Автор: Паршина Татьяна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №24
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Применение информационных технологий в начальной школе для развития познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных теорий
Раздел: начальное образование
Применение информационных технологий в начальной школе
для развития познавательной активности и творческих способностей
учащихся
в контексте современных образовательных теорий
XXI век - эпоха информационного общества.
Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения
самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида
образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны
сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
Под использованием "новых информационных технологий" в начальной школе
следует понимать комплексное преобразование "среды обитания"
учащегося, создание новых средств, для его развития и активной
творческой деятельности.
К.Д. Ушинский: «Детская природа требует наглядности».
Что дает использование ИКТ?
1.Интенсификация урока
2.Повышение интереса и мотивации
3.Индивидуализация обучения
4.Эффективность подачи материала
5.Неограниченные ресурсы
•
По данным исследований, в памяти человека остается 25% (1/4 часть )
услышанного материала,
•
33% , (1/3 часть) увиденного,
•
50% увиденного и услышанного,
•
75%( 3/4 ) материала, если ученик привлечен в активные действия в
процессе обучения.
Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.
Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и
преобразующим элементом развивающей предметной среды.
Способов применения информационных технологий, способствующих развитию
творчества, много: от компьютерного конструирования, моделирования и постановки
виртуальных экспериментов до овладения новой терминологией.
Развитие педагогики использует возможности направленного влияния
применения компьютерных и информационных технологий в обучении на
мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение
планировать свои действия, мотивационный компонент учебной деятельности.
Первый аспект – компьютер как объект изучения.
Второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный
“учитель”. Это тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные
энциклопедии и т.п.).
Третий аспект - компьютер как инструмент, позволяющий моделировать
учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым
обучение процессом более творческим.
Программное обеспечение учебного назначения, позволяющее использовать
компьютер в таком качестве, объединяется общим названием: компьютерные учебные
(учебно-игровые) среды.
Во-первых, основным видом деятельности детей 7-9 лет является игра, можно
предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей
интерактивного взаимодействия поможет ребенку в обучении и появится
положительная мотивация усвоения знаний.
Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет
строиться вся дальнейшая деятельность человека.
В-третьих, применение на уроке компьютерных тестов и диагностических
комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину
уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных
классов представляется целесообразным.
Компьютер позволяет:
усилить мотивацию ребенка к обучению;
полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного
отношения к учебе неуспех, обусловленный непониманием, значительными
пробелами в знаниях;
существенно изменить способы управления игровой и учебной
деятельностью ребенка, погружая его в определенную игровую ситуацию,
давая возможность запросить определенную форму помощи, излагая материал с
иллюстрациями, графиками и т.д.
Одна из главных целей компьютерных технологий -
развивать познавательные
процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение,
поддерживая интерес к обучению.
Использование прикладных программ способствует:
активизации внимания ученика, заинтересованности в правильном получения ответа
или создании графического изображения.
Умение создать условия непринужденности и заинтересованности у детей
позволяет:
использовать дополнительные возможности для развития индивидуальных
способностей каждого ребенка.
Применение компьютеров:
создает определенный эмоциональный настрой.
Использование различных форм и приемов работы позволяет ребенку:
активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию,
помогает увидеть новое решение в той или иной технике, обогащать первоначальный
замысел, и результат его творческой деятельности приобретает большую
выразительность.
Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей
и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация
проектной и исследовательской деятельности с использованием информационных
технологий.
Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям:
в рамках урочной деятельности со всеми учащимися;
в дополнительном образовании с детьми, которые проявили желание и сильную
заинтересованность в таком виде работы.
Идеальным является наличие в учреждении двух направлений работы:
на уроке;
в дополнительном образовании,
что дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои устремления и
способности
Метод проектов включает несколько модулей по различным предметным областям:
логика;
алгоритмика;
комбинаторика;
изобразительное искусство;
оригинальные математические и логические задачи;
моделирование окружающего мира.
Объединяющим фактором является конструирование как основной вид
деятельности в данном курсе.
Основная цель курса:
Формирование у учащегося устойчивого интереса к обучению.
Учебно-педагогическая задача:
В осуществлении превращения знаний в инструмент творческого освоения мира.
Задачи:
развитие логического мышления;
формирование навыков осуществления анализа и синтеза в процессе
графического конструирования;
развитие творческих компонентов мышления;
формирование авторского мышления.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания
применить…» - основной тезис современного понимания метода проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
мышления.
Метод проектов:
ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную,
парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного
отрезка времени.
предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной
стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с
другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки,
техники, технологии, творческих областей.
Основные требования к использованию метода проектов:
наличие значимой проблемы/ задачи;
практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых
исследований;
самостоятельная деятельность учащихся;
структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов:
определение проблемы;
вытекающих из нее задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования;
оформление конечных результатов;
анализ полученных данных;
подведение итогов, корректировка, выводы.
Мобилизуя большие затраты умственной деятельности, графическое
конструирование и моделирование ускоряет процессы развития
пространственного мышления, воображения, развивает умственные
способности, наблюдательность детей, чувство гармонии.
Такой подход к организации учебного процесса с использованием современных
информационных технологий в начальной школе дает возможность привлечь
учащихся к творческой деятельности, что является необходимым условием
формирования различных качеств творческого мышления.
Расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к
предметам, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем, что, в итоге,
ведет к интенсификации процесса обучения.