Автор: Волкова Светлана Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект образовательной деятельности по музыкальному развитию детей в старшей группе «Королевство музыки»
Раздел: дошкольное образование
Волкова Светлана Юрьевна,
музыкальный руководитель
ГБДОУ детского сада №11
Приморского района Санкт-Петербурга
Конспект образовательной деятельности
по музыкальному развитию детей в старшей группе
«Королевство музыки»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие.
Возрастная группа: Старшая
Цели и задачи:
1.Через синтез искусств (музыка, живопись, поэзия) прививать детям любовь
к классической музыке.
2. Способствовать формированию музыкальной культуры дошкольника через
обогащение их музыкальных впечатлений и музыкального словаря.
3. Развивать музыкальные способности детей: музыкальный слух, чувство
ритма, голосовой аппарат, музыкальную память.
4.Способствовать активному восприятию музыки, через самостоятельную
творческую деятельность.
Методы и приемы активизации детей
- Добиваться, чтобы ребенок сам определял характер музыки.
- Реагировал на изменения в настроении, темпе, через самостоятельную
творческую деятельность.
Метод умственного поиска:
- Вслушайся, вдумайся, оцени, выскажись.
- Запомни мелодию, определи характер произведения
- Выбери музыкальный инструмент
- Нарисуй то, что услышал и представил
- Выбери соответствующие атрибуты и танцевальные движения на
импровизацию.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку «Норвежский танец» Э.Григ.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята (пропеваю мелодично)
Дети: Здравствуйте.
Музыкальный руководитель: Ребята вы догадались, куда мы с вами
попали? - Какая музыка звучала, когда вы зашли в зал? (сказочная музыка)
Музыкальный руководитель: Сегодня мы побываем с вами в гостях у Феи
музыки.
Ребята, а где же она? Наверное, не смогла приехать к нам. Но ничего, у меня в
волшебном сундучке есть как раз подходящий наряд (достает и надевает).
Вот такая нарядная накидка и корона и впрямь как у Феи Музыки.
Ну как я вам? Кажется чего- то не хватает. Давайте подумаем. Из чего состоит
музыка? (ответы детей). Правильно, из звуков, нот, музыкальных
инструментов. А давайте украсим мой наряд вашими рисунками, которые вы
приготовили для Феи Музыки (дети соглашаются и наряжают Фею).
Музыкальный руководитель: Ну, что похожа я на Фею музыки? Тогда в
путь! Нас ждет с вами удивительный мир музыки. И попасть в музыкальное
королевство поможет колокольчик (показывает и звенит)
Закройте глаза и представьте, что мы в сказочном королевстве (звучит «Вальс
цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского)
Музыкальный руководитель: Вот мы и очутились в Музыкальном
королевстве
(дети присаживаются)
Музыкальный руководитель: Вы слышите, звучит музыка. А пока она
звучит, я вам расскажу одну историю.
Сегодня, ранним утром мимо замка Музыкального королевства проезжал
прекрасный принц. И вдруг он услышал чудесную музыку, которая лилась из
окон замка. Кто-то легко и нежно играл на незнакомом инструменте, а
прекрасная мелодия мягко обволакивала душу и сердце принца.
Ребята, вы узнали эту музыку? Опишите, какая музыка?
(ответы детей: музыка легкая, нежная, воздушная как цветы).
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята это «Вальс цветов»
П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».
Музыкальный руководитель: Принц был просто очарован, ему очень
хотелось узнать, что это за музыка, а главное что это за инструмент, который
издает такие чудесные звуки. Он подъехал к замку, где его встретил старый
слуга и проводил в королевский зал. Принц увидел красивую девушку, она
сидела в центре зала и играла на небольшом, красивом инструменте и водила
по струнам какой – то волшебной палочкой, которая извлекала волшебные
певучие звуки. Вы, наверное, догадались, на чем играла принцесса Офелия?
(ответы детей)
Музыкальный руководитель: Правильно, на скрипке.
«Что это? Как называется этот удивительный инструмент?»- воскликнул
принц! «Скрипка! - ответила застенчивая принцесса.
Мне нравятся скрипки волшебные звуки!
Прошу я родителей скрипку купить –
Постигну секрет музыкальной науки
И буду часами искусство творить!
Мне скрипку купили, и я с нетерпеньем
Изящный смычок на струну положил,
Играть начинаю, но в это мгновенье
Смычок мой пронзительно-громко завыл!
(показ иллюстрации скрипки)
Музыкальный руководитель: Вот какой это удивительный инструмент. А
наша сказка продолжается.
Принц, слушая принцессу все время смотрел на нее и влюбился с первого
взгляда. Он тут же попросил руки принцессы у короля. Но король сказал, что
в их королевстве все очень любят музыку, многое о ней знают и умеют играть
на музыкальных инструментах. Принцу прежде предстоит пройти
музыкальные испытания, и если он с ним справится, то получит в жены
принцессу Офелию. Но одному принцу с этими заданиями не справиться.
Ребята, а вы хотели бы помочь принцу пройти испытания? (ответы детей).
Замечательно!
Первое задание:
Король пригласил в тронный зал всех обитателей своего замка и предложил
создать большой королевский оркестр. Принц и все придворные выбрали
себе музыкальные инструменты. Офелия повела смычком по своей скрипке и
зазвучала чудесная музыка вальса.
Ребята, а вы хотите попробовать себя в роли придворных музыкантов?
(ответы детей). Тогда давайте, и мы создадим королевский оркестр.
Выбирайте музыкальные инструменты и становитесь в полукруг. Поможем
принцу исполнить просьбу короля.
Дети исполняют «Вальс» М.И.Глинки.
Задание второе:
Музыкальный руководитель: Ребята, придворный танцмейстер (человек,
который обучал всех танцам) очень хотел бы посмотреть знает ли принц
движения в танце полька? Ну что ж поможем принцу?
Дети: Да.
Дети исполняют танец «Полька» композитор С.Рахманинов
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята, вы легко справились с
двумя заданиями. Но прежде чем мы начнем петь, мы прогуляемся по
ступенькам сказочного королевства.
Распевка «Лесенка»
Дети разучивают песню «Мир музыки» сл. и муз. Е.В.Машечковой
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Принц, благодаря вашей
помощи, выполнил все музыкальные задания, а на следующий день в замке
была пышная свадьба. В большом зале собрались все жители королевства.
Они поздравили жениха и невесту, веселились и танцевали, звучало очень
много музыки.
Звучит вновь «Вальс цветов» П.И.Чайковского.
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте тоже повеселимся, возьмем
вот эти ленты и цветочки и закружимся в легком вальсе.
Дети исполняют импровизационный танец
Музыкальный руководитель: Вот мы с вами побывали в музыкальном
королевстве, помогли выполнить все задания. А о каком музыкальном
инструменте вы сегодня узнали? (ответы детей).
Музыкальный руководитель: Ребята, я вас попрошу в группе или дома
нарисовать рисунки к этой истории, а завтра мы все вместе их рассмотрим.
Дети прощаются с музыкальным руководителем и под «Норвежский танец»
Э.Грига выходят из музыкального зала