Напоминание

Мы вместе


Автор: Самарина Оксана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: исследовательский проект
Тема: Мы вместе
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа№11»

Социальный проект

«

МЫ ВМЕСТЕ

»

Руководитель: Самарина О. В.

Авторы: Самарина Лада

Галиева Анастасия

Борисенко Виталина

Мавленшина Дарья

Шавалиев Ильмир

г.Нижневартовск, 2019г

Оглавление

Пояснительная записка

.......................................................................................................................... 3

План действий по реализации проекта

............................................................................................... 5

Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты

...................................................................... 6

Условия реализации проекта

................................................................................................................. 7

Механизм реализации проекта

............................................................................................................. 8

Смета расходов на реализацию проекта

.............................................................................................. 9

Список литературы

............................................................................................................................... 10

Приложение 1

......................................................................................................................................... 11

Приложение 2

......................................................................................................................................... 13

Приложение 3

......................................................................................................................................... 20

Приложение 4

......................................................................................................................................... 25

2

Пояснительная записка

В современном обществе одной из наиболее актуальных социальных

проблем

является

социальная

адаптация

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья. Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все

же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть

уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его

особые

потребности.

Мы,

здоровые

дети, гуляем,

общаемся,

занимаемся

спортом, посещаем театры и выставки.

Стремимся получить образование,

найти

свое

место

в

этом

мире.

А

перед

детьми

с

ограниченными

возможностями вырастают горы непонимания и отчужденности со стороны

окружающих.

Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и

признании их прав. А главное, у нас, обыкновенных детей, есть желание и

готовность включить их в своё, детское сообщество, чтобы они не прятались

за стенами специальных учреждений или у себя дома, сидящими у окна и

наблюдающим за сверстниками. Очень долго данная проблема считалась в

основном

медицинской.

Однако

сейчас

детей

с

ОВЗ

становится

каждым

годом всё больше.

Проблема ребенка, имеющего ограниченные возможности, состоит не в

том, что он не может ходить, видеть, слышать или говорить, а в том, что он

лишается детства, лишается общения со сверстниками и другими здоровыми

детьми, отделяется от обычных детских дел, игр, забот и интересов. Таким

детям необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в

целом, только так они смогут понять, что они действительно нужны, что их

действительно любят и понимают.

Законы

Российской

Федерации

защищают

права

детей

с

ОВЗ

на

образование и социализацию. Как пример, Федеральный закон от 29 декабря

2012

г.

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»,

ФГОС

начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья от 19.12.2014 № 1598, ФГОС образования обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениям) от 19.12.2014 № 1599.

В

нашей

школе

не

первый

год

учатся

дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

но

их

было

очень

мало,

по

одному

в

классе.

Поэтому в общей массе детей мы на это не сильно обращали внимание,

общались по необходимости. У кого-то в классе это ребёнок с нарушением

слуха, в другом классе это ребёнок аутист и т.д. Как с ними общаться мы

узнавали на классных часах, совместных мероприятиях.

А вот в этом году в школе открылся первый класс детей с ОВЗ.

Мы еще

первого сентября на линейке увидели, что эти детки немного отличаются от

своих сверстников: некоторые внешним видом, некоторые поведением.

Мы заметили потом, что чаще всего они общаются в школе только со

своими

педагогами,

новые

люди

для

них

это

педагоги-предметники

или

3

преподаватели секций и объединений. А вот с другими детьми они общаются

очень редко.

Поэтому,

чтобы снизить дефицит общения детей с ОВЗ, научить их

преодолевать трудности в общении с другими детьми, приобрести друзей

среди

здоровых

сверстников,

настроить

их

на

позитивный

лад

и

адаптироваться в новой среде, мы решили создать этот проект. Который, с

другой

стороны,

позволит

нам,

здоровым

детям, получить

возможность

общения с такими детьми, испытать чувства отзывчивости и милосердия,

понимания трудностей их жизни.

Цель проекта:

Организация среды, способствующей социализации и адаптации детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи проекта:

Расширить

круг

общения

детей с

ограниченными

возможностями

здоровья за счет общения со здоровыми сверстниками и взрослыми и

развития коммуникативных навыков поведения в детском коллективе.

Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя

изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении

вовлекать детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом

медицинских

показаний

в

позитивную

деятельность,

адекватную

их

возможностям, интересам и способностям,

развивать навыки общения с детьми ОВЗ;

способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми

образовательными потребностями в обществе

4

План действий по реализации проекта

Этапы

Вид деятельности

Сроки

Исполнители

1 этап - подготовительный

Создание

инициативной

группы

(детей-волонтеров),

гото в ы х

оказать поддержку детям с ОВЗ

Сентябрь

2018

Руководитель

проекта Самарина

О.В.

Знакомство учителей,

обучающихся, родителей с целями

и задачами проблемы.

Сентябрь

2018

Группа детей

волонтеров

Сбор

информации

о

детях

с

ограниченными

возможностями

в

н а ш е м

о б р а з о в а т е л ь н о м

учреждении.

Сентябрь

2018

Педагог-психолог

Ильязова Ю.А.,

группа детей

волонтеров

Поиск информации о возможных

мероприятиях, акциях, праздниках,

соответствующей детям с особыми

образовательными потребностями

в обществе

Октябрь

2018

Руководитель

проекта Самарина

О.В.Педагог-

психолог Ильязова

Ю.А.,

группа детей

волонтеров

2 этап - основной

Акция «Поделись частичкой

своего тепла»

Ноябрь

2018

группа детей

волонтеров

Акция «Разноцветное детство»

Октябрь

2018-

Январь

2019

группа детей

волонтеров

Акция «Твоя любимая книга»

Октябрь

-декабрь

2018

группа детей

волонтеров

День театра

Ноябрь

2018

группа детей

волонтеров

Фестиваль Дружбы народов

Ноябрь

2018

группа детей

волонтеров

Акция «Новогоднее

поздравление»

Декабрь

2018

группа детей

волонтеров

3 этап -

заключительный

Изучение эффективности

реализации проекта.

Январь

2018

Руководитель

проекта Самарина

О.В.

Подведение итогов работы над

проектом.

Январь

2018

Руководитель

проекта Самарина

О.В., группа детей

волонтёров

5

Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты

Сентябрь 2018 – январь 2019

Реализация данного проекта позволит:

снизить дефицит общения детей с ОВЗ;

приобрести друзей среди здоровых сверстников;

больше узнать здоровым детям о проблемах детей с ограниченными

возможностями здоровья;

научиться

здоровым

детям

деликатности,

терпимости,

пониманию

своих сверстников с ограниченными возможностями здоровья;

организовать

творческую

благотворительную

деятельности

среди

учащихся школы;

организовать

и

проводить

различные

мероприятия

для

детей

с

ограниченными возможностями здоровья.

6

Условия реализации проекта

Материально-техническое обеспечение

спортивный зал;

актовый зал;

библиотека;

кабинет педагога-психолога;

медицинский кабинет

Кадровое обеспечение

В реализации данного проекта участвуют классный руководитель, педагоги-

предметники, воспитатель ГПД, тьютор, педагог-психолог, медицинский

работник, учителя физической культуры, заведующий библиотекой, дети

волонтёры.

7

Механизм реализации проекта

8

Сбор информации о детях с ограниченными

возможностями в нашем ОУ, сотрудничество с

администрацией, классным руководителем,

педагогом-психологом

Проведение мероприятий, акций, праздников в ОО

группой волонтёров

Сотрудничество с ЦНК, театром кукол «Барабашка»

Смета расходов на реализацию проекта

п/п

Наименование

Сумма

затрат

Источник

финансирования

1.

Канцелярские товары

--

Обучающиеся,

родители,

администрация

школы

2.

Костюмы

-

9

Список литературы

1.

Лаутеслагер Петер Е.М. Двигательное развитие детей с синдромом

Дауна. Проблемы и решения / Пер. с англ. О.Н. Ертановой при участии

Е.В. Клочковой. – М.:»Монолит», 2003

2.

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. Для

педагога-дефектолога /Стребелева. – М.: Гуманитар. Изд. Центр

ВЛАДОС, 2008

3.

Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием /

Баенская Е.Р.- М.: Теревинф, 2007.

10

Приложение 1

АНКЕТА

«ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ С ОРГАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ»

В МБОУ «СШ№11» г.Нижневартовска

Уважаемые участники!

Просим Вас высказать свое мнение о совместном обучении детей c нормой развития и

детей с ограниченными возможностями здоровья.

