Напоминание

Направления и принципы формирования двигательных способностей у дошкольников


Автор: Чуркина Анастасия Андреевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Направления и принципы формирования двигательных способностей у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Чуркина Анастасия Андреевна,

инструктор по физической культуре

ГБДОУ детского сада № 11

Приморского района Санкт-Петербурга

НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Деятельность

педагога

дошкольного

учреждения,

в

том

числе

и

инструктора

по

физической

культуре

начинается

с

определения

приоритетных направлений работы и принципов ее построения. Характер

воспитания

современного

дошкольника

обусловлен

не

только

психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста, но и

социальными

условиями

формирования

их

личности.

Это

требует

пересмотра

направлений

и

принципов

формирования

двигательных

способностей у детей дошкольного возраста.

Современные

условия

развития

общества

предъявляют

довольно

высокие требования к каждому человеку. Ритм жизни, уровень нагрузок

обусловливают

необходимость

подготовки

ребенка

к

интенсивному

интеллектуальному, психологическому и физическому труду. В связи с этим

возникает

потребность

формирования

физически

крепкого,

выносливого,

гармонично развивающегося молодого поколения.

Неслучайно Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования определяет одной из областей физическое развитие

дошкольников.

В

задачи

физического

развития

входит

формирование

двигательных

навыков и умений, развитие двигательных способностей, привитие навыков

правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

В

основе

физического

воспитания

и

развития

лежат

двигательные

навыки и умения. Стоит признать, что формируются они у дошкольников

достаточно легко, поскольку реализуют естественное стремление ребенка к

движению. Кроме того, большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба

на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной

жизни

для

передвижения,

что

облегчает

связь

с

окружающей

средой

и

способствует

ее

познанию.

Однако

стоит

заметить,

что

современное

поколение

дошкольников,

активно

взаимодействующее

с

современной

компьютерной техникой, все меньше проявляет двигательную активность.

Специалисты

отмечают

довольно

низкий

уровень

развития

двигательных

навыков по сравнению с предыдущими поколениями. Поэтому так важно в

условиях

дошкольного

учреждения

правильно

организовать

физическое

воспитание и развитие[3].

Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет

на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата.

Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить

физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то

он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря

этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз

и более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы,

а также развивать двигательные качества.

Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет

осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе

двигательной, особенно игровой, деятельности. Так, ребенок, научившись

правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать

через ров в игре «волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка.

В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается

способность легко овладевать более сложными движениями и различными

видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции) [2].

Двигательные

способности

необходимо

развивать

с

самого

раннего

возраста. К таким способностям относятся ловкость, быстрота, глазомер,

гибкость, сила, выносливость и пр. Эти способности необходимы не только

на специальных физкультурных занятиях, но и в обычной жизни. Чтобы

ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими

двигательными

способностями.

С

развитием

силы,

быстроты,

ловкости

увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость

позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить

большие

расстояния.

Точность

попадания

в

цель

при

метании,

точность

приземления

при

прыжках,

соблюдение

направления

в

ходьбе,

беге

свидетельствуют

о

наличии

хорошего

глазомера.

Ребенок

не

смог

бы

выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных

видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени

основные двигательные качества[4].

Кроме

того

в

процессе

физического

воспитания

и

развития

детей

дошкольного возраста необходимо уделить внимание формированию умений

сохранять

правильное

положение

тела,

когда

они

сидят,

стоят,

ходят.

Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности

всех внутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит

от

развития

костно-мышечного

аппарата,

но

это

навык,

который

важно

своевременно формировать.

Детям

дошкольного

возраста

нужно

сообщать

доступные

знания,

связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий,

о

значении

физических

упражнений

и

других

средств

физического

воспитания

(гигиенические

условия,

естественные

факторы

природы,

физический

труд).

Важно,

чтобы

дети

имели

представление

о

технике

физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а

также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать

название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад,

вправо,

влево

и

др.),

название

и

назначение

физкультурного

инвентаря,

правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.

[1]

В процессе занятий физическими упражнениями дети закрепляют также

знания

о

повадках

животных,

птиц,

насекомых,

явлениях

природы,

общественной жизни. Полученные знания позволяют детям более осознанно

выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять их не только

в детском саду, но и дома. Объем знаний с возрастом детей расширяется.

Исходя

из

выделенных

направлений

физического

воспитания

дошкольников нами выделены следующие принципы:

-

принцип

фасилитации

предполагает

формирование

интереса

к

движению, положительного отношения к занятиям физической культурой.

Необходимо «очаровать» ребенка деятельностью и предметами, которые в

этой деятельности используются. Каждый предмет и действие с ним таят

множество тайн для ребенка, он еще только познает мир. Поэтому каждое

занятие

физической

культурой

должно

стать

для

него

занимательным,

привлекательным, интересным.

- принцип синкретичности – означает единство целей, методов и средств

воспитывающего,

обучающего

и

развивающего

воздействия

взрослого.

Поскольку

личность

человека

является

целостной,

то

и

влияние

на

ее

развитие должно предусматривать формирование всех ее сторон. Несмотря

на то, что занятия физической культурой в первую очередь преследуют цель

физического

развития,

нельзя

забывать

и

о

социально-коммуникативном,

речевом, познавательном и других направлениях воспитания детей. Это же

подтверждает

и

требование

ФГОС

ДО,

заключающееся

в

интеграции

образовательных областей.

-

принцип

творческой

направленности

обеспечивает

опору

на

естественное

стремление

ребенка

к

самостоятельной

творческой

деятельности, которое в полной мере может быть реализовано и в процессе

физического

воспитания.

Необходимо

предоставить

ребенку

возможность

создавать новые движения и двигательные ситуации, находить свои решения

двигательных задач.

Литература:

1.

Варфоломеева, З.С. Формирование физической культуры личности

старших

дошкольников

в

условиях

реализации

инновационных

моделей физического воспитания: теория и практика [Текст] / З.С.

Варфоломеева, С.В. Шивринская и др. – М.: Флинта, 2016. – 264с.

2.

Гурьев,

С.

Современный

взгляд

на

физическое

воспитание

дошкольников [Текст] / С. Гурьев. – М.: LAMBERT, 2019. – 346с.

3.

Максименко,

А.М.

Теория

и

методика

физической

культуры

[Текст] / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2005. –

544с.

4.

Семенова, Т. Методика научного изучения проблем физического

воспитания дошкольников [Текст] / Т. Семенова. - М.: LAMBERT,

2019. – 448с.



В раздел образования