Автор: Самарина Оксана Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: исследовательский проект
Тема: Мы вместе
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа№11»
Социальный проект
«
МЫ ВМЕСТЕ
»
Руководитель: Самарина О. В.
Авторы: Самарина Лада
Галиева Анастасия
Борисенко Виталина
Мавленшина Дарья
Шавалиев Ильмир
г.Нижневартовск, 2019г
Оглавление
Пояснительная записка
.......................................................................................................................... 3
План действий по реализации проекта
............................................................................................... 5
Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты
...................................................................... 6
Условия реализации проекта
................................................................................................................. 7
Механизм реализации проекта
............................................................................................................. 8
Смета расходов на реализацию проекта
.............................................................................................. 9
Список литературы
............................................................................................................................... 10
Приложение 1
......................................................................................................................................... 11
Приложение 2
......................................................................................................................................... 13
Приложение 3
......................................................................................................................................... 20
Приложение 4
......................................................................................................................................... 25
2
Пояснительная записка
В современном обществе одной из наиболее актуальных социальных
проблем
является
социальная
адаптация
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья. Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все
же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть
уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его
особые
потребности.
Мы,
здоровые
дети, гуляем,
общаемся,
занимаемся
спортом, посещаем театры и выставки.
Стремимся получить образование,
найти
свое
место
в
этом
мире.
А
перед
детьми
с
ограниченными
возможностями вырастают горы непонимания и отчужденности со стороны
окружающих.
Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и
признании их прав. А главное, у нас, обыкновенных детей, есть желание и
готовность включить их в своё, детское сообщество, чтобы они не прятались
за стенами специальных учреждений или у себя дома, сидящими у окна и
наблюдающим за сверстниками. Очень долго данная проблема считалась в
основном
медицинской.
Однако
сейчас
детей
с
ОВЗ
становится
каждым
годом всё больше.
Проблема ребенка, имеющего ограниченные возможности, состоит не в
том, что он не может ходить, видеть, слышать или говорить, а в том, что он
лишается детства, лишается общения со сверстниками и другими здоровыми
детьми, отделяется от обычных детских дел, игр, забот и интересов. Таким
детям необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в
целом, только так они смогут понять, что они действительно нужны, что их
действительно любят и понимают.
Законы
Российской
Федерации
защищают
права
детей
с
ОВЗ
на
образование и социализацию. Как пример, Федеральный закон от 29 декабря
2012
г.
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
ФГОС
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья от 19.12.2014 № 1598, ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениям) от 19.12.2014 № 1599.
В
нашей
школе
не
первый
год
учатся
дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
но
их
было
очень
мало,
по
одному
в
классе.
Поэтому в общей массе детей мы на это не сильно обращали внимание,
общались по необходимости. У кого-то в классе это ребёнок с нарушением
слуха, в другом классе это ребёнок аутист и т.д. Как с ними общаться мы
узнавали на классных часах, совместных мероприятиях.
А вот в этом году в школе открылся первый класс детей с ОВЗ.
Мы еще
первого сентября на линейке увидели, что эти детки немного отличаются от
своих сверстников: некоторые внешним видом, некоторые поведением.
Мы заметили потом, что чаще всего они общаются в школе только со
своими
педагогами,
новые
люди
для
них
это
педагоги-предметники
или
3
преподаватели секций и объединений. А вот с другими детьми они общаются
очень редко.
Поэтому,
чтобы снизить дефицит общения детей с ОВЗ, научить их
преодолевать трудности в общении с другими детьми, приобрести друзей
среди
здоровых
сверстников,
настроить
их
на
позитивный
лад
и
адаптироваться в новой среде, мы решили создать этот проект. Который, с
другой
стороны,
позволит
нам,
здоровым
детям, получить
возможность
общения с такими детьми, испытать чувства отзывчивости и милосердия,
понимания трудностей их жизни.
Цель проекта:
Организация среды, способствующей социализации и адаптации детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта:
Расширить
круг
общения
детей с
ограниченными
возможностями
здоровья за счет общения со здоровыми сверстниками и взрослыми и
развития коммуникативных навыков поведения в детском коллективе.
Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя
изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении
вовлекать детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом
медицинских
показаний
в
позитивную
деятельность,
адекватную
их
возможностям, интересам и способностям,
развивать навыки общения с детьми ОВЗ;
способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми
образовательными потребностями в обществе
4
План действий по реализации проекта
Этапы
Вид деятельности
Сроки
Исполнители
1 этап - подготовительный
Создание
инициативной
группы
(детей-волонтеров),
гото в ы х
оказать поддержку детям с ОВЗ
Сентябрь
2018
Руководитель
проекта Самарина
О.В.
Знакомство учителей,
обучающихся, родителей с целями
и задачами проблемы.
Сентябрь
2018
Группа детей
волонтеров
Сбор
информации
о
детях
с
ограниченными
возможностями
в
н а ш е м
о б р а з о в а т е л ь н о м
учреждении.
Сентябрь
2018
Педагог-психолог
Ильязова Ю.А.,
группа детей
волонтеров
Поиск информации о возможных
мероприятиях, акциях, праздниках,
соответствующей детям с особыми
образовательными потребностями
в обществе
Октябрь
2018
Руководитель
проекта Самарина
О.В.Педагог-
психолог Ильязова
Ю.А.,
группа детей
волонтеров
2 этап - основной
Акция «Поделись частичкой
своего тепла»
Ноябрь
2018
группа детей
волонтеров
Акция «Разноцветное детство»
Октябрь
2018-
Январь
2019
группа детей
волонтеров
Акция «Твоя любимая книга»
Октябрь
-декабрь
2018
группа детей
волонтеров
День театра
Ноябрь
2018
группа детей
волонтеров
Фестиваль Дружбы народов
Ноябрь
2018
группа детей
волонтеров
Акция «Новогоднее
поздравление»
Декабрь
2018
группа детей
волонтеров
3 этап -
заключительный
Изучение эффективности
реализации проекта.
Январь
2018
Руководитель
проекта Самарина
О.В.
Подведение итогов работы над
проектом.
Январь
2018
Руководитель
проекта Самарина
О.В., группа детей
волонтёров
5
Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты
Сентябрь 2018 – январь 2019
Реализация данного проекта позволит:
снизить дефицит общения детей с ОВЗ;
приобрести друзей среди здоровых сверстников;
больше узнать здоровым детям о проблемах детей с ограниченными
возможностями здоровья;
научиться
здоровым
детям
деликатности,
терпимости,
пониманию
своих сверстников с ограниченными возможностями здоровья;
организовать
творческую
благотворительную
деятельности
среди
учащихся школы;
организовать
и
проводить
различные
мероприятия
для
детей
с
ограниченными возможностями здоровья.
6
Условия реализации проекта
Материально-техническое обеспечение
спортивный зал;
актовый зал;
библиотека;
кабинет педагога-психолога;
медицинский кабинет
Кадровое обеспечение
В реализации данного проекта участвуют классный руководитель, педагоги-
предметники, воспитатель ГПД, тьютор, педагог-психолог, медицинский
работник, учителя физической культуры, заведующий библиотекой, дети
волонтёры.
7
Механизм реализации проекта
8
Сбор информации о детях с ограниченными
возможностями в нашем ОУ, сотрудничество с
администрацией, классным руководителем,
педагогом-психологом
Проведение мероприятий, акций, праздников в ОО
группой волонтёров
Сотрудничество с ЦНК, театром кукол «Барабашка»
Смета расходов на реализацию проекта
№
п/п
Наименование
Сумма
затрат
Источник
финансирования
1.
Канцелярские товары
--
Обучающиеся,
родители,
администрация
школы
2.
Костюмы
-
9
Список литературы
1.
Лаутеслагер Петер Е.М. Двигательное развитие детей с синдромом
Дауна. Проблемы и решения / Пер. с англ. О.Н. Ертановой при участии
Е.В. Клочковой. – М.:»Монолит», 2003
2.
Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. Для
педагога-дефектолога /Стребелева. – М.: Гуманитар. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2008
3.
Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием /
Баенская Е.Р.- М.: Теревинф, 2007.
10
Приложение 1
АНКЕТА
«ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ С ОРГАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ»
В МБОУ «СШ№11» г.Нижневартовска
Уважаемые участники!
Просим Вас высказать свое мнение о совместном обучении детей c нормой развития и
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Анкета состоит из вопросов, имеющих варианты ответов. Вам надо выбрать тот вариант
ответа, который соответствует Вашему мнению, и выделить выбранный вариант. Просим
Вас не пропускать ни одного вопроса и быть искренними. Фамилию и другие данные
указывать не нужно. Результаты будут использоваться в обобщенном виде.
