Автор: Зотикова Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБО ДО ДШИ им. С Губайдулиной
Населённый пункт: г.Чистополь, Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Построение урока классического танца в 1 классе
Раздел: дополнительное образование
Построение урока классического танца в 1 классе.
Главной задачей педагога классического танца в первый год обучения заключается в том,
чтобы наряду с изучением основных форм и движений классического танца,
предусмотренных программой, развить у учеников интерес к классическому танцу, дать
им элементарные представления о красоте танца. Необходимо также развивать у
учеников сознательное, вдумчивое отношение к занятиям, чтобы они могли более
активно участвовать в уроке и знали, на что особенно важно обращать внимание в том
или ином упражнении. Желательно периодически посещать педагогом вместе с детьми
уроков классического танца старших классов, для того чтобы учащиеся получили
представление о том, чем им предстоит заниматься. Кроме этого, учащимся необходимо
смотреть балетные спектакли профессиональных артистов.
На первом уроке рекомендуется провести с учащимися беседу о классическом танце, о
его красоте и выразительности, об обязательной согласованности с музыкой и значении
изучаемых на уроке отдельных, каждодневных упражнений. Можно принести на первый
урок балетные туфли, фотографии, афиши и др.
Необходимо рассказать учащимся о том, как они должны вести себя на уроке классики
(реагировать на замечания, сделанные другому ученику, запоминать замечания не на
один день и т.д.). Дети должны обязательно завести дневники (записывать замечания
педагогов, домашнее задание и т.п.) На первой странице дневника записать французскую
терминологию. Все французские термины педагог должен переводить на русский язык и
систематически проверять их усвоение учащимися. Можно давать детям определенные
задания, например, узнать о творчестве знаменитой балерины или балетмейстера.
На уроках классического танца с первого занятия требовать аккуратный внешний вид
(форма, прибранная голова, профессиональная обувь).
Роль педагога:
- красивый правильный показ, даже чуть-чуть акцентированный;
- спокойная ровная речь, требовательная и строгая;
- готовность к каждому уроку (обязательное составление поурочных планов);
- видеть разницу между постепенным продвижением вперед и невыученностью.
Урок следует строить так, чтобы добиться возможно большего разнообразия в
чередовании и перемене упражнений: упражнения лицом к палке, переход на середину,
упражнения партерной гимнастики, возвращение к палке, упражнении за одну руку и т. п.
Это необходимо для того, чтобы учащиеся не приучались механически выполнять
упражнения. Кроме того, такой урок будет разнообразным и не скучным.
Имея годовую программу разделить её по четвертям и месяцам и постараться её
выполнять. Необходимо методически правильно построить урок, определить его общую
направленность, распределения мышечной нагрузки при выполнении движений.
Придерживаться следующего правила: идти от легкого к трудному, не перегружая мышц,
раскладывая сложные движения на простые.
В 1 классе первоначальное изучение новых движений идет лицом к станку, по мере
усвоения постепенный переход к изучению движений, держась одной рукой за палку, и
дальше – на середину зала.
Экзерсис в 1 классе исполняется в чистом виде, только к концу года можно комбинировать
движения. Движение battement fondu, battement frappe исполнять носком в пол, только
в конце года поднять ногу на 45*. После окончания упражнения, отдельно закрывается
нога, отдельно – рука. В конце учебного года закрываем ногу и руку одновременно. При
изучении экзерсиса движения исполняются только в одну сторону, с одной ноги.
Количество движений 2, 4, 8 (по квадратам).
Для развития у учащихся выразительности и артистичности на протяжении первого года
обучения практиковать простейшие этюды. Сначала педагог сам предлагает этюдный
материал, позднее дети самостоятельно придумывают различные сюжеты для этюдов.
В 1 классе дети должны быть грамотными, не корявыми. Необходимо добиваться от
учеников выразительности движения, начиная с открывания руки, позы, вообще любого
движения. Лицо должно быть красивым, интеллигентным.
Весь урок должен быть построен на музыкальном материале. Переходы от упражнений у
палки к упражнениям на середине зала и обратно, должны быть музыкально оформлены.
Концертмейстер, работающий с педагогом, должен творчески подходить к уроку.
При повторении урока следует использовать один и тот же музыкальный материал.
Музыка в 1 классе должна быть доступна для детского восприятия. Использовать музыку
Чайковского, Глиэра, Минкуса.
Дети должны знать темпы, длительность и музыкальный размер.
Литература: 1.Ваганова А. «Основы классического танца» - СП,2002
2.Костровицкая В., Писарев А. «Школа классического танца» - Л,1976
3.Костровицкая В. «Классический танец. Слитные движения. Руки» - СП,2009
4. Тарасов Н. «Классический танец. Школа мужского исполнительства» -
СП, 2008.