Напоминание

" Внеклассное чтение как важнейшая составляющая формирования словесной речи во внеурочной деятельности"


Автор: Ершова Ирина Игоревна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГОБОУ " АШИ № 4"
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: " Внеклассное чтение как важнейшая составляющая формирования словесной речи во внеурочной деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема «Внеклассное чтение как важнейшая составляющая

формирования словесной речи во внеурочной деятельности».

.

Формирование

словесной

речи

находится

в

тесной

связи

с

эмоциональным и социальным воспитанием. Наряду с обучением

языку

и

речи

чрезвычайно

большое

значение

приобретает

эмоциональное

развитие

глухого

ребенка.

Чтобы

воспитать

эмоционально

стабильную

и

социально

приспособленную

личность,

необходимо

использовать

все

компенсаторные

возможности

в

сфере

межличностных

отношений

и

обеспечить

передачу ребенку широкого спектра эмоциональных сигналов и

информации.

Основополагающими в теории воспитания и обучения глухого

и слабослышащего ребенка выступают следующие положения.

. Ориентация на задачи общей и специальной педагогики.

1.Ведущей задачей воспитательной работы является формирование

у

ребенка

способности

к

участию

в

жизни

общества

путем

получения

им

соответствующей

подготовленности,

освоения

культурных

ценностей,

норм

и

богатств

как

основы

для

с а м о р е а л и з а ц и и

и

с т а н о вл е н и я

л и ч н о й

с о ц и а л ь н о й

ответственности.

2.

Раннее

специально

организованное

развитие

всех

сфер

личности охватывает эмоциональное, социальное, познавательное и

сенсомоторное развитие и включает социальную среду

3.

Использование

альтернативных

средств

воспитания

и

обучения для

обеспечения

компенсации

с

целью

всестороннего

гармоничного развития личности.

Как составная часть внеклассной работы по развитию речи

выступает

внеклассное

чтение.

В

младших

классах

оно

коллективное и сочетается с рассказом воспитателя, на этом этапе

широко

применяется

драматизация

содержания.

В

средних

и

старших

классах

вводится

самостоятельное

чтение,

беседы

по

прочитанному, читательских конференции.

В прошлом учебном году перед педагогическом коллективом

школы администрация поставила задачу – обучение сказкам наших

обучающихся. Воспитатели интерната Бойкина В.А., Патрикеева

Н.Е.

Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует

ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир,

развивает устойчивый

интерес

к

сказке. Образные,

яркие

выражения,

сравнения,

«сказочные»

языковые

средства

способствуют развитию выразительности речи.

Ведя работу по развитию словесной речи, воспитатели не забывают

вести работу над всеми сторонами произношения.

1.

Над произношением звуков.

2.

Над слитностью произношения.

3.

Говорить голосом нормальной высоты и силы.

4.

Соблюдать словесное и логическое ударения.

5.

Соблюдать паузы.

6.

Соблюдать интонации.

В общении с детьми воспитатели соблюдают незыблемые правила

сурдопедагогики.

1. Говорят, повернувшись к обучающимся лицом.

2. Прежде, чем начать говорить, убеждаются, что ребенок смотрит

на воспитателя.

3.

Говорят

эмоционально,

выразительно,

нормальным

по

силе

голосом,

в

обычном

темпе,

не

утрируя

артикуляцию,

соблюдая

общие требования русского языка к произношению.

4.

Побуждают

обучающихся

к

реализации

произносительных

возможностей,

используя

элементарные

установки

«говори

правильно»,

«говори

хорошо,

выразительно»,

«повтори

звук»,

«соблюдай ударение» и т.д. .

5. Продолжают учить детей фразам « Я не понял(а)», « Повторите,

пожалуйста».

Если

обучающиеся

и

дальше

не

понимают,

тогда

используют

устно-дактильную

форму

речи,

но

потом

опять

возвращаются к устному восприятию.

Успех

работы

зависит

от

умения

воспитателя

правильно

организовать

речевую

практику

обучающихся.

Интере с

воспитанников, их мотивация к чтению способствуют, конечно же –

сказки.

Сказка

-

наиболее

любимый

для

всех

детей

жанр.

Занимательность

сюжета,

последовательность

его

развития,

четкость

и

определенность

характеров

персонажей,

постоянные

повторы

слов

и

выражений

облегчают

понимание

содержания

сказки обучающимся нашей школы.

В

сказке

заложена

огромная

воспитательная

сила,

моральные

принципы не декларируются в ней, а выражаются в ярких образах и

поступках

героев.

Это

усиливает

воздействие

сказки

на

душу

ребенка.

Пожалуй,

ни

к

одному

из

других

жанров

в

большей

степени не относятся слова К.Д. Ушинского о том, что чтение - это

упражнение в нравственном чувстве.

Сказка становится благодатным материалом и для развития у

детей

связной

устной

речи.

Ее

композиционная

четкость,

однозначность логических связей создают благоприятные условия

для первоначальной тренировки в передаче содержания.

Дети

нашей

школы

с

ОВЗ,

так

же

как

их

сверстники

с

нормальным

развитием,

отвечая

на

вопрос

анкеты

о

самом

любимом жанре литературы, прежде всего называют сказку.