Надеемся на искренность и заранее благодарны за участие в опросе. Ваше мнение для нас
очень важно!
1.Сталкивался ли ты в своей жизни с детьми, имеющими ограниченные
возможности здоровья(ОВЗ)?
Да;
Нет;
2. Как ты отнесёшься к тому, если в твоём классе будет учиться ребёнок с
ограниченными возможностями здоровья?
а) положительно
б) отрицательно;
в) мне безразлично;
г) затрудняюсь ответить
3. Какие способы общения с детьми с ОВЗ ты бы предпочел? (можно выбрать
несколько вариантов ответов)
а) близкая дружба;
б) совместные игры во дворе, на улице;
в) совместное общение после занятий в кружках, секциях;
г) совместное обучение в одном классе;
д) случайное общение на улице;
е) никакой способ не предпочел бы
4. Что хорошего в том, что ребенок с ОВЗ может обучаться вместе со всеми? (можно
выбрать несколько вариантов ответов)
а) ребенок с ОВЗ со школьных лет научится взаимодействовать с другими детьми;
б) сможет получить дополнительную поддержку со стороны сверстников;
в) будет чувствовать себя более полноценно, участвуя в жизни школы наравне с другими
детьми;
г) общаясь с другими детьми, ребенок с ОВЗ будет активно развиваться;
д) у него появится больше возможностей проявить свои способности в различных видах
деятельности, общения;
е) для родителей факт обучения их ребенка в обычном классе, школе положительно
скажется на их психологическом самочувствии;
ж) нет положительных моментов;
з) другое
(укажите)____________________________________________________________
5. Что плохого может быть в том, если ребенок с ОВЗ будет обучаться вместе со всеми
детьми? (можно выбрать несколько вариантов ответов)
а) ребенок с ОВЗ не сможет проявить себя среди других детей;
б) его здоровье может ухудшиться из-за большой учебной нагрузки;
в) плохое отношение со стороны сверстников;
11
г) ребенок с ОВЗ не будет успевать за другими детьми, что может способствовать
снижению его самооценки, уверенности в себе;
д) внимания педагогов будет недостаточно для усвоения материала ребенком с ОВЗ;
6. Что хорошего для тебя может быть при совместном обучении с детьми с ОВЗ?
(можно выбрать несколько вариантов ответов)
а) я стану добрее;
б) я научусь помогать другим;
в) я получу опыт сочувствия, сострадания;
г) я научусь быть терпимым;
д) это сблизит педагогов и детей;
е) это расширит мои представления о жизни общества;
ж) нет положительных моментов;
7. Как часто ты общаешься с людьми с ОВЗ?
а) никогда;
б) иногда;
в) часто;
8. Встреча с человеком с ограниченными возможностями здоровья может оказаться
неожиданной. Как ты поступишь, если твоим соседом, например, в поезде окажется
человек в инвалидной коляске?
а) Постараюсь поменять своё место;
б) Постараюсь не замечать его трудностей, ведь меня это не касается;
в) Буду помогать ему, если только он попросит об этом;
г) Спрошу, не нужна ли ему помощь;
9. Какие чувства ты лично испытываешь по отношению к детям с ОВЗ (можно
выбрать несколько вариантов ответов)?
а) уважение;
б) милосердие;
в) доброту;
г) жалость;
д) раздражение;
е) неприязнь;
ж) страх;
з) никаких особых чувств;
г) равнодушие
д) другие (укажите)_______________________________________________________
10. Как ты считаешь, что еще можно постараться сделать в интересах людей с
ограниченными возможностями здоровья?
а) Главное, пересмотреть своё отношение к людям с ограниченными возможностями
здоровья;
б) Даже не знаю, чем мы можем помочь людям с ограниченными возможностями
здоровья;
в) Помощь людям с ограниченными возможностями здоровья – забота государства;
г) Отдавать часть своего дохода людям с ограниченными возможностями здоровья
д) иное мнение_______________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
12
Приложение 2
Сценарий мероприятий в форме «Вертушки»
Тема: «Праздник урожая. Овощи и фрукты».
