Автор: Семина Эллада Иосифовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад " Аленушка"
Населённый пункт: р.п. Дергачи Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: " Инновационные психолого-педагогические технологии как ресурс повышения качества дошкольного образования в рамках социального партнёрства ДОУ с родителям"
Раздел: дошкольное образование
Тема:
« Инновационные психолого-педагогические технологии как ресурс
повышения качества дошкольного образования в рамках социального
партнёрства ДОУ с родителям»
Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не
просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные
услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. В
любом случае конкурентоспособное образовательное учреждение — это
учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества
образовательных услуг.
Опыт работы нашего детского сада с родителями показывает, что активная
позиция ДОУ влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает
образовательно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и
полным.
Основными социальными партнерами нашего ДОУ являются: семьи
воспитанников.
Основу социального партнерства составляет модель взаимодействия
педагога-психолога и семьи, которая включает следующие
компоненты:
мотивационная готовность – осознанное отношение родителей, и
педагогов к вопросам формирования основ воспитательно-
образовательного процесса;
педагогическая готовность – создание воспитательно-образовательного
пространства "родители – дети – педагоги" на основе знаний
закономерностей психофизического развития ребенка;
социальная готовность – создание атмосферы сотрудничества,
взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами,
и администрацией ДОУ.
Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в
которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое
значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной
связи. Использование новых, активных форм работы с родителями,
позволяет вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания
собственного ребенка.
Для наиболее эффективного выстраивания социального партнёрства
семьи и работы педагога-психолога нами используется инновационные
технологии работы с родителями.
1.Родительское эссе, записки родителей, закончи фразу, продолжи
предложение, акции по теме; письмо моей доченьке(сыночку) целью данных
методов является: комплексный мониторинг семьи (установление контакта
с семьёй, согласование педагогических воздействий на ребёнка)
2.Психолгические гостиные, вечерние посиделки. Родительские лаборатории,
капустники. Ток-шоу « Есть мнения». Страна мягких человечков,
информационные занятия, час игры, сайт ДОУ т.д., здесь основным
направление будет обогащение родителей знаниями, в области воспитания,
развития и обучения детей.
3.Презентации, выпуски газет, стендовые консультации в виде « Умная
книга» методы этой группы будут направленны на умение родителей
транслировать полученные знания.
4. Проектная деятельность, совместные праздники, развлечения, неделя
психологии, педагогические пробеги, норма-творческие, социальные
проекты, Дни открытых дверей. Психологические акции: « Книгу-
детям»,«Жить здорово-здорово»,данные методы направлены на анализ
эффективности социального партнёрства, семьи и ДОУ.
Неформализованные инновационные формы
1.Оповещение родителей о запросах - детей. Здесь мы используем модель
трёх опросов, в ходе диагностических бесед с детьми, выясняем о том, что
они знают или хотят узнать, например, о воде, земле, космосе и т.д. Все
высказывания детей записываются в специальную таблицу. Возле каждого
высказывания ставиться имя автора.
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что сделать, чтобы узнать?
Вода бывает жидкой.
(Ангелина)
Какое самое большое
море?
(Полина.)
Откуда берётся снег?
(Антон.)
Сколько рек в России?
(Аня.)
Прочитать в энциклопедии
(Святослав.)
Спросить у родителей
(Лена.)
Заполнение таблички и вывешивание её в приёмной сопровождается
обязательным написанием объявления.
Например: Дорогие мамы и папы! Наши дети решили больше узнать о воде.
Нам очень помогут книги о реках, морях, океанах, фотографии, ваши
рассказы. Предлагаем вам принять участие в подготовки выставки
фотографий и рисунков.
«Такая нужная всем вода».и ваши детки.
В результате такого опроса родители увидят сферу интересов своих детей и
получат представления о том, какими способами они готовы получать новые
знания. Это, без сомнения, побудит родителей включиться в обсуждение
темы с детьми: задать им вопросы, подсказать что-нибудь, ответить, рассеять
сомнения и предпринять активные действия - пойти в библиотеку, поискать в
интернете необходимый материал, почитать энциклопедию, прийти в группу
и пообщаться с детьми, а самое главное улучшить детско- родительские
отношения, обогатить коммуникативные навыки.
Одним из основных направлений в работе педагога-психолога является
сохранение, стабилизация психологического здоровья, в том числе и среди
родителей. Для улучшения эмоционального фона у родителей, снятия уровня
агрессии, тревожности, применяются здровьесберегающие технологии.
Аптечка для души, где родителям предлагаются афоризмы, пословицы,
поговорки о здоровье, дружбе, семье, любви и т.д.
«Волшебный цветок мудрости» – в приёмной вывешивается стенд, на
котором нарисован большой цветок. В сердцевине цветка обозначена
проблема, по которой родителям предлагается высказаться. Лепестки цветка
пустые. Родители записывают на них рекомендации, афоризмы и пожелания
по выбранной теме. Например:
- «Игры в семье»;
- «Я знаю, как научить ребёнка помогать взрослым»;
- «Когда у нас родился второй ребёнок, мы…»;
- «Чтобы ребёнок не болел» и т.п.
«Портрет идеального родителя» (воспитателя)– в приёмной вывешивается
лист с изображением контура фигуры человека. Родители записывает на этом
листе черты идеального родителя.
«Недописанный тезис» – на стенде размещается фраза, например:
- «Счастливая семья – это…»;
- «Хороший воспитатель – это...»;
- «Семейные традиции – это...» и т.п.
Родители продолжают предложение. Подобные недописанные тезисы могут
быть позиционированы как темы будущих встреч с родителями.
Особо отмечу инновационную форму работы с родителями, обобщение
лучшего семейного опыта с использованием современных мультимедиа
технологи. Обобщение семейного опыта родителями может оформляться в
продуктивной творческой деятельности в виде плакатов, газет, рассказов,
докладов, альбомов, фильмов, фотовыставок, компьютерных презентаций.
И напоследок хотелось бы сказать об одном очень важном моменте в работе с
родителями: каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего
труда. В этом нуждаются и наши родители.«Похвала полезна хотя бы потому что,
укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф.Ларошфуко. Для этого мы
применяем в работе с родителями, стенд « Достижение родителей»,здесь представлены
фотоотчёт о выполненных поручениях, просьбах, родителями.
Таким образом, целенаправленная система социального партнерства детского
сада и одним из направлений в работе педагога-психолога и семьи позволяет
повысить уровень качества дошкольного образования, способствует
созданию условий для самореализации родительского потенциала.