Напоминание

"Подготовка картофеля к посадке"


Автор: Романюк Людмила Александровна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: МКОу "СКО школа-интернат № 14 п.Надвоицы
Населённый пункт: Россия, республика Карелия, Сегежский р-он, п.Надвоицы
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Подготовка картофеля к посадке"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока по сельскохозяйственному труду. 5 класс (школа 8 вида) 29.04.2015
Тема: « Подготовка картофеля к посадке».
Цель: Познакомить учащихся со сроками и способами подготовки картофеля к посадке. Задачи: 1.Способствовать развитию временных представлений. 2.Содействовать развитию способности видения причинно-следственных связей. 3.Способствовать развитию таких мыслительных операций как: сравнение, сопоставление, обобщение. 4.Способствовать развитию устной речи, формированию связи между образом и словесной характеристикой. 5.Способствовать развитию ассоциативного мышления. 6.Способствовать развитию умения формулировать выводы. 7.Способствовать развитию глазомера и тактильных ощущений. Оборудование: 1.Клубни – образцы 7 шт. 2.Картофель, установленный на проращивание в разные сроки: 1, 15, 29 апреля. 3.Картофель, пророщенный в темноте. 4. Картофель, находящийся 29 дней в холодном помещении. 5.Картофель для сортировки 3 ёмкости. 6.Миски с надписями: «на корм», « в отходы», «на посадку», «в пищу»,3 комплекта. 7.На столах: лотки для образца, для исследуемых клубней, фломастеры, салфетки. 8.Оформление: «Условия проращивания картофеля», «тепло», «холод», «свет», «темнота». Слова «да», «нет» по 2 экземпляра. 9.Над доской лента времени. 10. «Сортировка картофеля», «мелкий», «гнилой», «средний и здоровый», «крупный», «на корм», «в отходы», «на посадку», «в пищу». 11.Каждому ученику рисунки с изображением домиков: 12.Рисунок один на класс с изображением 2-х вёдер: 1. Со средними клубнями,2. С крупными клубнями (клубни пронумерованы).
Ход занятия.

I.

Организационный момент.

II.

Повторение пройденного материала.
Учитель. Сегодня мы будем продолжать говорить о картофеле, но прежде, чем приступить к новой теме, давайте вспомним предыдущий материал. Что у меня в руках? (Учитель показывает клубень картофеля). Правильный ответ. Клубень. Учитель. Что мы можем увидеть на клубне? Правильный ответ. Глазки. Учитель. А в глазках что находится?
Правильный ответ. Ростки. Учитель. Где расположены глазки? Правильный ответ. На вершине клубня. Учитель. Что такое пуповина? Правильный ответ. Пуповина это место крепления клубня к кусту. Учитель. Что развивается из ростков. Правильный ответ. С глазков развивается новый куст.
III

. Изучение нового материала.
Учитель. Тема урока: «Подготовка картофеля к посадке». Давайте выясним, как должен выглядеть клубень пригодный к посадке. У меня в руках как раз такой клубень. Опишите его пожалуйста. Я вам помогу. По размеру – большой или маленький? Правильный ответ. Средний. Учитель. С ростками или без? Правильный ответ. С ростками. Учитель. Ростки длинные или короткие? Правильный ответ. Короткие. Учитель. Ростки, какого цвета? Правильный ответ. Зелёные. Учитель. На клубне есть какие-нибудь наросты, пятна или он чистый. Правильный ответ. Клубень чистый. Учитель. Значит, клубень пригодный к посадке должен быть среднего размера с короткими зелёными ростками, без пятен и наростов. Красивый клубень? Дети. Да. Учитель. Назовём его «клубень-царь», наденем на него корону и посадим на трон. У вас на столах есть такие же клубни, внимательно рассмотрите их и оденьте на них коронки. Это у нас будет образец. Учитель. А теперь давайте определим сроки проращивания клубней. Мы с вами заложили три опыта: установили на проращивание клубни 1 апреля, 14 и 20 апреля. Давайте посмотрим на клубни, которые мы начали проращивать 20 апреля. Учитель раздаёт клубни. Учитель. Для начала по ленте времени сосчитаем, сколько прошло дней. Дети вместе с учителем считают. Правильный ответ. 10 дней. Учитель. Напишите на этом клубне цифру 10 и сравните его с образцом. Чем он отличается? Правильный ответ. На нём нет ростков. Учитель. Значит 10 дней нам не подходит. Давайте посмотрим на клубень который мы начали проращивать 14 апреля. Учитель раздаёт клубни. Учитель. Для начала по ленте времени сосчитаем, сколько прошло дней. Дети вместе с учителем считают. Правильный ответ. 14 дней или 2 недели. Учитель. Напишите на этом клубне цифру 14 и сравните его с образцом. Чем он отличается? Правильный ответ. На нём ростки очень маленькие.
Учитель. Значит, срок 2 недели нам не подходит. Давайте посмотрим на клубень, который мы начали проращивать 1 апреля. Учитель раздаёт клубни. Учитель. Для начала по ленте времени сосчитаем, сколько прошло дней. Дети вместе с учителем считают. Правильный ответ. 30 дней. Учитель. Напишите на этом клубне цифру 30 и сравните его с образцом. Правильный ответ. Он такой же, как образец. Учитель. Значит, срок 30 дней нам подходит. Какой мы делаем вывод? Учитель предлагает вариант вывода:
Картофель

