Напоминание

Творческая и проектная деятельность в хореографиическом искусстве и танцевальном спорте. и танцевальном спорте.


Авторы: Постельняк Александра Игоревна, Шерегова Вера Алексеевна
Должность: Старший преподаватель кафедры спортивного и современного танцев, профессор кафедры спортивного и современного танцевнца ТГИК
Учебное заведение: Тюменский Государственный Институт Культуры
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: Учебное пособие
Тема: Творческая и проектная деятельность в хореографиическом искусстве и танцевальном спорте. и танцевальном спорте.
Раздел: высшее образование





Назад




Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Тюменский государственный институт культуры

факультет музыки, театра и хореографии

кафедра спортивного и современного танцев

Творческая проектная деятельность

в

хореографическом искусстве и танцевальном спорте.

учебное пособие

по дисциплинам:

«Основы тренерского мастерства»

«Основы менеджмента в хореографии»

Состовители:

В.А Шергова-профессор кафедры ССТ, ЗРКРФ, ЗТРФ, ПР МП РФ.

А.И.Постельняк-старший преподаватель кафедры ССТ,ЗМСРФ

А.С.Медведев- старший преподаватель кафедры ССТ, ЗМСРФ

Издание подготовлено к печати редакционно-издательским отделом

ТГИК

Тюмень 2019г.

1

Содержание

Тема 1 Основные виды творческих проектов в хореографическом искусстве и

танцевальном спорте.:

-характеристика типов проектов,

-классы проектов,

-виды проектов

-уровни разработки и реализации проектов

-финансирование проектов

-формы реализации танцевально-хореографических проектов

-цели,задачи и этапы реализации проектов ,

-возможности и особенности финансиривания,

-результаты проектой деятельностивхореографии и танцевальном спорте

.Тема 2. Педагогическое творческое проектирование как основа

программирования. Проектный метод в процессе создания хореографического

произведения:

ущность и содержание педагогических задач в хореографии и танцевальном

спорте,

-этапы творчского педагогического проектирования

,

Тема 3. Проектирование инновационной методической работы в УДОД и

творческом хореографическом коллективе:

-Инновационная методическая работа – важная часть творческой профессионально-

педагогической ,профессионально-управленческой деятельности педагога-тренера,

- этапы формирования ,развития и проявления уровней профессиональной

компетентности педагогов-хореографов

-первый этап проектирования – выявление целевого заказа,

- второй аналитический этап проектирования инновационной методической

работы

- Третий этап проектирования – реализация педагогами технических заданий,

- четвертый этап проектирования – непосредственное тиражирование

результатов инновационной методической работы,

Тема 4. Основы бизнес-планирования как инновационный проектный

менеджментв сфере современной хореографии и танцевального спорта:

- Бизнес-план–как инструмент технико-экономического обоснования и обеспечения

условий реализации творческого проекта,

- разработки стратегии маркетинга, формирования финансовой, организационной

политики при реализации проектного предложения, обоснования инвестиционной

программы творческого проекта,

-Сущность ,содержание и этапы разработки бизнес-плана творческого проекта,

- три способа достижения конкретности в формулировке цели для финансовой

стороны творческого проекта,

2

-хорошо оформленный, грамотный и лаконичный бизнес-план – лучшая визитная

карточка для руководителя-менеджера любого уровня.

Тема 1 Основные виды творческих проектов в хореографическом искусстве и

танцевальном спорте

В социально-культурной сфере, необходим поиск новых моделей культурной

политики, определение приоритетных направлений развития социально-культурной

жизни. Особенно это актуально на региональном и муниципальном уровнях, так как

каждый регион имеет свою специфику. Она определяется многими факторами, в том

числе культурными традициями, состоянием профессионального и самодеятельного

искусства, доминирующими интересами различных социальных групп, объемом

бюджета, а также свободного времени.

Одной из новых моделей культурной политики, на региональном и муниципальном

уровне, с учетом социально-экономических особенностей, интересов, культурных

запросов различных категорий населения и культурного потенциала данной

территории становится разработка целевых комплексных программ и социально-

культурных проектов.

В настоящее время слово «проект» является едва ли не самым употребляемым,в том

числе и в сфере культуры. Проектом называют все: от постановки спектакля,

открытия выставки или фестиваля. Более того, определенное распространение

получила точка зрения, согласно которой менеджмент в сфере культуры есть не

что иное, как управление проектами. При этом управление проектами

рассматривается в качестве альтернативы управлению организациями. Слово

«проект», которое сейчас активно используется, заимствовано из английского языка,

так же как «маркетинг», «фандрайзинг». Проект – некоторая задача с

определенными исходными данными и требуемыми результатами. Следовательно,

проект, включает в себя замысел, средства его реализации и предполагаемые

результаты. Достаточно простое и емкое определение понятия «проект» дано

Миленой Драгишевич-Шешич и Бранимиром Стойковичем в книге «Культура:

менеджмент, анимация, маркетинг». «Проект – это идея, реализуемая в процессе,

дающем определенные результаты»

-Характеристика типов проектов.

Основные характеристики, присущие социально-культурным проектам, в творческой

сфере, в том числе и хореографии:

-.Все проекты ориентированы на достижение определенной цели.

-Проект – это система, подразумевающая ряд взаимосвязанных действий.

-Проекты имеют временные рамки – точно определенное начало и завершение (это

касается только этапа воплощения идеи в жизнь).

-Каждый проект в определенной степени является специфическим и уникальным.

-Любой проект подразумевает в равной мере и процесс, и результат, причем часто

процесс является сам по себе результатом.

3

-.Проект подразумевает придание равного значения результативности и

экономичности как основным его итогам.

Чтобы лучше представить себе все многообразие социально-культурных проектов,

целесообразно их классифицировать. Подходы и классификации творческих

проектов и типы классификации могут быть самыми различными. Для удобства

анализа и синтеза проектов, все они могут быть классифицированы по различным

основаниям.

Типы проектов: научно-технические;организационные;экономические;

социальные; смешанные.

Рассмотрим социальный проект. Социальные проекты – реформирование системы

социального обеспечения, здравоохранения, культуры, социальная защита

необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и

социальных потрясенийи другие.

Социальные проекты отличаются своей спецификой, а именно:

1. Цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения

промежуточных результатов, количественная и качественная их оценка существенно

затруднена.

2. Сроки и продолжительность зависят от вероятностных факторов или намечаются

и впоследствии подлежат уточнению.

3. Расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований.

4. Ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного.

Классы проектов.

1.Монопроект – отдельный проект различного типа, вида и масштаба. Имеет четко

очерченные ресурсы, временные и другие рамки, реализуемые единой проектной

командой и представляющие собой отдельные инвестиционные, социальные и

другие проекты.

Пример:Дебют Первокурсника ; Весна в квадрате; Отчетный концерт

кафедры;кафедральные творческие мероприятия и так далее.

2.Мультипроект – комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и

требующий применения многопроектного управления. Включающий в себя

изменение существующих или создание новых организаций. Мультипроектом

считается выполнение множества заказов (проектов) и услуг в рамках

производственной программы учреждения,школы,института...Например

:комплексные мероприятия ТГИК , областных организаций,учереждений

,департаментов.,общественных организаций и творческих коллективов.Таких ,как

«Областная студенческая ВЕСНА» или Кубок .Губернатора Тюменской области по

Танцевальному спорту, Большой выпускной балл на набережной и т.д.

3.Мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей, включающие в

себя ряд моно- и мультипроектов. Это целевые комплексные программы,

содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью,

выделенными ресурсами и опущенным на их выполнение временем. Такие

программы могут быть государственными, региональными (например: развитие

свободных экономических зон, малых народностей Севера и другие),

межотраслевыми (затрагивать интересы нескольких отраслей экономики). Как

4

правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних

уровнях управления: государственном, областном, муниципальном.

Мегапроекты обладают рядом отличительных черт:высокой стоимостью;

капиталоемкостью – потребность в финансовых средствах в таких проектах, как

правило, требует акционерных форм финансирования; трудоемкостью;

длительностью реализации: 5-7 и более лет; отдаленностью районов реализации;

влиянием на социальную и экономическую среду региона и даже страны в целом.

Наиболее характерные примеры мегапроектов в хореографии – традиционные,

международные фестивали по видам хореографии в Москве и других городах .

По длительности проекты различают:– краткосрочные – до года;

– среднесрочные – до 3 лет; – долгосрочные – от 5 и более лет.

Виды проектов:

1.Инвестиционные (создание основных фондов, требующих вложения инвестиций).

Решение сложных проблем стабилизации и целенаправленного вывода страны из

кризисного состояния в сфере культуры, включая систему капитального

строительства. Современная инвестиционная политика направлена на

финансирование проектов, имеющих минимальные сроки осуществления и

способных принести максимальную прибыль.

2.Инновационные (разработка и применение новых технологий, нововведений,

обеспечивающих развитие искусства и творчества).

