Напоминание

Проектная деятельность как метод взаимодействия семьи и детского сада


Автор: Яковлева Анна Викторовна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1256 имени Героя Советского Союза И. С. Полбина
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектная деятельность как метод взаимодействия семьи и детского сада
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектная деятельность как метод взаимодействия

семьи и детского сада

В

соответствии

с Федеральным

законом

«Об

образовании

в

Российской

Федерации» № 273-ФЗ одной из основных задач, стоящих перед детским садом,

является

«взаимодействие

с

семьей

для

обеспечения

полноценного

развития

личности

ребенка».

В

Законе

предусмотрено,

что

в

решении

сложных,

многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования,

эксклюзивная роль принадлежит семье.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-

ФЗ,

в

главе

4,

статье

44 впервые

определены

права,

обязанности

и

ответственность родителей за образование ребёнка.

Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС –

повышение

ответственности

родителей

за

воспитание

детей,

углубленное

взаимодействие между семьей и ДОУ.

Влияние

на

ребёнка

семейного

воспитания

настолько

сильно,

что

без

поддержки родителей способно значительно снизить любые наши педагогические

усилия.

Именно поэтому мы используем в своей работе одну из эффективных форм

взаимодействия

с

семьей

- индивидуальные

исследовательские

детско-

родительские проекты.

Их задачами являются:

расширение представлений детей об окружающем мире;

ф о рм и р о ва н и е

и н т е р е с а

и

с и м п ат и и к

о б ъ е к т а м

п р и р о д ы ,

природным явлениям;

поддержание и удовлетворение детской любознательности;

формирование умения находить удивительное в привычном;

ознакомление

с

простейшими

приемами

организации

наблюдения,

экспериментирования, выявления причинно-следственных связей;

Это особенно важно сейчас потому, что в условиях быстро меняющейся жизни

от ребенка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение

добывать

эти

знания

самому,

оперировать

ими,

мыслить

самостоятельно

и

творчески, то есть владеть универсальными учебными действиями.

Исследовательский проект носит индивидуальный характер и способствует

вовлечению ближайшего окружения ребёнка (родителей, братьев и сестёр и т. д.) в

сферу его интересов. Он длится столько дней, сколько:

- у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;

- взрослым удается поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной

темы.

Внедрение этой формы работы проходила у нас поэтапно:

Первый этап – создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно

приходит к формулировке исследовательской задачи.

Идея реализации индивидуальных детско-родительских проектов возникла у

нас после проведения интервью с детьми подготовительной к школе группы «Кто

такие исследователи?». На заключительный вопрос «А что вы хотели бы изучить,

как исследователи?» мы получили самые разнообразные ответы: кто-то захотел

узнать всё и о черепахах, кто-то о пчёлах, кого-то заинтересовали цветы, которые

растут без корней, и даже на вопрос - почему в дождливую погоду так часто

можно видеть червяков под ногами - дети захотели найти ответ.

В

основе

любого

проекта

лежит

проблема,

которую

создал

ребёнок.

Мы

определили

тему

проектов

в

зависимости

от

интересов

детей,

выявили

её

актуальность:

«Что

мы

знаем?»,

«Что

мы

хотим

узнать?».

Вместе

с

детьми

составили план действий по достижению цели:

К кому обратимся за помощью

В каких источниках можно найти информацию

Что мы можем получить в результате поиска.

Приступая к работе, дети имели некоторые стартовые знания, умения. Готовые

новые знания для детей в ходе проекта мы давали, но в очень незначительном

объёме и только в момент его востребованности ребёнком. В остальных случаях

мы

наталкивали

детей

на

путь

самоизучения

материала

(опираясь

на

энциклопедии,

книги,

ответы

взрослых

и

т.д.).

Мы

не

объясняли

и

не

демонстрировали детям правильный способ действия, которым они могли бы

овладеть

путём

прямого

подражания.

Не

порицали

детей

за

сделанные

ими

ошибки.

Второй этап – связан с информированием родителей

.

На информационном

стенде для родителей размещалась информация, отражающая текущие события в

группе,

рекомендации,

пути

оказания

помощи

ребёнку

при

проведении

исследования по определённому проекту.