Анкета состоит из вопросов, имеющих варианты ответов. Вам надо выбрать тот вариант

ответа, который соответствует Вашему мнению, и выделить выбранный вариант. Просим

Вас не пропускать ни одного вопроса и быть искренними. Фамилию и другие данные

указывать не нужно. Результаты будут использоваться в обобщенном виде.

Надеемся на искренность и заранее благодарны за участие в опросе. Ваше мнение для нас

очень важно!

1.Сталкивался ли ты в своей жизни с детьми, имеющими ограниченные

возможности здоровья(ОВЗ)?

Да;

Нет;

2. Как ты отнесёшься к тому, если в твоём классе будет учиться ребёнок с

ограниченными возможностями здоровья?

а) положительно

б) отрицательно;

в) мне безразлично;

г) затрудняюсь ответить

3. Какие способы общения с детьми с ОВЗ ты бы предпочел? (можно выбрать

несколько вариантов ответов)

а) близкая дружба;

б) совместные игры во дворе, на улице;

в) совместное общение после занятий в кружках, секциях;

г) совместное обучение в одном классе;

д) случайное общение на улице;

е) никакой способ не предпочел бы

4. Что хорошего в том, что ребенок с ОВЗ может обучаться вместе со всеми? (можно

выбрать несколько вариантов ответов)

а) ребенок с ОВЗ со школьных лет научится взаимодействовать с другими детьми;

б) сможет получить дополнительную поддержку со стороны сверстников;

в) будет чувствовать себя более полноценно, участвуя в жизни школы наравне с другими

детьми;

г) общаясь с другими детьми, ребенок с ОВЗ будет активно развиваться;

д) у него появится больше возможностей проявить свои способности в различных видах

деятельности, общения;

е) для родителей факт обучения их ребенка в обычном классе, школе положительно

скажется на их психологическом самочувствии;

ж) нет положительных моментов;

з) другое

(укажите)____________________________________________________________

5. Что плохого может быть в том, если ребенок с ОВЗ будет обучаться вместе со всеми

детьми? (можно выбрать несколько вариантов ответов)

а) ребенок с ОВЗ не сможет проявить себя среди других детей;

б) его здоровье может ухудшиться из-за большой учебной нагрузки;

в) плохое отношение со стороны сверстников;

11

г) ребенок с ОВЗ не будет успевать за другими детьми, что может способствовать

снижению его самооценки, уверенности в себе;

д) внимания педагогов будет недостаточно для усвоения материала ребенком с ОВЗ;

6. Что хорошего для тебя может быть при совместном обучении с детьми с ОВЗ?

(можно выбрать несколько вариантов ответов)

а) я стану добрее;

б) я научусь помогать другим;

в) я получу опыт сочувствия, сострадания;

г) я научусь быть терпимым;

д) это сблизит педагогов и детей;

е) это расширит мои представления о жизни общества;

ж) нет положительных моментов;

7. Как часто ты общаешься с людьми с ОВЗ?

а) никогда;

б) иногда;

в) часто;

8. Встреча с человеком с ограниченными возможностями здоровья может оказаться

неожиданной. Как ты поступишь, если твоим соседом, например, в поезде окажется

человек в инвалидной коляске?

а) Постараюсь поменять своё место;

б) Постараюсь не замечать его трудностей, ведь меня это не касается;

в) Буду помогать ему, если только он попросит об этом;

г) Спрошу, не нужна ли ему помощь;

9. Какие чувства ты лично испытываешь по отношению к детям с ОВЗ (можно

выбрать несколько вариантов ответов)?

а) уважение;

б) милосердие;

в) доброту;

г) жалость;

д) раздражение;

е) неприязнь;

ж) страх;

з) никаких особых чувств;

г) равнодушие

д) другие (укажите)_______________________________________________________

10. Как ты считаешь, что еще можно постараться сделать в интересах людей с

ограниченными возможностями здоровья?

а) Главное, пересмотреть своё отношение к людям с ограниченными возможностями

здоровья;

б) Даже не знаю, чем мы можем помочь людям с ограниченными возможностями

здоровья;

в) Помощь людям с ограниченными возможностями здоровья – забота государства;

г) Отдавать часть своего дохода людям с ограниченными возможностями здоровья

д) иное мнение_______________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

12

Приложение 2

Сценарий мероприятий в форме «Вертушки»

Тема: «Праздник урожая. Овощи и фрукты».

