Напоминание

Применение информационных технологий в начальной школе для развития познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных теорий


Автор: Паршина Татьяна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №24
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Применение информационных технологий в начальной школе для развития познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных теорий
Раздел: начальное образование





Назад




Применение информационных технологий в начальной школе

для развития познавательной активности и творческих способностей

учащихся

в контексте современных образовательных теорий

XXI век - эпоха информационного общества.

Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения

самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида

образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны

сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Под использованием "новых информационных технологий" в начальной школе

следует понимать комплексное преобразование "среды обитания"

учащегося, создание новых средств, для его развития и активной

творческой деятельности.

К.Д. Ушинский: «Детская природа требует наглядности».

Что дает использование ИКТ?

1.Интенсификация урока

2.Повышение интереса и мотивации

3.Индивидуализация обучения

4.Эффективность подачи материала

5.Неограниченные ресурсы

По данным исследований, в памяти человека остается 25% (1/4 часть )

услышанного материала,

33% , (1/3 часть) увиденного,

50% увиденного и услышанного,

75%( 3/4 ) материала, если ученик привлечен в активные действия в

процессе обучения.

Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.

Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и

преобразующим элементом развивающей предметной среды.

Способов применения информационных технологий, способствующих развитию

творчества, много: от компьютерного конструирования, моделирования и постановки

виртуальных экспериментов до овладения новой терминологией.

Развитие педагогики использует возможности направленного влияния

применения компьютерных и информационных технологий в обучении на

мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение

планировать свои действия, мотивационный компонент учебной деятельности.

Первый аспекткомпьютер как объект изучения.

Второй аспекткомпьютер как средство обучения, т.е. своеобразный

“учитель”. Это тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные

энциклопедии и т.п.).

Третий аспект - компьютер как инструмент, позволяющий моделировать

учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым

обучение процессом более творческим.

Программное обеспечение учебного назначения, позволяющее использовать

компьютер в таком качестве, объединяется общим названием: компьютерные учебные

(учебно-игровые) среды.

Во-первых, основным видом деятельности детей 7-9 лет является игра, можно

предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей

интерактивного взаимодействия поможет ребенку в обучении и появится

положительная мотивация усвоения знаний.

Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет

строиться вся дальнейшая деятельность человека.

В-третьих, применение на уроке компьютерных тестов и диагностических

комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину

уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных

классов представляется целесообразным.

Компьютер позволяет:

усилить мотивацию ребенка к обучению;

полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного

отношения к учебе неуспех, обусловленный непониманием, значительными

пробелами в знаниях;

существенно изменить способы управления игровой и учебной

деятельностью ребенка, погружая его в определенную игровую ситуацию,

давая возможность запросить определенную форму помощи, излагая материал с

иллюстрациями, графиками и т.д.

Одна из главных целей компьютерных технологий -

развивать познавательные

процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение,

поддерживая интерес к обучению.

Использование прикладных программ способствует:

активизации внимания ученика, заинтересованности в правильном получения ответа

или создании графического изображения.

Умение создать условия непринужденности и заинтересованности у детей

позволяет:

использовать дополнительные возможности для развития индивидуальных

способностей каждого ребенка.

Применение компьютеров:

создает определенный эмоциональный настрой.

Использование различных форм и приемов работы позволяет ребенку:

активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию,

помогает увидеть новое решение в той или иной технике, обогащать первоначальный

замысел, и результат его творческой деятельности приобретает большую

выразительность.

Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей

и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация

проектной и исследовательской деятельности с использованием информационных

технологий.

Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям:

в рамках урочной деятельности со всеми учащимися;

в дополнительном образовании с детьми, которые проявили желание и сильную

заинтересованность в таком виде работы.

Идеальным является наличие в учреждении двух направлений работы:

на уроке;

в дополнительном образовании,

что дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои устремления и

способности

Метод проектов включает несколько модулей по различным предметным областям:

логика;

алгоритмика;

комбинаторика;

изобразительное искусство;

оригинальные математические и логические задачи;

моделирование окружающего мира.

Объединяющим фактором является конструирование как основной вид

деятельности в данном курсе.

Основная цель курса:

Формирование у учащегося устойчивого интереса к обучению.

Учебно-педагогическая задача:

В осуществлении превращения знаний в инструмент творческого освоения мира.

Задачи:

развитие логического мышления;

формирование навыков осуществления анализа и синтеза в процессе

графического конструирования;

развитие творческих компонентов мышления;

формирование авторского мышления.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания

применить…» - основной тезис современного понимания метода проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков

учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений

ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического

мышления.

Метод проектов:

ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную,

парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного

отрезка времени.

предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной

стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с

другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки,

техники, технологии, творческих областей.

Основные требования к использованию метода проектов:

наличие значимой проблемы/ задачи;

практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых

исследований;

самостоятельная деятельность учащихся;

структурирование содержательной части проекта.

Использование исследовательских методов:

определение проблемы;

вытекающих из нее задач исследования;

выдвижение гипотезы их решения;

обсуждение методов исследования;

оформление конечных результатов;

анализ полученных данных;

подведение итогов, корректировка, выводы.

Мобилизуя большие затраты умственной деятельности, графическое

конструирование и моделирование ускоряет процессы развития

пространственного мышления, воображения, развивает умственные

способности, наблюдательность детей, чувство гармонии.

Такой подход к организации учебного процесса с использованием современных

информационных технологий в начальной школе дает возможность привлечь

учащихся к творческой деятельности, что является необходимым условием

формирования различных качеств творческого мышления.

Расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к

предметам, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем, что, в итоге,

ведет к интенсификации процесса обучения.



В раздел образования