Автор: Романова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Иркутская область г. Братск
Наименование материала: конспект индивидуального логопедического занятия для детей с открытой ринолалией
Тема: "Автоматизация звука "А" в словах"
Раздел: дошкольное образование
Конспект индивидуального логопедического занятия
для ребёнка старшего дошкольного возраста с открытой ринолалией
в послеоперационный период
Тема: «Звук [А]»
Этап: автоматизация звука в словах
Задачи:
1. Автоматизация звука [А] в словах.
2. Развитие артикуляционной моторики.
3. Развитие мимической мускулатуры.
4. Развитие диафрагмально-рёберного типа дыхания.
5. Развитие фонематического слуха.
Оборудование: разрезная картинка с изображением куколки, кусочек сухаря,
искусственные цветы, широкая трубочка, стакан с водой, три куклы.
Ход занятия
Организационный момент:
-Здравствуй, предлагаю тебе сложить разрезную картинку (2-3 части) и
посмотреть, кто на ней будет изображён. (Ребёнок складывает)
-Посмотри, на картинке куколка, а зовут её Аня.
Мимическая гимнастика
- Аня смотрит на тебя и улыбается, давай, и мы улыбнёмся ей широко-
широко.
- А сейчас, посмотри, наверное, она съела кислый лимон и вся сморщилась,
давай и мы сморщим лицо.
- А теперь она рассердилась, давай и мы рассердимся.
-А теперь все удивимся, что же здесь происходит.
Развитие артикуляционной моторики
Логопедический массаж
1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание
пилением, спиралевидное разминание, вибрация.
2. Массаж языка: поглаживание от корня до кончика, круговое растирание
боковых краев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика,
вибрация поколачиванием.
3. Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание.
Артикуляционная гимнастика
- А теперь, давай покажем Ане, как наш ротик умеет делать упражнения.
1. Для нижней челюсти: имитировать жевание.
2. Для губ и щёк: удерживать губами кусочек сухаря, выполнять сосательные
движения, имитировать полоскание зубов.
3. Для языка: облизывать намазанные сладким - губы, покусывать язык;
Упражнение «Накажи непослушный язычок»
На губу язык клади,
Пя-пя-пя произнеси
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается….
Ты под счёт её держи…
До пяти…до десяти…
Упражнение «Часики»
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края —
Вот и «чашечка» моя.
Упражнение «Кормим птенчика»
Ротик шире открывай –
Кушай, птенчик, не зевай!
4. Для мягкого нёба: как кашляет бабушка, как нужно показывать горлышко
врачу.
Упражнения на дыхание
1.
«Ныряльщики»
-А теперь давай покажем Ане, как мы умеем нырять.
Ребёнок, разводя руки в стороны, делает вдох ртом. Обхватывая себя руками
и приседая («опускаясь под воду»), делает выдох носом (2-3 раза).
2.
«Нюхаем цветочки»
Логопед показывает ребёнку цветы и предлагает их понюхать.
-Вдохни через нос - «нюхай» цветок; на выдохе произнеси: «Ах, как пахнет!»
(2-3 раза)
3. Делать бурю в стакане воды через широкую трубочку.
Развитие фонематического слуха
- Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук «А».
(А, О, Д, Т, А, П, У, А, Э, А, О…)
Физминутка
Аист над землёй летает,
Аист ветки собирает.
Аист собирает ветки, 1
Помогите ему, детки.
Аист, аист белокрылый,
Ты белее белых лилий.
2
Аист вьёт гнездо на крыше…
Тише, тише, тише, тише. 3
Движения
1.
И.п. – о.с. Руки вверх, через стороны вниз, поднимаясь на носочки.
2.
И.П. – ноги на ширине плеч. Руки вверху, Наклоны в стороны.
3.
И.П. – о.с. Приседания, руки согнуты в локтях, ладошки вперед вниз.
Произнесение изолированного звука
1. Проводится игра «Погреем ладошки».
-Посмотри у нашей Ани замёрзли ручки, их надо погреть. (логопед
показывает) округлить губы и равномерно выдыхать воздух, как будто греем
ладошки на морозе.
2. Выполняется упражнение «Аня плачет».
-Ладошки мы погрели, но Аня чем-то недовольна, она плачет. Как Аня
плачет?
Ребёнок отвечает: «Аня плачет: «Аа-аа-ааа...»», произнося звук тихо —
громко.
3. Выполняется упражнение «Аня хочет спать».
-Наверное, Аня хочет спать? Покачай Аню.
Ребёнок выполняет инструкцию: «Спи Аня: «Аа-аа-ааа...»».
Произнесение слов со звуком [А]
На столе у логопеда три куклы. Логопед называет каждую из них.
-Это Аня. Это Аля. Это Маня. А теперь ты повтори, как их зовут.
Ребёнок должен повторить имена кукол.
Итог занятия
-Молодец, ты хорошо сегодня занимался! С каким звуком мы занимались? (А)
(уточнение положения органов артикуляции при произношении звука [А]. И я
хочу дать тебе домашнее задание: - Придумай 5 имён для девочек и 5 для
мальчиков, начинающихся на звук [А].