Родители подключились

к этой работе с удовольствием. Совместный сбор

материалов,

изготовление

плакатов,

схем

и

моделей,

создание

презентации

вовлекало их в воспитательно-образовательный процесс, раскрывало творческие

способности их детей. Родители становились непосредственными участниками

образовательного процесса, обогащали свой педагогический опыт, испытывали

чувство

сопричастности

и

удовлетворения

от

своих

успехов

и

достижений

ребенка.

В ходе работы

в

помощь

родителям

нами проводились дни вопросов и

ответов по проектной деятельности, беседы и консультации, оформлялись папки

передвижки по теме.

На третьем этапе дети оформляли свои проекты. Мы все некоторое время как

бы проживали тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов

на

вопросы,

чтение

энциклопедий

и

познавательной

литературы,

просмотр

познавательных

видеофильмов,

рассматривание

иллюстраций

и

фотографий,

опыты и эксперименты, продуктивную деятельность.

Родители помогали ребёнку оформить результаты всей этой работы в форме

презентаций, альбомов, схем и моделей. Они помогали, но организатором проекта

был он сам.

На

четвертом

этапе –

проходила

защита

проекта.

Ребенок

вместе

с

родителями «подавал заявку на защиту проекта», то есть сообщал воспитателю,

что они готовы поделиться с детьми группы своими новыми знаниями.

Так были созданы индивидуальные детско-родительские исследовательские

проекты на самую разнообразную тематику под общим названием «Хочу всё

знать».

Результаты своего первого исследовательского опыта юные исследователи

представили

на

конференции

детско-родительских

проектов,

организованной

нами в комплексе школы. Зрителями были педагоги ДОУ, дети, а так же родители

участников. Они смогли увидеть результат своего труда воочию. Восторг, радость,

гордость за своего ребенка переполняли их.

Задачи конференции – создание условий для самореализации детей, для

научного

общения,

развития

навыков

публичного

выступления

были

выполнены.

После

каждой

презентации

дети

задавали

много

вопросов,

а

юные

исследователи старались ответить на них. А вопросы были самые разнообразные:

А если в улей залетают другие насекомые, что пчёлы делают?

А пчёлы кусают тех, кто за ними ухаживает?

А кит может проглотить корабль?

А почему говорят «реветь белугой», а кит – белуха?

А кашалот-это кто? А как его узнать?

Как черви передвигаются в земле?

А что зимой делают черви?

А в нашем городе есть такой транспорт, который не загрязняет воздух?

А животные чувствуют чистый воздух или нет?

А морские черепахи тоже медлительные?

А черепахи везде живут?

А черепахам больно, если они панцирь повредят?

А уши есть у черепахи?

В заключение все юные исследователи были награждены грамотами.

Мы пришли к выводу, что детско-родительские проекты объединяют детей,

родителей и педагогов общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями,

способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Часто мы перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им

отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и

творчества.

Считаем, что детям нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя.

Такую возможность предоставляет технология проектирования, обеспечивающая

каждому ребенку признание его важности и необходимости в детском коллективе.

Мы

убедились,

что

реализация детско-родительских

проектов помогает

сплотить семьи, даёт возможность им осознать их необходимость и важность для

ребёнка

в

дошкольном

возрасте,

благодаря

которым

дети

начинают

ориентироваться

в

окружающем

мире.

Особое

значение

имеет

и

совместная

деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности

дошкольников в новых знаниях, впечатлениях, в общении со взрослыми, она

способствует

воспитанию

любознательного,

самостоятельного,

успешного

ребенка.

Немаловажно

и

то,

что использование

метода

проектов

в

работе

с

дошкольниками помогает активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в

проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад

в общее дело, радуется своим успехам.

Реализуя

метод

проектов,

мы

воспитываем

самостоятельную

и

ответственную

личность,

развиваем

умственные

и

творческие

способности

ребенка.

Семейные

исследовательские

проекты

расширяют

кругозор

детей

и

взрослых,

наполняют

их

творческой

энергией,

помогают

выстроить

взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада.



В раздел образования