Как показывают исследования, эта любовь сохраняется у них

на протяжении всех лет обучения. Даже в 8-м классе, наряду с

военной

и

детективной

тематикой

у

мальчиков,

с

рассказами

о

любви у девочек, популярным жанром остаются сказки.

Несмотря

на

доступность

жанра,

наши

обучающиеся

встречаются с некоторыми трудностями в понимании сказок. По

данным

исследования

Г.М.

Гусевой,

часть

обучающихся

с

ОВЗ

начальной

школы

воспринимают

сказку

только

эмоционально,

выражают свое отношение к содержанию возгласами, репликами,

но

отказываются

от

пересказа

и

даже

от

ответов

на

вопросы.

Сосредоточиваясь на внешней стороне фабулы, большинство детей

бывают не в состоянии понять основную мысль, а при пересказе

делают пропуски важных смысловых звеньев.

К работе над сказкой воспитатели проводят следующую работу.

.

При

подготовке

к

чтению

сказки организуется

наглядно-

практическую

деятельность

детей

младших

классах)

или

проводится соответствующая беседа (в старших классах), так,

чтобы учащиеся могли правильно воспринять самих героев и их

действия.

Например,

перед

чтением

сказки

«Колобок»,

детям

показывают колобка, рассматривают, из чего он испечен, какой он

формы, убеждаются, легко ли он катится. Вспоминают с детьми

зверей, которые действуют в сказке, некоторых из них показывают

(фигурки из пластилина), а других называют по предъявленным

картинкам. Очень важно, чтобы звери на картинках были не просто

представителями животного мира, а героями сказки. Показывать

предметы, описанные в этой сказке, нецелесообразно. Во-первых,

потому что их названия (короб, амбар, сусек) не имеют никакого

значения для понимания сюжетной линии и особенно идейного

содержания, а во-вторых, показ уведет в сторону от основного

смысла, будет отвлеченным и не запомнится вне контекста.

. Чтение сказки в младших классах сопровождать иллюстраций

в книге или аппликаций в сочетании с меловым рисунком на доске.

Тогда у детей уже при первом знакомстве с текстом возникают

представления о персонажах, об особенностях их взаимодействия,

фиксируется последовательность развития сюжета.

Так, начиная чтение сказки «Колобок», воспитатели использовали

книжку – панораму.

Воспитанники с удовольствием читали сказку по книжке-

панораме, разглядывали героев сказки, изучали их характеры.

. Поскольку сказка по природе своего жанра предназначена для

устного воспроизведения, ее не следует только читать. Воспитатели

используют

так

называемое

чтение-рассказывание,

когда

воспитатель,

заглядывая

в

книгу,

ведет

как

бы

устный

сказ,

обращаясь

к

группе.

При

такой

подаче

текста

сохраняется

интонация

разговорной

речи.

Рассказывание

сопровождается

соответствующими жестами и мимикой, указанием на героев.

. Анализ сказки следует проводился без акцентирования на том, что

что-то является вымыслом, а что-то - правдой жизни. Иначе сказка

перестает быть сказкой, пропадает ее очарование. В связи с данным

положением

вопросы

формируются

так,

как

будто

все

события

происходили на самом деле.

Какую песню пел Колобок?

Кто первый хотел съесть Колобка?

Почему заяц не съел Колобка?

Каких животных встретил Колобок?

Кто съел Колобка?

Как лисе удалось лисе съесть Колобка?

Через

некоторое

время

сказку

читают

по

ролям.

Эту

возможность

необходимо

использовать

т.к

у

наших

детей,

как

правило,

недолговременная

память.

Чтение

по

ролям

проходит

после работы над характерами действующих лиц, их поведение в

конкретных ситуациях.

Перед

чтением

по

ролям

сказки

«Колобок»

воспитатели

предложили детям следующие задания:

«Прочитайте

слова

Колобка:

как

он

поёт

свою

песенку?

Постарайтесь

передать

голосом,

настроение

героя.

Если

не

получается у детей, воспитатель дает образец чтения.

Затем таким же образом разбирается, как надо читать слова зверей.

. Таким образом воспитанники готовятся к пересказу сказки всей

предыдущей работой. Сказка рассказывается подробно, близко к

тексту, с использованием всех слов и выражений, свойственных ей.

При этом короткая сказка воспроизводится полностью, длинная -

отдельными частями по заданию воспитателя или по выбору самих

детей.

Для того чтобы воспитанники не забыли те специфические слова,

которые

употреблены

в

сказке

и

которые

детям

следует

использовать при пересказе, их записывают на доске.

У

глухих

и

слабослышащих

детей

преобладает

средний

и

низкий

уровень

развития

воображения.

Поэтому

воспитателями

интерната,

работающими

в

выходные

дни,

было

предложено

воспитанникам

драматизировать

сказку.

Для

драматизации

была

выбрана сказка «Заюшкина избушка».

В настоящее время началась работа с текстами для наших

«актёров»,

после

каникул

будет

проводиться

работа

над

декорациями.

Данная работа позволяет:

-воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать,

развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться

связных высказываний;

- обогащать и расширять словарный запас детей.

- формировать умение выразительно читать, инсценировать

эпизоды сказок;

- развивать артистические способности;

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие

способности

Таким образом происходит развитие творческого потенциала,

активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-

компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта

деятельности



В раздел образования