Автор: Вигерина Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель экологии
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
Населённый пункт: Новороссийск, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: познавательное мероприятие "Экологический маршрут"
Раздел: среднее профессиональное
Внеурочное мероприятие по экологии
(студенты 1 курса СПО (начало изучения предмета)
Экологическое путешествие
Цели:
Воспитание экологического сознания и основ экологической культуры
у студентов
Проверить уровень усвоения экологических знаний и представлений у
студентов.
Формировать интерес к природе и родному краю.
Закреплять знания о многообразии природных объектов; о
взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы;
навыки экологически грамотного поведения в природе.
Задачи:
Развивающие:
развивать психические процессы: внимание, память, речь
продолжать учить анализировать, сравнивать, делать выводы и
умозаключения.
Образовательные:
обогащать словарный запас студентов
продолжать учить студентов работать в группе, общаться друг с другом.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательность
воспитывать любовь к родному краю, природе
воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Материалы и оборудование:
Презентация «Экологическое путешествие», материалы для
выполнения конкурсных заданий, бейджи капитанам.
1-й конкурс «Разминка»
Охраняемые государством территории, где запрещена охота, сбор ягод и трав
(заповедник)
Как называется книга, где записаны исчезающие виды животных и растений
(красная книга).
Назовите правила поведения в лесу (не шуметь, не разводить костры, не
разорять гнезда, мусор закопать, не рвать цветы).
Какое животное Уссурийской тайги занесено в Красную книгу? (тигр).
Для охран какого животного был создан первый заповедник России?
Верхний слой земли (почва).
Его выделяют растения (кислород).
Водная оболочка Земли (гидросфера).
Воздушная оболочка Земли (атмосфера).
Самое большое млекопитающие (синий кит).
Самый холодный материк (Антарктида).
Самый холодный океан (Северный Ледовитый)
Куда зайцу удобнее бежать: с горы или в гору? (В гору, т.к. у зайца передние
ноги короткие, а задние- длинные).
Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
Где у кузнечика ухо? (В голенях передней пары ног.)
Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет.)
Какой зверь считается хозяином тайги? (Медведь.)
Какое хвойное дерево сбрасывает свою хвою на зиму? (Лиственница).
Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы.)
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, 15см).
Умеют ли слоны плавать? (Да, даже под водой).
Растет ли дерево зимой? (Нет, рост приостанавливается.)
Про каких животных говорят: "Из кожи лезут вон"? (О змеях.)
Древесина какого дерева используется в кораблестроении? (Сосна).
Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж.)
Может ли гриб съесть дом? (Да, это домовой гриб, который разрушает
древесину).
- Листья каких растений можно использовать в лесу для заварки чая? (листья
земляники, малины, черники, клюквы)
- Почему растения в лесу не мешают, друг другу расти? (они растут ярусами)
- Как называется начало и конец реки? (исток и устье)
- В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая
часть пресной воды планеты? (озеро Байкал)
2-й конкурс «Лесной доктор»
Просим вас выписать рецепт больному, у вас под рукой нет готовых
таблеток, лекарств, бинтов, но перед вами огромная лесная кладовая, где
лекарства растут прямо на земле и вы должны выбрать те лекарственные
растения, которые помогут больному.
– у больного высокая температура, болит горло и общее недомогание
(ромашка, шиповник, мать-и мачеха, липовый цвет).
– у больного рана от пореза (подорожник).
- у больного сильный кашель (чабрец, мать- и мачеха, щалфей, липа)
3-й конкурс «Продолжи народную пословиц или примету»
В первой колонке начало приметы, а из второй колонки нужно выбрать
конец пословицы или приметы
Земля
Много хлеба
Без хозяина
земля
Заботу любит
Много снега
выше урожай
Больше птиц
круглая сирота
Много воды
Судьба Родины
Срубили кусты
Много травы.
Растение
Прощай, птицы!
Судьба природы
Земли украшение.
Дождливое лето
При любой погоде
Летний день
Зима подбирает
Хороша природа
Год кормит
Лето собирает
Хуже осени
4-й конкурс «Экосистема»
По описанию нужно узнать экосистему.
-Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:
Ваню - земляникой, Танечку – черникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой. (Лес)
-Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и
кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели.(луг)
-Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Я вошел в царство
берез. (роща)
-Речка все медленнее, течение все мельче. Пахнет тиной, квакают лягушки.
