Напоминание

Состав слова. 3 класс


Автор: Ларина Инна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ гимназии №13
Населённый пункт: города Томска
Наименование материала: Современный урок
Тема: Состав слова. 3 класс
Раздел: начальное образование





Назад




РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Состав слова, обобщение знаний о роли приставок, суффиксов, корня и

окончаний

Цель: - обобщить знания о роли приставок, суффиксов, корня и окончаний;

- развивать умение разбирать слова по составу;

- развивать речь, мышление, орфографическую зоркость;

- воспитывать умение работы в парах, внимание к языку.

Ход урока:

1.

Орг. Момент

– Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Теперь сядьте

удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас начну учиться.

Внимание моё растёт.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

2.

Постановка задачи

– На уроке мы займёмся с вами повторением изученного по теме “Состав

слова”. В лингвистике этот раздел называют “Словообразование”.

– Как вы думаете, почему так назвали этот раздел?

– Что он изучает? (Образование новых слов).

– Какие части слова “словообразование” помогли вам ответить на данный

вопрос? (Слово и образование).

– Из чего состоят слова?

– Какая часть слова самая главная и почему?

3.

Словарная работа. Работа в тетрадях

Игра «Путаница»

– Составьте из слов слова и запишите.

ДБОЕ, ГУРОЕЦ, АОСИН, ЦЕТО

– Что это за слова? Какое лишнее и почему?

(ОБЕД, ОГУРЕЦ, ОСИНА, ОТЕЦ)

– Подберите к ним однокоренные.

4.

Упражнения на нахождение корня в словах

– Назовите основное значение слова корень. (Это подземная часть

растений, без неё оно погибнет. Это то, без чего растение не может

жить).

– Почему учёные использовали это слово для названия главной части

слова? (Из корня появляются новые слова).

– Запишите под диктовку предложение, сами выделите корни.

РЕБЯТИШКИ ЛЮБЯТ МАСТЕРИТЬ РАЗНЫЕ ИГРУШКИ.

– Проверка: как найти в слове корень?

Рассказ «Родственники»

- Вы кто такие?

- Я - Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?

- А я ваша тётя – Гусеница.

– Есть ли в этом рассказе однокоренные слова?

Игра «Найди лишнее слово»

БОРЬБА, БОРЕЦ, БОРОТЬСЯ, ВОЕВАТЬ

СМЕШНОЙ, СМЕШАТЬ, СМЕШИТЬ

УЧИТЬ, ИЗУЧАТЬ, ЗУБРИТЬ

СОСНА, ДЕРЕВО, ДЕРЕВЯНЫЙ

ВЕТЕР, ВИХРЬ, БЕЗВЕТРЕННЫЙ

– Из ряда слов уберите лишнее, а остальные запишите и выделите

корень.

5.

Физминутка

6.

Повторение знаний о приставках

– Что вы знаете о приставке как части слова?

– Какую работу выполняют приставки?

Конкурс-задание «Все ли приставки вы знаете?

»

– Кто больше! Вспомните и напишите приставки, которые знаете.

– Устно составьте с ними слова.

7.

Повторение знаний о суффиксах

– Расскажите, что вы знаете о суффиксах. Какую роль они играют в

словах?

– Посмотрите на доску, образуйте слова и запишите. Выделите суффикс.

-ник-

работа, сапоги

-еньк-

сладкий, теплый

-ов-

клён, гроза

– Назовите детёнышей козы, утки, лося, оленя, тигра, льва, кошки,

курицы, слона.

8.

Упражнение в определении роли окончания в словах

– Выберите правильное утверждение:

а) окончание служит для связи слов в предложении

б) окончание служит для образования новых слов

(это изменяемая часть слова, которая…)

9.

Закрепление

– Мы повторили всё, что знаете о частях слова, а теперь сами попробуйте

составить слова из частей разных слов.

залез

расписка

занос

приготовить

садик

морозец

норка

звезда

горка

коса

листочки

(заготовка)

(рассада)

(заморозки)

– Разберите слова по составу.

10. Итог урока

– Ну, кто же сейчас получит то, что вы услышите в стихотворении?

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(Оценка)

11. Оценивание детей

12. Рефлексия

– У вас на партах личики человечков, на которых изображены эмоции.

Выберите личико, соответствующее вашему настроению в данный момент

и поднимите вверх.



В раздел образования