Цель: формировать мыслительные процессы у детей с отклонениями в развитии.

Задачи:

– обогащать словарный запас детей по теме «Осень», развивать понимание речи;

– развивать мелкую моторику рук;

- вызывать у детей желание общаться.

Рекомендуемые игры:

«Собираем урожай» - лепка разноцветных шариков из пластилина. – «Что это?» -

называние похожих на шарики по цвету овощей и фруктов.

«Сложи картинку» из 4-х частей (изображение овощей и фруктов).

«Найди вторую половинку» - разрезные картинки.

«Чудесный мешочек» - овощи и фрукты определить на ощупь.

«Сушка овощей» - двойные трафареты развесить на верёвке.

«Большая и маленькая тарелочки» - выгибание из проволоки тарелок круглой и

овальной формы.

«Что здесь спряталось?» - разглаживание смятых комочков из бумаги.

Дыхательное упражнение «Осенний ветерок».

– Давайте превратимся в ветер. Подуем на наши листики.

Дует, дует ветер! Дует, задувает!

Желтые листочки с дерева срывает.

И летят листочки, кружат по дорожке.

Падают листочки прямо нам под ножки.

Пальчиковое упражнение «Дождик».

– Ветер пригнал тучу (Показывается картонная тучка с висящими капельками).

Из тучи пошел дождик: кап-кап-кап. Давайте покажем пальчиками, как капает дождь.

(Выполняем упражнение вместе с родителями).

Тема: «В гости к осени. Птицы осенью».

Цель: формировать мыслительные процессы у детей с отклонениями в развитии.

Задачи:

– обогащать словарный запас детей по теме «Осень», развивать понимание речи;

– развивать мелкую моторику рук;

- вызывать у детей интерес к окружающему миру.

Рекомендуемые игры:

«Сделай, как я» - выкладывание контура птиц из палочек по образцу.

«Птички клюют» - имитация процесса клевания зёрен каждым пальцем и всеми

пальцами одновременно на песке (манке, крупе).

«Разрезные картинки» - собирание птицы из частей (клюв, голова, туловище,

крылья, лапки.)

«Это птичка» - обводка трафарета из толстого картона.

«Заготовка корма для птиц» - отработка навыка отрывания мелких клочков от

большого листа бумаги.

«Покорми синицу и голубя» - рассортировать семечки и горошины.

«Птицы собираются в стаи» - «рассадить» (развесить по линии сгиба) «птиц» по

веточкам, используя двойные трафареты.

13

Слуховое упражнение «Играем с дождиком».

– Поиграем с дождиком? Садитесь на коврик.

Дождик капал понемножку. Учитель протягивает ладошки.

Протянули мы ладошку. Мамы вместе с детьми протягивают

ладошки навстречу учителю.

Дождь пошел сильней, сильней, Учитель ударяет по столу.

Убегайте в дом скорей.

Пальчиковое упражнение «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с

большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с

большого.)

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем

Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и

указательным пальчиками.)

Тема: «Игрушки».

Цель: активизировать словарный запас детей по теме «Игрушки».

Задачи:

– формировать у детей понятия «один – много»;

– развивать речь, слуховое восприятие, память, внимание;

– развивать моторику пальцев рук;

– вызывать у детей интерес к занятиям.

Рекомендуемые игры:

«Собери пирамидку».

«Мячи для котят» - лепка из пластилина.

«Матрёшки разбежались» - собрать на ковре (столе) матрёшек и вложить их

одна в одну.

«Чудеса из бумаги» - изготовление игрушек методом оригами.

«Определи на ощупь» - «чудесный мешочек». Какая игрушка спряталась?

«Рисуем мячи» - безотрывное рисование от точки путём наращивания по

окружности.

Пальчиковое упражнение «Сосчитай игрушки».

– Вот сколько у нас игрушек. Давайте положим игрушки на диван и поможем

их сосчитать.

На большом диване в ряд игрушки лежат: Дети хлопают в ладоши.

Мячик, кубик и машина, Загибают пальчики

Пирамидка, Буратино.

1, 2, 3, 4, 5. Разгибают пальчики

Помогаем нашей Ане мы игрушки сосчитать. Дети хлопают в ладоши.

(Родители помогают детям загибать пальчики).

