Автор: Бочегурова Ольга Владимировна
Должность: преподаватель фольклорного отделения и теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБОУ дополнительного образования ДШИ
Населённый пункт: г Щагонар, Республика Тыва
Наименование материала: Статья
Тема: "«Предмет народное творчество и его роль в системе дополнительного музыкального образования»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств» г.Шагонар
муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»
ДОКЛАД
На тему: «Предмет народное творчество и его
роль в системе дополнительного музыкального
образования»
Выполнила: Бочегурова О.В.,
Преподаватель 1 категории
теоретических дисциплин и
фольклорного отделения
г.Шагонар
Школьный предмет «Народное музыкальное творчество» и его роль в
системе дополнительного музыкального образования Автор: Бочегурова
Ольга Владимировна.
Рубрика: В наше время с особой остротой стоит задача формирования
духовного
мира
человека
третьего
тысячелетия,
возрождение
и
расцвета
культурных традиций народов России. Необходимость обращения к истокам
народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что
помимо
экономических
трудностей,
Россия
сейчас
переживает
кризис
воспитания
подрастающего
поколения.
Нарушились
традиции,
порвались
нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень
важно
возродить
преемственность
поколений,
дать
детям
нравственные
устои,
патриотические
настроения,
которые
живы
в
людях
старшего
поколения.
Безжалостное
отрубание
своих
корней
от
народности
в
воспитательном процессе ведет к бездуховности. Новое столетие отмечено
небывалым
ростом
музыкальной
информации.
Современное
общество
захлестнул
постоянно
возрастающий
стихийный
музыкальный
поток,
который
оказывает
огромное
влияние
на
формирование
эстетических
взглядов детей. Поэтому очень важно уже с раннего возраста заложить в
ребёнке фундамент хорошего вкуса. В связи с этим в нашей школе с 2004
года открыто отделение «Музыкальный фольклор». Фольклорное отделение
включает
следующие
дисциплины:
«Ансамблевое
пение»,
«Фольклорная
хореография»,
«Инструмент
по
выбору»,
«Сольфеджио»,
«Народное
творчество». По всем этим дисциплинам разработаны программы: «Учебная
адаптированная
рассчитанная
на
5лет,
программа
ФГТ
-
8,9лет,
Общеразвивающая
дополнительная
на
4
года.
Хотелось
бы
подробнее
остановиться на изучении предмета «Народное творчество».
Основной целью в процессе обучения является развитие у учащихся
музыкального
вкуса,
приобретение
знаний
о
важнейших
этапах
музыкального исторического процесса ( в связи с другими видами искусств),
об
истории
той
или
иной
страны,
культурных
эпохах
о
фольклорном
искусстве. А также углубление знаний и представлений учащихся о русской и
тувинской
народной
культуре.
Сформировать
интерес
к
традиционному
песенному
и
инструментальному
фольклору,
показать
пути
претворения
музыкального фольклора в композиторском творчестве. Русское народное
творчество
–
основа
для
возникновения
и
развития
русского
профессионального
искусства,
заслуживает
большего
внимания.
С
давних
времён
именно
в
музыке
люди
стремились
выразить
своё
отношение к происходящему, свои мысли и чувства. И главная роль в этом
принадлежит народному творчеству. Как говорил С.Миропольский, именно
«народная
наша
песня
служит
незаменимым
средством
для
образования
здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться».
Задачами предмета являются:
- освоение различных жанров народного устного и музыкального
творчества, формирование круга представлений о народных традициях и
устоях;
- обучение навыкам восприятия фольклорного материала;
- обучение разнообразным видам художественной деятельности как
воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному,
литературному, танцевальному, театральному;
- приобщение детей к совместным формам творческой деятельности;
В
д а н н ы й
м ом е н т программа
по
«Народному
музыкальному
творчеству» . по которой мы работаем рассчитана на 3 года и выстроена по
принципу
«от
простого
к
сложному»:
от
знакомства
с
потешками,
скороговорками,
отдельными
жанрами
народного
творчества
и
инструментами народного оркестра – к восприятию фольклора как целостной
системы.
Вместе
с
тем,
в
ней
учитываются
возрастные
особенности
обучающихся,
региональный
компонент
и
включены
следующие
темы:
Сказка, Типы сказок и их поэтика, Тувинские сказки, Былины, Частушки
(русские, тувинские.), Оркестр русский народный, тувинский национальный.
Использование
народных
песен
в
творчестве
русских
и
тувинских
композиторов-класстков,
детский
фольклор
и
его
жанры
(колыбельные,
дразнилки,
Частушки.
Второй
год
изучения
предмета
включает
краткую
историческую
справку
о
русских,
тувинских
народных
сборниках
Тувы,
исторические песни, связь с былинами, знакомство с обрядовыми песнями :
«Колядки, свадебные, Масленица, «Шагаа», Хороводные песни и хороводы.
Третий год обучения дети знакомятся с темами: Использование русских,
тувинских
народных
песен,
в
творчестве
русских,
тувинских
композиторов
–
классиков,
народные
сцены
в
операх
русских,
тувинских композиторов – классиков, былинами и их использование в
произведениях композиторов –классиков, духовная музыка. В качестве
средств текущего контроля успеваемости используются устные и письменные
опросы, тематические праздники, классные вечера и др.
Программа по «Народному музыкальному творчеству» направлена на:
воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение
народного творчества;
воспитание чувства уважения к старшему поколению
и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы;
воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику
народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание
фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира
и Российской Федерации.
Программа ориентирована на:
воспитание
и
развитие
у
обучающихся
личностных
качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности
разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих
восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению
планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой
деятельности, в том числе коллективного творческого процесса;
осуществление самостоятельного контроля над своей учебной
деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду,
формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися
в учебном процессе.
Программа реализуется в процессе обучения детей в детской школе
искусств, и помимо образовательных задач решает задачи возрождения
фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной
художественной культуры.
Фольклор до сих пор сохраняет своё значение, широко используется во всех
областях литературы и искусства, проникает в сферу детского воспитания и
образования
Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста,
так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный,
полезный для них материал. Неиссякаемый источник традиционной народной
культуры
даёт
возможность
находить
разнообразные
пути
оптимизации
процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает
решить
задачи
нравственного
и
эстетического
воспитания,
развивать
творческие способности подрастающего поколения. Одной из актуальных
проблем
современной
российской
музыкальной
педагогики
является
совершенствование
системы
взаимоотношений
«Школа
–
ССУЗ
–
ВУЗ».
Основу
этой
вертикали
образует
детское
музыкальное
образование.
Творчество народа – это особая культура, связанная с определённым образом
жизни, где человек ощущал себя частью природы и был с ней неразрывно
связан. Чтобы понять фольклор, необходимо, прежде всего, понять древних
людей,
его
создавших.
Поэтому
во
вступительном
разделе
«Народное
творчество и его специфические особенности» введены новые главы – «Мир
и человек в древней Руси», «Народный костюм», «Крестьянское жилище».
Для
раскрытия
содержания
данного
предмета
используются
следующие
формы работы: беседа с учениками, слушание музыкальных примеров и их
анализ, разучивание некоторых образцов и их исполнение. Плодотворным
для музыкального воспитания учащихся является включение в урок игрового
момента: инсценировка песен, («А мы просо сеяли, сеяли, «Земелюшка-
чернозём»,
«Дээн-Дээн»
импровизация
(вокальная,
двигательно-
ритмическая), конкурс частушек и т.п. «Музыкальные паузы» подобного рода
наглядно
раскрывают
вариантную
природу
фольклора,
способствуют
развитию
памяти,
певческо-слуховых
навыков,
творческих
способностей
детей. Элементы игры необходимы и при проведении проверочных работ по
итогам
четвертей
и
учебного
года.
Большое
внимание
уделяю
самостоятельной практической работе учащихся не только на уроке, но и
дома. При разработке домашних заданий важно обратить внимание учащихся
на то, что фольклор– это не только исходный материал для обработки, а
прежде
всего
кладезь
мудрости,
эстетических
и
нравственных
идеалов.
Почувствовать народную песню, ее своеобразие, красоту, ее дух можно лишь
соприкасаясь с подлинным исполнением. Поэтому основу иллюстративного
материала
на
уроках
составляет
именно
аутентичные
(«натуральные»)
звукозаписи. Для более полного и углублённого освещения некоторых тем
программы
привлекаю
материалы
других
видов
искусства
(поэзии,
литературы,
живописи
и
др.).
В
целях
повышения
интереса
к
уроку
постоянно
использую
наглядные
пособия:
репродукций,
диапозитивов,
фильмов (или фрагментов). При подборе иллюстративного и лекционного
материала
учитываю
прежде
всего
местные
традиции.
Музыкальное
творчество русского народа разнообразно, многопланово, тесно связано с
историей страны. Каждая область, следуя общерусским правилам, всё же
имеет
свои
характерные
особенности,
сохранившиеся
до
наших
дней.
Программа состоит из трёх частей: 1часть – примерный тематический план,
2часть – содержание предмета, 3часть – список литературы. Необходимым
дополнением к программе является приложение, в котором изложен перечень
репродукций и «звучащих» примеров, используемых на уроках. Опыт работы
показывает, что дети, приобщившиеся к народным традициям, с уважением и
интересом относятся не только к своей, но и к иной музыкальной культуре.
Они лучше разбираются в окружающем их музыкальном хаосе, большая
часть
которого
по
меткому
определению
Д.Б.
Кабалевского
является
«музыкальным мусором». Обращение на занятиях к истокам русской речи
даёт возможность учащимся почувствовать красоту и глубину родного языка,
что является насущной необходимостью в условиях кризисной ситуации в
этой области из-за обилия сленга. Опора в образовательном процессе на
региональный компонент позволяет приобщить детей к истокам своей малой
родины,
воспитывает
любовь
к
родной
земле.
Таким
образом,
предмет
«Народное музыкальное творчество» играет важнейшую роль в воспитании и
образовании подрастающего поколения и является необходимым звеном в
неразрывной цепочке музыкальных образовательных учреждений.
В процессе учёбы, ребята участвуют в различных мероприятиях: «Проводы
Масленицы», «Празднование Шагаа»,
«Осенины»,
«Конкурс частушек»,
«Конкурс
загадок,
поговорок»,
конкурс
«В
песне
душа
народа».
«Танцевальный конкурс», Музыкально-театрализованные постановки: «Гуси-
лебеди»,
«Апрелечка»
на
музыку
В.А.Моцарта.
В
честь
празднования
Рождества-Рождественские сказки: «Морозко»,
«Рождественская звезда»,
«Сказка рассказанная на ночь». Дети с других отделений активно, с большим
интересом
принимают
участие
вместе
с
нами.
На
базе
ДШИ
создан
фольклорный ансамбль «Тополёк». Наши учащиеся принимали участие в
Республиканском конкурсе «Радуга-искусств» , имеют звание лауреата 3-й
степени.
Занимаясь
фольклором
в
ДШИ
дети
являются
активными
участниками
во
всех
мероприятиях
общеобразовательной
школы.,
победителями школьных конкурсов на уровне муниципалитета, Республики,
России. С постановкой Гуси-лебеди учащиеся выступали в ДОУ г.Шагонар