Напоминание

"Автоматизация звука "А" в словах"


Автор: Романова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Иркутская область г. Братск
Наименование материала: конспект индивидуального логопедического занятия для детей с открытой ринолалией
Тема: "Автоматизация звука "А" в словах"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект индивидуального логопедического занятия

для ребёнка старшего дошкольного возраста с открытой ринолалией

в послеоперационный период

Тема: «Звук [А]»

Этап: автоматизация звука в словах

Задачи:

1. Автоматизация звука [А] в словах.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Развитие мимической мускулатуры.

4. Развитие диафрагмально-рёберного типа дыхания.

5. Развитие фонематического слуха.

Оборудование: разрезная картинка с изображением куколки, кусочек сухаря,

искусственные цветы, широкая трубочка, стакан с водой, три куклы.

Ход занятия

Организационный момент:

-Здравствуй, предлагаю тебе сложить разрезную картинку (2-3 части) и

посмотреть, кто на ней будет изображён. (Ребёнок складывает)

-Посмотри, на картинке куколка, а зовут её Аня.

Мимическая гимнастика

- Аня смотрит на тебя и улыбается, давай, и мы улыбнёмся ей широко-

широко.

- А сейчас, посмотри, наверное, она съела кислый лимон и вся сморщилась,

давай и мы сморщим лицо.

- А теперь она рассердилась, давай и мы рассердимся.

-А теперь все удивимся, что же здесь происходит.

Развитие артикуляционной моторики

Логопедический массаж

1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание

пилением, спиралевидное разминание, вибрация.

2. Массаж языка: поглаживание от корня до кончика, круговое растирание

боковых краев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика,

вибрация поколачиванием.

3. Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание.

Артикуляционная гимнастика

- А теперь, давай покажем Ане, как наш ротик умеет делать упражнения.

1. Для нижней челюсти: имитировать жевание.

2. Для губ и щёк: удерживать губами кусочек сухаря, выполнять сосательные

движения, имитировать полоскание зубов.

3. Для языка: облизывать намазанные сладким - губы, покусывать язык;

Упражнение «Накажи непослушный язычок»

На губу язык клади,

Пя-пя-пя произнеси

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается….

Ты под счёт её держи…

До пяти…до десяти…

Упражнение «Часики»

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края —

Вот и «чашечка» моя.

Упражнение «Кормим птенчика»

Ротик шире открывай –

Кушай, птенчик, не зевай!

4. Для мягкого нёба: как кашляет бабушка, как нужно показывать горлышко

врачу.

Упражнения на дыхание

1.

«Ныряльщики»

-А теперь давай покажем Ане, как мы умеем нырять.

Ребёнок, разводя руки в стороны, делает вдох ртом. Обхватывая себя руками

и приседая («опускаясь под воду»), делает выдох носом (2-3 раза).

2.

«Нюхаем цветочки»

Логопед показывает ребёнку цветы и предлагает их понюхать.

-Вдохни через нос - «нюхай» цветок; на выдохе произнеси: «Ах, как пахнет!»

(2-3 раза)

3. Делать бурю в стакане воды через широкую трубочку.

Развитие фонематического слуха

- Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук «А».

(А, О, Д, Т, А, П, У, А, Э, А, О…)

Физминутка

Аист над землёй летает,

Аист ветки собирает.

Аист собирает ветки, 1

Помогите ему, детки.

Аист, аист белокрылый,

Ты белее белых лилий.

2

Аист вьёт гнездо на крыше…

Тише, тише, тише, тише. 3

Движения

1.

И.п. – о.с. Руки вверх, через стороны вниз, поднимаясь на носочки.

2.

И.П. – ноги на ширине плеч. Руки вверху, Наклоны в стороны.

3.

И.П. – о.с. Приседания, руки согнуты в локтях, ладошки вперед вниз.

Произнесение изолированного звука

1. Проводится игра «Погреем ладошки».

-Посмотри у нашей Ани замёрзли ручки, их надо погреть. (логопед

показывает) округлить губы и равномерно выдыхать воздух, как будто греем

ладошки на морозе.

2. Выполняется упражнение «Аня плачет».

-Ладошки мы погрели, но Аня чем-то недовольна, она плачет. Как Аня

плачет?

Ребёнок отвечает: «Аня плачет: «Аа-аа-ааа...»», произнося звук тихо —

громко.

3. Выполняется упражнение «Аня хочет спать».

-Наверное, Аня хочет спать? Покачай Аню.

Ребёнок выполняет инструкцию: «Спи Аня: «Аа-аа-ааа...»».

Произнесение слов со звуком [А]

На столе у логопеда три куклы. Логопед называет каждую из них.

-Это Аня. Это Аля. Это Маня. А теперь ты повтори, как их зовут.

Ребёнок должен повторить имена кукол.

Итог занятия

-Молодец, ты хорошо сегодня занимался! С каким звуком мы занимались? (А)

(уточнение положения органов артикуляции при произношении звука [А]. И я

хочу дать тебе домашнее задание: - Придумай 5 имён для девочек и 5 для

мальчиков, начинающихся на звук [А].



В раздел образования