Автор: Шеметова Диляра Сабировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ РБ
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Отработка практических умений по уходу за пациентами терапевтического профиля по учебной практике профессионального модуля
Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«УФИМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Отработка практических умений по уходу за
пациентами терапевтического профиля по учебной
практике профессионального модуля (ПМ) 02
Участие в лечебно-диагностическом и
реабилитационных процессах
Междисциплинарный курс (МДК) 02.01
Сестринский уход при нарушениях здоровья
по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
Составитель: Шеметова Д.С., преподаватель ГАПОУ «Уфимский
медицинский колледж»
Уфа 2019г
Формирование
ключевых
компетентностей
предполагает изменение
методов
преподавания, введение и апробацию таких форм работы,
в основе которых лежит
самостоятельность
и
ответственность
за
результаты
самих
студентов.
Это
смещение с односторонней активности преподавателя на самостоятельное учение
студента.
В
связи
с
переходом
на
компетентностно-ориентированное
обучение,
в
целях
формирования общих и профессиональных компетенций, необходимо проведение
занятий по учебной практике в форме деловой игры.
Для интенсификации учебного процесса деловые игры (ДИ) чаще используются на
занятиях по учебной практике.
Это связано с трудностями их подготовки и проведения.
Под
деловой
игрой
понимается
модель
взаимодействия
студентов
в
процессе
достижения целей сестринского ухода при различных заболеваниях. Игра деловая
—
это
форма
деятельности
людей,
имитирующая
те
или
иные
практические
ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования
будущих медсестер.
В ней синтезируются характеристические признаки метода анализа
конкретных ситуаций, игрового проектирования ситуационно- ролевых игр.
ДИ строится на моделировании объекта управления, но для принятия
решений в ней обязательно должны содержаться роли
(должностные и игровые),
процесс проектирования решенной оценки и взаимодействие участников.
О с н о в н ы е
х а р а к т е р и с т и к и
ДИ,
отличающие е
е других
интерактивных обучающих технологий, следующие:
-
моделирование процесса
тактики специалистов по выработке
профессиональных решений;
-
наличие общей цели у всего игрового коллектива;
-
коллективная выработка решений участниками игры;
-
распределение ролей между участниками игры;
-
различие ролевых целей при выработке решений;
-
взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
-
реализация цепочки решений в игровом процессе;
-
многоальтернативность решений;
-
наличие управляемого эмоционального напряжения;
-разветвленная система индивидуального или группового оценивания
деятельности участников игры (поощрение и наказание, оценка принимаемых решений и
проектов их реализации).
В
деловой
игре
моделируемая
управленческая,
или
социально-
психологическая система рассматривается как динамическая, и поэтому для достижения
конечного результата участникам игры нужно построить «цепочку решений». Решения,
принимаемые на основе исходной информации, воздействуют на модель объекта
управления и тем самым влияют на изменение его первичного состояния. Оценивание
результатов, осуществляемое на каждом фрагменте ДИ, поступает в игровой комплекс для
дальнейшего
использования и
влияет
на
следующие
результаты,
достигаемые
участниками.
Интерактивное взаимодействие происходит на всех этапах ДИ, решения
принимаются преимущественно коллективно. Таким образом, именно наличие «цепочки
решений»,
вырабатываемых
в
условиях
внутригруппового
и
межгруппового
взаимодействия, выделяет ДИ как специфическую интерактивную технологию.
Практически в любой ДИ моделируется реальная профессиональная
ситуация, требующая управленческого решения. Кроме того, ДИ имеют такие
составляющие, которые принципиально отличают их от всех других технологий, прежде
всего тем, что они имеют операциональный сценарий или блок-структуру, в которые
заложен
более
или
менее жесткий
алгоритм
«правильности»
и
«не-
правильности» принимаемого решения, т. е. участник игры видит то воздействие,
которое оказали его решения на будущие события. Известно, что при анализе ситуации
или на ролевых играх правильных решений, как правило, быть не может, а существуют
разные варианты и подходы.
Деловые игры можно использовать для создания управленческих и
коммуникативных
обучающих
моделей,
способствующих
лучшему
пониманию
интерактивных
(сотрудничество)
и
перцептивных
(восприятие
и
понимание)
механизмов
взаимодействия
и
коллективного
принятия
решений,
развивающих
метакомпетентности
обучаемых,
что
очень
важно
для
формирования
будущей
медсестры.
В
зависимости
от
целевой
направленности
деловые
игры
могут
различаться по в и д а м :
производственные — ставят целями принятие решений по проблемам
производства, оказание помощи организации в условиях жесткой конкурентной
среды, разработку стратегий выживания в условиях нерентабельности;
исследовательские —
связаны
с
разработкой
новых
концепций,
исследованием проблем и решений гипотетического характера, прогнозированием
последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений;
квалификационные, и л и аттестационные, —
проводятся
для
вы-
явления уровня компетентности, квалификации специалистов;
дидактические (учебные игры)
–
развивают
репродуктивное,
аналитическое и творческое мышление, адаптационные свойства и способности,
профессиональную базовую и метакомпетентности.
