Авторы: Крылова Ирина Николаевна, Александрова Наталья Сергеевна
Должность: мастер производственного обучения, инструктор по труду
Учебное заведение: ГАПОУ ЧТТПиК Минобразования Чувашии
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Самостоятельная работа студентов как средство формирования общих и профессиональных компетенций"
Раздел: среднее профессиональное
Самостоятельная работа студентов как средство формирования общих и
профессиональных компетенций
Крылова И.Н., преподаватель спецдисциплин
Александрова Н.С., мастер производственного обучения
Мельникова Л.Н.. инструктор по труду
«Учащиеся, которые успешно освоят курс программы, получат дипломы, но не будут
уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, не смогут
рассчитывать на успех в информационном обществе».
( Известный американский педагог Ф. С.Шлехти).
Организация самостоятельной работы на уроке — это ответственная и сложная работа
каждого
преподавателя.
Воспитание
активности
и
самостоятельности
необходимо
рассматривать как составную часть воспитания студентов. Эта задача выступает перед
каждым преподавателем и мастером в числе задач первостепенной важности.
В процессе обучения и освоения практических навыков преподаватель
должен
достичь
определенного
достаточно
высокого
уровня
самостоятельности
студентов,
открывающего
им
возможность
справиться
с
различными
профессиональными
заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Говоря о формировании у студентов самостоятельности, необходимо иметь ввиду две
тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у
студентов самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно
овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить
их
самостоятельно
применять
имеющиеся
знания
в
учении
и
практической
профессиональной деятельности.
Использование организации самостоятельной работы студента на уроках - главный
путь
воспитания
самостоятельности
и
развития
самоорганизаторских
способностей.
Самостоятельная работа, привлекает студентов и вызывает в то же время у многих
серьезные
затруднения.
Она
требует
эмоционального
и
умственного
напряжения,
порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания. Поэтому
используя на уроках организацию самостоятельной работы или выдавая задания для
самостоятельной работы на дом необходимо сотрудничество преподавателя и студента.
На
различных
уроках
с
помощью
разнообразных
методов
организации
самостоятельной работы студенты приобретают не только необходимые знания, умения
и навыки, но и формируют общие и профессиональные компетенции. Но стоит заметить,
что
организация
самостоятельной
работы
студентов
дает
положительный
результат
только
тогда,
когда
она
определённым
образом
организована,
т.е.
представляет
выработанную систему.
Под
самостоятельной
работой
студентов
мы
понимаем
такую
работу,
которая
выполняется
студентами
по
заданию
и
под
контролем
педагога,
но
бе з
непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время.
В
практике
обучения
каждый
тип
самостоятельной
работы
представлен
разнообразием видов работ, используемых в системе занятий.
1 Работа с книгой - это работа с текстом и графическим материалом учебника, перевод
основного содержания текста, составление плана ответа по прочитанным текстам; краткий
конспект текста, поиск ответа на ранее поставлен ни к тексту задачи, анализ, сравнение,
обобщение
и
систематизация
материала
нескольких
параграфов
Работа
с
первоисточниками,
справочниками, научно-популярной литературой, конспектирование
прочитанного.
2 Упражнения: тренировочные, воспроизводящие и по образцу, составление заданий и
вопросов
и
их
решения,
рецензирование
ответов
других
учеников,
оценка
их
деятельности, упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
3 Р е ш е н и е
р а з н о о б р а з н ы х
з а д а ч
и
в ы п о л н е н и я
п р а к т и ч е с к и х
и
лабораторных работ.
4 Разнообразные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты,
сочинения
5 Подготовка докладов и рефератов
6 Выполнение индивидуальных и групповых заданий
7 Домашние лабораторные опыты и наблюдения
8 Техническое моделирование и конструирование
Например, при организации самостоятельной работы по изучению темы: «Товары бытовой
химии» МДК 01.01 «Розничная торговля непродовольственными товарами» по профессии
«Продавец, контролер-кассир» студенты разбиваются на пары для выполнения заданий.
Каждой
паре
индивидуально
преподавателем
предоставляются
дидактический
раздаточный материал и натуральные образцы товаров бытовой химии разных товарных
групп. Студентам необходимо провести идентификацию предложенных образцов, оценить
качество упаковки, расшифровать маркировку товаров и проанализировав полученные
данные и
заполнить таблицу, в которой необходимо
указать: наименование товара,
группу, подгруппу, состав, правила и сроки хранения, рекомендацию покупателям. По
окончании заполнения таблицы студент самостоятельно делают вывод по проведенному
анализу. В результате самостоятельного выполнения задания у студентов происходит не
только закрепление полученных на занятии знаний по ассортименту бытовой химии, но и
формируются общие и профессиональные компетенции, а именно ОК.2, ОК.4, ОК.6, ОК.7,
ПК.1.1, ПК.1.3.
На следующем практическом занятии «Синтетические моющие средства» студенты
в группах по 3-4 человека изучают качество синтетических моющих средств (Порошок
стиральный) в лабораторных условиях. Им выдается задание для самостоятельной работы
с
пошаговым
выполнением
исследования,
3-4
натуральных
образца,
оборудование,
реактивы. По ходу выполнения исследования студенты фиксируют свои наблюдения в
тетради
для
практических
работ,
по
результатам
исследования
делаются
выводу
по
качеству предложенных натуральных образцов.
На уроке « Классификация верхней одежды», «Классификация легкого платья»,
учащиеся изучают предложенный им материал, а затем заполняют таблицы, которые
позволяют
закрепить
изученный
материал.
Работа
с
натуральными
образцами
используется
на
уроках
«Пушно
-
меховые
полуфабрикаты»-
уч-ся
определяют,
вид
пушнины,
качество
меха
по
предложенному
образцу;
«Кожевенно-обувные
товары»-
учащиеся определяют метод крепления обуви, ее классификацию; « Туалетное мыло»-
учащиеся определяют группу мыла, качество, дают рекомендацию. На уроках « Уход за
кожаной обувью», «Уход за посудой», «Из истории парфюмерных товаров»- учащиеся
получают индивидуальные опережающие задания и готовят доклады, которые позволяют
получить более углубленные знания по предмету, расширить кругозор.
Список использованных источников
1.
Горностаева
З.Я
“Проблема
самостоятельной
познавательной
деятельности”
//
Открыт. школа. – 2016. - №2
2. Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” - Л., - 1982.
3. Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 2013.
4.
Кралевич
И.Н.
“Педагогические
аспекты
овладения
обобщёнными
способами
самостоятельной учебной деятельности.” М. – 2011.
5. Харламов И.Ф. “Педагогика” - Мн., 2002.