Напоминание

«Имена собственные и нарицательные».


Автор: Варига Марина Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №21"
Населённый пункт: город Норильск Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка по русскому языку
Тема: «Имена собственные и нарицательные».
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка 2 класса.

Учитель: Варига Марина Аркадьевна.

Тема: «Имена собственные и нарицательные».

Тип урока: урок рефлексии (закрепления)

Цель: закрепить

усвоенные

знания

о

собственных

и

нарицательных

именах

существительных,

развивать навык различать имена собственные и нарицательные.

Задачи:

образовательные: закреплять

навык правописания собственных имён существительных», умения

пользоваться

терминами

«имена

собственные»,

«имена

нарицательные»,

закрепить

орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: умение ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у

учащихся

внимания,

наблюдательности,

орфографической

зоркости,

обеспечить

развитие

у

учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, уважительному отношению

друг к другу.

Планируемые предметные результаты:

-

понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные

собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к

взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с

одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность

действий,

планировать

свои

действия,

оценивать

правильность

выполнения

действий

на

уровне

адекватной

ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя,

добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,

полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других,

учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);

уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

(ЛУУД);

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, электронное приложение к учебнику, учебник «Русский язык» 2

класс

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для фронтальной, индивидуальной работы.

1

Ход урока.

I.

Орг момент.

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

«Хочу, потому что могу».

Приемы работы:

добрые пожелания от учителя;

пожелания друг другу;

Что нам пригодится для успешной работы? ПОДУМАЙ!

Девиз: «С малой удачи начинается успех»

Самопроверка готовности к уроку.

(Учитель настраивает детей на работу, проговаривая план урока: будем работать с

частью речи Имя сущ-ое, будем участвовать в играх с заданиями, выполнять

самостоятельную работу).

II.

Актуализация знаний и мотивация обучающихся к учебной деятельности.

Цель этапа: повторение изученного учебного материала, необходимого для

дальнейшей работы на уроке.

Виды работы:

1.

Словарная работа.

Воробей, девочка, деревня, лягушка, Россия, Москва. (диктует слова ученик: Корнев

Кирилл, остальные обучающиеся записывают слова в тетрадях)

Задания:

Поставить ударение словах и подчеркнуть опасные места в словах.

Какой частью речи являются данные слова?

Разделите слова на группы?

Работа в парах, оценивание. Критерии оценивания говорит один ученик.

Проверка!!!

2.

Схема части речи «Имя существительное» (двое учеников работают у доски,

составляют схему части речи).

(обучающиеся работают со схемой, проговаривают, остальные – оценивают их работу)

Вывод: (обучающиеся делают вывод по данной схеме)

- Цель данной работы какова?

III.

Самоопределение к деятельности обучающихся.

Цель этапа: определение темы и цели урока, посторенние проекта ее решения.

1)

На доске появляется табличка!

2

- Прочитайте!

- Что вы заметили?

- Как вы думаете, кто написал эти слова?

- Какие ошибки он допусти? (высказывания обучающихся)

- Как называются слова, в которых допущена ошибка? (Имена существительные

собственные)

- Какие слова относятся к именам собственным? (высказывания обучающихся)

- А как называются другие слова в русском языке, которые не относятся к именам

собственным? (высказывания обучающихся)

2)

Определение темы и цели урока.

- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (высказывания

обучающихся) (на доске фиксируются слова для определения цели: НАУЧИМСЯ…

ПОВТОРИМ…

3)

Построение плана реализации цели:

Будем выполнять упр., находить имена собст. и нариц.

Выполним сам. Работу

Значение, вывод.

IV.

Работа по теме урока.

Цель этапа: закрепить усвоенные знания и умения об именах собственных и

нарицательных.

Методы работы: словесный, практический, наглядный; Технологии: ИКТ, игровая

технология (электронное приложение к учебнику «Русский язык» В.П. Канакина., В.Г.

Горецкий)

1)

Игра «Найди лишнее» (Имена собственные) игра с обезьянкой.

Вывод:

Цель данной игры:

Оцените работу одноклассника:

2) Игра «Незнайка и его друзья». Персонажи из произведений Н.Н.Носова

(игра с мышонком)

Вывод:

Цель данной игры:

3

город норильск

улица хантайская

незнайка

Оцените работу одноклассника:

-

Обращаем внимание на план нашей работы!

3). Самостоятельная работа в учебнике стр. 59, упр.101.

Цель данной работы: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Метод: самоконтроль, самооценка.

V.

Включение в систему знаний и умений.

Цель: проверить как каждый ученик может включиться в систему знаний и умений,

выполнить предложенное задание самостоятельно.

1. Заполните пропуски:

Имена, отчества, фамилии людей – это _____________ имена __________________.

Имена собственные пишутся с __________________________ буквы.

Все остальные имена существительные – это_________________________ имена

________________.

Нарицательные имена существительные пишутся с _________________ буквы.

Клички животных пишутся с _____________буквы - это __________________ имена

существительные.

Названия государств, городов, сёл, улиц, рек, озёр – это_______________ имена

существительные и пишутся с __________________ буквы.

2.

Игра «Нарицательное и собственное» (Игра с мышонком, электронное приложение к

учебнику)

Вывод:

Цель игры:

VI.

Итог урока (тема, цель урока, план работы)

VII.

Рефлексия (смайлики).

- Оцените свою работу на уроке?

- Что у вас получилось лучше всего?

- Что вам было полезным и интересным?

VIII.

Дом задание: стр. 60, упр. 102, повторить правила.

IX.

Оценивание работ обучающихся учителем и детьми.

4



В раздел образования