необходимо

начинать проращивать за 2 недели, за месяц до посадки.
Скажите, какие из выделенных слов надо убрать, а какие оставить. Правильный ответ. Убираем слова «2 недели», оставляем слова «за месяц». Учитель заклеивает ненужные слова и вывешивает вывод на доску.
Вывод1. Картофель надо начинать проращивать за месяц до посадки
. Учитель. Прочитайте, пожалуйста, вывод и попробуйте его повторить про себя, закрыв глаза. Учитель. Просит повторить вывод одного из учеников вслух. Учитель. А теперь поговорим об условиях проращивания. Наш образец проращивался возле окна, а там чего много? Правильный ответ. Света. Учитель. Помните, мы положили месяц назад клубни в тёмный шкаф. Давайте посмотрим, что с ними произошло. Учитель достаёт из шкафа и раздаёт клубни. Учитель. Напишите на клубнях букву «Т» «темно» и сравните этот клубень с образцом. Чем он отличается? Правильный ответ. У клубня из шкафа ростки белые, тонкие и длинные. Учитель. Тонкие и длинные ростки обламываются при посадке. А из клубней с белыми ростками развивается слабый куст, который будет болеть. Подойдёт ли нам такой клубень? Правильный ответ. Нет. Учитель. Значит, нам темнота подходит? Правильный ответ. Нет. Учитель. Возьмём следующее условие. Образец проращивался в мастерской, а у нас здесь тепло или холодно. Правильный ответ. Тепло. Учитель. А я вам принесла клубни, которые пролежали 30 дней в погребе где температура около 0°, т.е. холодно. Учитель раздаёт клубни.
Учитель. Напишите на этом клубне букву «Х» ,«холод» и сравните его с образцом. Чем они отличаются? Правильный ответ. У клубня из погреба нет ростков. Учитель. Значит, нам холод подходит или нет? Правильный ответ. Холод не подходит. Учитель. Давайте немного закрепим пройденное. Учитель закрепляет на доске заголовок «Условия проращивания картофеля» и под ним в столбик 4 слова: тепло, холод, темнота, свет. Учитель. У меня здесь 4 условия проращивания. Я предлагаю вам слова «да» и «нет». Разместите «да» рядом с условием, которое подходит для проращивания и «нет» рядом с условиями, которые не подходят. Дети размещают слова. Учитель. Давайте уберём условия, которые не подходят и оставим условия, которые подходят для проращивания картофеля. Что осталось? Правильный ответ. Свет и тепло. Учитель. Какой делаем вывод? Учитель предлагает вариант вывода:
Вывод

2.