Цель: формировать мыслительные процессы у детей с отклонениями в развитии.
Задачи:
– обогащать словарный запас детей по теме «Осень», развивать понимание речи;
– развивать мелкую моторику рук;
- вызывать у детей желание общаться.
Рекомендуемые игры:
«Собираем урожай» - лепка разноцветных шариков из пластилина. – «Что это?» -
называние похожих на шарики по цвету овощей и фруктов.
«Сложи картинку» из 4-х частей (изображение овощей и фруктов).
«Найди вторую половинку» - разрезные картинки.
«Чудесный мешочек» - овощи и фрукты определить на ощупь.
«Сушка овощей» - двойные трафареты развесить на верёвке.
«Большая и маленькая тарелочки» - выгибание из проволоки тарелок круглой и
овальной формы.
«Что здесь спряталось?» - разглаживание смятых комочков из бумаги.
Дыхательное упражнение «Осенний ветерок».
– Давайте превратимся в ветер. Подуем на наши листики.
Дует, дует ветер! Дует, задувает!
Желтые листочки с дерева срывает.
И летят листочки, кружат по дорожке.
Падают листочки прямо нам под ножки.
Пальчиковое упражнение «Дождик».
– Ветер пригнал тучу (Показывается картонная тучка с висящими капельками).
Из тучи пошел дождик: кап-кап-кап. Давайте покажем пальчиками, как капает дождь.
(Выполняем упражнение вместе с родителями).
Тема: «В гости к осени. Птицы осенью».
Цель: формировать мыслительные процессы у детей с отклонениями в развитии.
Задачи:
– обогащать словарный запас детей по теме «Осень», развивать понимание речи;
– развивать мелкую моторику рук;
- вызывать у детей интерес к окружающему миру.
Рекомендуемые игры:
«Сделай, как я» - выкладывание контура птиц из палочек по образцу.
«Птички клюют» - имитация процесса клевания зёрен каждым пальцем и всеми
пальцами одновременно на песке (манке, крупе).
«Разрезные картинки» - собирание птицы из частей (клюв, голова, туловище,
крылья, лапки.)
«Это птичка» - обводка трафарета из толстого картона.
«Заготовка корма для птиц» - отработка навыка отрывания мелких клочков от
большого листа бумаги.
«Покорми синицу и голубя» - рассортировать семечки и горошины.
«Птицы собираются в стаи» - «рассадить» (развесить по линии сгиба) «птиц» по
веточкам, используя двойные трафареты.
13
Слуховое упражнение «Играем с дождиком».
– Поиграем с дождиком? Садитесь на коврик.
Дождик капал понемножку. Учитель протягивает ладошки.
Протянули мы ладошку. Мамы вместе с детьми протягивают
ладошки навстречу учителю.
Дождь пошел сильней, сильней, Учитель ударяет по столу.
Убегайте в дом скорей.
Пальчиковое упражнение «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и
указательным пальчиками.)
Тема: «Игрушки».
Цель: активизировать словарный запас детей по теме «Игрушки».
Задачи:
– формировать у детей понятия «один – много»;
– развивать речь, слуховое восприятие, память, внимание;
– развивать моторику пальцев рук;
– вызывать у детей интерес к занятиям.
Рекомендуемые игры:
«Собери пирамидку».
«Мячи для котят» - лепка из пластилина.
«Матрёшки разбежались» - собрать на ковре (столе) матрёшек и вложить их
одна в одну.
«Чудеса из бумаги» - изготовление игрушек методом оригами.
«Определи на ощупь» - «чудесный мешочек». Какая игрушка спряталась?
«Рисуем мячи» - безотрывное рисование от точки путём наращивания по
окружности.
Пальчиковое упражнение «Сосчитай игрушки».
– Вот сколько у нас игрушек. Давайте положим игрушки на диван и поможем
их сосчитать.
На большом диване в ряд игрушки лежат: Дети хлопают в ладоши.
Мячик, кубик и машина, Загибают пальчики
Пирамидка, Буратино.
1, 2, 3, 4, 5. Разгибают пальчики
Помогаем нашей Ане мы игрушки сосчитать. Дети хлопают в ладоши.
(Родители помогают детям загибать пальчики).
Артикуляционное упражнение «Веселые и грустные клоуны».