3.Исследований и развития (разработка нового продукта, научные исследования,

новые подходы).

4.Учебно-образовательные(Спортивный, Творческие,Танцевальные и т.д.)

5.Комбинированные.

6.Комплексные

Кроме того, проекты различны по следующим признакам: цели деятельности,

принцип «ускоренности» и принцип организации. По целям деятельности проекты

подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие считаются

проекты, основной целью которых является получение прибыли. Некоммерческие

проекты не преследуют в качестве основной цели получение прибыли и не

распределяют ее между участниками. Другими словами, некоммерческие проекты

направлены на реализацию различных социально-культурных целей, удовлетворение

соответствующих потребностей общества. Большая часть творческих проектов

России, да и во всем мире, являются некоммерческими. Сфера культуры и искусства,

за исключением шоу-бизнеса и арт-бизнеса, по своей природе не самоокупаемая.

С точки зрения «ускоренности» проекты делятся на инновационные и

Инновационные проекты не всегда могут традиционные. быть понятны широкой

публике, однако без них невозможно дальнейшее развитие культуры и искусства.

Традиционные проекты также должны быть поданы в каком-то новом ракурсе.

По принципу организации можно выделить независимые проекты: проекты,

осуществляемые внутри организации; крупномасштабные проекты, являющиеся

результатом взаимодействия нескольких организаций.

Независимыми называют проекты, результаты которых существуют самостоятельно,

вне художественных программ традиционных организаций культуры. Примером

5

таких проектов можно назвать мюзиклы «Метро», «Чикаго» и другие. Независимые

проекты могут иметь (но не обязательно) коммерческую направленность. Они, как

правило, ориентированы на зрительский спрос и спонсоров. Ценовая политика

организаторов при успешной реализации проекта выражает стремление не к

общедоступности, а, напротив, к увеличению доходов от реализации билетов.

Отличие проектов, осуществляемых внутри организации (постановки спектаклей,

организации выставки и другие), в том, что их результаты существуют как часть ее

художественной программы. В качестве примера крупномасштабного проекта,

осуществленного в результате взаимодействия нескольких организаций, можно

привести Всемирную танцевальную конвенцию, которая проводится в Москве с

2003 года по настоящее время. Отдельно следует выделить проекты разных

организаций, являющиеся частью крупномасштабных хореографических

фестивалей – программ, например «Русский восход», который проводится в 3 этапа

по всей России.

Представленная классификация танцевально-культурных проектов носит условный

характер. Форма проекта как способа организации культурной деятельности

является достаточно мобильной, и с течением времени возможен переход проекта из

одной позиции в другую. Независимые проекты занимают лишь незначительную

часть проектного пространства в сфере культуры. Более того, сама их независимость

достаточно условна. Удачно реализованный независимый проект, как правило,

становится краеугольным камнем в фундаменте новой организации культурно-

продюсерского центра, театрального агентства, дирекции фестивальных программ,

как на российском, так и на региональном уровне. Таким образом, речь все равно

идет об организации, только существует она не в привычной организационно-

правовой форме учреждения, а в форме автономной некоммерческой организации

или общественного объединения, фонда некоммерческого партнерства, общества с

ограниченной ответственностью и другие.

Уровни разработки проектов:

1.Государственный (федеральный). Уровень рассматривает комплексные

программы, развитие различных сфер в целом (например, Государственная целевая

программа «Культура России – 2013–2018 гг.»).

2.Региональный. На этом уровне разрабатываются целевые комплексные

программы, касающиеся определенной территории (например, Областная целевая

программа «Развитие культуры Тюменского региона»).

3.Локальный. На этом уровне разрабатываются проекты в масштабе населенного

пункта или отдельные проекты учреждений культуры.

В зависимости от уровня разрабатываемого проекта, происходит финансирование

данного проекта из определенного бюджета. Проект как форма организации

культурной деятельности предполагает целевое выделение финансируемых

средств. Этот метод финансирования существенно отличается от сметного

финансирования. Если сметное финансирование, в основном, выделяется на

текущие расходы (содержание), то проектное предполагает привлечение средств для

новых творческих начинаний, т.е. тесную увязку выделяемых финансовых ресурсов

с результатами деятельности. Финансирование танцевально-культурных проектов

теоретически может осуществляться из различных источников.

6

Прямое финансирование можно подразделить на бюджетное и внебюджетное:

-бюджетное – в виде целевых заказов;

-внебюджетное – в виде спонсорских вкладов, благотворительных пожертвований,

средств (грантов) благотворительных фондов и частных лиц.

Косвенное финансирование, как правило, осуществляется в виде информационного

и технического спонсорства. Необходимо отметить, что целевой метод

финансирования культуры, в том числе проектное финансирование, находится в

нашей стране на стадии становления. Идея проектного финансирования пришла к

нам с Запада.. Учитывая западный опыт, необходимо все же ориентироваться на

российскую специфику,обусловленную не только ситуацией перехода от одних

экономических отношений к другим, но и сложившимися в стране традициями во

взаимоотношениях государства и культуры. Исходя из этого, нельзя не согласиться с

точкой зрения, что целевое проектное финансирование в скором времени заменит

собой сметное и полностью вытеснит его.

В условиях переходного периода наиболее вероятным представляется смешанное

(комбинированное) финансирование. Органы государственной власти в Тюменской

области финансируют текущую деятельность созданных ими учреждений и

организаций в форме государственного заказа, т.е. целевого финансирования под

конкретные проекты. Причем источники финансирования проектов могут быть как

бюджетными, так и внебюджетными.

К числу первых источников относятся социально-творческие заказы на участие в

реализации программ культурного развития различного уровня (федеральных,

региональных, локальных), гранты Президента РФ (губернатора, главы

администрации) для поддержки проектов в области культуры и искусства.

Ко вторым источникам финансирования можно отнести гранты

благотворительных фондов, различные формы благотворительной и спонсорской

помощи. На сегодняшний день все большее число танцевальных организаций

дополнительного образования активно осваивают технологии фандрайзинга. Анализ

показывает, что в нынешней ситуации наиболее стабильное финансовое положение

имеют те танцевальные клубы, которые интенсивно развивают проектную

деятельность. Для успешного получения денежных средств хореографическим

танцевальным коллективам нужно не только генерировать интересные идеи, но и

уметь грамотно оформить проект, доказать его оригинальность, актуальность и

своевременность, убедить потенциальных спонсоров в выборе предполагаемого

сотрудничества, четко обрисовав эту выгоду, и гарантировать выполнение взятых

обязательств. Еще одной важнейшей задачей является реализация многоканального

финансирования не на словах, а на деле. Сейчас ряд организаций, в том числе и

вновь создаваемых независимых некоммерческих структур, ориентированы на

гранты международных благотворительных фондов – Сороса, Форда и т.д.

Более того, ориентируясь только на какую-то определенную благотворительную

структуру, организация вынуждена подстраиваться под заданные приоритеты, что

может привести к утрате ее творческого лица. Поэтому, не отказываясь от

сотрудничества с различными благотворительными фондами, нужно больше

внимания обращать и на возможности получения целевого финансирования из

средств соответствующего бюджета.

7

Предположим, что все руководители и соответствующие специалисты овладели

современными технологиями проектирования, научились оптимально сочетать

привлечение под свои проекты как бюджетных, так и внебюджетных средств. Но

важно знать, что на пути развития проектного мышления и проектной системы

финансирования подстерегают серьезные трудности. Как это не парадоксально,

проекты, с одной стороны, являются перспективной формой развития, с другой –

они часто мешают развитию коллектива:

. Во-первых, проектная деятельность нередко приводит к оттоку из коллектива

самых творческих и квалификационных кадров. Как правило, они создают

собственные независимые некоммерческие (или коммерческие) коллективы.

Во-вторых, реализация проектов, иногда многочисленных, финансируемых из

внебюджетных источников, в ряде случаев мешает нормальному осуществлению

повседневной текущей деятельности, что, в свою очередь, влечет к ухудшению

качества подготовки и совершенствования мастерства.

В-третьих, дополнительное финансирование проектов приводит не всегда к

оправданной дифференциации в уровне оплаты труда «проектировщиков» и

остальной части коллектива, что, естественно, не способствует улучшению

морального климата. Представляется, что руководству коллектива следует

просчитывать все возможные меры по их смягчению.

Еще совсем недавно договориться со спонсором о финансировании проекта было

достаточно просто. Работала определенная система, основанная на том, что

прибыль, перечисленная в качестве спонсорского пожертвования, не облагалась

налогом. То есть фирма-спонсор перечислила определенную долю своей прибыли на

мероприятие в качестве либо благотворительного пожертвования, либо спонсорской

поддержки, после чего часть денег получала наличными обратно. И все участники

этого процесса были удовлетворены: организаторы мероприятия, спонсор,

получивший рекламу, – все, кроме налоговых служб, которые не имеют никакой

возможности контролировать использование полученных средств. С введением

закона об обязательном налогообложении всех спонсорских пожертвований

работающим по таким схемам пришлось задуматься. Работать по такой системе

фирмам-спонсорам стало невыгодно. Это отрицательно сказалось на развитии

хореографического творчества.

