Напоминание

КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Автор: Самарина Оксана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ" № 11
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел: начальное образование





Назад




КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНАЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Самарина О.В.,

учитель начальных классов

Актуальность

разработки

новой

модели

контроля

и

оценивания

учебных

достижений

младших

школьников

определяется

многими

причинами.

Так,

например,

изменения

в

содержании

современного

образования

привели

к

переносу

акцента

в

задачах

педагогической

деятельности. Традиционная система образования ставила перед собой цель –

формирование

предметных

знаний,

умений,

навыков.

Инновационное

образование

формирование

обще

учебных

умений,

развитие

умений

самостоятельно

осуществлять

учебные

действия.

Это

повлекло

за

собой

изменение

подходов

к

системе

оценивания

учебных

достижений.

Традиционная

система

образования

«отметочная»,

выполняет

функцию

внешнего контроля обучения со стороны учителя, не предполагает оценку

учеником собственных действий, сопоставления его внутренней оценки с

внешней (оценки учителя и других учеников).

Я

решила

поделиться

опытом

работы

по

развитию

контрольно-

оценочной самостоятельности обучающихся на уровне технологии модели

оценивания.

Контролировать следует не отдельные знания, а умения пользоваться

этими знаниями на практике, в жизненных ситуациях.

Как эта задача решается на уроке:

учитель мотивирует к предстоящей деятельности;

создается готовность к предстоящей деятельности. Постановка целей.

Формирование

сознательного

отношения

к

самостоятельному

осуществлению деятельности;

актуализация знаний, включение проблемного вопроса;

развитие умения планировать предстоящую деятельность;

предложение учащимся самим проверить правильность полученных

результатов, самим исправить ошибки.

побуждение к выявлению практической значимости деятельности на

уроке.

Ребенок, приходя из детского сада, ожидает от школы чего-то нового,

необычного. Конечно, каждый ребенок и его родители, надеются, что в школе

он

будет

успешным.

Дети,

впервые

переступившие

порог

школы,

как

правило,

имеют

завышенную

самооценку.

В

школе

в

процессе

обучения

самооценка

должна

стать

не

только

положительной,

но

и

адекватной.

Поэтому задача учителя – помочь ребенку научиться адекватно оценивать

свои возможности.

Для этого необходимо помочь каждому ученику научиться видеть в себе

положительные и отрицательные стороны.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она

позволяет

человеку

делать

активный

выбор

в

самых

разнообразных

жизненных

ситуациях,

определяет

уровень

его

стремлений

и

ценностей,

характер его отношений с окружающими. Поэтому одним из самых важных

умений

самостоятельной

личности,

которую

мы

воспитываем

сегодня,

является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих

сил.

Сензитивным

периодом

для

становления

самооценки,

как

особого

компонента самосознания, является младший школьный возраст, поэтому

представляется

необходимым

начинать

формирование

объективной

самооценки именно в этом возрасте.

Формировать

самооценку

младшего

школьник

помогает

дневник

«Личный еженедельник первоклассника», предназначенный для учащихся

ОС «Школа 2100». Он сочетает в себе элементы традиционного дневника

школьника

и

«

взрослого»

еженедельника,

а

также

дает

возможность

развивать

у

первоклассников

организационные

умения

и

умения

самоконтроля

и

самооценки, а учителям и родителям позволяет принять участие в этом

процессе.

Данный дневник предлагает ребенку оценивать собственные успехи,

свое отношение к урокам, к школьному дню в целом, способствует созданию

психологического комфорта, повышению удовлетворенности от деятельности

на уроке. Делать это можно с помощью условных обозначений прямо в

дневнике: в конце урока напротив каждого предмета нужно закрасить пустой

круг определенным цветом (цвет зависит от проделанной работы на уроке).

Дети называют эти круги «смайликами» или «светофором». Зеленый смайлик

с улыбкой – значит все получилось, все хорошо; желтый – получилось, но не

все; красный – сегодня пока не получилось, но я буду стараться. Разного

размера

и

цвета

они

несут

единую

смысловую

нагрузку

радости,

удовлетворения

от

проделанной

работы

или

общения

с

учителем

и

одноклассниками.

На

протяжении

всего

учебного

года

целесообразно

проводить

упражнения-тренинги,

направленные

на

формирование

адекватной

самооценки и рефлексии. Вот некоторые из них.

Выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях и прописи),

когда

ребенку

предлагается

оценить

результат

своего

труда,

например,

написания новой буквы. В конце страницы нарисовать круг и раскрасить его

тем цветом или символом, который скажет, как вы оценили свою работу.

Научить

детей

оценивать

объективно

свои

знания

невозможно,

не

научив

их

объективно

оценивать

знания

своих

одноклассников.

Для

успешного оценивания детей можно ставить в роль учителя, для этого можно

просто поменяться тетрадями, прописями, чтобы оценить работу на уроке

своего соседа.

Внешнее выражение уровня самоконтроля и самооценки представлено

в таблице «Мои достижения» по предметам. Символами дети отмечают: - я

умею,

могу

двигаться

дальше,

я

понял

материал

урока;

-

этот

способ

деятельности мною еще не освоен, я не могу двигаться дальше, не все

понятно, есть ошибки, нужна помощь; - не могу самостоятельно двигаться

дальше, не понял материал, требуется помощь.

