Автор: Чуркина Анастасия Андреевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Направления и принципы формирования двигательных способностей у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Чуркина Анастасия Андреевна,
инструктор по физической культуре
ГБДОУ детского сада № 11
Приморского района Санкт-Петербурга
НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Деятельность
педагога
дошкольного
учреждения,
в
том
числе
и
инструктора
по
физической
культуре
начинается
с
определения
приоритетных направлений работы и принципов ее построения. Характер
воспитания
современного
дошкольника
обусловлен
не
только
психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста, но и
социальными
условиями
формирования
их
личности.
Это
требует
пересмотра
направлений
и
принципов
формирования
двигательных
способностей у детей дошкольного возраста.
Современные
условия
развития
общества
предъявляют
довольно
высокие требования к каждому человеку. Ритм жизни, уровень нагрузок
обусловливают
необходимость
подготовки
ребенка
к
интенсивному
интеллектуальному, психологическому и физическому труду. В связи с этим
возникает
потребность
формирования
физически
крепкого,
выносливого,
гармонично развивающегося молодого поколения.
Неслучайно Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования определяет одной из областей физическое развитие
дошкольников.
В
задачи
физического
развития
входит
формирование
двигательных
навыков и умений, развитие двигательных способностей, привитие навыков
правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.
В
основе
физического
воспитания
и
развития
лежат
двигательные
навыки и умения. Стоит признать, что формируются они у дошкольников
достаточно легко, поскольку реализуют естественное стремление ребенка к
движению. Кроме того, большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба
на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной
жизни
для
передвижения,
что
облегчает
связь
с
окружающей
средой
и
способствует
ее
познанию.
Однако
стоит
заметить,
что
современное
поколение
дошкольников,
активно
взаимодействующее
с
современной
компьютерной техникой, все меньше проявляет двигательную активность.
Специалисты
отмечают
довольно
низкий
уровень
развития
двигательных
навыков по сравнению с предыдущими поколениями. Поэтому так важно в
условиях
дошкольного
учреждения
правильно
организовать
физическое
воспитание и развитие[3].
Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет
на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата.
Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить
физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то
он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря
этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз
и более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы,
а также развивать двигательные качества.
Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет
осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе
двигательной, особенно игровой, деятельности. Так, ребенок, научившись
правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать
через ров в игре «волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка.
В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается
способность легко овладевать более сложными движениями и различными
видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции) [2].
Двигательные
способности
необходимо
развивать
с
самого
раннего
возраста. К таким способностям относятся ловкость, быстрота, глазомер,
гибкость, сила, выносливость и пр. Эти способности необходимы не только
на специальных физкультурных занятиях, но и в обычной жизни. Чтобы
ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими
двигательными
способностями.
С
развитием
силы,
быстроты,
ловкости
увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость
позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить
большие
расстояния.
Точность
попадания
в
цель
при
метании,
точность
приземления
при
прыжках,
соблюдение
направления
в
ходьбе,
беге
свидетельствуют
о
наличии
хорошего
глазомера.
Ребенок
не
смог
бы
выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных
видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени
основные двигательные качества[4].
Кроме
того
в
процессе
физического
воспитания
и
развития
детей
дошкольного возраста необходимо уделить внимание формированию умений
сохранять
правильное
положение
тела,
когда
они
сидят,
стоят,
ходят.
Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности
всех внутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит
от
развития
костно-мышечного
аппарата,
но
это
навык,
который
важно
своевременно формировать.
Детям
дошкольного
возраста
нужно
сообщать
доступные
знания,
связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий,
о
значении
физических
упражнений
и
других
средств
физического
воспитания
(гигиенические
условия,
естественные
факторы
природы,
физический
труд).
Важно,
чтобы
дети
имели
представление
о
технике
физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а
также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать
название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад,
вправо,
влево
и
др.),
название
и
назначение
физкультурного
инвентаря,
правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.
[1]
В процессе занятий физическими упражнениями дети закрепляют также
знания
о
повадках
животных,
птиц,
насекомых,
явлениях
природы,
общественной жизни. Полученные знания позволяют детям более осознанно
выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять их не только
в детском саду, но и дома. Объем знаний с возрастом детей расширяется.
Исходя
из
выделенных
направлений
физического
воспитания
дошкольников нами выделены следующие принципы:
-
принцип
фасилитации
–
предполагает
формирование
интереса
к
движению, положительного отношения к занятиям физической культурой.
Необходимо «очаровать» ребенка деятельностью и предметами, которые в
этой деятельности используются. Каждый предмет и действие с ним таят
множество тайн для ребенка, он еще только познает мир. Поэтому каждое
занятие
физической
культурой
должно
стать
для
него
занимательным,
привлекательным, интересным.
- принцип синкретичности – означает единство целей, методов и средств
воспитывающего,
обучающего
и
развивающего
воздействия
взрослого.
Поскольку
личность
человека
является
целостной,
то
и
влияние
на
ее
развитие должно предусматривать формирование всех ее сторон. Несмотря
на то, что занятия физической культурой в первую очередь преследуют цель
физического
развития,
нельзя
забывать
и
о
социально-коммуникативном,
речевом, познавательном и других направлениях воспитания детей. Это же
подтверждает
и
требование
ФГОС
ДО,
заключающееся
в
интеграции
образовательных областей.
-
принцип
творческой
направленности
–
обеспечивает
опору
на
естественное
стремление
ребенка
к
самостоятельной
творческой
деятельности, которое в полной мере может быть реализовано и в процессе
физического
воспитания.
Необходимо
предоставить
ребенку
возможность
создавать новые движения и двигательные ситуации, находить свои решения
двигательных задач.
Литература:
1.
Варфоломеева, З.С. Формирование физической культуры личности
старших
дошкольников
в
условиях
реализации
инновационных
моделей физического воспитания: теория и практика [Текст] / З.С.
Варфоломеева, С.В. Шивринская и др. – М.: Флинта, 2016. – 264с.
2.
Гурьев,
С.
Современный
взгляд
на
физическое
воспитание
дошкольников [Текст] / С. Гурьев. – М.: LAMBERT, 2019. – 346с.
3.
Максименко,
А.М.
Теория
и
методика
физической
культуры
[Текст] / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2005. –
544с.
4.
Семенова, Т. Методика научного изучения проблем физического
воспитания дошкольников [Текст] / Т. Семенова. - М.: LAMBERT,
2019. – 448с.