Автор: Яковлева Анна Викторовна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1256 имени Героя Советского Союза И. С. Полбина
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектная деятельность как метод взаимодействия семьи и детского сада
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность как метод взаимодействия
семьи и детского сада
В
соответствии
с Федеральным
законом
«Об
образовании
в
Российской
Федерации» № 273-ФЗ одной из основных задач, стоящих перед детским садом,
является
«взаимодействие
с
семьей
для
обеспечения
полноценного
развития
личности
ребенка».
В
Законе
предусмотрено,
что
в
решении
сложных,
многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования,
эксклюзивная роль принадлежит семье.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-
ФЗ,
в
главе
4,
статье
44 впервые
определены
права,
обязанности
и
ответственность родителей за образование ребёнка.
Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС –
повышение
ответственности
родителей
за
воспитание
детей,
углубленное
взаимодействие между семьей и ДОУ.
Влияние
на
ребёнка
семейного
воспитания
настолько
сильно,
что
без
поддержки родителей способно значительно снизить любые наши педагогические
усилия.
Именно поэтому мы используем в своей работе одну из эффективных форм
взаимодействия
с
семьей
- индивидуальные
исследовательские
детско-
родительские проекты.
Их задачами являются:
расширение представлений детей об окружающем мире;
ф о рм и р о ва н и е
и н т е р е с а
и
с и м п ат и и к
о б ъ е к т а м
п р и р о д ы ,
природным явлениям;
поддержание и удовлетворение детской любознательности;
формирование умения находить удивительное в привычном;
ознакомление
с
простейшими
приемами
организации
наблюдения,
экспериментирования, выявления причинно-следственных связей;
Это особенно важно сейчас потому, что в условиях быстро меняющейся жизни
от ребенка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение
добывать
эти
знания
самому,
оперировать
ими,
мыслить
самостоятельно
и
творчески, то есть владеть универсальными учебными действиями.
Исследовательский проект носит индивидуальный характер и способствует
вовлечению ближайшего окружения ребёнка (родителей, братьев и сестёр и т. д.) в
сферу его интересов. Он длится столько дней, сколько:
- у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;
- взрослым удается поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной
темы.
Внедрение этой формы работы проходила у нас поэтапно:
Первый этап – создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно
приходит к формулировке исследовательской задачи.
Идея реализации индивидуальных детско-родительских проектов возникла у
нас после проведения интервью с детьми подготовительной к школе группы «Кто
такие исследователи?». На заключительный вопрос «А что вы хотели бы изучить,
как исследователи?» мы получили самые разнообразные ответы: кто-то захотел
узнать всё и о черепахах, кто-то о пчёлах, кого-то заинтересовали цветы, которые
растут без корней, и даже на вопрос - почему в дождливую погоду так часто
можно видеть червяков под ногами - дети захотели найти ответ.
В
основе
любого
проекта
лежит
проблема,
которую
создал
ребёнок.
Мы
определили
тему
проектов
в
зависимости
от
интересов
детей,
выявили
её
актуальность:
«Что
мы
знаем?»,
«Что
мы
хотим
узнать?».
Вместе
с
детьми
составили план действий по достижению цели:
К кому обратимся за помощью
В каких источниках можно найти информацию
Что мы можем получить в результате поиска.
Приступая к работе, дети имели некоторые стартовые знания, умения. Готовые
новые знания для детей в ходе проекта мы давали, но в очень незначительном
объёме и только в момент его востребованности ребёнком. В остальных случаях
мы
наталкивали
детей
на
путь
самоизучения
материала
(опираясь
на
энциклопедии,
книги,
ответы
взрослых
и
т.д.).
Мы
не
объясняли
и
не
демонстрировали детям правильный способ действия, которым они могли бы
овладеть
путём
прямого
подражания.
Не
порицали
детей
за
сделанные
ими
ошибки.
Второй этап – связан с информированием родителей
.
На информационном
стенде для родителей размещалась информация, отражающая текущие события в
группе,
рекомендации,
пути
оказания
помощи
ребёнку
при
проведении
исследования по определённому проекту.
