Автор: Порфирьева Феонила Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новошимкусская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»
Населённый пункт: с. Новые Шимкусы
Наименование материала: Развитие творческих способностей на уроках
Тема: Развитие творческих способностей на уроках
Раздел: начальное образование
Раз
витие творческих способностей на уроках.
Порфирьева Феонила Юрьевна,
учитель начальных классов высшей категории
МБОУ «Новошимкусская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики»
Дети от природы любознательны и полны желания учиться, у каждого есть
способности и таланты. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования,
нужно умное руководство со стороны взрослых. Задача педагога, используя
разнообразные
методы
обучения,
систематически
и
целенаправленно
развивать у детей природные способности и таланты, учить их рассуждать,
гибко подходить к проблемам, не заучивать, а мыслить, самим делать выводы,
получать
изящные
результаты,
красивые
решения,
чтобы
ощутить
удовольствие от обучения.
Я стала думать над тем, как же сделать учение интересным, как развивать
творческие
способности
детей.
И
пришла
к
выводу,
что,
во-первых,
необходимо создать в классе такие условия для каждого ребенка, чтобы ему
не хотелось только учиться, но и мыслить, самостоятельно искать путь к
знаниям.
Начиная с первого класса, я веду в классе специальные занятия
по
развитию творческих способностей, которые, на мой взгляд, способствуют их
реализации. Эти занятия принципиально отличаются от обычных уроков как
по форме и содержанию, так и по целям, стоящим перед учителем и перед
учащимися.
Каковы
основные
цели
урока?
Это
выработать
умения
и
отработать определенные навыки письма, чтения, счета и т.д. Цель занятий
по
развитию
творческих
способностей
—
воспитание
неординарной
личности с нестандартным мышлением. Эти занятия способствуют развитию
у
детей
абстрактного
мышления,
пространственного
воображения,
произвольного внимания. На них развивается логическое мышление, речь
ребенка.
Они
побуждают
детей
к
активности,
самостоятельности,
воспитывают взаимовыручку, коллективизм, уважительное отношение друг к
другу.
Чтобы выполнить задания, которые подбираю к этим занятиям, ученик
должен не только и не столько хорошо знать программный материал, а
главное — уметь делать выводы на основе сравнений, выявлять закономер-
ности, уметь воображать, фантазировать. В основном эти занятия строятся на
основе
развивающих
игр,
упражнений,
занимательных
элементов,
задач,
тестов.
Мною
разработаны
и
апробированы
разнообразные
тесты
по
русскому и родному языку, математике с 1-го по 4-ый класс. На занятиях по
развитию творческих способностей каждый ученик работает в меру своих
сил, поднимаясь на свою, только ему посильную, ступеньку. Все ли задания,
данные
учителем
на
том
или
ином
занятии,
должны
быть
выполнены
учеником? Вовсе нет. Пусть из пяти предложенных мной заданий всеми будет
выполнено
одно
-
два.
Но
важно,
чтобы
все
ученики
думали,
творили,
мыслили, искали нужные пути решения, и у них появился вкус к подобной
работе. То, что не удалось сделать сегодня, будет обязательно выполнено в
следующий раз, потому что каждое предыдущее занятие является как бы
стартовой площадкой для следующего. А самое главное то, что у ребят
появился интерес.
Развитию
творческих
способностей
учащихся
способствует
и
индивидуализация обучения, которой я уделяю большое внимание. Если мы
не найдем правильного тона и верных слов, предлагая слабоуспевающему
ученику задание, наша работа обречена на провал. Предлагая детям разные
задания,
т.е.
индивидуализируя
цели
обучения,
необходимо
указывать
причину, желательно в такой форме: «Володя у нас хочет стать шофером, вот
ему
задача
про
машины»,
«Ты
любишь
животных,
подумай
над
таким
вопросом»,
«У
Кости
не
всё
ладится
безударными,
сделай
вот
это
упражнение», «Катя болела, пропустила уроки, поэтому она будет выполнять
другое задание», «Юра любит трудные вопросы, ему и примеры потруднее».
Цель подобных разъяснений в том, чтобы укрепить уверенность ученика в
своих силах и в достижении успеха в учении.
На развитие творческих способностей учащихся благотворно влияет и
групповая
работа,
которую
я
начинаю
применять
уже
в
1
классе.
Организовать групповую форму работы следует
тщательно. Начинаю с
простого: как сидеть за партой, чтобы не обязательно смотреть на учителя
(как обычно), а на товарища; как соглашаться, а не возражать. Как помогать, а
не просить о помощи. Со временем ввожу в диалог между учениками такие
речевые
вопросы:
"Ты
согласен?",
"Не
возражаешь?",
"Почему
ты
так
думаешь?"
Соединяю детей в группы с учетом их склонностей. Самому слабому
ученику нужен терпеливый и доброжелательный партнер, упрямцу - полезно
было
"поработать"
с
упрямцем.