Безусловно, нужны так называемые «независимые» проекты, разрабатываемые и

реализуемые частными некоммерческими и коммерческими организациями. В то же

время необходимо обеспечить сохранение и развитие творческого потенциала,

накопленного государственными и муниципальными УК.

Начиная разработку проекта, необходимо четко знать, на кого он рассчитан, какие

организации и категории населения примут в нем участие. Поэтому необходимо

определять интересы потребителя Потребитель, как правило, преследует одну цель –

удовлетворить свои культурно-досуговые потребности. Таким образом, если проект

отражает реальные потребности, он становится востребованным, и мероприятия,

предлагаемые в проекте, могут стать ежегодными, традиционными.

Формы реализации танцевально-хореографических проектов

Проекты танцевальной сферы осуществляются в 2-х формах:

8

1. Как составная часть программы, представляющие собой конкретные

содержательные направления приоритетных областей развития социально-

культурной жизни региона или территории, например, как один из жанров

2. Как самостоятельный вариант, адресованный конкретной аудитории, например,

Областной турнир по спортивным танцам на Кубок губернатора.

Проекты и программы в танцевально-культурной сфере, прежде всего,

ориентированы на создание определенных условий, для самовыражения,

самореализации личности, за счет активного образа жизни, способов,

взаимодействия людей друг с другом и развития творческого исполнительского

мастерства.

Одним из основных элементов в технологии проектирования является

исследовательская деятельность. Любой проектировщик в процессе написания

проекта должен учитывать и применять:

– знание реальных проблем в области проектирования (танцевальная культура

региона, занятости молодежи, степени организации досуга молодежи, детей и т.д.);

– анализ исследовательских процедур в области хореографии с помощью

имперических показателей, различных видов социологического исследования,

анкетирование разных возрастных групп населения.Танцевально-культурное

проектирование – это, прежде всего, идеально мыслимое представление о конечном

результате, достижении целей, решении поставленных задач.

Технология проектирования и практические действия в процессе реализации

программы представляют собой две совокупных составляющих всей деятельности

проекта.

Формирование танцевально-культурных программ представляет собой довольно

сложный процесс. Этап проектирования – это часть проектной деятельности,

характеризующаяся собственными задачами, механизмами и результатами. Каждый

этап программы имеет свои задачи и содержание. Реализовав задачи одного этапа,

можно переходить к следующему. Таким образом, слагается система действий,

которая в итоге приводит к созданию целостной программы. Критерием для

разграничения процесса проектирования является функционально-временная

последовательность его осуществления. В социально – культурном проектировании

выделяется три основных этапа: 1 – предпроектный;2 – разработка проекта;

3 – постпроектный .Рассмотрим этапы подробнее:

1 этап: предпроектный. Основными проблемами формирования комплексных

программ в период первого этапа являются:

– определение культурной специфики и потребностей региона, города, района;

– выявление приоритетных направлений танцевальных стилей, деятельности;

– определение потенциала в рамках того или иного вида хореографии и

современного танцевального творчества.

Решение этих задач предполагает наличие системы сбора, обработки и анализа

информации о социально-культурной жизни региона.

Исходные данные позволяют:

1. Накопить информацию о проблемах в радиусе своей деятельности.

2. Сформулировать на этой основе проблемы, которые предстоит решить в рамках

собственной деятельности;

9

3. Получить информацию, необходимую для решения выявленных проблем.

Обоснование проблемы или потребностей целевой аудитории.

Это, пожалуй, самый важный раздел проекта, в котором описывается проблемная

ситуация, причины ее возникновения. Здесь необходимо показать, как и почему

возникает потребность целевой аудитории и почему организация, предоставляемая

на конкурс данный проект, сможет ее решить.

Этот раздел должен описывать ситуацию из жизни потребителей, местных жителей.

Формулируемые потребности не должны быть внутренними потребностями. В

частности, отсутствие денег – это не проблема. Каждый понимает, что при

написании программы «заявитель» проекта обращается за финансовой помощью.

Это очевидно из самого факта подачи заявки на конкурс.

Важно ответить, для решения какой проблемы нужны деньги. Для каких групп

населения необходимо осуществление проекта. Действительно ли основная

проектная идея отвечает современной ситуации требованиям или потребностям

целевой аудитории.

Возможно, что специалисты в области танцевально-культурного проектирования

хорошо осведомлены о потребностях общества. Тем не менее, нужно опираться на

конкретные данные, цифры, факты, доказывающие компетентность «заявителя» в

данном вопросе.Постановка проблемы должна сочетать сбалансированные интересы

целевой группы населения и организации, реализующей проект. Идея

необходимости проекта подтверждается конкретными данными, реальной

статистикой, экспертными оценками, публикациями в прессе, обращениями

клиентов и прочими информационно-исследовательскими материалами.

логически связать задачи организации с проблемами, которые следует решить;

четко определить проблемы, с которыми предстоит работать;

подтвердить наличие потребности с помощью дополнительных информационно-

исследовательских материалов;

реалистично оценивать проблемную ситуацию, возможность ее решения и

собственные возможности проектной группы.

Хорошо подготовленный проект должен быть связно изложен. Раздел «Описание

необходимости проекта» имеет логический переход к целям и задачам.

Цели – общие описания состояния дел после реализации проекта, того, к чему

планируется прийти в результате программных действий. Цели могут быть разного

масштаба и направления: «Создание дополнительных источников информации о

занятиях инвалидов на колясках в танцевальном мире», «Обеспечение доступности

массовой танцевальной культуры детей и подростков», «Поддержка любительских

объединений и клубов по спортивным танцам».

Задачи – необходимые шаги на пути к достижению цели. В проекте их может быть

не менее одной и не более трех по каждой из поставленных целей. Задачи проекта

должны быть направлены на достижение определенных результатов и уже на этой

стадии должны указывать, кто будет охвачен проектом, что, где, насколько и к

какому сроку будет изменено.

Таким образом, цель становится задачей, если указан срок ее достижения и заданы

количественные характеристики желаемого результата. Кроме того, очевидно, что

10

цель – более общая категория, чем задача: она достигается в результате решения

ряда задач. Отсюда следует, что задачи можно упорядочить по отношению к целям.

В задачи предпроектной стадии входит создание условий для построения

проекта, проведение подготовительных работ. Подготовительный этап предполагает

определение объекта, формирования требований к нему, экономическое, правовое

обоснование проекта, сбор необходимой для проведения проектных работ

информации. .Информацию можно получить посредством проведения

социологических предпроектных исследований (опрос населения, информационно-

целевой анализ прессы, организация и проведение проектных игр). Особенно это

касается объема, стоимости, сроков исполнения проекта, а также анализ социально-

культурной среды, социально-культурной ситуации, которые обуславливают

необходимость проектирования объекта.

Определенные достижимые цели проекта должны быть четко сформулированы и

описаны. Описание целей проекта по существу должно стать задокументированным

соглашением основных сторон о целях проекта.

При описании цели проекта должны найти отражение в четкой однозначно

интерпретируемой форме:результат проекта ;срок окончания; расходы; порядок

изменения цели; иерархия зависимых целей.

Задачи и методы осуществления проекта . При анализе проектных задач важно

учитывать, насколько эти задачи адекватны выбранным для их решения методам с

экономической и организационной точки зрения. Не потребует ли работа по

программе огромных дополнительных затрат (финансовых, временных,

интеллектуальных Достаточно ли имеющихся ресурсов для реализации идеи

(квалифицированный персонал, время, оборудование). Также следует отметить, что

предлагаемый проект не должен оказаться непосильным бременем для организации

и рабочей группы (участников программы).Задачи проекта всегда связаны с

поставленной проблемой и указывают на промежуточные и итоговые результаты

проекта.

Методы отражают деятельность по осуществлению программы, характер персонала,

особенности и принципы отбора целевой аудитории. Кроме того, методы

демонстрируют выбор стратегии и механизм реализации проектной идеи.

Например, в проекте повышения квалификации специалистов в области

танцевального творчества задачами могут быть теоретическое и практическое

обучение, а также предоставление новой практической информации участникам.

Выбор методов в этом случае зависит от возможностей организаторов, особенностей

подготовки, количества целевой аудитории, перспектив развития проекта. Поэтому, с

учетом каждого из этих условий, возможны варианты выбора следующих методов:

-подготовка и издание учебного пособия, учебника;

-проведение одного или серии обучающих семинаров по вопросам новых стилей в

хореографии;

-оказание регулярной консультативной помощи;

-организация учебной стажировки;

-организация конференции по вопросам использования новых технологий в

-обучении хореографии и построению деятельности в хореографическом коллективе.

11

Замещение задач проекта методами и наоборот – типовая логическая ошибка в

изложении проекта.

Задачи проекта (обычно не более двух-трех в проекте) направлены на достижение

определенных результатов (здесь уместны глагольные формы изложения: создать ...,

объединить ..., изменить ..., улучшить ...).

За задачами всегда стоят ожидаемые результаты. Поэтому при постановке задач

важно учитывать и планировать количественные и качественные изменения в

коллективе. Задачи-цели говорят о том, что будет получено в результате реализации

программы.

Методы проекта отражают тип работы, которая будет предпринята по проекту (здесь

также уместны глагольные формы: организовать конференцию..., провести

семинар..., подготовить концертную программу..., распространить опыт...). За

методами стоит механизм осуществления идеи и оптимизация работ по проекту.

В этом разделе подробно описываются те виды деятельности, которые необходимы

для получения желаемых результатов:– формы и направления выполнения работ;–

приобретение новых устройств и оборудования;– занятость исполнителей;– формы

обслуживания;– способы привлечения дополнительных ресурсов.

Оценка предполагаемых результатов проекта

Оценка результативности проекта может состоять из:

-оценки результатов проекта (продукта, услуги, учебной программы).

В этом случае важно планировать количественный и качественный анализ

достижимости поставленных задач;

-оценки процесса реализации проекта (особенностей осуществления проекта, стиля

работы проектной команды, степени отклонения от задуманного плана работ).

Для того чтобы оценка результативности проекта была реалистичной, следует

использовать внешнюю и внутреннюю экспертизу. Если организаторы принимают

решение провести внешнюю экспертизу проекта, то необходимо учесть затраты на

этот вид работ (стоимость экспертизы).

Если все же решено ограничиться своими силами, внутренней оценкой проекта, то

необходимо заранее оценить, достаточна ли компетенция персонала для

осуществления подобной работы и будет ли эта оценка объективной.

Выбор внешней или внутренней экспертизы результатов проекта зависит от

сложности работ по его реализации, социальной значимости, ресурсов и, наконец,

философии организации.

Планируя оценку результативности проекта, важно:

– еще раз проанализировать задачи проекта;– выявить целевую аудиторию

проекта (исполнителей и участников),- учесть их мнения и пожелания;–

определиться с тем, что будет доминировать в оценке – процесс или результат;–

знать, нужно ли привлекать «посторонних» экспертов;– решить, следует ли делать

сравнительный анализ затрат и результатов в данном проекте;– уточнить, каким

образом будут собраны необходимые для оценки проекта факты, данные, мнения;–

выбрать методы анализа (статистический, глубокое интервью, анкетирование);–

определить форму, в которой будут подготовлены и распространены результаты

экспертизы (отчет, концерт, брошюра, видеофильм, конференция).

12

Сроки проекта – описываются в виде временного интервала, в котором желательно

завершение проекта. Как правило, это пока заявление о намерении, но в ряде

случаев может быть и обязывающим.

Расходы – в первом описании это могут быть бюджетные рамки, а в ряде случаев –

твердая верхняя граница расходов.

Бюджет проекта – это смета предполагаемых целевых расходов, необходимых для

осуществления проекта. Следует учесть, что бюджет в заявке на грант – логическое

продолжение проекта, его финансовое обоснование.

Бюджет в заявке на грант – один из самых важных документов, который позволяет

оценить возможности финансирования проекта. Кроме того, бюджет дает

возможность определить реалистичность поставленных в проекте методов и задач, а

также подтверждает некоммерческий характер проекта, поскольку показывает

отсутствие прибыли.

Наконец, бюджет многое может рассказать о стиле управления персоналом,

принятом в организации.Приступая к подготовке бюджета проекта, определяются

все возможные траты и расходы, при этом выделяются первоочередные и самые

необходимые.Форма бюджета позволяет:– оценить все имеющиеся у организации

средства для реализации проекта (квалифицированный персонал, добровольцы,

помещение, оборудование);– выявить действительно важные статьи расходов, без

которых проект просто не состоится;– определить разницу между имеющимися и

необходимыми ресурсами;– сформировать структуру бюджета.

Комментарии к бюджету разъясняют, как будут потрачены средства по проекту,

почему необходимы те или иные расходы. Подготавливается сводная и развернутая

смета расходов.В административных расходах обосновываются затраты на связь,

офисные принадлежности, типографские расходы. В расходах на оборудование

даются пояснения типов и видов оборудования, аргументируется необходимость

приобретения того или иного оборудования, уточняется его роль в осуществлении

проекта.Одной из самых уязвимых для критики статей расходов по проекту является

оплата труда. Поэтому важно показать, что оплата труда будет осуществляться

специалистам, для которых работа по проекту является дополнительной к основной

деятельности, и, не оплатив их труд, а тем более работу приглашенных

специалистов, осуществить проект будет очень трудно.

В комментариях к бюджету также представляется важная информация, не вошедшая

в основную таблицу: технические характеристики приобретаемого оборудования,

ксерокопии прайс-листов, договора с поставщиками услуг, расчет ставок оплаты

труда и т.п.

Дополнительные источники финансирования проектов в танцевальном

творчестве.

Организаторам проекта придется реалистично оценивать свои силы. Этот часто

задаваемый экспертами вопрос о логике и перспективах развития, деятельности

организации, ее намерениях продолжать свой проект (особенно это важно, если

проект успешный, обнадеживающий).

Структуре, предоставляющей материальную поддержку танцевальным проектам,

заинтересованной в финансировании эффективных программ, в частности,

преимущества отдаются тем проектам, которые поддерживают местная

13

администрация, коммерческие партнеры, другие фирмы и население.Вопрос о

развитии проекта не всегда предполагает его повторение в следующем году.

Возможно, что проект уже на первых стадиях работы будет так успешен и важен для

целевой аудитории, что дальнейшее распространение полученных результатов

станет необходимым следующим шагом. В таком случае, следует расширить

географию проекта, освоить новый тип работы.Хороший проект всегда учитывает

возможности работы на перспективу, использование приобретенных и усиленных

ресурсов (техники, средств, контактов, партнеров, обученного персонала) в

дальнейшей работе.Любому грантодающему фонду важно знать о средствах по

окончании периода гранта. Для убедительности требуется предоставить план

фандрайзинговой стратегии танцевальной школы или организации, заверяющий о

достаточности финансовых средств, с включением в него перечня всех

используемых источников финансирования (грантов, депутатской поддержки,

собственных доходов, частных пожертвований, благотворительных и членских

взносов).

Характеристика организации

Описание организации, выполняющей проект, как правило, один из самых удачных

текстов в заявках, рассказывающих о достижениях своих организаций.

При описании организации применяется тот же принцип, что и при составлении

биографических справок: для экспертов важны те характеристики организации,

которые свидетельствуют о способности реализовать заявленный проект, об опыте в

соответствующей сфере, может ли организация реализовать эту идею, имеется ли

успешный опыт работы в этой области, за счет чего будет достигнут успех:

соответствующие «сетевые» возможности организации; использование уникальных

технологий и подходов к решению проблемы; в работе принимают участие

известные, высококвалифицированные специалисты, кто еще занимается решением

этих вопросов в городе, регионе, и почему именно проектная организация сможет

осуществить программу лучше, качественнее, эффективнее других.

Квалификация организаторов и участников проекта

На предпроектном этапе также решаются вопросы о необходимом составе

специалистов, участвующих в проектировании, разделение между ними

обязанностей по решаемым задачам и по времени их выполнения.

Описание профессиональной биографии участников концентрируется на качествах,

имеющих непосредственное отношение к работе по проекту. Не предоставляется в

Фонд полный послужной список с подробностями личной и семейной жизни

участника, показывается лишь профессиональная квалификация организаторов и

участников проекта, опыт подготовки и проведения учебных семинаров,

конференций, танцевально-массовых мероприятий.Помещая документ в

приложение, следует оценить его необходимость и не забыть сделать на него сноску

в самом тексте заявки. Также не будет лишним составление перечня приложений,

особенно это касается публикаций в СМИ.

.Письма – поддержки проекта

Приступая к реализации проекта, важно заручиться поддержкой местных властей,

коллег, партнеров.Например, поддержка со стороны потенциальных клиентов может

быть оформлена как письмо, подтверждающее потребность в услуге. Поддержка со

14

стороны местных властей может указывать на их желание и возможность частично

финансировать проект, например, взять на себя коммунальные платежи или

частичную оплату труда работников, ведущих, руководителей кружков,

преподавателей.Поддержка партнеров, принимающих участие в проекте в качестве

организаторов и исполнителей, всегда очень весомый аргумент в пользу заявки при

ее рассмотрении экспертным советом.Наличие писем-поддержек является

желательным, но не обязательным компонентом заявки (бессодержательные

рекомендации от знаменитых людей могут, наоборот, вызвать скепсис экспертов).

Исключение составляют письма-поддержки от партнерских организаций,

принимающих активное участие в реализации проекта. И, конечно же, к проектам,

предусматривающим паритетное финансирование, необходимо приложить письма,

подтверждающие реальность софинансирования.

2 этап: разработка проекта. Разработка проекта полностью осуществляется на

базе результатов первого этапа. В частности, информация, полученная на первом

этапе, служит основой для разработки концепции танцевальной региональной

политики, базирующейся на приоритетных направлениях деятельности.

Региональные танцевальные программы ориентируются на:

1.Жизненные проблемы и потребности определенной социальной группы или

категории населения.

2.Проблемы регионального характера в сфере танцевальной культуры.

Опыт разработки региональных программ танцевально-культурного развития

показал, что наиболее продуктивен путь последовательного осмысления

информации, которая в итоге ложится в основу концепции. Примером может

служить деятельность Федерации спортивного танца Тюменской области (ФСТ ТО)

в развитии танцевального спорта в Тюменской области. Работа с информацией в

этой связи предполагает:- выделение проблем социальных групп и территорий в

целом; -определение причин, обуславливающих возникновение этих проблем, а

также препятствующих их разрешению; -осмысление общих подходов к

преодолению противоречий.

На этапе разработки проекта решаются свои специфические задачи. Они, по

существу, состоят в составлении предварительного проекта и в основном

проектировании. Предварительное проектирование – это разработка первого

варианта проекта и его элементов, которые затем уточняются и дополняются в

процессе основного проектирования.

3 этап: постпроектный. Третий этап служит логическим продолжением первых

двух. Он предполагает переход от общей концепции танцевальной культурной

политики к конкретному танцевально-творческому заказу.Танцевально-культурная

жизнь региона служит точкой отсчета – обоснованием танцевально-творческого

заказа различным государственным субъектам социально-культурной деятельности.

Цель социального заказа, в таком случае, будет заключаться в том, чтобы обеспечить

за счет средств местного бюджета минимальные гарантии культурного развития в

направлении «хореография» основных категорий населения, сбалансировать

коммерческие тенденции в культуре и развитие значимых проектов, приоритетных

для данного региона.На этом этапе на основе социально-творческого заказа

заключаются договоры между фондом развития культуры и искусства, с одной

15

стороны, и конкретными субъектами реализации программ (клубы, школы искусств,

учреждения дополнительного образования детей, детско-юношеские спортивные

школы и т.д.), с другой стороны. При этом региональные программы социально-

культурной деятельности служат:

-Информационной базой для формирования социально-творческого заказа

учреждениями культуры и другим организациям социально-культурной

деятельности.

-Основой для разработки культурно-досуговых программ соответствующими

субъектами организации досуга (клубными учреждениями, самодеятельными

объединениями и т.д.).

Постпроектный этап является завершением процесса социально-культурного

проектирования в танцевальном творчестве. К задачам, решаемым на данной стадии,

относятся: построение опытной модели, ее испытание; оценка работы и уточнение

проекта на основе испытаний модели; а также последующее утверждение проекта,

как в организации, так и в финансирующем Фонде, на муниципальном или

региональном уровне.Подготовка к написанию программы позволяет иначе

взглянуть на тех, кто работает в одной организации, и получить профессиональную

и эмоциональную поддержку новым идеям в коллективе. Кроме того, необходимость

убедить коллег принять участие в новом деле, служит дополнительным стимулом

для анализа идей, задач и стиля проекта.

Выработка проектной идеи и стратегии ее реализации, анализ ситуации и расчет

ресурсов, подготовка рабочей команды – без этого не подготовить грамотную

социально-значимую программу в любой сфере деятельности.

Завершающий этап в целом выступает как окончательное испытание, хотя

подлинное определение правильности выполнения проекта будет сделано лишь

тогда, когда он будет реализован.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое проект? Перечислите основные характеристики творческих

социально-культурных проектов.

2. Какие специфические особенности характерны для проектов в сфере

культуры, хореографии и танцевального спорта?

3. На какие классы можно подразделить социально-культурные проекты? В

чем особенность каждого из них?

4. Перечислите основные виды проектов в социально-культурной сфере.

5. Назовите, по каким признакам могут различаться проекты в сфере культуры

и танцевального творчества? Раскройте каждый из них.

6. Какие три основных уровня разработки социально-культурных проектов вы

знаете?

7. Назовите источники финансирования проектов в сфере культуры,

хореографии и танцевального спорта.

8. В каких формах реализуются проекты в социально-культурной сфере и

танцевальном творчестве?

9. Назовите три основных этапа проектирования в сфере хореографии.

культуры и танцевального спорта.. В чем сущность каждого из этапов?

16

10. Дайте характеристику профессиональным компетенциям,которые

необходимо освоить и сформировать по данной теме.

17

.Тема 2:Педагогическое творческое проектирование как основа

программирования. Проектный метод в процессе создания

хореографического произведения.

Начиная занятия с детьми разного школьного возраста, педагог-

хореограф, прежде всего, стремится заинтересовать детей, научить их любить

и понимать искусство танца. Ознакомление с новым видом искусства

расширяет сферу детских интересов, обогащает их новыми впечатлениями.

Наблюдения за детьми, занимающимися хореографическим видом искусств,

показывают, как важно формировать не только комплекс знаний, умений и

навыков, но и опыт эмоционально-творческой деятельности, художественный

вкус детей, сознательное отношение к данному виду искусства, способность

давать правильные критические оценки в области искусства танца.

Приобретение правильных и прочных танцевальных навыков, участие в

исполнении танцев, творческое отношение к созданию образа – все это

развивает и расширяет кругозор, помогает представить мир в ярких красках

жизни, выработать правильные суждения в области искусства танца.В

занятиях танцем с детьми младшего школьного возраста можно выделить

следующие основные задачи:

1. Развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости).

2. Развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага,

устойчивости и координации).

3. Изучение танцевальных элементов.

4. Развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной

выразительности.

5. Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.

В хореографии в ходе изучения танцевальных элементов и ритмических

упражнений активно используются этюды. Под этюдами мы подразумеваем

разработку вместе с детьми отдельных эпизодов из намеченных

танцевальных постановок, с предоставлением детям творческой

самостоятельности при планировании и исполнении этюда. В процессе

этюдной работы имеется возможность научить детей выразительно и

правдиво действовать, что особенно важно при разучивании танцев,

имеющих развернутый сюжет. Нельзя приступить к разучиванию танца, не

научив детей предварительно по-настоящему видеть и слышать во время

танца, не научив детей общаться друг с другом, находить естественные и

правдивые движения. Кроме того, этюдная работа знакомит детей с историей

и культурой народа, на основе танцевального материала которого строится

этюд. Более детально изучаются обычаи данного народа, костюмы, наиболее

характерные для танцевальной эпохи, а также стилистические особенности

танца, отличающие его от танцев других народов. Особое внимание

уделяется программным средствам, обеспечивающим правильную

организацию этюдной работы. Сочинение этюда позволит в дальнейшем

создать танцевальное произведение; танец, с которым дети смогут выступать

в концертных мероприятиях; принимать участие в хореографических

конкурсах; и что важно, дети младшего школьного возраста находят

18

удовлетворение своих индивидуальных интересов, т.к. весь процесс учебной

и постановочной работы по танцу позволяет им творчески участвовать в его

создании.

В процессе хореографической подготовки детей решаются такие учебно-

воспитательные задачи:

– у детей младшего школьного возраста развиваются интеллектуально-

творческие, эмоционально-волевые, действенно-практические способности,

самостоятельность, самоконтроль, самооценка;

– развивается познавательная активность детей;

– формируются личностные качества ребенка: умение работать в коллективе,

решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь

участникам деятельности; преодоление свойственного возрасту

эгоцентризма, освоение приемлемых форм поведения, сотрудничества как

модели отношений;

– формируются в доступной форме понятия некоторых важнейших

закономерностей искусства и определенных принципов отношения к

искусству;

– формируется творческий подход к изучению основ танцевального

искусства, стремление применять полученные знания и умения с пользой для

себя и окружающих.

Подготовительная работа над этюдом или танцевальной композицией

содержит несколько задач.

-Выбор темы и идеи занятия с учетом ее воспитательного значения для детей.

- Составление понятного, близкого детям и доступного для их исполнения,

сценария.

- Выбор музыки.

- Подбор выразительных средств и формы постановки.

- Изучение материала и создание композиции танца.

Выполнение проекта делится на несколько этапов:

1 этап. Осмысливание темы и идеи постановки.

Педагог-хореограф дает прослушать музыкальное произведение для будущей

постановки номера.Предлагается задание:– определить характер

музыкального произведения, музыкальной формы, темпа, ритма;

– выявить характер и эмоциональность, имеющиеся в произведении;

– назвать «образ», рожденный в процессе прослушивания музыки (птички,

пчелки, божьи коровки, бабочки и т.д.).

Затем совместно с детьми педагог останавливается на варианте: (например,

придумали название танцу «Зимняя сказка».).

Педагог-хореограф предлагает домашнее задание: представить в виде

рисунков тему постановки.

Работа с художественным материалом.

По итогам работ дети выбирают лучшие эскизы будущей постановки

«Зимняя сказка». Образовавшаяся микрогруппа выполняет обязанности

художника, включающие в себя выполнение эскизов костюмов,

декорационного оформления, атрибуты, необходимые к постановке номера.

19

Подготовка к написанию сценария.Педагог-хореограф организует работу по

следующему заданию: составьте устный рассказ о «жизни пчелки» в

развитии. (Дети прослушивают музыкальное произведение; работают с

предложенными эскизами; просматривают мультфильмы с участием данных

героев).

По итогам данного задания образовывается вторая микрогруппа, которую

назвали «сценаристы». Требования и задания педагога-хореографа к

написанию сценария:– начало – является вступлением к рассказу,

показываются обстоятельства, с которых начинается действие, и первая

характеристика героев; – введение в действие – происходит знакомство с

действующими лицами; – завязка – происходит знакомство героев друг с

другом; – развитие действия – начинается развитие конфликта, которое

выражается в ряде поступков, взаимодействии; – кульминация – высшая точка

эмоционального действенного построения рассказа;– развязка – заключение,

которое рождается в результате всего действия.

Цель второго этапа работы над постановкой номера: предварительный

отбор выразительных средств (движений, которые войдут в постановку);

составление и написание рисунка танца.

1. Предварительный отбор выразительных средств.

С помощью педагога образовалась третья группа детей, которая стала

выполнять обязанности педагога-хореографа. В данной группе существуют

следующие задания:– составление групп танцевальных движений,

характерных для образов персонажей «Зимняя сказка», с учетом физических

сил исполнителей;– соединение данных движений в танцевальные

комбинации;– показ танцевальных комбинаций детям младшей группы

хореографической студии;– отработка, повтор, закрепление танцевальных

комбинаций.

2. Сочинение композиционного построения – рисунок танца.

Выполнение данного задания позволило организовать четвертую

микрогруппу – «балетмейстеров». Педагог ставит задачу:

– работа с музыкальным материалом для данной постановки, где существуют

правила: с изменением музыкальной фразы меняется рисунок (из линии

перестроение в круг и т.д.); с окончанием музыкальной фразы должен

заканчиваться рисунок;

– выделить основной композиционный принцип – ключ танца (содержание

танца показывает персонажей «Зимней сказки», что характеризуется как круг,

линия, цепочка, диагональ);

– совместная работа с микрогруппой «сценаристы», т.к. хореографическое

произведение строится по закону драматургии;

– работа с микрогруппой «художников» и «педагогами-хореографами».

Совместными усилиями дети собирают всю гамму танцевального

произведения (костюм, рисунок, движения, музыку);

– отработка группой «балетмейстеров» танцевального произведения «Зимняя

сказка».

Педагог-хореограф на данном этапе работы является консультантом групп.

20

Третий этап работы над проектом – защита проекта, представленная в

форме концертного выступления.

Оценивали танцевальный номер «Зимняя сказка» члены жюри, в которое

вошли родители всех возрастных хореографических групп.

Критерии оценки по десятибалльной системе следующие:

– красота и оригинальность сценического костюма – 10 баллов;

– интересный сюжет танца – 9 баллов;

– актерское мастерство исполнителей – 10 баллов.

Представленный всем творческим коллективом проект постановки

танцевального номера «Зимняя сказка» был высоко оценен жюри.

Таким образом, проектный метод в силу своей дидактической сущности

позволяет развивать творческие возможности детей, умение

самостоятельно применить свои знания для решения практических

задач, анализировать полученную информацию.

Существование практики использования проектного метода на уроках

хореографии позволяет детям проявить свою творческую индивидуальность,

расширить кругозор, применить практические умения не только в области

исполнительского мастерства, но и «увидеть» себя в роли постановщика-

балетмейстера.Именно на таком материале педагог-хореограф имеет

возможность прививать детям первоначальные знания и умения из области

танцевального искусства; формируется культура учебной деятельности; в

процессе обучения и воспитания может родиться свободная личность,

умеющая строить основу свободных отношений, умеющая понимать и

познавать окружающий мир, который строится своими руками.

Вопросы для самоконтроля

1.

Какие задачи ставит перед собой педагог-хореограф в процессе

постановки хореографического произведения?

2.

Функциональная сущность танцевальных этюдов и их роль в обучении

хореографии.

3.

Какие учебно-воспитательные задачи решаются в процессе

хореографической подготовки?

4.

Задачи хореографа в работе над танцевальным этюдом.

5.Характеристика этапов работы над творческим проектом –

постановкой хореографического произведения.

6.Значение проектного метода в обучении хореографии.

7.Какими компетенциями важно обладать для реализации творческого

проекта.

21

Тема 3: Проектирование инновационной методической работы в

Учереждении Дополнительного Образования Детей и в творческом

хореографическом коллективе.

-Инновационная методическая работа – составная важная часть творческой

профессионально-педагогической, управленческой деятельности,

ориентированная на овладение педагогами новыми, инновационными

способами профессиональной деятельности, которые включают в себя

умения:

– определять приоритетные направления инноваций;

– отбирать содержание инновационной деятельности;

– проектировать реализацию содержания инновации через применение

современных творческих педагогических технологий;

– описывать критерии оценивания образованности и развития детей по

результатам инноваций.

Исходя из предложенного выше определения понятия «инновационная

методическая работа», попытаемся выстроить алгоритм ее проектирования.

Основанием для проектирования инновационной методической работы

являются:

– приоритетный национальный проект «Образование»;

– план реализации национального проекта «Образование» на областном,

городском и муниципальном уровнях;

– программа развития образовательного учреждения дополнительного

образования детей или творческого объединения;

– задачи образовательного учреждения дополнительного образования или

творческого объединения на текущий период.

Первый этап проектированиявыявление целевого заказа. Имеются в

виду цели и задачи повышения профессиональной компетентности педагогов

творческого коллектива современного образовательного учреждения,

реализующего инновационные образовательные программы. Для этого

проводится педагогический мониторинг, в процессе которого с помощью

специально подобранного инструментария выявляются:

– теоретическая

профессиональная подготовленность педагога; – профессиональная

компетентность;– методическая компетентность;– готовность к

самосовершенствованию и саморазвитию;– готовность к инновационной

деятельности.

Второй этап проектирования инновационной методической работы –

аналитический. На данном этапе анализируются выявленные уровни

профессиональной компетентности педагогов-хореографов, тренеров

методической помощи и управленческого содействия педагогам,

осуществляющим инновации через деятельность групп поддержки.

Последние являются необходимым условием ее создания и успешного

функционирования. Назовем эти группы.

1. Нормативно-регламентирующая группа Ее функционал:

– осуществление систематического контроля за соблюдением нормативно-

правового поля инноваций, регламентирующего права и социальные гарантии

22

педагогов, осуществляющих инновационную деятельность (это приказы,

положения, управленческие решения федерального, городского,

муниципального уровней);

– разграничение и нормативное закрепление полномочий между

руководителем и непосредственными участниками инновационного

процесса;

– расширение прав и ответственности педагогов-хореографов, тренеров-

преподавателей , осуществляющих инновации;

– контроль за соблюдением требований к методической нагрузке педагогов

при реализации инновации;

– формирование благоприятного психологического микроклимата в

коллективе, обеспечивающего положительный настрой педагогов, рост их

творческой активности.

2. Перспективно-ориентирующая группа со следующими функциями:

– выявление и закрепление приоритетных направлений развертывания

инновационной деятельности;

– определение содержания и основных направлений творческой

инновационной педагогической деятельности в образовательном

учреждении;

– выявление содержания повышения профессиональной компетентности

педагогов внутри образовательного учреждения через систему «адресно»

организованной методической работы, в ходе курсовой переподготовки в

учреждениях повышения квалификации хореографов, тренеров-

преподавателей, педагогических работников творческих направлений;

– определение актуальных направлений научно-прикладных, творческих

исследований педагогов в образовательном учреждении.

3. Деятельностно-стимулирующая группа.

Ее функциями являются:

– осуществление дифференцированного подхода к оплате труда педагогов-

хореографов, тренеров-преподавателей, реализующих инновационные

образовательные программы, установление процентных надбавок за высокие

творческие показатели в работе;

– создание предпосылок, направленных на налаживание отношений

взаимопонимания, взаимоуважения, взаимодоверия между педагогами,

реализующими инновации, и всем педагогическим коллективом.

4. Информационно-коммуникативная группа.

Ее функции:

– координация содержания, форм и методов работы с педагогами,

реализующими инновационные образовательные программы по повышению

их профессиональной и методической компетентности;

– обеспечение оперативного доступа к актуальной научно-педагогической

информации;

– организация участия педагогов в различных формах методической работы

на уровне района, города, области (выступление на семинарах,

конференциях, педагогических чтениях) с целью взаимообмена опытом

23

осуществления инновационной деятельности;

– использование

информационных и телекоммуникационных технологий для получения и

обработки информации об инновационных стратегиях в образовании.

Результатом аналитического этапа проектирования является отбор

содержания и форм методической работы.

Согласно классификации, предложенной С.Г. Молчановым, формы

методической работы представлены следующим образом:

1. Репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары,

педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги).

2. Репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-

практические конференции).

3. Эвристические (проблемные и проблемно-проектные семинары,

организационно-деятельностные игры).

4. Эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы

профессионального мастерства, конкурсы методических разработок).

5. Продуктивные (научные конференции, теоретические семинары, научные

стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских

коллективов, временных творческих групп, научные отпуска).

Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются

эвристико-продуктивные и продуктивные формы методической работы.

Применительно к инновационной деятельности наиболее эффективны

продуктивные формы методической работы.

Третий этап проектированияреализация педагогами технических

заданий. Эта деятельность предполагает сбор предложений, идей по

организации инновационной методической работы, для чего используются

разработанные в педагогической практике анкеты для оценивания ее

эффективности.

Результатом выполнения педагогами технических заданий становится

инновационная методическая продукция (конспекты занятий, сценарии

воспитательных мероприятий, перспективные планы, авторские программы,

методические разработки, учебные и методические пособия для педагогов и

руководителей образовательных учреждений). Инновационная методическая

продукция должна отвечать определенным требованиям к ее качеству. Для

оценивания инновационной методической продукции предлагаем следующие

критерии:

1.

Соответствие типу образовательного учреждения, приоритетным

направлениям развития его образовательной системы.

2.

Соответствие возрасту детей.

3.

Актуальность.

4.

Инновационный характер материала.

5.

Наличие регионального компонента в содержании разработки.

6.

Апробированность разработки в условиях образовательного

учреждения, убедительность доказательств эффективности ее

применения.

7.

Дидактическое обеспечение.

24

8.

Эстетика оформления.

Вся предшествующая система проектирования позволяет предвидетьсоздание

инновационной методической продукции. И следующим этапом

проектирования становится рецензирование (оценивание). Его можно

организовать внутри образовательного процесса, для чего создается

Экспертный совет образовательного учреждения.

Экспертный совет дает первичное заключение о качестве методической

продукции, о возможности или невозможности ее использования внутри

образовательного учреждения. Если в дальнейшем не планируется

тиражирование

(распространение) методической продукции для более широкого круга

педагогической общественности, то процесс заканчивается резюмированием

качества инновационной методической продукции и рекомендациями к ее

использованию педагогами данного образовательного учреждения.

Если же предполагается дальнейшее ее тиражирование, то в содержании

резюме должен войти ответ на вопрос «Готова ли методическая продукция к

тиражированию? Какие нужны коррективы?»

Для распространения, внедрения, тиражирования методической продукции

важное значение имеет ее презентация на районном, городском или

областном уровнях через различного рода методические мероприятия.

Процесс тиражирования предполагает два последующих этапа:

презентацию методической продукции на районном, городском или

областном уровнях через различного рода методические мероприятия и

непосредственно тиражирование (распространение и внедрение педагогами

других образовательных учреждений).

К презентации инновационной методической продукции предъявляется ряд

требований. Она должна:

– при минимальном объеме включать максимум

сведений о содержании методической продукции;

– быть понятной и

привлекательной для педагогов всех квалификационных категорий;

– содержать яркие материалы, отражающие практическую направленность

(видео- и фотоматериалы с занятий, воспитательных мероприятий и т.д.);

включать (по возможности) критерии оценивания качества образованности

детей с учетом инновационного содержания образования.

Последний этап проектированиянепосредственное тиражирование

результатов инновационной методической работы (инновационной

методической продукции; описания содержания и организации методической

работы в современном образовательном учреждении) – может

осуществляться в рамках научно-практических конференций, семинаров,

мастер-классов городского или областного уровней.

Таким образом, проектирование инновационной методической работы в

современном образовательном учреждении должно осуществляться на

основе следующего алгоритма:- Выявление целевого заказа. -Анализ уровня

профессиональной компетентности педагогов и отбор содержания и форм

организации методической работы.-Формулировка технических заданий

педагогам по сбору идей и предложений по организации методической

25

работы.-Рецензирование (оценивание) инновационной методической

продукции- Презентация инновационной методической продукции.-

Тиражирование (распространение) системы инновационной методической

работы и инновационной методической продукции для широких масс

педагогической общественности

.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие умения необходимы руководителю коллектива для овладения

инновационными методами работы?

2.Что является основой для проектирования инновационной методической

работы?

3.Назовите этапы проектирования.

4.Особенности 1 этапа проектирования – выявление целевого заказа.

5.Какие группы поддержки методического проектирования создаются на 2

аналитическом этапе проектирования?

6.Обоснуйте функции групп поддержки методического проектирования.

7.Что является результатом аналитического этапа проектирования?

8.Назовите формы методической работы по классификации С.Г.

Молчанова.

9.Что является результатом 3 этапа проектирования?

10.Для чего создается Экспертный совет на 4 этапе проектирования?

11.Какие требования предъявляются к методической продукции?

12.В каких формах реализуется инновационная методическая продукция?

13.Изложите алгоритм осуществления проектирования инновационно-

методической работы в коллективе либо в УДОД

14.Какие дисциплины Основной Образовательной программы формируют

Ваши возможности в реализации проектной деятельности?

26

Тема 4. Основы бизнес-планирования как инновационный проектный

менеджмент в хореографии и танцевальном спорте.

Бизнес-план (от англ. business-plan) – необходимый в рыночных условиях

инструмент технико-экономического обоснования и организации дела

организациями.

Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты

будущего коммерческого проекта или программы, анализирует все

проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет

способы решения этих проблем.

Цель бизнес-плана – обоснование концепции предложения, технической

возможности и экономической целесообразности проекта или программы.

При этом учитываются условия получения наибольшего экономического

эффекта на основе прогнозирования конъюнктуры рынка, разработки

стратегии маркетинга, формирования финансовой, организационной

политики при реализации проектного предложения, обоснования

инвестиционной программы.

В бизнес-плане решаются следующие конкретные задачи:

– уточняются правовые аспекты, нормативы, ограничения, требования

(например, муниципальных или других исполнительных органов);

– формируется инвестиционная программа с анализом возможных

альтернатив;

– определяются формы и условия реализации проекта;

– прогнозируются условия производства услуг организации, получение

прибыли, а также финансовые поступления в бюджет (налоги, сборы,

выплаты и др.);

– определяются показатели экономической, коммерческой и бюджетной

эффективности проекта, а также его социальной результативности;

– разрабатывается стратегия маркетинга;

– формируется план финансирования и организации функционирования

учреждения (проекта);

– определяются условия, формы, сроки осуществления проекта;

– подготавливается резюме, в котором в концентрированном виде излагаются

основные характеристики, параметры и показатели проектного предложения,

преимущества, получаемые доходы, инвестиционные и эксплуатационные

затраты, их структура по источникам финансирования, размеры и сроки

поступлений в бюджет и внебюджетные фонды. Резюме может

рассматриваться также в качестве рекламного документа, представляющего

предпринимателя и его проектное предложение, которое предлагается на

рынок.Назначение бизнес-плана для руководителя-менеджера в сфере

хореографии и танцевального спорта состоит в том, чтобы решить, по

крайней мере, четыре принципиальные задачи:

1. Изучить перспективы развития будущего рынка образовательных

творческих услуг для их реализации.

27

2. Оценить затраты, которые необходимы для обеспечения качества этих

услуг и соизмерить их с ценами, по которым их можно будет продать, чтобы

определить потенциальную прибыльность задуманного дела.

3. Обнаружить всевозможные «подводные камни», подстерегающие новое

дело в первые годы его реализации.

4. Определить критерии и показатели, по которым можно будет регулярно

определять, идет ли все, как задумано, или нет.

Практика показала, что бизнес-планы близки по форме, но различны по сути.

Степень детализации бизнес-плана и расставленные акценты могут быть

различны. Одно дело, если речь идет об открытии видеотеки для жителей

микрорайона, и совсем другое – если предполагается построить центр

современного танца.

В первом случае бизнес-план потребует минимальной проработки ресурсного

обеспечения. Надо только выяснить (помимо решения вопросов аренды и

источников финансирования), у кого и по какой цене можно будет покупать

кассеты. В другом случае та же проблема ресурсного обеспечения должна

будет продумываться куда серьезнее, вплоть до подписания предварительных

соглашений с будущими инвесторами, учреждениями.

Надо иметь в виду, что во всем мире подавляющая часть новых

предпринимателей разоряется, уже потратив значительные средства. Этого

можно было избежать при наличии детального бизнес-плана и навыков

работы с ним, поскольку такой бизнес-план предоставляет возможность

вносить необходимые коррективы в процессе производства работ,

приобретения оборудования, привлечение наемных специалистов и т.п.

Одним из главных преимуществ (наряду с объективностью и

всесторонностью) бизнес-плана является то, что он начинает «работать» еще

до своего появления на свет. Сам процесс составления бизнес-плана

заставляет разработчиков непредвзято и беспристрастно рассмотреть

возможности проекта под углом зрения планируемой деятельности, заострить

внимание на деталях и не отмахиваться от «мелочей». У руководителей

организации (проекта) возникает, наконец, возможность тщательно

проанализировать свои идеи, проверить целесообразность и возможность их

реализации.

В бизнес-плане аргументированно перечисляются подробности и

особенности функционирования будущей деятельности в условиях

конкретного (естественно, исследованного) рынка, описывается выбор места

и тактика конкуренции, дается достаточно подробная оценка ресурсов,

необходимых для разработки и реализации данного проекта.

В этом случае бизнес-план дает представление о состоянии и развитии

производства (любого вида), об организации производственной деятельности,

о способах продвижения на рынок услуг (с помощью рекламы, презентаций,

конференций и т.п.), прогнозирует цены, будущую прибыль, основные

финансово-экономические результаты деятельности. При этом желательно

соблюдение предпринимательской этики и коммерческой тайны.

28

Чем детальнее разработан бизнес-план, тем надежнее он как рабочий

инструмент, с помощью которого осуществляется управление учреждением.

Насчитывается до девяти основных функций, которые призван выполнять

бизнес-план, как внешних (познакомить с вашим проектом и раскрыть его

суть различным представителям), так и внутренних, жизненно важных для

деятельности самой вашей организации:

1. При поисках партнеров, инвесторов и кредиторов руководителю-

менеджеру придется несчетное число раз повторять одно и то же о своем

проекте и об организации. Хорошо оформленный, грамотный и лаконичный

бизнес-план – лучшая визитная карточка для руководителя-менеджера

любого уровня. С его помощью он стандартизирует процесс ознакомления со

своим проектом, экономит свое время, упорядочивает контакты.

2. На известном этапе экономического развития и становления рынка

рыночных отношений и цивилизованного предпринимательства отсутствие

бизнес-плана воспринимается участниками инвестиционного проекта как

нечто абсурдное и может вызвать настороженное отношение со стороны

партнеров, клиентов. Наличие бизнес-плана – обязательное требование

цивилизованного рынка.

3. Привлечение денег для развития дела (партнерство, инвестирование,

кредитование) невозможно без того материала, который содержится в бизнес-

плане. Основательно составленный бизнес-план может быть быстро

преобразован в заявку на финансирование. Во всяком случае, он будет

содержать всю необходимую для составления такой заявки информацию.

4. Наличие бизнес-плана чисто психологически вызывает ощущение

основательности, солидности предпринимательского начинания, доверия к

его автору.

5. Помимо этих внешних функций, реализуемых документом как таковым,

процесс планирования заставляет руководителя-менеджера адекватно

оценивать затеваемые или продолжаемые предпринимательские действия.

При планировании приходится рассматривать свое учреждение с различных

позиций, оценивать всевозможные аспекты его деятельности (например,

кадры, стимулирование). Многие из обнаруженных в ходе планирования

сильных и слабых сторон вашего предприятия вы, возможно, не смогли бы

увидеть без работы над бизнес-планом.

6. С помощью бизнес-плана можно обнаружить признаки тех проблем

развития учреждения, которые в будущем грозят перерасти в серьезные

препятствия и существенно осложнить работу.

7. Бизнес-план придает конкретную целенаправленность. Есть масса

руководителей, энергии которых можно было бы позавидовать, если бы не

одно «но». Их действия зачастую довольно масштабны, но не эффективны из-

за отсутствия четко определенных конечных и промежуточных целей.

8. Составляя бизнес-план, руководитель приобретает инструмент контроля

и управления, позволяющий обеспечить планомерное продвижение своего

учреждения к поставленным целям.

29

9. В процессе составления бизнес-план является мощным инструментом

самообучения, а после реализации предусмотренных им действий – основой

для сопоставления с фактическими достижениями.

Несмотря на творческий подход к разработке бизнес-плана, его назначение

вполне утилитарно, что обычно проявляется в ограниченности набора

принятых формулировок.Например, если бизнес-план служит, прежде всего,

средством самоорганизации, то формулировка его назначения будет примерно

такой: «В данном бизнес-плане формулируются стратегия и тактика

деятельности учреждения».Если же бизнес-план будет использоваться в

качестве документа, представленного для ознакомления потенциальных

партнеров по бизнесу, то формулировка его назначения будет звучать

следующим образом: «Бизнес-план предназначен для ознакомления

потенциальных партнеров с рыночной, организационной и финансовой

стратегией учреждения при разработке данного проекта».Формулировка

назначения бизнес-плана становится более сложной, если он будет

использоваться в качестве заявки на финансирование, что и бывает в

подавляющем большинстве случаев. Тогда в формулировке назначения

бизнес-плана даются ответы как минимум на следующие вопросы (их

количество и суть могут быть расширены и конкретизированы):

1. Кто просит денег, какова форма собственности предприятия

(индивидуальная, частная, товарищество, акционерное общество,

государственное предприятие и т.п.)?

2. Какова цель проекта и для чего конкретно нужны деньги?

3. Сколько необходимо денег?

4. Какую прибыль учреждение получит в результате привлечения этого

капитала?

5. Почему данный кредит или данные капиталовложения целесообразны с

социальной точки зрения?

6. Каким образом и когда полученные деньги будут возвращены?

От назначения бизнес-плана отличаются цели проекта. Они менее

утилитарны и менее определенны. В практике выделяют всего три способа

достижения конкретности в формулировке цели:

1. Придать цели количественную определенность.

2. Разбить основную цель на несколько конкретных задач, которые

необходимо решить для ее достижения.

3. Установить конкретные сроки достижения цели и решения задач.

В идеальном варианте следовало бы использовать все эти способы, т.е.

построить некое «дерево цели», придав каждой его ветви количественную

определенность, и разработать план действий, привязанный к срокам,

средствам и исполнителям, что в отечественной практике известно как «план

организационно-технических мероприятий».

Одна из задач, которую решает бизнес-план, – это финансирование.

Бизнес-план призван установить или расширить контакты с партнерами,

используется при обращении в банк, инвестиционный фонд либо к другому

возможному инвестору за получением кредита. Бизнес-план должен убедить

30

потенциального заимодавца в том, что серьезной организацией представлена

последовательная и реалистичная программа проведения

предпринимательской идеи в жизнь. Инвесторы должны быть не только

предупреждены о возможных трудностях и так называемых «зонах риска».

Необходимо выявить причины этих трудностей и определить оптимальные

пути их устранения.Считается, что информация, содержащаяся в бизнес-

плане, помогает заинтересованным сторонам (например, потенциальным

партнерам) принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с

этой организацией, оценить ее финансовую устойчивость и принять в расчет

все возможные риски, избежать выдачи кредитов ненадежным

клиентам.Партнерами проекта могут быть, например:

– известные или новые поставщики материалов, транспортных средств,

оборудования;

– посредники в реализации услуг;

– предприятия и организации, с которыми предполагается осуществлять

кооперирование научно-технической, производственной, инвестиционной и

иной деятельности;

– возможные кредиторы, спонсоры и меценаты проекта.

Партнеры, заинтересованные в установлении деловых отношений, могут

подготовить свои собственные бизнес-планы. Изучая их, следует помнить,

что в мире жесткой рыночной конкуренции нельзя исключать возможности

появления таких «альтернативных» бизнес-планов, с помощью которых

«партнеры» могут преследовать свои далеко не бескорыстные цели.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое бизнес-план?

2. Какие задачи решаются при составлении бизнес-плана?

3. Чем «внешние» функции бизнес-плана отличаются от «внутренних»?

4. Можно ли предпринимателю обойтись без бизнес-плана? Почему?

5. Когда, по-вашему, целесообразно разрабатывать бизнес-план и почему:

– перед началом осуществления проекта;

– при завершении проекта, когда уточнены все детали?

6.Какие компетенции вы сформировали,изучая данную тему?

31

Состовители:

В.А Шергова-профессор кафедры ССТ, ЗРКРФ, ЗТРФ, ПР МП РФ.

А.И.Постельняк-старший преподаватель кафедры ССТ,ЗМСРФ

А.С.Медведев- старший преподаватель кафедры ССТ, ЗМСРФ

Издание подготовлено к печати редакционно-издательским отделом

ТГИК

Тюмень 2019г.

32



В раздел образования