). Рефлексия меняет представление человека о самом себе,

создает основу для дальнейшего внутреннего роста, часто оставаясь неиспользованным

резервом индивидуального развития.

Таким

образом,

современные

подходы

(философский,

психологический,

педагогический, эргономический) создают основу для установления тесной внутренней

взаимосвязи рефлексии и культуры. Наличие культуры может являться внутренним

условием

развития

рефлексии.

В

психологической

структуре

личности

рефлексивный компонент является основой ее дальнейшего внутреннего роста,

резервом индивидуального развития.

Список литературы:

Бизяева А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: Автореф. дисс.

… канд. психол. наук. - С.-Петербург. - 1993. - 23с.

Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим) / Пер. с англ. Н.М.

Никольской; Ред. Ю.С.Рассказова. М.: Лабиринт, 1999. - 192с.

Еремеева В. Дидактические принципы системы Л.В. Занкова глазами нейропсихолога.

Санкт-Петербург. – статья в Интернете.

Занков Л.В."Обучение и развитие". М.: Педагогика, 1975

Селевко Г.К. Компетентности и их классификация. Народное образование, 2004. - № 4.

Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология.

Академический проект; 2004 г.; 560с.

Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. Педагогика понимания: учебное пособие.-

Издательство: Дрофа, 2007. – 190с.



В раздел образования