Анализ
температуры
по
проблеме
и
конкретных
сценариев
игр
позволил сформулировать те позитивные моменты, которые дает использование ДИ
в процессе обучения и развития:
-
повышается
интерес
к
учебным
занятиям
и
к
тем
проблемам,
которые моделируются и разыгрываются на деловых играх;
- растет познавательность в процессе обучения, характеризующаяся
тем,
что
обучаемые
получают
и
усваивают
большее
количество
информации,
основанной
на
примерах
конкретной
действительности,
что
способствует
приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных решений;
-
изменяется
мотивация
обучаемых
к
освоению
инновационных
знаний;
- растет
самооценка обучаемых, а для тех, у кого в начале игры
самооценка более завышена, она становится более объективной;
- накопленный в процессе деловой игры опыт дает возможность более
правильно
оценивать
возможные
реальные
ситуации
и
использовать
его
в
профессиональной деятельности;
-
участие
ДИ
развивает
инновационное,
ан а л и ти ч е ско е,
экономическое и психологическое мышление обучаемых, в конечном счете влияет
на ментальность участника игры;
-
в
процессе
ДИ
реализуется
системный
подход
к
решению
поставленной проблемы, так как можно проследить ход этого решения от начала до
конца в условиях сжатого времени.
Целевая направленность деловой игры связана с системой мотивации.
Поскольку ДИ, как и любая имитационная игра, по своей природе двупланова, то
структура
и
технология
игры
могут
обеспечивать
реализацию
двоякого
рода
мотивов – реальных и условных, а также игровых и педагогических. В связи с этим
применение деловой игры в учебных целях целесообразно, как показывает опыт,
ставить и педагогические и игровые цели.
Педагогические
цели
могут
включать
основные
параметры
прогностической модели обучения, повышения квалификации или переподготовки
специалистов
к
инновационной
деятельности
и
формулироваться
кратко
в
терминах действия (например: «освоить стратегию сотрудничества», «овладеть
навыками принятия решений», «научиться подстраиваться к сенсорному каналу
партнера» и пр.). Данные цели носят не только педагогические (обучающий), но и
развивающий характер, что позволяет ввести дополнительно исследовательские
цели.
Введение
исследовательского
этапа
в
ДИ
помогает
не
только
конкретизировать объект имитации и посмотреть на него глазами обучаемых , т.е.
учитывать мнения различного контингента играющих, но и главное – творчески
подойти к решению предлагаемой проблемы, осваивая навыки ведения дискуссии и
обосновывания
собственных
утверждений.
Установка
на
исследование
способствует достижению в ДИ значимой цели, а именно: развитию личности
участника игры.
Именно
множество
целей
представляет
в
реальной
практике
использования ДИ наибольшие трудности для преподавателей, разрабатывающих
игру и внедряющих ее в учебный процесс. К таким целям относятся:
- приобретение опыта деловой коммуникации;
- овладение социальными нормами формального взаимодействия;
- формирование положительной установки на внедрение инноваций;
-
корректировка
индивидуального
стиля,
личных
ценностей,
мотивации;
-
развитие
навыков
коллективного
принятия
решений
в
условиях
конструктивного взаимодействия и сотрудничества;
- выявление и развитие лидерского потенциала обучаемого и многое
другое.
Для
реализации
этих
целей
на
всех
этапах
игры
обеспечиваются
объективные условия, и прежде всего с помощью таких конструктивных элементов
ДИ, как нормы и правила, система поощрения и наказания и система экспертного
оценивания
результатов
и
продвижения
вперед.
Эффективным
механизмом
осуществления подобных целей
может служить и обратная связь, процедура
которой так же предусматривается сценарием.
Большое
значение
для
активизации
процесса
обучаемых
имеют
и
чисто
игровые
цели,
которые
ставятся
перед
всеми
играющими.
Это
вполне
реальные и понятные для участников ДИ цели, которые не всегда воспринимаются
как чисто игровые, поскольку тесно связаны с объектом имитации, способствуют
вхождению в игровую роль, создают обстановку (атмосферу) в игре.
Таким образом, применение деловой игры при проведении занятий
способствует формированию общих и профессиональных компетенций и умений.
Литература:
1.Журнал «Специалист» № 2, 2, 2013 г. стр. 29-33
2.Журнал «Специалист» № 9, 9, 2013 г. стр. 23-24.
3.Панфилова А.П.Инновационные педагогические технологии:
Активное
обучение:
учеб.
пособие
для
студ.
учреждений
высш.
проф.
образования,4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»,2013.-192с.
4.Скакун
В.А.
Основы
педагогического
мастерства:
учебное
пособие.
-
М.:
ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.-208с.- (Профессиональное образование)
5.Журнал «Молодой ученый» 4, 2014г. стр. 908-910.