Автор: Кондратюк Людмила Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: с.Турочак Республика Алтай
Наименование материала: статья
Тема: Личностно - ориентированный подход, как важное условие эффективности процесса обучения на уроках математики для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: среднее образование
Учитель математики
Кондратюк Людмила Николаевна
МОУ «Турочакская СОШ»
с.Турочак Республика Алтай
Личностно - ориентированный подход, как важное условие
эффективности процесса обучения на уроках математики для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Сравнивать способности детей вообще не дело учителя. И
не имеет никакого к его работе отношения. От педагога
требуется, чтобы каждый индивид получил
возможность использовать свои способности
в осмысленной деятельности.
Дж. Дьюи
В настоящее время перед нашим государством, педагогами, родителями
поставлена
задача:
добиться
того,
чтобы
вырастить
детей
не
только
здоровыми, но и думающими людьми, творчески подходящими к любому
делу. В данное время одним из важнейших показателей качества образования
является не только уровень образованности человека, но и его жизненная
успешность,
которая
во
многом
зависит
от
способности
человека
к
саморазвитию.
А
это
может
быть
достигнуто
лишь
при
личностно
-ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются
потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает
наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. Для
этого необходимы отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших
качеств
личности,
познания
интересов,
качеств
характера,
особенностей
мыслительного
процесса,
учет
особенностей
личности
в
учебно-
воспитательном
процессе,
создание
индивидуальных
программ
развития
личности. В последние годы личностно- ориентированный подход
стремительно завоевывает образовательное пространство России. А это стало
возможным
благодаря
общественно-политическим,
экономическим,
социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее
десятилетие.
Сменились
ценностные
ориентации,
и
в
качестве
самой
большой
ценности
в
соответствии
с
провозглашенными
принципами
гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и
образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно
меняющегося мира.
Итак, цель личностно-ориентированного обучения, основной ценностью
которого
является
признание
в
каждом
ученике
неповторимой
индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических
условий,
позволяющих
в
едином
классном
коллективе
работать
с
ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с
учетом
индивидуальных
познавательных
возможностей,
потребностей
и
интересов. Перед учителем русского языка и литературы, как, впрочем, перед
любым другими учителем, возникают вопросы: как работать на уроке со всем
классом и одновременно с каждым учащимся? Как подготовить и провести
урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на
котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность
высказать
свое
мнение
по
изучаемой
проблеме,
проявить
собственные
возможности,
интересы,
самостоятельность,
избирательность
в
способах
работы,
ощутить
атмосферу
сотрудничества
и
пережить
успех?
Как
активизировать деятельность учеников? У каждого педагога свои методы
решения этой проблемы.
Очень важным моментом в проведении урока является мотивация
ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они
изучают
тот
или
иной
материал,
ясно
представлять
себе
значимость
и
результаты своей работы на уроке. На своих уроках, используя наводящие
вопросы,
путем
выполнения
специальных
заданий
подвожу
их
к
самостоятельной формулировке целей и задач урока. Учащийся включается в
любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него
имеются определенные мотивы для ее выполнения. На уроке ученик должен
быть не только слушателем, но и, в первую очередь, быть исследователем,
мыслителем.
Учитель
должен
создать
на
уроке
проблемную
ситуацию
-
ситуация познавательного затруднения, возникающую тогда, когда учащийся
понимает задачу (явление, ситуацию), пытается её решить (объяснить), но
чувствует
недостаточность
имеющихся
знаний.
В
этот
момент
ситуация
вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создает
мотивы учебной деятельности и вызывает к ней интерес.
Готовясь к урокам, дидактический материал, различные виды заданий для
урока
подбираю
в
соответствии
с
возрастными,
физиологическими,
психологическими,
индивидуальными
качествами
учащихся.
Особого
внимания
требуют
также
учащиеся,
которым
с
трудом
дается
овладение
навыками
устного
и
письменного
счета.
Это
дети
с
кратковременной
памятью, неустойчивым вниманием, с трудом воспринимающие устную речь
(дизлексики),
страдающие
дисграфией.
Терпение
учителя,
более
простые
упражнения позволяют если не повысить их грамотность, то не вызвать
отвращение к предмету, к школе.
Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности
учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда
правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера.
Данный вид работы я тоже часто использую на уроке. Например, признаки
делимости на 9 и 3, 10 и 5, 2. Детям, даже слабоуспевающим, совсем не
трудно составить алгоритм или таблицу к данной теме. Затем мы обсуждаем,
на
уроках
дети
составляют
опорные
таблицы
по
различным
разделам
в
математике.
После
этого
обсуждаются
составленные
детьми
таблицы.