Выполнение самооценки на различных этапах урока. Прежде чем дети

приступят

к

выполнению

данного

задания,

можно

попросить

ученика

спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием, и свое

предположение зафиксировать на «дорожке успеха». После выполнения и

проведения проверки такого вида работы дети снова обращаются к «дорожке

успеха» и определяют этап на этой дорожке, который и будет адекватной

самооценкой. Возможны три варианта такого самооценивания:

ребенок оценивает себя до выполнения работы, а затем соглашается

или не соглашается сам с собой после его выполнения;

ребенок оценивает себя до выполнения задания, а затем еще раз – после

учительской проверки. Причем, замечено, что дети не скрывают своего

незнания, неумения. Это позволяет им по-новому взглянуть на свои

способности, на свое старание или отсутствие его, а прогностическая

самооценка

является

«точкой

роста»

самой

способности

младших

школьников оцениванию себя;

в конце недели каждый ребенок рисует свое «дерево настроения» или

«цветок

настроения»,

в

котором

отражается

его

эмоциональный

и

психологический настрой и комфорт на этой учебной неделе.

Предлагаемые способы оценивания позволяют:

ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в

знаниях;

определив

свое

незнание,

он

имеет

возможность

улучшить свою работу, добиться успеха.

учителю: не только выявить определенный результат в знаниях и

умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого

навыка,

обеспечивая

целенаправленную

и

своевременную

коррекцию.

родителям:

своевременно

помочь

своему

ребенку

исправить

положение.

Как провести исследование самооценки младшего школьника?

Существует ряд методик: С.Я. Рубинштейн и Т.В. Дембо «Методика

определения

самооценки»,

Будасси

«Определение

самооценки

личности»,

А.О. Прохорова и Г.Н. Генинг «Цвето - рисуночный тест для определения

психического

состояния

детей

младшего

школьного

возраста»,

тест

«Лесенка».

Во втором классе вводится понятие «отметка». Работа начинается с

четкого понимания терминов «оценка» и «отметка». Оценка – словесное

описание результата работы, оценивается любое действие на уроке. Отметка

– это знак, ставится только за выполнение целого задания.

Учимся ставить оценку сообща.

1 шаг – даем возможность детям эмоционально оценить прошедший

урок.

2 шаг – даем возможность детям оценить содержание своей работы.

Учимся сравнивать сегодняшний результат с результатом, полученным ранее.

Насколько лучше стало получаться.

Как пользоваться алгоритмом самооценки.

Если оценивание проводится сразу после того, как ученик предъявил

своё решение, то учитель и ученик определяют оценку (отметку) в диалоге.

Если оценивание проводится после сдачи письменной работы учителю, то

ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную ему отметку.

Ребята учатся оценивать свою работу по алгоритму:

1.

Что нужно было сделать (выполнить)?

2.

Удалось ли сделать (выполнить)? Найдено ли решение?

3.

Всё сделано верно или есть недочёты?

4.

Сделал всё сам или с чей-то помощью?

5.

На каком уровне успешности выполнено задание?

Когда все (или почти все) обучающиеся хотя бы раз оценили свою

работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма

самооценки и предлагает обучающимся самим задавать себе эти вопросы и

отвечать на них (с опорой на схему). Самооценка может производиться и в

ходе

коллективной

проверки

письменных

заданий.

На

доске

появится

правильный

ответ,

и

каждый

ученик

в

тетради

оценивает

свою

работу

самостоятельно.

Алгоритм

самооценки

сворачивается:

после

просьбы

оценить свой ответ ученики формулируют: «Цель достигнута, ошибок не

было» или «Решение я получил, но с помощью класса». Если мнение учителя

и самооценка ученика совпадают, можно продолжить урок. Если мнение

учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою отметку),

необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции.

Сколько отметок можно получить за урок. За каждую учебную задачу,

демонстрирующую

овладение

отдельным

умением,

ставится

отдельная

отметка. Ставить ученику, «среднюю» отметку за урок или проверочную

работу – бессмысленно, так как в ходе решения разных задач на уроке или в

проверочной работе он, скорее всего, демонстрировал разные умения, по

каждому из которых мог показать разный уровень его развития.

Портфель достижений.

Портфолио – это не только папка с грамотами и дипломами, но и

возможность

рассказать

о

себе

интересно

и

грамотно,

раскрыть

свой

творческий

потенциал,

научиться

фиксировать

успех

в

любой

области

знаний, повышать самооценку, создавать позитивный настрой на будущее,

строить планы – всё это поможет взглянуть на себя со стороны.

Наблюдение

показывает,

что

работа

по

формированию

навыков

самоконтроля и самооценки обучающихся положительно влияет не только на

повышение

качества

обучения,

но

и

на

формирование

самой

личности

ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.

Список информационных источников

Данилов, Д.Д., И.В. Кузнецова, Е.В. Учусь оценивать себя. Серия «Как мы

учимся» (образовательные технологии)./ Д.Д. Данилов. - М. : Баласс, 2012.



В раздел образования