Автор: Силантьева Татьяна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ООШ №45
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Раздел: дополнительное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Концепция
развития
школы
предполагает
использование
как
старых
традиционных,
так
и
современных форм обучения и воспитания для успешного решения задач реабилитации.
Когда мы говорим о специфике работы в коррекционной школе, то имеем в виду, прежде всего,
коррекцию,
т.е.
исправление
недостатков
умственно
отсталого
ребенка.
Это
своеобразные
педагогические приемы, применение которых позволит так обучать и воспитывать умственно отсталого
ребенка, что он сможет в дальнейшем включиться в трудовую деятельность. Это изыскание таких форм
педагогической работы с учеником, которые в сумме должны в некоторой степени компенсировать
дефект.
Цель и содержание образования – помочь детям стать максимально самостоятельными
На основе сохранных психофизических функций и положительных качеств строить процесс
формирования личности ребенка, нейтрализуя то, что мешает в нем самом и вокруг него, а также
учитывать и признавать его индивидуальные потребности
Педагог должен сформулировать поведенческие навыки, создать положительную атмосферу,
дать
детям
возможность
через
соприкосновение
с
природой,
музыкой,
фольклором
ощущать
собственную принадлежность к миру, обществу, найти путь становления личности.
На основе сохранных психофизических функций и положительных качеств строить процесс
формирования личности ребенка, нейтрализуя то, что мешает в нем самом и вокруг него, а также
учитывать и признавать его индивидуальные потребности и особенности, развивать личность, ее
положительные качества:
- создать сердечные отношения к ребенку, оптимистичное, но и реалистическое отношение ко
всем воспитанникам
- формировать правильное представление о жизни. Дать детям знания о мире, хотя бы в
элементарной форме, о его культурном наследии.
- развивать навыки общения, понимания отношений между детьми и взрослыми, между самими
детьми, что необходимо для установления общего доброжелательного климата.
Дети с нарушением интеллекта, как правило, приходят в школу плохо подготовленными к
учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются,
быстро устают. Можно наблюдать, если наши дети не вовлечены в игру или трудовую деятельность, то
они становятся суетливыми, рассеянными и в таком состоянии легко следуют дурному примеру. В
«бездеятельном» состоянии умственно отсталые дети легко раздражаются, становятся упрямыми и
почти невосприимчивыми к объяснению учителя на уроке.
Правильное чередование различных видов деятельности (учеба, игра, труд, общественно-
полезная
работа)
предупреждает
утомление,
истощение
нервной
системы,
поддерживает
бодрое
настроение, постоянно и последовательно активизирует пассивного, инертного ученика с синдромом
интеллектуального
недоразвития,
уравновешивает
его
состояние,
постоянно
тренирует,
упражняет
здоровые качества.
Выполняя какую-то работу обучающиеся не только тренируют свои мышцы, но и нервные
процессы
коры
головного
мозга.
Постоянная
и
посильная
деятельность,
если
она
правильно
организована, приносит ребятам радость, становится привычной и необходимой.
В
процесс
обучения
включаются
методы,
вызывающие
интерес
к
учению:
использование
познавательных
игр,
создание
занимательных
ситуаций
и
т.п.
Игровые
методы
находят
свое
применение и в старших классах, они часто используются для закрепления пройденного материала.
Очень важную роль в этом играют ситуативные и сюжетно-ролевые игры. Игра является мощным
коррекционным и воспитательным средством, естественно тренирующим здоровые стороны ребенка и
ослабляющим его недостатки.
Занятия должны быть стимулирующими. Иначе говоря, они должны вызывать у обучающихся
интерес,
повышать
его
работоспособность,
формировать
положительную
мотивацию
к
учебе.
Эффективность учебной работы повышается в том случае, если усвоенные в школе знания, умения и
навыки многократно реализуются в разнообразных жизненных ситуациях.
С
развитием
современной
информационной
технологии,
система
«человек
и
компьютер»
быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов,
поэтому
воздействие
человека
с
компьютером
должно
быть
обеспечено
дополнительным
образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как
современное
общество
информации
требует
знаний
работы
с
компьютером.
В
век
всеобщей
компьютеризации
очень
важно
познакомить
детей
с
компьютером,
его
возможностями
и
научить
элементарным способам обращения с ним.
У детей с проблемами в развитии существенно обеднено чувственное познание и восполнить
этот пробел помогает игра. Игра для воспитанника – путь к познанию мира, в котором он живет. Главная
функция игрового занятия с нашими детьми – обучение в действии, и, чем ближе игровая деятельность
обучаемых к реальной жизни, тем выше для них познавательный эффект.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но
и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться
нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, координацию
движений и ориентировку на плоскости. Как и руки, очень большое представительство в коре головного
мозга имеют и глаза. Чем внимательнее человек всматривается в то, над чем он работает, тем больше
пользы его мозгу.
Вот
почему
так
важно
формирование
моторной
координации
и
координации
совместной
деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на
компьютерах.
Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает
ему более высокий социальный статус. Дети активно обсуждают новые компьютерные игры, свои
достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Значительно обогащается словарь, легко и с
удовольствием
овладевают
новой
терминологией.
Всё
это
способствуют
развитию
речи
детей,
значительно повышает уровень производительности и осознанности действий. Но главное состоит в
том, что существенно возрастает самооценка ребенка.
Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на
учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно.
Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к
достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении воспитанников. Кроме того,
практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом,
компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает
волевые
качества,
такие
как,
самостоятельность,
собранность,
сосредоточенность,
усидчивость,
целеустремленность, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем
самым его отношение к окружающему миру.
2