Комары летают целыми стаями (болото)
-Вот лес поредел, деревья расступились. Что это блестит впереди? Не конь, а
бежит, не лес, а шумит, журчит. (ручей).
-Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Лес.)
- Ура! Прохлада! После спуска с горы и изнуряющей летней жары хорошо
войти в тенистый лес, здесь можно послушать, как течет горная река, пение
птиц, попить воды из родника. (Ущелье).
5-й конкурс «Природные загадки »
После дождя сосны чернеют, с какой стороны? (с северной)
На какой стороне дерева растут мхи и лишайники? (северной)
Где больше смолы на сосне в жаркую погоду? (на южной)
С какой стороны кора деревьев по цвету темнее? (с северной)
На какой стороне поляны более густая трава? (на северной)
Муравьи устраивают свои жилища у деревьев, пней, с какой стороны? (с
южной)
6-й конкурс «Загадки о природе»
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился.
Шапочкой накрылся. (Гриб)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У ствола грызет кору. (Заяц)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вволю натружусь. (Жук)
Много ее - беда!
Мало ее - беда!
Нужна нам всегда
Больше, чем еда. (Вода.)
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя дала мне
Родная землица. (Земляника.)
7-й конкурс «Народные приметы»
А знаете ли вы народные приметы? Назовите погоду по следующим
признакам:
1. Ласточки летают низко (к дождю)
2. На траве с утра крупная роса ( к хорошей погоде)
3. Безумолчно кукует кукушка (к хорошей погоде)
4. Дым поднимается вверх (к ясной погоде)
5. Закрываются цветы одуванчика (к дождю)
6. Воробьи купаются в пыли ( к дождю)
8-й конкурс «Что лишнее»
На
суше,
в
воде,
в
воздухе,
в
лесу,
везде,
где
только
можно,
произрастают и обитают эти растения и животные. Все они нам знакомы.
Ваша
задача
исключить
из
четырех
понятий
одно,
не
объединенное
с
остальными общими признаками.
- береза, тополь, рябина, калина (калина - кустарник, остальные деревья)
-
земляника,
черника,
брусника,
вороний
глаз
(вороний
глаз
-
ягоды
ядовитые, у остальных съедобные)
- ель, сосна, кедр, лиственница (лиственница сбрасывает на зиму иголки)
-
мошка,
комар,
овод,
шмель
(шмель
-
жалящее
насекомое,
остальные
кровососущие)
- слон, бегемот, бурый медведь, жираф (бурый медведь не живет в Африке)
-
морж, тюлень, синий кит, песец (среда обитания песца – наземно -
воздушная)
9-й конкурс капитанов. «Знаю - называю»
По команде ведущего, капитаны по очереди называют деревья, цветы,
ягоды лесные и грибы, насекомых, млекопитающих, птиц и т.д. Кто первый
останавливается, тот проиграл.
10-й Конкурс «Отгадай по описанию»
Мы умеем хорошо лазить по деревьям. Нас легко можно узнать по
черным полоскам на спине. Предпочитаем хвойные леса. Любим питаться
орехами,
разными
семенами,
грибами
и
ягодами.
Нас
считают
самыми
чистоплотными животными. Кто мы? (Бурундуки)
Мы не пользуемся популярностью среди людей. Они борются с нами,
чтобы нас стало меньше. Хотя мы необходимы природе! Наши личинки
живут в воде. Ими питаются некоторые рыбы. Мы сами – любимое лакомство
многих
птиц!
Особенно
нас
любят
стрекозы.
Вы
догадались,
кто
мы?
(Комары)
У
нас
длинное,
лишенное
ног
туловище,
покрытое
сухой
кожей
с
роговыми чешуйками. Рот устроен так, что мы можем открывать его очень
хорошо и заглатывать целиком добычу. Зубы развиты хорошо и служат для
укуса, но не для жевания. Язык раздвоенный и является важнейшим органом
чувств.
Есть
ноздри
–
мы
хорошо
чувствуем
запахи.
Ушей
нет
совсем,
поэтому мы совершенно глухие. Догадались, кто мы? (Змеи)
11-й Конкурс «Пантомима»
- Изобразите животных:
бодающих бычков;
прыгающих воробьев;
шагающих уток;
плавающих раков
Подведение итогов.
- береза, тополь, рябина, калина
- земляника, черника, брусника, вороний глаз
- ель, сосна, кедр, лиственница
- мошка, комар, овод, шмель
- слон, бегемот, бурый медведь, жираф
- морж, тюлень, синий кит, песец