Артикуляционное упражнение «Веселые и грустные клоуны».

– К нам пришли два клоуна: Один веселый, улыбается. Другой – грустный,

надул губы. (Рассматриваем картинки). Давайте покажем, как улыбается веселый клоун.

(Дети вместе с родителями улыбаются, показывая зубы). А теперь покажем, как надул

губы грустный клоун. (Дети вместе с родителями вытягивают губы вперед).

(Выполняем поочередно несколько раз).

Слуховое упражнение «Погремушки звенят – погремушки молчат».

14

– Посмотрите, что у меня в коробке. Это погремушки. Послушайте, как звенит

погремушка. А теперь она спряталась, молчит. (Прячу погремушку за спину). Давайте

поиграем вместе со мной. Возьмите погремушки.

Погремушки звенят – дети звенят погремушками.

Погремушки молчат – прячут погремушки за спину.

Грамматическое упражнение «Магазин игрушек».

– А теперь давайте пойдем в магазин и купим кукле Ане много игрушек. (На

доске – картинки с изображением игрушек: мячи, машины, пирамидки, кубики).

Что купим Ане? (Мячики). И т.д.

Грамматическое упражнение «Большой – маленький».

– У нас – маленькие мячики, а в коробке – большие мячи. Давайте погрузим

большие мячи в большую машину, а маленькие мячики – в маленькую машинку. Где

большая машина? А где маленькая машинка? У меня маленький мячик, я положу его в

маленькую машинку. А у тебя? Куда ты положишь свой мячик?

Тема: «Мой город. Мой дом».

Цель: формировать у детей социально-коммуникативные навыки.

Задачи:

– учить детей различать понятия «большой – маленький»; обогащать и

активизировать словарный запас;

– развивать у детей слуховое внимание, память, пространственную ориентировку;

– развивать силу движений пальцев рук;

– создавать у детей положительное эмоциональное настроение.

Рекомендуемые игры:

Строим дом (дома) из кубиков.

«Маленький архитектор» - выложи дом из цветных геометрических фигур.

«Посчитай окошки на ощупь» - посчитать на трафарете количество окон.

«Строители» - выложить из палочек одноэтажный дом с двумя окошками.

«Дома на песке» - нарисовать на песке (крупе) палочкой дома для мышки, для

собачки, для кошечки.

«В городе дождь идёт» - имитация движений.

Пальчиковое упражнение «Посуда».

Девочка Аленка порядок наводила, Сжимаем пальцы в кулачки и

разжимаем их на обеих руках.

Девочка Аленка кукле говорила: Пальцы сжаты в кулак, большой

палец поднят вверх сначала на

правой руке,

а потом так же на левой.

«Салфетки должны быть в салфетнице, Разгибаем пальцы поочередно от

Масло должно быть в масленке, указательного до мизинца.

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль, ну конечно, в солонке».

Девочка Аленка порядок навела. Сжимаем ладошки вместе.

Двигательное упражнение.

Дети декламируют стихотворение и выполняют соответствующие движения:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, покрутили,

Потянули и открыли.

15

Тема: «В гости к зимушке - зиме. В лесу родилась ёлочка…».

Цель: формирование временных представлений.

Задачи:

– формировать словарь по теме «Зима»;

– развивать у детей двигательно-образные навыки: умение владеть своим телом,

координировать движения во взаимосвязи с речью, учить ориентироваться в

пространстве;

– развивать слуховое внимание, слуховую память, зрительное внимание;

– развивать мелкую моторику пальцев рук;

– создавать у детей положительное эмоциональное настроение;

– вызывать интерес к окружающему миру.

Рекомендуемые игры:

«Снегопад в лесу» - на трафарете зелёной ёлки из бархатной бумаги разложить

комочки из ваты.

«Лепим снежки большие и маленькие» - сжинаем бумагу в комочки и катаем их

между ладонями.

«Снежная баба» - лепка из пластилина.

«Новогодний подарок для белочки» - собрать в мешочки грецкие, кедровые

орехи, фундук, затем определить орешек на ощупь.

«Такие разные деревья» - обводка трафаретов деревьев разного размера.

«Угощение для птиц» - отщипывание маленьких комочков пластилина и

складывание их в кормушку.

Мимическая и артикуляционная гимнастка.