А
самых
развитых
детей
надолго
не
прикрепляю к слабеньким, так как сильным нужен партнер равной силы.
При
оценке
работы
групп
стараюсь
подчеркивать
и
человеческие
добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость,
приветливость.
Групповая
работа
детей
требует
перестановки
парт.
Для
пар
удобны
обычные ряды. Для работы с тройками, четверками и т.д. парты ставим так,
чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга.
Не требую абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны
обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.
Работая
на
таких
уроках,
мы
с
детьми
выводим
некоторые
правила
совместной работы: дружно обсуждать, радоваться успехам, внимательно
слушать, дополнять ответы, говорить свободно, не таясь.
Организация групповой формы работы требует немало сил и времени.
Поэтому
ее
я
провожу
после
изучения
определенной
темы,
раздела,
на
обобщающем уроке. Провожу и как праздничный урок, пригласив родителей,
учителей, участие которых нужно не только для хорошего настроения, но и
для того, чтобы они были "судьями". Работу начинаю с деления команд по 5-
6 человек. Среди них выбираем командира, чтеца и писаря. Командир должен
организовать всю работу команды. Чтец читает все задания вслух для членов
всей команды (задания на карточках). Писарь пишет командный ответ под
контролем команды (если была дана письменная работа).
Чтобы научить учащихся работать так, потребовалось определенное время.
Ведь детей нужно было научить:
1) работать в группе, т.е. научить слышать другого и самому говорить так,
чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и
приходить
к
общему
решению,
уметь
доброжелательно
высказать
свое
мнение и выслушать мнение товарища;
2) работать с карточками-заданиями, читать и формулировать прочитанное,
ставить вопросы, объяснять, четко формулировать свое понимание, свою
мысль и т.д.
Эти умения вырабатывались не сразу. На первых порах было шумно,
ребятам хотелось сидеть с теми, кто посильнее или со своим другом, не было
у них навыка совместной работы.
Постепенно ученики стали понимать сущность работы в группе. Они стали
работать
тише
и
интенсивнее.
По
мере
работы
стали
выдавать
больше
правильных ответов, доказывать, умело, дополняя ответы своих товарищей.
Занятия
заканчивались
групповыми
обсуждениями
того,
как
проходила
работа. Командиры выступали перед всем классом. В группах рождались
горячие
споры
и
даже
совершались
небольшие
открытия.
Учащимся
не
навязывались готовые рецепты, они сами обсуждали проблемы, искали свои
ответы на вопросы. Рассуждения ребят не замыкались в рамках учебного
материала,
так
как
задания
требовали
использования
дополнительной
литературы.
Таким образом, эти уроки показывают не только хороший уровень усвоения
материала,
но
и
умения
формулировать
свои
мысли,
отстаивать
свою
позицию ("Я думаю...", "Я считаю...", "Я не согласен, потому что..."). Меньше
стало зависти к тем, кто учится на "5"- ведь появилась возможность получить
новые знания от этого ученика. Да и сильные ученики охотнее помогают тем,
кто послабее.
Ученики
стали
преодолевать
свою
собственную
робость.
Те,
кто
на
обычных
уроках
испытывал
страх
и
застенчивость,
теперь
же
свободно
высказывают свое мнение.
Дети любят такие уроки. Вот что говорят они о таких уроках-играх:
"На таких уроках интересно". "Интересно работать в команде". "Учишься сам
и учишь других". "Когда устал, можно отдохнуть".
И действительно, такая методика помогает учителю развивать у детей
самостоятельность, следить за ходом их рассуждений, последовательностью
их действий.
Трудности в такой работе, по сравнению с традиционным преподаванием,
конечно, большие.
Главное - нельзя запрограммировать ход урока. Учитель всегда должен быть
готов к неожиданностям. Нужно уметь предвидеть способы действия ученика
с учебным материалом, искать вместе с детьми истину, а не имитировать этот
совместный процесс.
И самое трудное, на мой взгляд, уйти от стереотипов, выйти из режима
функционирования в своей профессиональной деятельности.
На своих уроках пытаюсь решить вопрос формирования творчески
мыслящих людей, способных принимать нестандартные решения. Сейчас не
вызывает сомнения тот факт, что творчеству можно и нужно учить. Чем
раньше начинается эта работа, тем существеннее и значительнее результат.
Моя деятельность по развитию творческих способностей учеников на
уроках дает положительные результаты. Из года в год учащиеся становятся
призерами
творческих
конкурсов
на
районном,
республиканском
и
всероссийском
уровне;
успешно
выступают
на
научно-практических
конференциях.
И в конце хочу заметить: учителю стоит чаще вспоминать, что он пришел в
школу
преподавать
не
учебные
предметы,
а
решать
проблемы
детей
средствами учебных предметов и другой внепредметной деятельности. Для
меня самая большая радость – когда ребёнок уходит домой с победой, с
хорошим настроением. Ибо успех – самый лучший воспитатель, так как он
даёт ребёнку уверенность в собственных силах и самом себе.