Автор: Ларина Инна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ гимназии №13
Населённый пункт: города Томска
Наименование материала: Современный урок
Тема: Состав слова. 3 класс
Раздел: начальное образование
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Состав слова, обобщение знаний о роли приставок, суффиксов, корня и
окончаний
Цель: - обобщить знания о роли приставок, суффиксов, корня и окончаний;
- развивать умение разбирать слова по составу;
- развивать речь, мышление, орфографическую зоркость;
- воспитывать умение работы в парах, внимание к языку.
Ход урока:
1.
Орг. Момент
– Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Теперь сядьте
удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас начну учиться.
Внимание моё растёт.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
2.
Постановка задачи
– На уроке мы займёмся с вами повторением изученного по теме “Состав
слова”. В лингвистике этот раздел называют “Словообразование”.
– Как вы думаете, почему так назвали этот раздел?
– Что он изучает? (Образование новых слов).
– Какие части слова “словообразование” помогли вам ответить на данный
вопрос? (Слово и образование).
– Из чего состоят слова?
– Какая часть слова самая главная и почему?
3.
Словарная работа. Работа в тетрадях
Игра «Путаница»
– Составьте из слов слова и запишите.
ДБОЕ, ГУРОЕЦ, АОСИН, ЦЕТО
– Что это за слова? Какое лишнее и почему?
(ОБЕД, ОГУРЕЦ, ОСИНА, ОТЕЦ)
– Подберите к ним однокоренные.
4.
Упражнения на нахождение корня в словах
– Назовите основное значение слова корень. (Это подземная часть
растений, без неё оно погибнет. Это то, без чего растение не может
жить).
– Почему учёные использовали это слово для названия главной части
слова? (Из корня появляются новые слова).
– Запишите под диктовку предложение, сами выделите корни.
РЕБЯТИШКИ ЛЮБЯТ МАСТЕРИТЬ РАЗНЫЕ ИГРУШКИ.
– Проверка: как найти в слове корень?
Рассказ «Родственники»
- Вы кто такие?
- Я - Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя – Гусеница.
– Есть ли в этом рассказе однокоренные слова?
Игра «Найди лишнее слово»
БОРЬБА, БОРЕЦ, БОРОТЬСЯ, ВОЕВАТЬ
СМЕШНОЙ, СМЕШАТЬ, СМЕШИТЬ
УЧИТЬ, ИЗУЧАТЬ, ЗУБРИТЬ
СОСНА, ДЕРЕВО, ДЕРЕВЯНЫЙ
ВЕТЕР, ВИХРЬ, БЕЗВЕТРЕННЫЙ
– Из ряда слов уберите лишнее, а остальные запишите и выделите
корень.
5.
Физминутка
6.
Повторение знаний о приставках
– Что вы знаете о приставке как части слова?
– Какую работу выполняют приставки?
Конкурс-задание «Все ли приставки вы знаете?
»
– Кто больше! Вспомните и напишите приставки, которые знаете.
– Устно составьте с ними слова.
7.
Повторение знаний о суффиксах
– Расскажите, что вы знаете о суффиксах. Какую роль они играют в
словах?
– Посмотрите на доску, образуйте слова и запишите. Выделите суффикс.
-ник-
работа, сапоги
-еньк-
сладкий, теплый
-ов-
клён, гроза
– Назовите детёнышей козы, утки, лося, оленя, тигра, льва, кошки,
курицы, слона.
8.
Упражнение в определении роли окончания в словах
– Выберите правильное утверждение:
а) окончание служит для связи слов в предложении
б) окончание служит для образования новых слов
(это изменяемая часть слова, которая…)
9.
Закрепление
– Мы повторили всё, что знаете о частях слова, а теперь сами попробуйте
составить слова из частей разных слов.
залез
расписка
занос
приготовить
садик
морозец
норка
звезда
горка
коса
листочки
(заготовка)
(рассада)
(заморозки)
– Разберите слова по составу.
10. Итог урока
– Ну, кто же сейчас получит то, что вы услышите в стихотворении?
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка)
11. Оценивание детей
12. Рефлексия
– У вас на партах личики человечков, на которых изображены эмоции.
Выберите личико, соответствующее вашему настроению в данный момент
и поднимите вверх.