– К нам пришли два клоуна: Один веселый, улыбается. Другой – грустный,
надул губы. (Рассматриваем картинки). Давайте покажем, как улыбается веселый клоун.
(Дети вместе с родителями улыбаются, показывая зубы). А теперь покажем, как надул
губы грустный клоун. (Дети вместе с родителями вытягивают губы вперед).
(Выполняем поочередно несколько раз).
Слуховое упражнение «Погремушки звенят – погремушки молчат».
14
– Посмотрите, что у меня в коробке. Это погремушки. Послушайте, как звенит
погремушка. А теперь она спряталась, молчит. (Прячу погремушку за спину). Давайте
поиграем вместе со мной. Возьмите погремушки.
Погремушки звенят – дети звенят погремушками.
Погремушки молчат – прячут погремушки за спину.
Грамматическое упражнение «Магазин игрушек».
– А теперь давайте пойдем в магазин и купим кукле Ане много игрушек. (На
доске – картинки с изображением игрушек: мячи, машины, пирамидки, кубики).
Что купим Ане? (Мячики). И т.д.
Грамматическое упражнение «Большой – маленький».
– У нас – маленькие мячики, а в коробке – большие мячи. Давайте погрузим
большие мячи в большую машину, а маленькие мячики – в маленькую машинку. Где
большая машина? А где маленькая машинка? У меня маленький мячик, я положу его в
маленькую машинку. А у тебя? Куда ты положишь свой мячик?
Тема: «Мой город. Мой дом».
Цель: формировать у детей социально-коммуникативные навыки.
Задачи:
– учить детей различать понятия «большой – маленький»; обогащать и
активизировать словарный запас;
– развивать у детей слуховое внимание, память, пространственную ориентировку;
– развивать силу движений пальцев рук;
– создавать у детей положительное эмоциональное настроение.
Рекомендуемые игры:
Строим дом (дома) из кубиков.
«Маленький архитектор» - выложи дом из цветных геометрических фигур.
«Посчитай окошки на ощупь» - посчитать на трафарете количество окон.
«Строители» - выложить из палочек одноэтажный дом с двумя окошками.
«Дома на песке» - нарисовать на песке (крупе) палочкой дома для мышки, для
собачки, для кошечки.
«В городе дождь идёт» - имитация движений.
Пальчиковое упражнение «Посуда».
Девочка Аленка порядок наводила, Сжимаем пальцы в кулачки и
разжимаем их на обеих руках.
Девочка Аленка кукле говорила: Пальцы сжаты в кулак, большой
палец поднят вверх сначала на
правой руке,
а потом так же на левой.
«Салфетки должны быть в салфетнице, Разгибаем пальцы поочередно от
Масло должно быть в масленке, указательного до мизинца.
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль, ну конечно, в солонке».
Девочка Аленка порядок навела. Сжимаем ладошки вместе.
Двигательное упражнение.
Дети декламируют стихотворение и выполняют соответствующие движения:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали, покрутили,
Потянули и открыли.
15
Тема: «В гости к зимушке - зиме. В лесу родилась ёлочка…».
Цель: формирование временных представлений.
Задачи:
– формировать словарь по теме «Зима»;
– развивать у детей двигательно-образные навыки: умение владеть своим телом,
координировать движения во взаимосвязи с речью, учить ориентироваться в
пространстве;
– развивать слуховое внимание, слуховую память, зрительное внимание;
– развивать мелкую моторику пальцев рук;
– создавать у детей положительное эмоциональное настроение;
– вызывать интерес к окружающему миру.
Рекомендуемые игры:
«Снегопад в лесу» - на трафарете зелёной ёлки из бархатной бумаги разложить
комочки из ваты.
«Лепим снежки большие и маленькие» - сжинаем бумагу в комочки и катаем их
между ладонями.
«Снежная баба» - лепка из пластилина.
«Новогодний подарок для белочки» - собрать в мешочки грецкие, кедровые
орехи, фундук, затем определить орешек на ощупь.
«Такие разные деревья» - обводка трафаретов деревьев разного размера.
«Угощение для птиц» - отщипывание маленьких комочков пластилина и
складывание их в кормушку.
Мимическая и артикуляционная гимнастка.