Картофель

необходимо проращивать в тепле и на свету.
Прочитайте, пожалуйста, вывод и попробуйте повторить его про себя, закрыв глаза. Учитель просит повторить вывод одного из учеников вслух. Учитель. Как вы думаете, где мы можем проращивать картофель, чтобы было тепло и светло. Вариант ответа. В квартире. Учитель. Во-первых, в квартире картофель займёт много места, во-вторых, это не гигиенично и не эстетично. Наверное, больше подойдёт дача. У вас на столах нарисовано 4 домика, ( 1-ый домик без окна и трубы; 2-ой - с окном, но без трубы; 3- ий – с трубой, но без окна; 4-ый с трубой и окном)посмотрите на них внимательно и выберите под какой цифрой домик подойдёт для проращивания картофеля? Правильный ответ. Домик под номером 4. Учитель. Почему? Правильный ответ. Потому, что у этого домика есть печь, а значит, будет тепло, и есть окно, т.е. будет светло. Учитель. Клубни насыпаются вот в такие ящики (демонстрирует ящики), в два слоя. Ящики устанавливаются на полу. Учитель. А теперь давайте немного отвлечёмся и отдохнём. Встаньте. Я буду вам показывать инвентарь, а вы хором будете его называть и показывать правильное движение при работе с ним. Физкультминутка. Учитель. Перед тем как картофель поднимать на проращивание, его надо перебрать и выбрать те клубни, которые нам подходят. Давайте посмотрим, какие клубни нам подойдут. Учитель показывает мелкий клубень. Учитель. Если нам попадётся такой клубень, мы его выбросим? Правильный ответ. Отдадим на корм скоту.
Учитель показывает гнилой клубень. Учитель. А с таким, что будем делать? Правильный ответ. Выбросим. Учитель показывает средний клубень. Учитель. А такой клубень нам подойдёт для посадки? Правильный ответ. Да. Учитель. Но обратите внимание, что клубень должен быть не только среднего размера, но ещё и без пятен и наростов, т.е. здоровый клубень. Учитель показывает крупный клубень. Учитель. А с таким, что будем делать? Можно его посадить? Вариант ответа. Можно. Учитель. Правильно, можно. Но, почему-то этого никто не делает. Давайте попробуем разобраться, в чём тут дело. Учитель демонстрирует рисунок с двумя вёдрами, заполненными картофелем. В одном ведре крупный картофель, в другом среднего размера. Клубни пронумерованы. В первом ведре максимальная цифра 10, в другом 20. Учитель. Попробуйте сосчитать, сколько клубней в каком ведре? Правильный ответ. В первом ведре 10, во втором 20. Учитель. Значит, из ведра картофеля со средними клубнями вырастет 20 кустов, а из ведра с крупными клубнями всего 10. Какими клубнями выгоднее садить картофель? Правильный ответ. Выгоднее садить средними клубнями. Учитель. А крупные клубни куда денем? Правильный ответ. Съедим. Учитель. Такой процесс, когда мы что-то одно целое разбираем на группы называется сортировкой. Учитель вывешивает заголовок: «Сортировка картофеля» и под ним в столбик названия 4-х фракций: мелкий, крупный, гнилой, средний без наростов и пятен. Учитель. Обратите внимание, как пишется слово «сортировка», перед буквой «к» слышится «ф», а пишется «в». Учитель. Я вывесила перед вами названия групп картофеля и у меня есть карточки со словами: «на корм», «на еду», «в отходы», «на посадку». Выйдите к доске и подберите нужные слова к нужным группам. Один ученик выполняет задание. Обсуждение со всем классом. Учитель. Какой мы сделаем вывод? Учитель предлагает вариант вывода:
Вывод3.

На посадку выбирают клубни

среднего размера без наростов и пятен.
Прочитайте вывод и попробуйте повторить про себя, закрыв глаза. Затем учитель просит повторить вывод одного из учеников вслух. Учитель. А теперь вы попробуете сами выполнить небольшую практическую работу. Работать будете парами. На каждом столе у вас есть таз с
картофелем, который вы должны будете разобрать на четыре группы по мискам. На мисках есть надписи: «на корм», «на еду», «в отходы», «на посадку». Дети выполняют практическую работу. Учитель. А теперь поменяйтесь партами и проверьте работу у соседей. Дети проводят проверку. Подводятся итоги практической работы вместе с учителем.
III.

Закрепление.
Вопросы: 1) Назовите мне сроки проращивания картофеля? Ожидаемый ответ. 30 дней. 2) В каких условиях проращивают клубни? Ожидаемый ответ. В тепле и на свету. 3) Какие клубни выбирают для проращивания? Ожидаемый ответ. Выбираем клубни среднего размера, без пятен и наростов. В конце урока учитель вместо оценок вручает медали: «самому активному», «самому сообразительному», «самому смелому», «самому молчаливому», «самому догадливому».


В раздел образования