Алгоритм
облегчает
выработку
вычислительного
навыка,
особенно
медлительными учащимися с неустойчивым вниманием, так как позволяет
при
выполнении
упражнения
осуществлять
определенные
«шаги»,
способствующие осознанному овладению навыком.
Часто на уроках (изучения нового) я использую прием совместного
поиска в парах - «что мы об этом знаем?». Классу сообщается тема урока, а
учебные пары вспоминают, что им известно по этой теме, затем в ходе
отчетов, их обсуждения идет поиск верного ответа на вопрос.
Особое внимание в условиях личностно ориентированного урока
обращаю на домашние задания. При личностно-ориентированном обучении
ученикам предоставляется свобода выбора, т.е. он сам выбирает наиболее
интересные задания по содержанию, виду, форме.
Технология личностно-ориентированного образовательного процесса
предполагает
специальное
конструирование
вычислительного
действия,
дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию.
Это актуально на уроках математики в процессе обучения
вычислительных
действий.
Из
опыта
работы
известно,
что
не
каждому
учащемуся
удается
легко
овладевать
этими
навыками.
Причина
в
индивидуальных
особенностях
памяти,
типа
мышления,
темперамента.
Известно, что одним учащимся для овладения каким-либо вычислительным
навыком требуется выполнить больше математических упражнений, другим –
меньше. Поэтому приходится постоянно отыскивать наиболее эффективные
приемы работы с правилом, подбирать упражнения с учетом индивидуальных
особенностей учащихся.
В методических работах предлагаются различные пути повышения
грамотности, среди них один из самых эффективных, на мой взгляд,- это
алгоритмизация
правил,
сведение
ряда
правил
к
общему
алгоритму,
составление таблиц обобщающего характера.
Обобщение и систематизация – «одна из актуальных проблем методики
преподавания любой дисциплины. Она приобретает особую значимость при
изучении программного материала по математике в школе в связи с тем, что в
действующих
учебниках
материал
фактически
одной
темы
излагается
дробно, сопутствуя теоретическому материалу, и иногда поэтому оказывается
разнесенным даже по учебникам разных классов. При отсутствии обобщения
это затрудняет формирование в сознании учащегося целостного, системного
представления о той или иной вычислительной закономерности».
На своих уроках во время работы над новым определением предлагаю
детям сначала прочитать его самостоятельно, затем читаем вслух и разбираем
с практическим примером. Если это возможно, составляем схему алгоритма.
После того, как учащиеся усвоили правило, овладели алгоритмом,
требуется большая, кропотливая работа по отработке навыка, доведению его
до автоматизма. При этом учитываю индивидуальные особенности каждого
ученика.
Практикую также работу в парах, когда сильный учащийся выступает в
роли консультанта и помощника. Эффективной считаю также работу групп,
которые получают дифференцированные задания повышенной сложности;
слабые отрабатывают навык путем выполнения тренировочных упражнений
под
руководством
учителя,
так
как
им
требуется
больше
времени
для
о вл а д е н и я
н а в ы ком .
В
э том
с л у ч а е
и с п ол ь зу ю
ка рточ к и
с
дифференцированными заданиями.
Дифференцированный подход осуществляю и при организации зачетов.
Класс делится на группы, которые получают задания различной трудности.
Такой
подход
создает
атмосферу
сотрудничества
учителя
и
учеников,
атмосферу
доброжелательного
отношения.
В
результате
каждый
ученик
справляется с заданием, оно ему по силам.
Особого внимания требуют также учащиеся, которым с трудом дается
овладение
вычислительными
навыками.
Это
дети
с
кратковременной
памятью, неустойчивым вниманием, с трудом воспринимающие устную речь
(дизлексики),
страдающие
дисграфией.
Терпение
учителя,
более
простые
упражнения позволяют если не повысить их грамотность, то не вызвать
отвращение к предмету, к школе.
Считаю необходимым выслушать на уроке всех желающих высказаться.
Мнение каждого ребенка заслуживает внимания. Уважительное отношение к
личности
ученика,
к
его
мнению
вызывает
у
него
желание
работать
на
каждом уроке.
В своей работе стараюсь создавать и поддерживать на уроке атмосферу
доброжелательности
и
делового
сотрудничества.
В
результате
учащиеся
более старательны в своих работах, на уроках активно работают.
По результатам учебного года не имею отстающих, дети знают, что
пробелы
в
знаниях
они
могут
ликвидировать
в
любое
время,
при
необходимости
обращаются
за
консультацией
в
нерабочее
время
(после
уроков), приходят на дополнительные уроки.
Я убеждена, что личностно-ориентированный подход к обучению на
уроках
математики
способствует
развитию
умений
и
навыков
каждого
учащегося в той мере, в какой позволяют это сделать его природные задатки.