– слижем «снежинки» с губ: рот полуоткрыт; облизывать языком верхнюю, затем
нижнюю губу слева направо и наоборот, затем сверху вниз;
– «поймаем снежинку»: рот открыт; высунуть изо рта широкий язык, удерживать на
весу 5-7 с.;
– ветер сильно подул – дуем в бутылочки, имитируя завывание зимнего ветра;
Пальчиковая гимнастика ВОРОНА
Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь
(движение ползущей гусеницы).
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
Каркает: «Вот и обед!»
Глядь –
А червячков уж нет!
Тема: «Вы бывали в зоопарке?». Животные и их детёныши.
Цель: ознакомление детей с ОВЗ на элементарном уровне с окружающим миром.
Задачи:
- формировать представления детей об окружающем мире;
- развивать зрительно – моторную координацию;
-
научить
осуществлять
группировку
и
упорядочение
предметов
на
основе
определённого качественного признака;
- воспитывать любовь к природе;
- вызывать у детей интерес к занятиям.
16
Рекомендуемые игры:
«Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки – Кто
это?
«Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый
комочек.
«Чтобы Мишке было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку «в
берлоге».
«Клубочки для котят» - наматывание клубков из толстых шерстяных ниток.
«Зоопарк» (коллективная работа) – дети самостоятельно выбирают трафареты
диких животных или их детёнышей и при помощи кусочков цветной бумаги заполняют
объём фигуры по методу мозаики. Все трафареты приклеиваются к общему панно [ 4].
«Угощение для белочки» - лепка орешков и грибов.
«Найди пару» - разглаживание бумажных комочков и выполнение задания: «Где
собака? А у кого щенок? И т.д.»
Тема: «Моя семья».
Цель: способствовать сплочению членов семей, воспитывающих детей с
недостатками развития.
Задачи:
- Развивать социально – коммуникативные навыки;
- Формировать произвольное внимание, зрительно – пространственную
ориентировку;
- Научить ребёнка осознанно относиться к своим эмоциям, внутреннему миру.
- Вызывать у детей желание общаться.
Рекомендуемые игры:
«Ловкие пальчики» - выгибание из проволоки фигур человека – большой и
маленький. Формирование понятий:»папа – сын», «мама – дочка», «бабушка – внучка».
«Бабушкины помощники» - перемотать нитки на катушку с клубочка.
«Мамины помощники» - навешивание прищепок на верёвку.
«Кто это?» - собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу.
«Что купила мама?» - найти небольшие предметы в «сухом бассейне» (т.е.
коробке с фасолью, горохом, крупой).
«Поможем бабушке развязать узелки на бельевой верёвке».
«Поможем сыну застегнуть пуговицы на рубашке».
«Научим дочку шнуровать ботинки».
Слуховое упражнение «Отгадай, что звучит».
– Послушайте, как звучат различные предметы. А теперь я спрячусь за ширму,
а вы отгадайте, что звучит. (Игра проводится несколько раз).
Дыхательное упражнение «Подуем на шарик».
–
Молодцы, ребята, вы очень хорошо отгадывали, вот вам за это шарики.
(Вносятся
воздушные
шарики.
Рассматриваем,
какие
они
большие,
красивые,
разноцветные. Затем предлагаем детям подуть на них: вдыхаем носом, а дуем на шарики
ртом. Шарики полетели. Еще раз подули)
Артикуляционное упражнение «Надуем щеки».
- Предлагаю детям надуть щеки, как шарик. Сдуваем шарик и надуваем снова.
Пальчиковое упражнение «Силачи» .
– Шарики улетели, а вместо них прикатились мячики. Посмотрите, какие они
маленькие, красивые. Давайте возьмем мячики и сильно сожмем их двумя руками. Какие
мы
силачи!
А
теперь
возьмите
мячики
в
одну
руку
и
сожмите
их
одной
рукой
(показываем). Вот какие мы сильные!
Пальчиковое упражнение «Моя семья»».
17
– Посмотрите, кто есть у Оли дома (Показываю сюжетную картинку «Семья»).
Мама, папа, бабушка, дедушка. Давайте покажем на пальчиках.
Этот пальчик – дедушка, Руку сжать в кулак, поочередно
разжимать пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – это я,
Вот и вся моя семья. Энергично сжать руку в кулак несколько раз.
Слуховое упражнение «Иди - беги».