– слижем «снежинки» с губ: рот полуоткрыт; облизывать языком верхнюю, затем

нижнюю губу слева направо и наоборот, затем сверху вниз;

– «поймаем снежинку»: рот открыт; высунуть изо рта широкий язык, удерживать на

весу 5-7 с.;

– ветер сильно подул – дуем в бутылочки, имитируя завывание зимнего ветра;

Пальчиковая гимнастика ВОРОНА

Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь

(движение ползущей гусеницы).

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

Каркает: «Вот и обед!»

Глядь –

А червячков уж нет!

Тема: «Вы бывали в зоопарке?». Животные и их детёныши.

Цель: ознакомление детей с ОВЗ на элементарном уровне с окружающим миром.

Задачи:

- формировать представления детей об окружающем мире;

- развивать зрительно – моторную координацию;

-

научить

осуществлять

группировку

и

упорядочение

предметов

на

основе

определённого качественного признака;

- воспитывать любовь к природе;

- вызывать у детей интерес к занятиям.

16

Рекомендуемые игры:

«Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки – Кто

это?

«Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый

комочек.

«Чтобы Мишке было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку «в

берлоге».

«Клубочки для котят» - наматывание клубков из толстых шерстяных ниток.

«Зоопарк» (коллективная работа) – дети самостоятельно выбирают трафареты

диких животных или их детёнышей и при помощи кусочков цветной бумаги заполняют

объём фигуры по методу мозаики. Все трафареты приклеиваются к общему панно [ 4].

«Угощение для белочки» - лепка орешков и грибов.

«Найди пару» - разглаживание бумажных комочков и выполнение задания: «Где

собака? А у кого щенок? И т.д.»

Тема: «Моя семья».

Цель: способствовать сплочению членов семей, воспитывающих детей с

недостатками развития.

Задачи:

- Развивать социальнокоммуникативные навыки;

- Формировать произвольное внимание, зрительно – пространственную

ориентировку;

- Научить ребёнка осознанно относиться к своим эмоциям, внутреннему миру.

- Вызывать у детей желание общаться.

Рекомендуемые игры:

«Ловкие пальчики» - выгибание из проволоки фигур человека – большой и

маленький. Формирование понятий:»папа – сын», «мама – дочка», «бабушка – внучка».

«Бабушкины помощники» - перемотать нитки на катушку с клубочка.

«Мамины помощники» - навешивание прищепок на верёвку.

«Кто это?» - собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу.

«Что купила мама?» - найти небольшие предметы в «сухом бассейне» (т.е.

коробке с фасолью, горохом, крупой).

«Поможем бабушке развязать узелки на бельевой верёвке».

«Поможем сыну застегнуть пуговицы на рубашке».

«Научим дочку шнуровать ботинки».

Слуховое упражнение «Отгадай, что звучит».

– Послушайте, как звучат различные предметы. А теперь я спрячусь за ширму,

а вы отгадайте, что звучит. (Игра проводится несколько раз).

Дыхательное упражнение «Подуем на шарик».

Молодцы, ребята, вы очень хорошо отгадывали, вот вам за это шарики.

(Вносятся

воздушные

шарики.

Рассматриваем,

какие

они

большие,

красивые,

разноцветные. Затем предлагаем детям подуть на них: вдыхаем носом, а дуем на шарики

ртом. Шарики полетели. Еще раз подули)

Артикуляционное упражнение «Надуем щеки».

- Предлагаю детям надуть щеки, как шарик. Сдуваем шарик и надуваем снова.

Пальчиковое упражнение «Силачи» .

– Шарики улетели, а вместо них прикатились мячики. Посмотрите, какие они

маленькие, красивые. Давайте возьмем мячики и сильно сожмем их двумя руками. Какие

мы

силачи!

А

теперь

возьмите

мячики

в

одну

руку

и

сожмите

их

одной

рукой

(показываем). Вот какие мы сильные!

Пальчиковое упражнение «Моя семья»».

17

– Посмотрите, кто есть у Оли дома (Показываю сюжетную картинку «Семья»).

Мама, папа, бабушка, дедушка. Давайте покажем на пальчиках.

Этот пальчик – дедушка, Руку сжать в кулак, поочередно

разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – это я,

Вот и вся моя семья. Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

Слуховое упражнение «Иди - беги».

