Автор: Волкова Светлана Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль музыкального воспитания в формировании основ экологической культуры дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Волкова Светлана Юрьевна,
музыкальный руководитель
ГБДОУ детского сада №11
Приморского района Санкт-Петербурга
Роль музыкального воспитания в формировании основ
экологической культуры дошкольников
Музыкальные занятия являются основной формой для осуществления
задач
музыкального
воспитания
и
развития
детей.
На
занятиях
музыкой
осуществляется разностороннее развитие детей, как умственное (получение
знаний о временах года, праздниках), так и нравственное (формирование
навыков культурного поведение на массовых мероприятиях, воспитывается
любовь к матери, Родине).
Особое
значение
на
музыкальных
занятиях
имеет
физическое
и
эстетическое
развитие.
Под
физическим
развитием
подразумевается
формирование двигательных навыков, что способствует развитию опорно-
двигательного аппарата. К физическому развитию так же можно отнести
развитие
ловкости
и
внимания.
Эстетическое
развитие
нацелено
на
приобщение детей к познанию прекрасного. Музыкальные занятия развивают
умение
слушать
и
чувствовать
музыку,
формируют
связь
ребенка
с
окружающей
средой,
а
так
же
способствуют
формированию
бережного
отношения к природе.
Одним словом музыка оказывает огромное влияние на формирование
основ
экологической
культуры
человека.
Люди
всегда
чувствуют
связь
природы и музыки. В. А. Сухомлинский писал об этом: «Если мы сумеем
научить
ребёнка
ощущать
красоту,
изумляться
дивным
творениям
человеческих
рук,
красоту
природы,
то
вырастим
человека
с
высокой
культурой чувств, а открывать красоту мира можно через музыку».
Для того чтобы более обширно использовать музыкальные занятия в
экологическом воспитании, необходима продуманная система обучения, а
также
создание
условий,
учитывающих
возрастную
психологию
и
педагогику.
При организации занятий важно учитывать множество моментов:
1.
Познание объекта природы начинается с наблюдения, которое проводит
музыкальный руководитель или воспитатель. После этого наблюдения
дополняются
прослушиванием
музыки,
образными
движениями
(«Падают снежинки», «Ходит котик»). Из этого следует, что музыка
играет
роль
эмоционального
помощника,
дополняя
и
уточняя
увиденное детьми.
2.
Следует
обращаться
к
одной
и
той
же
теме
несколько
раз.
Такой
вариант
обучения
способствует
развитию
детского
внимания
и
сохранения
устойчивого
интереса
к
одной
теме.
Сформировать
внимательность у детей за один раз невозможно.
3.
Сезонные
явления
в
природе
ярче,
образнее
воспринимаются
на
музыкальных
занятиях.
Слушание
музыки
и
стихов
о
природе
–
полезные элементы экологического воспитания ребенка. Дети более
эмоциональны,
чем
рациональны,
а
музыка
и
поэтическое
слово
непосредственно
воздействуют
на
их
эмоции.
Следовательно,
при
помощи
музыки
ребенку
легче
объяснить,
что
все
растущее
и
движущееся
вокруг
нас
–
живое,
требующее
к
себе
бережного
отношения.
4.
При выборе материала (как музыкального, так и экологического) для
занятий, прежде всего следует исходить из привлекательности этого
материала для ребенка, однако не стоит забывать о его значимости.
Весь материал должен быть доступен детскому пониманию.
5.
Экологические музыкальные занятия представляют собой совместную
деятельность музыкального руководителя и воспитателя.
6.
Музыкальное воспитание и развитие не являются самоцелью в детском
саду. Это лишь средство развития потенциальных возможностей детей.
Поэтому разные виды музыкальной деятельности следует вводить в
интегрированной
форме
в
другие
занятия,
другие
виды
детской
познавательной деятельности.
Музыка
занимает
значительное
место
в
методике
экологического
воспитания.
Методы
работы
с
детьми
по
формированию
экологического
сознания разнообразны, однако они будут намного эффективнее, если будут
подкреплены яркими, положительными чувствами, которые вносит музыка.
Литература:
1.Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.
2. Белоненко Т., Литвинова В. Русская природа. Музыкальные беседы для
детей младшего возраста. – Ленинград «Музыка» 1980.
3. Ветлугина Н.А. – «Методика музыкального воспитания в детском саду» -
Москва, издательство «Просвещение» - 1989.
4. Дежкин В. Беседы об экологии. - М.: Молодая гвардия, 1975.
5. Дедулевич М.Н. – «Прогулки в природу» - Москва, издательство
«Просвещение» 2003 г.