– Поиграем с Олей? У нее бубен. Если Оля будет стучать в бубен тихо (вот так),
мы будем ходить тихонько, как мышки, на пальчиках. А если Оля будет стучать громко
(вот так), мы будем бегать быстро, как лошадки.
Тема: «Одежда».
Цель: дать представления детям с ОВЗ о назначении и разновидностях одежды,
научить практическим навыкам пользования одеждой.
Задачи:
- формировать социально – бытовую ориентировку;
- развивать мелкую моторику рук;
- научить детей классифицировать предметы по форме, цвету, размеру;
- вызывать у детей интерес к занятиям.
Рекомендуемые игры:
«Недошитое» платье. «Пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы» -
дополнить картонный трафарет нужной деталью.
Шнуровка, застёгивание пуговиц, молний, липучек.
«Сушка белья» - пристегнуть прищепками к верёвке одежду кукол, носовые платки.
«Подбери пуговицы по цвет».
«Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета.
«Сарафан в полоску» - обвести трафарет и заштриховать слева направо.
«Почини платье» - для 4-х платьев найти нужную по цвету и форме заплатку.
«Красивый сарафан в белый горох» - приклеить белые кружочки по всему цветному
трафарету сарафана.
Пальчиковое упражнение «Обувь».
Как у нашей кошки на ногах сапожки. (Загибают на обеих руках
пальчики по одному, начиная с больших.)
Как у нашей свинки на ногах ботинки
А у пса на лапках голубые тапки.
А козленок маленький обувает валенки.
А сыночек Вовка – новые кроссовки.
Вот так, вот так, новые кроссовки. («Шагают» по столу указательным и
средним пальцами.)
Тема: « Труд людей. Профессии».
Цель: формировать представления детей о различных направлениях деятельности
человека.
Задачи:
- Расширять и активизировать словарь детей;
- Развивать слуховое восприятие и понимание речи;
- Учить детей сравнивать предметы и явления и объединять их в группы;
- Создавать у детей положительное эмоциональное настроение.
Рекомендуемые игры:
18
«Собери инструменты» - из двух частей-деталей, вырезанных из картона (лопата,
молоток).
«Застегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии. «Шнуровки».
«Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандашей между
ладошками.
«Разложи по своим местам» - в окошки, вырезанные по форме инструментов,
вложить соответственно: лопату, топор, молоток.
«Почини инструменты» - найти и добавить недостающую деталь картонного
трафарета: ручку пилы, зубец граблей.
«Строители» - выкладывание дома из цветной мозаики.
«Фармацевт» - заготовка и расфасовка таблеток (отщипнуть комочек пластилина и
придавить его на бумажную полоску).
«Скульптор» - лепка из пластилина.
«Ткач» - плетение коврика из полосок цветной бумаги.
«Воспитатель» - научим Неумейку шнуровать ботинки, застёгивать крючки,
пуговицы, кнопки.
19
Приложение 3
Сценарии новогоднего праздника
«Зимняя сказка» для детей с ОВЗ.
1 скоморох: Огнями разноцветными
Сверкает этот зал
И приглашает всех друзей
На Новогодний бал!
2 скоморох: Так пусть же музыка поёт,
Мы начинаем бал.
И танцевать всех в круг зовёт
Весёлый карнавал!
3 скоморох.: Окна разукрасил Дедушка Мороз
И сугробы снега на дворе нанёс.
Падают снежинки, началась метель,
Дунул свежий ветер на большую ель.
4 скоморох, Вы сегодня к нам пришли в этот чудный зал
И лесную гостью каждый увидал.
Зелена, красива, высока, стройна.
Разными огнями светится она.
1 скоморох: Но она же не светится…
2 скоморох Точно, ребята давайте все вместе крикнем
Раз, два, три, ёлочка гори! Хорошо?
(Дети кричат, но ведущие просят помощь родителей, только на третий
раз загорается ёлочка!)
2 скоморох: Так ёлочку зажгли, а всё ли вы знаете об этой лесной красавице
сейчас проверим!
1 скоморох : Я сейчас буду задавать вам вопросы «Что любит ёлка?», а вы ,
если согласны говорите –Да, и в знак несогласия - «нет».
Что любит ёлка?
- Колкие иголки...
- Пряники, конфеты..
- Стулья, табуреты...
- Мишуру, гирлянды..
- Игры, маскарады...
- Скуку от безделья...
- Детвору, веселье...
20
- Ландыши и розы...
- Дедушку Мороза...
- Звонкий смех и шутки...
- Сапоги и куртки...
- Шишки и орешки...
- Шахматные пешки...
- Серпантин, фонарики...
- Огоньки и шарики...
- Конфетти, хлопушки...
- Битые игрушки...
- Огурцы на грядке...
- Вафли, шоколадки...
- Чудеса под Новый год...
- С песней дружный хоровод...
Молодцы ребята.
Ведущий: В старой сказке, в русской сказке
Снежный терем есть, а в нём
Спит Снегурочка – царевна
Беспробудным крепким сном.
Спит она, но вот сегодня,
Пробудившись ото сна,
К нам на праздник «Зимней сказки»
Гостьей явится она.
(заходит Снегурочка)
Снегурочка: Перед самым Новым годом
Из страны снегов и льда
Вместе с дедушкой Морозом
В гости к вам спешу сюда.
Все меня на праздник ждут,
Все Снегурочкой зовут.
Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
(отвечают)
С Новым счастьем! С Новым годом!
С новой радостью для всех!
Пусть звучат под этим сводом
Песни, музыка и смех!
Снегурочка:
Дети, а вы любите Дедушку Мороза.?
(отвечают)
Наверное всё про него знаете?
21
Сейчас мы это проверим. Я буду говорить, четверостишья, последнюю
строку которых заканчивайте словами «Дедушка Мороз».
Снегурочка: Одарил пушистым снегом
И намёл большой занос
Долгожданный и любимый
Всеми...
Дети: Дедушка Мороз!
Снегурочка: В тёплой шубе новогодней,
Потирая красный нос,
Детворе несёт подарки
Добрый...
Дети: Дедушка Мороз!
Снегурочка: Любит песни, хороводы
И смешит народ до слёз
Возле ёлки новогодней
Чудный...
Дети: Дедушка Мороз!
Снегурочка: Заплетает утром внучке
Пару белоснежных кос,
А потом идёт на праздник
К детям...
Дети: Дедушка Мороз!
Снегурочка.: Кто на радость вам, ребята,
Ёлку хвойную принёс?
Поскорее отвечайте - Это...
Дети: Дедушка Мороз!
Снег.: Молодцы ребята.
А это значит, настала пора,
Которую ждёт всё детвора.
Давайте позовём Деда Мороза!
Все: Дед Мороз!
Дед Мороз: Привет вам, ребятишки,
Девчонки и мальчишки.
Дети отвечают
Весёлые, забавные,
Детишки очень славные.
Поздравляю с весёлым вас праздником, наступающим Новым годом!
Давай те с вами немного поиграем, и узнаем , как здороваются мои зимние
помощники, а вы повторяйте движения.
Игра «кого заморожу»
Д.М.: Вот это да! Вот это молодцы детишки на празднике сегодня.
Ребята, вы не устали? Тогда загадаю вам загадки
22
А теперь, для вас, ребятки,
Новогодние загадки.
Я начну, вы продолжайте,
Хором, дружно отвечайте.
Возле елки в каждом доме,
Дети водят хоровод.
Как зовется этот праздник?
Ну конечно… (Новый год.)
Промчалось солнечное лето
И белым снегом все одето.
Явилась в гости к нам она
Сама красавица… (Зима.)
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от… (Елки.)
Белоус и краснонос
Под ветвями… (Дед Мороз.)
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех.
Поздравляем С Новым… (Годом.)
С новым счастьем сразу всех.!
Снегурочка:
В круг, ребята, становитесь,
К ёлке музыка зовёт.
Крепче за руки беритесь.
Начинаем хоровод!
Хоровод «Маленькой ёлочке холодно зимой»
Дед Мороз: Молодцы!
Вы очень хорошие дети,
Вы очень понравились Дедушке Морозу,
И в новом году я постараюсь выполнить все ваши желания.
Снегурочка:
С Новым годом поздравляем
И наказ мы вам даём:
Чтоб вы были все здоровы,
Хорошели с каждым днём!
Дед Мороз:
Чтобы в вашей жизни было
И веселие, и смех.
С Новым годом, с Новым годом!
Поздравляем всех, всех, всех!
23
До встречи в будущем году!
Меня вы ждите, я приду!
24
Приложение 4
25
26
27
28
29
30