– Поиграем с Олей? У нее бубен. Если Оля будет стучать в бубен тихо (вот так),

мы будем ходить тихонько, как мышки, на пальчиках. А если Оля будет стучать громко

(вот так), мы будем бегать быстро, как лошадки.

Тема: «Одежда».

Цель: дать представления детям с ОВЗ о назначении и разновидностях одежды,

научить практическим навыкам пользования одеждой.

Задачи:

- формировать социально – бытовую ориентировку;

- развивать мелкую моторику рук;

- научить детей классифицировать предметы по форме, цвету, размеру;

- вызывать у детей интерес к занятиям.

Рекомендуемые игры:

«Недошитое» платье. «Пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы» -

дополнить картонный трафарет нужной деталью.

Шнуровка, застёгивание пуговиц, молний, липучек.

«Сушка белья» - пристегнуть прищепками к верёвке одежду кукол, носовые платки.

«Подбери пуговицы по цвет».

«Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета.

«Сарафан в полоску» - обвести трафарет и заштриховать слева направо.

«Почини платье» - для 4-х платьев найти нужную по цвету и форме заплатку.

«Красивый сарафан в белый горох» - приклеить белые кружочки по всему цветному

трафарету сарафана.

Пальчиковое упражнение «Обувь».

Как у нашей кошки на ногах сапожки. (Загибают на обеих руках

пальчики по одному, начиная с больших.)

Как у нашей свинки на ногах ботинки

А у пса на лапках голубые тапки.

А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка – новые кроссовки.

Вот так, вот так, новые кроссовки. («Шагают» по столу указательным и

средним пальцами.)

Тема: « Труд людей. Профессии».

Цель: формировать представления детей о различных направлениях деятельности

человека.

Задачи:

- Расширять и активизировать словарь детей;

- Развивать слуховое восприятие и понимание речи;

- Учить детей сравнивать предметы и явления и объединять их в группы;

- Создавать у детей положительное эмоциональное настроение.

Рекомендуемые игры:

18

«Собери инструменты» - из двух частей-деталей, вырезанных из картона (лопата,

молоток).

«Застегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии. «Шнуровки».

«Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандашей между

ладошками.

«Разложи по своим местам» - в окошки, вырезанные по форме инструментов,

вложить соответственно: лопату, топор, молоток.

«Почини инструменты» - найти и добавить недостающую деталь картонного

трафарета: ручку пилы, зубец граблей.

«Строители» - выкладывание дома из цветной мозаики.

«Фармацевт» - заготовка и расфасовка таблеток (отщипнуть комочек пластилина и

придавить его на бумажную полоску).

«Скульптор» - лепка из пластилина.

«Ткач» - плетение коврика из полосок цветной бумаги.

«Воспитатель» - научим Неумейку шнуровать ботинки, застёгивать крючки,

пуговицы, кнопки.

19

Приложение 3

Сценарии новогоднего праздника

«Зимняя сказка» для детей с ОВЗ.

1 скоморох: Огнями разноцветными

Сверкает этот зал

И приглашает всех друзей

На Новогодний бал!

2 скоморох: Так пусть же музыка поёт,

Мы начинаем бал.

И танцевать всех в круг зовёт

Весёлый карнавал!

3 скоморох.: Окна разукрасил Дедушка Мороз

И сугробы снега на дворе нанёс.

Падают снежинки, началась метель,

Дунул свежий ветер на большую ель.

4 скоморох, Вы сегодня к нам пришли в этот чудный зал

И лесную гостью каждый увидал.

Зелена, красива, высока, стройна.

Разными огнями светится она.

1 скоморох: Но она же не светится…

2 скоморох Точно, ребята давайте все вместе крикнем

Раз, два, три, ёлочка гори! Хорошо?

(Дети кричат, но ведущие просят помощь родителей, только на третий

раз загорается ёлочка!)

2 скоморох: Так ёлочку зажгли, а всё ли вы знаете об этой лесной красавице

сейчас проверим!

1 скоморох : Я сейчас буду задавать вам вопросы «Что любит ёлка?», а вы ,

если согласны говорите –Да, и в знак несогласия - «нет».

Что любит ёлка?

- Колкие иголки...

- Пряники, конфеты..

- Стулья, табуреты...

- Мишуру, гирлянды..

- Игры, маскарады...

- Скуку от безделья...

- Детвору, веселье...

20

- Ландыши и розы...

- Дедушку Мороза...

