Автор: Сыпачева Наталья Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: Пермский край, г.Оса
Наименование материала: Методический материал
Тема: Экологическое краеведение в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование
Экологическое краеведение в дополнительном образовании
Детство – каждодневное открытие мира,
и поэтому надо сделать так, чтобы оно
стало, прежде всего, познанием человека
и Отечества, их красоты и величия.
В. А. Сухомлинский.
В детском объединении Клуб исследователей «Эврика» учащиеся занимаются по
модифицированной
общеразвивающей
программе
е с т е с т ве н н о н ау ч н о й
направленности
«Эврика»,
занятия
проходят
для
среднего
и
старшего
школьного
возраста (11-15лет). Основным направлением программы является исследовательская
и проектная деятельность учащихся.
Дополнительное
образование
позволяет
наиболее
эффективно
привить
нравственные, духовные, экологические, гражданские ценности и «использовать» их в
современном мире более широко. Образовательные программы направлены не только
на
приобретение
знаний,
но
и
на
осознание
своего
права
на
самореализацию,
понимание общекультурных и природных ценностей, а также на развитие творческих
способностей учащихся.
Поэтому
одним
из
направлением
программы
выступает
экологическое
краеведение, где учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, к которой
приступают на четвертом учебном году, с обучающимися ведется индивидуальная
работа,
с
введением
индивидуального
образовательного
маршрута.
Модуль
по
изучаемой программе называется «Мой родной Край». Особое внимание при изучении
данного
модуля
уделяется
вопросам
природы
родного
края,
экологии,
биологии,
истории, культуры и др.
Исследовательская
работа
подразумевает
активную
самостоятельную
работу
учащегося, направленную на изучение истории своего родного Края (с целью изучения
территории
района,
города,
села
и
их
исторических
особенностей),
изучение
биологического, растительного, животного, водного и тд. Особенностей разнообразия
района. Изучая это, учащиеся выносят из программы не только теоретическую, но и в
большей степени практическую часть.
На первом этапе работы с группой, индивидуально проводится анкетирование, с
целью выявления общих мотивов и интересов у обучающегося к изучению данного
курса,
проводится
анализ
базовых
экологических
и
краеведческих
знаний
(диагностика), с целью внесения в индивидуальный маршрут изменений, пояснений,
ведется разработка направления выбранной темы, определяется примерный список тем
исследования и тд.
Далее курс обучения по данной программе строится от простого к сложному. В
начале обучения занятия носят познавательный характер (теория).
Основной этап составляет индивидуальная работа с учащимися по изучению
вопросов содержания и составления исследовательской работы.
На каждом этапе
изучается вопрос по каждому из разделов исследовательской работы, по каждому из
разделов
проводится
отчет
о
проделанной
работе
(в
виде
фотоотчета,
видео,
стенгазеты и тд.). Вначале разбираются теоретические понятия изучаемого вопроса, из
представленной
литературы,
где
учащиеся
смогут
научиться
работать
с
научной
литературой,
историко-краеведческими
материалами,
готовить
рефераты,
учиться
самостоятельно делать выводы, обобщения и тд.
После
изучения
теоретической
информации
ведется
активная
практическая
деятельность: проводятся полевые опыты, опросы специалистов, местных жителей по
изучаемому вопросу, ведется
практическая деятельность с выездом на местность,
литературой
экологического
и
краеведческого
характера
и
основной
является
самостоятельная работа учащихся, они знакомятся на местности уже с известными
фактами из литературы (после теоретического ее изучения), памятниками природы,
истории и культуры, учатся работать с документами, делать записи воспоминаний,
выписки цитат, фактов в объединении.
Далее вся полученная информация анализируется и совместно с педагогом, по
плану
работы
индивидуального
маршрута,
прорабатываются
р а зде лы
исследовательской работы.
В процессе самостоятельно-поисковой деятельности обучающиеся овладевают
знаниями об основных функциях, методах и формах исследовательской деятельности,
узнают направления, объекты и источники для получения информации. Обучающиеся
учатся проводить географические обзоры, особенности биологического разнообразия
и их особенности, выявлять природно-территориальные особенности своего района,
изучать
основные
периоды
в
истории
территории
родного
района, знакомятся с
основными историческими событиями района и местности, узнают о выдающихся
личностях,
знакомятся
с
памятниками
истории,
культуры
и
архитектуры
на
территории
своего
района.
С
итоговыми
исследовательскими
работами
учащиеся
выступают на конкурсах и конференциях различного уровня.
В условиях дополнительного образования изучение экологического краеведения
решает для обучающегося комплекс задач: приобретение теоретических знаний о
природе
и
истории
родного
края,
умений
анализа,
синтеза,
сравнения,
абстрагирования,
обобщения,
рефлексии,
навыков
поисково-познавательной,
креативной
деятельности,
способностей,
необходимых
учащемуся,
чтобы
осуществлять
личностно-значимую
продуктивную
деятельность
по
решению
теоретических и практических задач, связанных с осознанием ценности краеведческой
и
экологической
информации,
обеспечивает
ценными
сведениями,
знаниями
необходимыми
для
практической
деятельности,
пробуждает
и
развивает
познавательные
способности,
заинтересованность
и
позитивную
мотивацию
к
приобретению знаний о родном крае и многое другое.
Экологическое
воспитание
средствами
краеведения
становится
более
действенным,
если
ребенок
видит
результат
своего
труда.
Ребенок
сопереживает
природе,
он
учится
ее
беречь,
осознает
значимость
этой
деятельности. Для
формирования
духовно-нравственного
во спит ания
важным
я в л я е т с я
направленность занятий.
Обучение
через
природу
–
это
и
есть
воспитание
нравственности,
определяющей
духовные
и
душевные
качества,
его
поведение
в
обществе.
В
формировании
духовно-нравственного
воспитания
не
менее
важным
является
бережное
отношение
к
природе
родного
края,
воспитание
у
каждого
обучающегося правильного экологического мышления, экологической культуры. Во
время биологических экскурсий обучение и воспитание проводятся в естественных
природных условиях, где дети видят всю красоту родной природы. Одновременно
собирается
материал
для
изготовления
гербариев
растений.
При
самостоятельном
составлении отчетов учащимися, в виде презентации, паспорта растений, гербарии,
рисунки,
фотографии,
видео
и
тд.
И
вот
именно
при
составлении,
а
также
при
представлении
результатов,
проявляется
любовь
к
родной
природе,
восторженное
описание пейзажа или явления, неподдельный интерес к встреченным растениям и
животным, желание узнать о них гораздо больше, чем узнали во время экскурсий,
появляется например, естественный интерес к анализу экологической ситуации и
истории района.
При защите работ на конференциях видим, как учащиеся активно отстаивают
свою жизненную позицию за сохранение памятников природы, культуры. Активно и с
интересом изучают биологическое разнообразие района, экологические факторы и
историю территории, которая повлияла на живое данной местности. Выполнение
практической части работы позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или
узнавать ранее неизвестное о знакомых и не знакомых людях. Подробности жизни этих
людей и их рассказы вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям
старшего поколения и возникает желание помочь, понять, иногда предостеречь и даже
защитить.
В
течение
учебного
года
дети
участвуют
в
акциях,
творческих
и
интеллектуальных
конкурсах,
направленных
на
сохранение
биологического
разнообразия природы: «Живи лес», «Сделай кормушку», «Посади кислород» и тд.
Ценность экологического краеведения состоит в том, что она позволяет создать
цельную
систему
знаний
по
природному
богатству
родного
края,
расширить
познавательную
сферу,
накопить
опыт
общения
со
сверстниками
и
взрослыми,
исследовательское поведение при этом один из важнейших источников получения
представлений о мире, при чем местный материал доступен, ведь каждый может
сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя
частью природы и истории родного края. Это воспитывает творческую инициативу
учащихся, их самостоятельность и активность в изучении модуля образовательной
программы.
Таблица 1. - План работы педагога по модулю программы «Мой родной Край»
Этапы
Деятельность
Пояснение
1.
Начальный
1.
Диагностика начальных знаний Анкетирование
учащихся.
1 . С целью выявления уровня экологических
и краеведческих базовых знаний Родного края,
а также выявление мотивации к изучению
программы.
1.
Разработка индивидуальных образовательных
маршрутов по краеведческой направленности
2. Необходимо учитывать личностные,
индивидуальные особенности учащегося, с
учетом требований изучаемой программы
(культурообразующая, патриотическая,
личностная, профориентационная и др.
направленность)
2.Основной
1. Проведение занятий. Теория
1.Работа с литературой, разработка плана
2. Практические занятия
2.Работы по теме, написание
исследовательской работы, посещение
экскурсий, предприятий города, района,
анкетирование, опросы, выход на местность,
туристические выходы, опыты и др.
3.Проведение (индивидуальных) срезочных работ по
разделам программы модуля
3. Форма проведения тестирование,
опросники, игра, фотоотчеты,
видеопрезентации и др. и др. (в конце курса
выявляется на доску почета лучший из
учащихся)
3 Итоговый
1.
Выступление и защита с итоговой
исследовательской работой
1. Участие в конференциях, конкурсах и тд.
2.
Диагностика итоговых знаний учащихся
2.Анализ обучения учащегося, с целью
выявления недостатков/достоинств
выбранного метода изучения модуля
программы .
3.
Получение свидетельства об усвоении
дополнительной общеразвивающей программы
1.Прописываются результаты освоения
программы, сроки реализации,
направленность и тд.