Родители подключились
к этой работе с удовольствием. Совместный сбор
материалов,
изготовление
плакатов,
схем
и
моделей,
создание
презентации
вовлекало их в воспитательно-образовательный процесс, раскрывало творческие
способности их детей. Родители становились непосредственными участниками
образовательного процесса, обогащали свой педагогический опыт, испытывали
чувство
сопричастности
и
удовлетворения
от
своих
успехов
и
достижений
ребенка.
В ходе работы
в
помощь
родителям
нами проводились дни вопросов и
ответов по проектной деятельности, беседы и консультации, оформлялись папки
передвижки по теме.
На третьем этапе дети оформляли свои проекты. Мы все некоторое время как
бы проживали тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов
на
вопросы,
чтение
энциклопедий
и
познавательной
литературы,
просмотр
познавательных
видеофильмов,
рассматривание
иллюстраций
и
фотографий,
опыты и эксперименты, продуктивную деятельность.
Родители помогали ребёнку оформить результаты всей этой работы в форме
презентаций, альбомов, схем и моделей. Они помогали, но организатором проекта
был он сам.
На
четвертом
этапе –
проходила
защита
проекта.
Ребенок
вместе
с
родителями «подавал заявку на защиту проекта», то есть сообщал воспитателю,
что они готовы поделиться с детьми группы своими новыми знаниями.
Так были созданы индивидуальные детско-родительские исследовательские
проекты на самую разнообразную тематику под общим названием «Хочу всё
знать».
Результаты своего первого исследовательского опыта юные исследователи
представили
на
конференции
детско-родительских
проектов,
организованной
нами в комплексе школы. Зрителями были педагоги ДОУ, дети, а так же родители
участников. Они смогли увидеть результат своего труда воочию. Восторг, радость,
гордость за своего ребенка переполняли их.
Задачи конференции – создание условий для самореализации детей, для
научного
общения,
развития
навыков
публичного
выступления
–
были
выполнены.
После
каждой
презентации
дети
задавали
много
вопросов,
а
юные
исследователи старались ответить на них. А вопросы были самые разнообразные:
А если в улей залетают другие насекомые, что пчёлы делают?
А пчёлы кусают тех, кто за ними ухаживает?
А кит может проглотить корабль?
А почему говорят «реветь белугой», а кит – белуха?
А кашалот-это кто? А как его узнать?
Как черви передвигаются в земле?
А что зимой делают черви?
А в нашем городе есть такой транспорт, который не загрязняет воздух?
А животные чувствуют чистый воздух или нет?
А морские черепахи тоже медлительные?
А черепахи везде живут?
А черепахам больно, если они панцирь повредят?
А уши есть у черепахи?
В заключение все юные исследователи были награждены грамотами.
Мы пришли к выводу, что детско-родительские проекты объединяют детей,
родителей и педагогов общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями,
способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Часто мы перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им
отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и
творчества.
Считаем, что детям нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя.
Такую возможность предоставляет технология проектирования, обеспечивающая
каждому ребенку признание его важности и необходимости в детском коллективе.
Мы
убедились,
что
реализация детско-родительских
проектов помогает
сплотить семьи, даёт возможность им осознать их необходимость и важность для
ребёнка
в
дошкольном
возрасте,
благодаря
которым
дети
начинают
ориентироваться
в
окружающем
мире.
Особое
значение
имеет
и
совместная
деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности
дошкольников в новых знаниях, впечатлениях, в общении со взрослыми, она
способствует
воспитанию
любознательного,
самостоятельного,
успешного
ребенка.
Немаловажно
и
то,
что использование
метода
проектов
в
работе
с
дошкольниками помогает активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в
проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад
в общее дело, радуется своим успехам.
Реализуя
метод
проектов,
мы
воспитываем
самостоятельную
и
ответственную
личность,
развиваем
умственные
и
творческие
способности
ребенка.
Семейные
исследовательские
проекты
расширяют
кругозор
детей
и
взрослых,
наполняют
их
творческой
энергией,
помогают
выстроить
взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада.