Напоминание

"«Предмет народное творчество и его роль в системе дополнительного музыкального образования»


Автор: Бочегурова Ольга Владимировна
Должность: преподаватель фольклорного отделения и теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ дополнительного образования ДШИ
Населённый пункт: г Щагонар, Республика Тыва
Наименование материала: Статья
Тема: "«Предмет народное творчество и его роль в системе дополнительного музыкального образования»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств» г.Шагонар

муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

ДОКЛАД

На тему: «Предмет народное творчество и его

роль в системе дополнительного музыкального

образования»

Выполнила: Бочегурова О.В.,

Преподаватель 1 категории

теоретических дисциплин и

фольклорного отделения

г.Шагонар

Школьный предмет «Народное музыкальное творчество» и его роль в

системе дополнительного музыкального образования Автор: Бочегурова

Ольга Владимировна.

Рубрика: В наше время с особой остротой стоит задача формирования

духовного

мира

человека

третьего

тысячелетия,

возрождение

и

расцвета

культурных традиций народов России. Необходимость обращения к истокам

народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что

помимо

экономических

трудностей,

Россия

сейчас

переживает

кризис

воспитания

подрастающего

поколения.

Нарушились

традиции,

порвались

нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень

важно

возродить

преемственность

поколений,

дать

детям

нравственные

устои,

патриотические

настроения,

которые

живы

в

людях

старшего

поколения.

Безжалостное

отрубание

своих

корней

от

народности

в

воспитательном процессе ведет к бездуховности. Новое столетие отмечено

небывалым

ростом

музыкальной

информации.

Современное

общество

захлестнул

постоянно

возрастающий

стихийный

музыкальный

поток,

который

оказывает

огромное

влияние

на

формирование

эстетических

взглядов детей. Поэтому очень важно уже с раннего возраста заложить в

ребёнке фундамент хорошего вкуса. В связи с этим в нашей школе с 2004

года открыто отделение «Музыкальный фольклор». Фольклорное отделение

включает

следующие

дисциплины:

«Ансамблевое

пение»,

«Фольклорная

хореография»,

«Инструмент

по

выбору»,

«Сольфеджио»,

«Народное

творчество». По всем этим дисциплинам разработаны программы: «Учебная

адаптированная

рассчитанная

на

5лет,

программа

ФГТ

-

8,9лет,

Общеразвивающая

дополнительная

на

4

года.

Хотелось

бы

подробнее

остановиться на изучении предмета «Народное творчество».

Основной целью в процессе обучения является развитие у учащихся

музыкального

вкуса,

приобретение

знаний

о

важнейших

этапах

музыкального исторического процесса ( в связи с другими видами искусств),

об

истории

той

или

иной

страны,

культурных

эпохах

о

фольклорном

искусстве. А также углубление знаний и представлений учащихся о русской и

тувинской

народной

культуре.

Сформировать

интерес

к

традиционному

песенному

и

инструментальному

фольклору,

показать

пути

претворения

музыкального фольклора в композиторском творчестве. Русское народное

творчество

основа

для

возникновения

и

развития

русского

профессионального

искусства,

заслуживает

большего

внимания.

С

давних

времён

именно

в

музыке

люди

стремились

выразить

своё

отношение к происходящему, свои мысли и чувства. И главная роль в этом

принадлежит народному творчеству. Как говорил С.Миропольский, именно

«народная

наша

песня

служит

незаменимым

средством

для

образования

здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться».

Задачами предмета являются:

- освоение различных жанров народного устного и музыкального

творчества, формирование круга представлений о народных традициях и

устоях;

- обучение навыкам восприятия фольклорного материала;

- обучение разнообразным видам художественной деятельности как

воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному,

литературному, танцевальному, театральному;

- приобщение детей к совместным формам творческой деятельности;

В

д а н н ы й

м ом е н т программа

по

«Народному

музыкальному

творчеству» . по которой мы работаем рассчитана на 3 года и выстроена по

принципу

«от

простого

к

сложному»:

от

знакомства

с

потешками,

скороговорками,

отдельными

жанрами

народного

творчества

и

инструментами народного оркестра – к восприятию фольклора как целостной

системы.

Вместе

с

тем,

в

ней

учитываются

возрастные

особенности

обучающихся,

региональный

компонент

и

включены

следующие

темы:

Сказка, Типы сказок и их поэтика, Тувинские сказки, Былины, Частушки

(русские, тувинские.), Оркестр русский народный, тувинский национальный.

Использование

народных

песен

в

творчестве

русских

и

тувинских

композиторов-класстков,

детский

фольклор

и

его

жанры

(колыбельные,

дразнилки,

Частушки.

Второй

год

изучения

предмета

включает

краткую

историческую

справку

о

русских,

тувинских

народных

сборниках

Тувы,

исторические песни, связь с былинами, знакомство с обрядовыми песнями :

«Колядки, свадебные, Масленица, «Шагаа», Хороводные песни и хороводы.

Третий год обучения дети знакомятся с темами: Использование русских,

тувинских

народных

песен,

в

творчестве

русских,

тувинских

композиторов

классиков,

народные

сцены

в

операх

русских,

тувинских композиторов – классиков, былинами и их использование в

произведениях композиторов –классиков, духовная музыка. В качестве

средств текущего контроля успеваемости используются устные и письменные

опросы, тематические праздники, классные вечера и др.

Программа по «Народному музыкальному творчеству» направлена на:

воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение

народного творчества;

воспитание чувства уважения к старшему поколению

и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы;

воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику

народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание

фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры;

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира

и Российской Федерации.

Программа ориентирована на:

воспитание

и

развитие

у

обучающихся

личностных

качеств,

позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности

разных народов;

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных

установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и

оценивать культурные ценности;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке

доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также

профессиональной требовательности;

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих

восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению

планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой

деятельности, в том числе коллективного творческого процесса;

осуществление самостоятельного контроля над своей учебной

деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду,

формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися

в учебном процессе.

Программа реализуется в процессе обучения детей в детской школе

искусств, и помимо образовательных задач решает задачи возрождения

фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной

художественной культуры.

Фольклор до сих пор сохраняет своё значение, широко используется во всех

областях литературы и искусства, проникает в сферу детского воспитания и

образования

Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста,

так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный,

полезный для них материал. Неиссякаемый источник традиционной народной

культуры

даёт

возможность

находить

разнообразные

пути

оптимизации

процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает

решить

задачи

нравственного

и

эстетического

воспитания,

развивать

творческие способности подрастающего поколения. Одной из актуальных

проблем

современной

российской

музыкальной

педагогики

является

совершенствование

системы

взаимоотношений

«Школа

ССУЗ

ВУЗ».

Основу

этой

вертикали

образует

детское

музыкальное

образование.

Творчество народа – это особая культура, связанная с определённым образом

жизни, где человек ощущал себя частью природы и был с ней неразрывно

связан. Чтобы понять фольклор, необходимо, прежде всего, понять древних

людей,

его

создавших.

Поэтому

во

вступительном

разделе

«Народное

творчество и его специфические особенности» введены новые главы – «Мир

и человек в древней Руси», «Народный костюм», «Крестьянское жилище».

Для

раскрытия

содержания

данного

предмета

используются

следующие

формы работы: беседа с учениками, слушание музыкальных примеров и их

анализ, разучивание некоторых образцов и их исполнение. Плодотворным

для музыкального воспитания учащихся является включение в урок игрового

момента: инсценировка песен, («А мы просо сеяли, сеяли, «Земелюшка-

чернозём»,

«Дээн-Дээн»

импровизация

(вокальная,

двигательно-

ритмическая), конкурс частушек и т.п. «Музыкальные паузы» подобного рода

наглядно

раскрывают

вариантную

природу

фольклора,

способствуют

развитию

памяти,

певческо-слуховых

навыков,

творческих

способностей

детей. Элементы игры необходимы и при проведении проверочных работ по

итогам

четвертей

и

учебного

года.

Большое

внимание

уделяю

самостоятельной практической работе учащихся не только на уроке, но и

дома. При разработке домашних заданий важно обратить внимание учащихся

на то, что фольклор– это не только исходный материал для обработки, а

прежде

всего

кладезь

мудрости,

эстетических

и

нравственных

идеалов.

Почувствовать народную песню, ее своеобразие, красоту, ее дух можно лишь

соприкасаясь с подлинным исполнением. Поэтому основу иллюстративного

материала

на

уроках

составляет

именно

аутентичные

(«натуральные»)

звукозаписи. Для более полного и углублённого освещения некоторых тем

программы

привлекаю

материалы

других

видов

искусства

(поэзии,

литературы,

живописи

и

др.).

В

целях

повышения

интереса

к

уроку

постоянно

использую

наглядные

пособия:

репродукций,

диапозитивов,

фильмов (или фрагментов). При подборе иллюстративного и лекционного

материала

учитываю

прежде

всего

местные

традиции.

Музыкальное

творчество русского народа разнообразно, многопланово, тесно связано с

историей страны. Каждая область, следуя общерусским правилам, всё же

имеет

свои

характерные

особенности,

сохранившиеся

до

наших

дней.

Программа состоит из трёх частей: 1часть – примерный тематический план,

2часть – содержание предмета, 3часть – список литературы. Необходимым

дополнением к программе является приложение, в котором изложен перечень

репродукций и «звучащих» примеров, используемых на уроках. Опыт работы

показывает, что дети, приобщившиеся к народным традициям, с уважением и

интересом относятся не только к своей, но и к иной музыкальной культуре.

Они лучше разбираются в окружающем их музыкальном хаосе, большая

часть

которого

по

меткому

определению

Д.Б.

Кабалевского

является

«музыкальным мусором». Обращение на занятиях к истокам русской речи

даёт возможность учащимся почувствовать красоту и глубину родного языка,

что является насущной необходимостью в условиях кризисной ситуации в

этой области из-за обилия сленга. Опора в образовательном процессе на

региональный компонент позволяет приобщить детей к истокам своей малой

родины,

воспитывает

любовь

к

родной

земле.

Таким

образом,

предмет

«Народное музыкальное творчество» играет важнейшую роль в воспитании и

образовании подрастающего поколения и является необходимым звеном в

неразрывной цепочке музыкальных образовательных учреждений.

В процессе учёбы, ребята участвуют в различных мероприятиях: «Проводы

Масленицы», «Празднование Шагаа»,

«Осенины»,

«Конкурс частушек»,

«Конкурс

загадок,

поговорок»,

конкурс

«В

песне

душа

народа».

«Танцевальный конкурс», Музыкально-театрализованные постановки: «Гуси-

лебеди»,

«Апрелечка»

на

музыку

В.А.Моцарта.

В

честь

празднования

Рождества-Рождественские сказки: «Морозко»,

«Рождественская звезда»,

«Сказка рассказанная на ночь». Дети с других отделений активно, с большим

интересом

принимают

участие

вместе

с

нами.

На

базе

ДШИ

создан

фольклорный ансамбль «Тополёк». Наши учащиеся принимали участие в

Республиканском конкурсе «Радуга-искусств» , имеют звание лауреата 3-й

степени.

Занимаясь

фольклором

в

ДШИ

дети

являются

активными

участниками

во

всех

мероприятиях

общеобразовательной

школы.,

победителями школьных конкурсов на уровне муниципалитета, Республики,

России. С постановкой Гуси-лебеди учащиеся выступали в ДОУ г.Шагонар



В раздел образования