Напоминание

Роль музыкального воспитания в формировании основ экологической культуры дошкольников


Автор: Волкова Светлана Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль музыкального воспитания в формировании основ экологической культуры дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Волкова Светлана Юрьевна,

музыкальный руководитель

ГБДОУ детского сада №11

Приморского района Санкт-Петербурга

Роль музыкального воспитания в формировании основ

экологической культуры дошкольников

Музыкальные занятия являются основной формой для осуществления

задач

музыкального

воспитания

и

развития

детей.

На

занятиях

музыкой

осуществляется разностороннее развитие детей, как умственное (получение

знаний о временах года, праздниках), так и нравственное (формирование

навыков культурного поведение на массовых мероприятиях, воспитывается

любовь к матери, Родине).

Особое

значение

на

музыкальных

занятиях

имеет

физическое

и

эстетическое

развитие.

Под

физическим

развитием

подразумевается

формирование двигательных навыков, что способствует развитию опорно-

двигательного аппарата. К физическому развитию так же можно отнести

развитие

ловкости

и

внимания.

Эстетическое

развитие

нацелено

на

приобщение детей к познанию прекрасного. Музыкальные занятия развивают

умение

слушать

и

чувствовать

музыку,

формируют

связь

ребенка

с

окружающей

средой,

а

так

же

способствуют

формированию

бережного

отношения к природе.

Одним словом музыка оказывает огромное влияние на формирование

основ

экологической

культуры

человека.

Люди

всегда

чувствуют

связь

природы и музыки. В. А. Сухомлинский писал об этом: «Если мы сумеем

научить

ребёнка

ощущать

красоту,

изумляться

дивным

творениям

человеческих

рук,

красоту

природы,

то

вырастим

человека

с

высокой

культурой чувств, а открывать красоту мира можно через музыку».

Для того чтобы более обширно использовать музыкальные занятия в

экологическом воспитании, необходима продуманная система обучения, а

также

создание

условий,

учитывающих

возрастную

психологию

и

педагогику.

При организации занятий важно учитывать множество моментов:

1.

Познание объекта природы начинается с наблюдения, которое проводит

музыкальный руководитель или воспитатель. После этого наблюдения

дополняются

прослушиванием

музыки,

образными

движениями

(«Падают снежинки», «Ходит котик»). Из этого следует, что музыка

играет

роль

эмоционального

помощника,

дополняя

и

уточняя

увиденное детьми.

2.

Следует

обращаться

к

одной

и

той

же

теме

несколько

раз.

Такой

вариант

обучения

способствует

развитию

детского

внимания

и

сохранения

устойчивого

интереса

к

одной

теме.

Сформировать

внимательность у детей за один раз невозможно.

3.

Сезонные

явления

в

природе

ярче,

образнее

воспринимаются

на

музыкальных

занятиях.

Слушание

музыки

и

стихов

о

природе

полезные элементы экологического воспитания ребенка. Дети более

эмоциональны,

чем

рациональны,

а

музыка

и

поэтическое

слово

непосредственно

воздействуют

на

их

эмоции.

Следовательно,

при

помощи

музыки

ребенку

легче

объяснить,

что

все

растущее

и

движущееся

вокруг

нас

живое,

требующее

к

себе

бережного

отношения.

4.

При выборе материала (как музыкального, так и экологического) для

занятий, прежде всего следует исходить из привлекательности этого

материала для ребенка, однако не стоит забывать о его значимости.

Весь материал должен быть доступен детскому пониманию.

5.

Экологические музыкальные занятия представляют собой совместную

деятельность музыкального руководителя и воспитателя.

6.

Музыкальное воспитание и развитие не являются самоцелью в детском

саду. Это лишь средство развития потенциальных возможностей детей.

Поэтому разные виды музыкальной деятельности следует вводить в

интегрированной

форме

в

другие

занятия,

другие

виды

детской

познавательной деятельности.

Музыка

занимает

значительное

место

в

методике

экологического

воспитания.

Методы

работы

с

детьми

по

формированию

экологического

сознания разнообразны, однако они будут намного эффективнее, если будут

подкреплены яркими, положительными чувствами, которые вносит музыка.

Литература:

1.Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.

2. Белоненко Т., Литвинова В. Русская природа. Музыкальные беседы для

детей младшего возраста. – Ленинград «Музыка» 1980.

3. Ветлугина Н.А. – «Методика музыкального воспитания в детском саду» -

Москва, издательство «Просвещение» - 1989.

4. Дежкин В. Беседы об экологии. - М.: Молодая гвардия, 1975.

5. Дедулевич М.Н. – «Прогулки в природу» - Москва, издательство

«Просвещение» 2003 г.



В раздел образования