Автор: Церковникова Ольга Олеговна
Должность: педагог эстрадного вокала
Учебное заведение: ГБУДО ДТ "У Вознесенского моста"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Принципы формирования вокального ансамбля
Раздел: дополнительное образование
Принципы формирования вокального ансамбля.
Организация вокального ансамбля и методика работы с ним, в принципе, такая же, как и
методика работы с хором. Но она имеет свою специфику.
Прежде, чем приступить к организации ансамбля, необходимо наметить пути его
создания и решить, какого типа он будет. Для этого нужно изучить требования того
учреждения,
где
создаётся
коллектив
и
всесторонне
ознакомиться
с
местными
условиями.
В практике профессионального и самодеятельного искусства сложились
следующие основные типы ансамблей, отличающихся друг от друга манерой пения и
репертуаром:
а) народный;
б) академический;
в) эстрадный.
Формирование ансамбля начинается с индивидуального прослушивания всех желающих
вступить в коллектив. Целью такого прослушивания является выявление музыкальных,
слуховых,
вокальных,
ритмических
данных
певцов,
их
вокально-сольного,
вокально-
ансамблевого опыта, а также типа голоса и возможности его участия в данном ансамбле.
Все это нацеливает руководителя на выбор будущего репертуара, степень трудности
произведений, которые должны быть по силам данному составу ансамбля.
Говоря о приеме в ансамбль, следует различать начальную организацию первого
приёма,
когда
ансамбль
еще
не
сформирован,
и
организацию приёмов-пополнений.
Нельзя подходить с одинаковыми мерками к певцам, поступающим в уже существующий
ансамбль, и к тем, которые поступают в создаваемый, начинающий ансамбль.
Если ансамбль существует уже немало лет, то прием в него должен быть ЖЕСТЧЕ, т.к.
каждый новый певец должен соответствовать достигнутому исполнительскому уровню
данного
ансамбля.
Основным
ориентиром
для
приема
в
данный
коллектив
должна
служить потенциальная
возможность певца.
Возможно
следует
пригласить
его
на
репетицию ансамбля и проследить его умение владения партитурой
и пением
в
ансамбле
Руководителю следует определить тип голоса певца и степень его годности в свой
ансамбль. Для определения типа голоса лучше прослушать исполнение фрагмента песни.
Это
может
быть
песня,
предложенная
как
самим
певцом,
так
и
руководителем.
Не
обязательно слушать исполнение всей песни, можно прослушать только один куплет, а
потом предложить спеть этот же куплет в разных удобных тональностях, что поможет
певцу почувствовать себя увереннее, и наиболее полно раскрыть свои вокальные данные.
В процессе прослушивания определяются диапазон голоса, переходные ноты и тембр
голоса, которые помогут определить тип голоса. Если голос профессиональный, то у него
должен
быть
примерно
двухоктавный
диапазон.
Каждый
тип
голоса
имеет
свои
переходные ноты, а точнее – переходные зоны (несколько звуков). Таких зон в женских
голосах – две (при переходе от грудного регистра к смешанному, и – от смешанного к
головному регистру), а в мужских голосах – одна (при переходе от грудного звучания к
головному). Тембр голоса у каждого человека индивидуален, и определить голос только
по тембру бывает трудно. У самодеятельного певца диапазон голоса составляет обычно
нону, или ундециму, хотя это всё сугубо индивидуально. Поэтому при прослушивании
нужно выявить зону наиболее естественного, свободного и яркого звучания диапазона.
Например, если певец берет соль большой октавы, то это еще не значит, что у него бас,
или баритон. Важно услышать, как этот звук исполняется, близок ли он природным
голосовым данным певца. У самодеятельных певцов, например, переходные ноты могут
не соответствовать общепринятым данным, указанным для профессиональных певцов,
они могут быть чуть ниже, или чуть выше.
Определение типа голоса
Развитие голоса всегда требует верной диагностики его типа. Поставить верный диагноз -
верно
определить
тип
голоса
вначале
обучения
-
одно
из
условий
правильного
его
формирования. Потому определение типа голоса, в тех случаях, когда в этом имеется
сомнение, является одной из важнейших задач начального периода обучения.
Известно, что в формировании характера голоса играют роль не только конституционные
факторы, но и приспособления, т.е. приобретенные навыки, привычки. Поэтому понять,
что более близко природе данного голоса, а что не свойственно ему, наносно, результат
привычки, далеко не всегда является простой задачей. Когда начинающий певец, копируя
какого-либо любимого артиста, поет несвойственным ему характером голоса, "басит",
"тенорит", "цыганит" и т.п., то чаще всего это легко определить на слух и исправить. В
этом случае естественный, природный характер голоса выявляется со всей очевидностью.
Однако бывают случаи, когда голос звучит естественно, ненапряженно, в основном верно,
и все же характер его остается промежуточным, не выявленным. Здесь важно получить
какие-то данные, позволяющие уточнить диагностику типа голоса.
Пока еще наука не располагает каким-либо единым методом, который позволил бы сразу
и
безошибочно
определить
тот
тип
голоса,
который
естественно
свойствен
данному
человеку. Поэтому определение типа голоса следует вести по ряду признаков. К числу их
нужно
отнести
такие
качества
голоса,
как
тембр,
диапазон,
место
расположения
переходных нот и примарных тонов, способность выдерживания тесситуры, а также'
конституциональные
признаки,
в
частности
анатомо-физиологические
особенности
голосового аппарата, такие, как длина голосовых связок и хронаксия возвратного нерва.
Типичные переходные ноты, также варьирующие у разных певцов:
Тенор - ми-фа-фа-диез - соль первой октавы.
Баритон - ре-ми-бемоль - ми первой октавы.
Бас - ля- си-бемоль -си малой- до-до-диез первой октавы.
Сопрано - ми-фа-фа-диез первой октавы.
Меццо-сопрано до-ре-ре-диез первой октавы.
При комплектовании голосов вокального ансамбля в ряде случаев приходится
отказываться от сильных, ярких, самобытных голосов, так как при наличии большинства
более слабых, обычных голосов, яркий голос также будет выделяться. Однако не следует
ориентироваться только на слабые голоса. Научить вокальный ансамбль петь в единой
манере – основная задача руководителя.
Индивидуальная работа руководителя с участниками ансамбля носит многоплановый
характер.
Во
время
репетиций,
концертов,
студийных
записей,
участники
ансамбля
должны выполнять все указания руководителя, точно следуя установленному режиму
работы.
В
межличностном
общении
приобретается
опыт
эмоционально-творческих
контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу.