Напоминание

Экологическое краеведение в дополнительном образовании


Автор: Сыпачева Наталья Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: Пермский край, г.Оса
Наименование материала: Методический материал
Тема: Экологическое краеведение в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование





Назад




Экологическое краеведение в дополнительном образовании

Детство – каждодневное открытие мира,

и поэтому надо сделать так, чтобы оно

стало, прежде всего, познанием человека

и Отечества, их красоты и величия.

В. А. Сухомлинский.

В детском объединении Клуб исследователей «Эврика» учащиеся занимаются по

модифицированной

общеразвивающей

программе

е с т е с т ве н н о н ау ч н о й

направленности

«Эврика»,

занятия

проходят

для

среднего

и

старшего

школьного

возраста (11-15лет). Основным направлением программы является исследовательская

и проектная деятельность учащихся.

Дополнительное

образование

позволяет

наиболее

эффективно

привить

нравственные, духовные, экологические, гражданские ценности и «использовать» их в

современном мире более широко. Образовательные программы направлены не только

на

приобретение

знаний,

но

и

на

осознание

своего

права

на

самореализацию,

понимание общекультурных и природных ценностей, а также на развитие творческих

способностей учащихся.

Поэтому

одним

из

направлением

программы

выступает

экологическое

краеведение, где учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, к которой

приступают на четвертом учебном году, с обучающимися ведется индивидуальная

работа,

с

введением

индивидуального

образовательного

маршрута.

Модуль

по

изучаемой программе называется «Мой родной Край». Особое внимание при изучении

данного

модуля

уделяется

вопросам

природы

родного

края,

экологии,

биологии,

истории, культуры и др.

Исследовательская

работа

подразумевает

активную

самостоятельную

работу

учащегося, направленную на изучение истории своего родного Края (с целью изучения

территории

района,

города,

села

и

их

исторических

особенностей),

изучение

биологического, растительного, животного, водного и тд. Особенностей разнообразия

района. Изучая это, учащиеся выносят из программы не только теоретическую, но и в

большей степени практическую часть.

На первом этапе работы с группой, индивидуально проводится анкетирование, с

целью выявления общих мотивов и интересов у обучающегося к изучению данного

курса,

проводится

анализ

базовых

экологических

и

краеведческих

знаний

(диагностика), с целью внесения в индивидуальный маршрут изменений, пояснений,

ведется разработка направления выбранной темы, определяется примерный список тем

исследования и тд.

Далее курс обучения по данной программе строится от простого к сложному. В

начале обучения занятия носят познавательный характер (теория).

Основной этап составляет индивидуальная работа с учащимися по изучению

вопросов содержания и составления исследовательской работы.

На каждом этапе

изучается вопрос по каждому из разделов исследовательской работы, по каждому из

разделов

проводится

отчет

о

проделанной

работе

виде

фотоотчета,

видео,

стенгазеты и тд.). Вначале разбираются теоретические понятия изучаемого вопроса, из

представленной

литературы,

где

учащиеся

смогут

научиться

работать

с

научной

литературой,

историко-краеведческими

материалами,

готовить

рефераты,

учиться

самостоятельно делать выводы, обобщения и тд.

После

изучения

теоретической

информации

ведется

активная

практическая

деятельность: проводятся полевые опыты, опросы специалистов, местных жителей по

изучаемому вопросу, ведется

практическая деятельность с выездом на местность,

литературой

экологического

и

краеведческого

характера

и

основной

является

самостоятельная работа учащихся, они знакомятся на местности уже с известными

фактами из литературы (после теоретического ее изучения), памятниками природы,

истории и культуры, учатся работать с документами, делать записи воспоминаний,

выписки цитат, фактов в объединении.

Далее вся полученная информация анализируется и совместно с педагогом, по

плану

работы

индивидуального

маршрута,

прорабатываются

р а зде лы

исследовательской работы.

В процессе самостоятельно-поисковой деятельности обучающиеся овладевают

знаниями об основных функциях, методах и формах исследовательской деятельности,

узнают направления, объекты и источники для получения информации. Обучающиеся

учатся проводить географические обзоры, особенности биологического разнообразия

и их особенности, выявлять природно-территориальные особенности своего района,

изучать

основные

периоды

в

истории

территории

родного

района, знакомятся с

основными историческими событиями района и местности, узнают о выдающихся

личностях,

знакомятся

с

памятниками

истории,

культуры

и

архитектуры

на

территории

своего

района.

С

итоговыми

исследовательскими

работами

учащиеся

выступают на конкурсах и конференциях различного уровня.

В условиях дополнительного образования изучение экологического краеведения

решает для обучающегося комплекс задач: приобретение теоретических знаний о

природе

и

истории

родного

края,

умений

анализа,

синтеза,

сравнения,

абстрагирования,

обобщения,

рефлексии,

навыков

поисково-познавательной,

креативной

деятельности,

способностей,

необходимых

учащемуся,

чтобы

осуществлять

личностно-значимую

продуктивную

деятельность

по

решению

теоретических и практических задач, связанных с осознанием ценности краеведческой

и

экологической

информации,

обеспечивает

ценными

сведениями,

знаниями

необходимыми

для

практической

деятельности,

пробуждает

и

развивает

познавательные

способности,

заинтересованность

и

позитивную

мотивацию

к

приобретению знаний о родном крае и многое другое.

Экологическое

воспитание

средствами

краеведения

становится

более

действенным,

если

ребенок

видит

результат

своего

труда.

Ребенок

сопереживает

природе,

он

учится

ее

беречь,

осознает

значимость

этой

деятельности. Для

формирования

духовно-нравственного

во спит ания

важным

я в л я е т с я

направленность занятий.

Обучение

через

природу

это

и

есть

воспитание

нравственности,

определяющей

духовные

и

душевные

качества,

его

поведение

в

обществе.

В

формировании

духовно-нравственного

воспитания

не

менее

важным

является

бережное

отношение

к

природе

родного

края,

воспитание

у

каждого

обучающегося правильного экологического мышления, экологической культуры. Во

время биологических экскурсий обучение и воспитание проводятся в естественных

природных условиях, где дети видят всю красоту родной природы. Одновременно

собирается

материал

для

изготовления

гербариев

растений.

При

самостоятельном

составлении отчетов учащимися, в виде презентации, паспорта растений, гербарии,

рисунки,

фотографии,

видео

и

тд.

И

вот

именно

при

составлении,

а

также

при

представлении

результатов,

проявляется

любовь

к

родной

природе,

восторженное

описание пейзажа или явления, неподдельный интерес к встреченным растениям и

животным, желание узнать о них гораздо больше, чем узнали во время экскурсий,

появляется например, естественный интерес к анализу экологической ситуации и

истории района.

При защите работ на конференциях видим, как учащиеся активно отстаивают

свою жизненную позицию за сохранение памятников природы, культуры. Активно и с

интересом изучают биологическое разнообразие района, экологические факторы и

историю территории, которая повлияла на живое данной местности. Выполнение

практической части работы позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или

узнавать ранее неизвестное о знакомых и не знакомых людях. Подробности жизни этих

людей и их рассказы вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям

старшего поколения и возникает желание помочь, понять, иногда предостеречь и даже

защитить.

В

течение

учебного

года

дети

участвуют

в

акциях,

творческих

и

интеллектуальных

конкурсах,

направленных

на

сохранение

биологического

разнообразия природы: «Живи лес», «Сделай кормушку», «Посади кислород» и тд.

Ценность экологического краеведения состоит в том, что она позволяет создать

цельную

систему

знаний

по

природному

богатству

родного

края,

расширить

познавательную

сферу,

накопить

опыт

общения

со

сверстниками

и

взрослыми,

исследовательское поведение при этом один из важнейших источников получения

представлений о мире, при чем местный материал доступен, ведь каждый может

сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя

частью природы и истории родного края. Это воспитывает творческую инициативу

учащихся, их самостоятельность и активность в изучении модуля образовательной

программы.

Таблица 1. - План работы педагога по модулю программы «Мой родной Край»

Этапы

Деятельность

Пояснение

1.

Начальный

1.

Диагностика начальных знаний Анкетирование

учащихся.

1 . С целью выявления уровня экологических

и краеведческих базовых знаний Родного края,

а также выявление мотивации к изучению

программы.

1.

Разработка индивидуальных образовательных

маршрутов по краеведческой направленности

2. Необходимо учитывать личностные,

индивидуальные особенности учащегося, с

учетом требований изучаемой программы

(культурообразующая, патриотическая,

личностная, профориентационная и др.

направленность)

2.Основной

1. Проведение занятий. Теория

1.Работа с литературой, разработка плана

2. Практические занятия

2.Работы по теме, написание

исследовательской работы, посещение

экскурсий, предприятий города, района,

анкетирование, опросы, выход на местность,

туристические выходы, опыты и др.

3.Проведение (индивидуальных) срезочных работ по

разделам программы модуля

3. Форма проведения тестирование,

опросники, игра, фотоотчеты,

видеопрезентации и др. и др. (в конце курса

выявляется на доску почета лучший из

учащихся)

3 Итоговый

1.

Выступление и защита с итоговой

исследовательской работой

1. Участие в конференциях, конкурсах и тд.

2.

Диагностика итоговых знаний учащихся

2.Анализ обучения учащегося, с целью

выявления недостатков/достоинств

выбранного метода изучения модуля

программы .

3.

Получение свидетельства об усвоении

дополнительной общеразвивающей программы

1.Прописываются результаты освоения

программы, сроки реализации,

направленность и тд.



В раздел образования