- Звонкий смех и шутки...

- Сапоги и куртки...

- Шишки и орешки...

- Шахматные пешки...

- Серпантин, фонарики...

- Огоньки и шарики...

- Конфетти, хлопушки...

- Битые игрушки...

- Огурцы на грядке...

- Вафли, шоколадки...

- Чудеса под Новый год...

- С песней дружный хоровод...

Молодцы ребята.

Ведущий: В старой сказке, в русской сказке

Снежный терем есть, а в нём

Спит Снегурочка – царевна

Беспробудным крепким сном.

Спит она, но вот сегодня,

Пробудившись ото сна,

К нам на праздник «Зимней сказки»

Гостьей явится она.

(заходит Снегурочка)

Снегурочка: Перед самым Новым годом

Из страны снегов и льда

Вместе с дедушкой Морозом

В гости к вам спешу сюда.

Все меня на праздник ждут,

Все Снегурочкой зовут.

Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

(отвечают)

С Новым счастьем! С Новым годом!

С новой радостью для всех!

Пусть звучат под этим сводом

Песни, музыка и смех!

Снегурочка:

Дети, а вы любите Дедушку Мороза.?

(отвечают)

Наверное всё про него знаете?

21

Сейчас мы это проверим. Я буду говорить, четверостишья, последнюю

строку которых заканчивайте словами «Дедушка Мороз».

Снегурочка: Одарил пушистым снегом

И намёл большой занос

Долгожданный и любимый

Всеми...

Дети: Дедушка Мороз!

Снегурочка: В тёплой шубе новогодней,

Потирая красный нос,

Детворе несёт подарки

Добрый...

Дети: Дедушка Мороз!

Снегурочка: Любит песни, хороводы

И смешит народ до слёз

Возле ёлки новогодней

Чудный...

Дети: Дедушка Мороз!

Снегурочка: Заплетает утром внучке

Пару белоснежных кос,

А потом идёт на праздник

К детям...

Дети: Дедушка Мороз!

Снегурочка.: Кто на радость вам, ребята,

Ёлку хвойную принёс?

Поскорее отвечайте - Это...

Дети: Дедушка Мороз!

Снег.: Молодцы ребята.

А это значит, настала пора,

Которую ждёт всё детвора.

Давайте позовём Деда Мороза!

Все: Дед Мороз!

Дед Мороз: Привет вам, ребятишки,

Девчонки и мальчишки.

Дети отвечают

Весёлые, забавные,

Детишки очень славные.

Поздравляю с весёлым вас праздником, наступающим Новым годом!

Давай те с вами немного поиграем, и узнаем , как здороваются мои зимние

помощники, а вы повторяйте движения.

Игра «кого заморожу»

Д.М.: Вот это да! Вот это молодцы детишки на празднике сегодня.

Ребята, вы не устали? Тогда загадаю вам загадки

22

А теперь, для вас, ребятки,

Новогодние загадки.

Я начну, вы продолжайте,

Хором, дружно отвечайте.

Возле елки в каждом доме,

Дети водят хоровод.

Как зовется этот праздник?

Ну конечно… (Новый год.)

Промчалось солнечное лето

И белым снегом все одето.

Явилась в гости к нам она

Сама красавица… (Зима.)

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет от… (Елки.)

Белоус и краснонос

Под ветвями… (Дед Мороз.)

И над этим хороводом

Говор, песни, звонкий смех.

Поздравляем С Новым… (Годом.)

С новым счастьем сразу всех.!

Снегурочка:

В круг, ребята, становитесь,

К ёлке музыка зовёт.

Крепче за руки беритесь.

Начинаем хоровод!

Хоровод «Маленькой ёлочке холодно зимой»

Дед Мороз: Молодцы!

Вы очень хорошие дети,

Вы очень понравились Дедушке Морозу,

И в новом году я постараюсь выполнить все ваши желания.

Снегурочка:

С Новым годом поздравляем

И наказ мы вам даём:

Чтоб вы были все здоровы,

Хорошели с каждым днём!

Дед Мороз:

Чтобы в вашей жизни было

И веселие, и смех.

С Новым годом, с Новым годом!

Поздравляем всех, всех, всех!

23

До встречи в будущем году!

Меня вы ждите, я приду!

24

Приложение 4

25

26

27

28

29

30



В раздел образования