Автор: Югова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г.Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Литературный материал к ОО "Речевое развитие"
Раздел: дошкольное образование
Литературный материал ОО «Речевое развитие»
Дошкольный возраст ( 5 – 6 лет)
- Семья
Русский фольклор: песенки, заклички, сказки: «Николенька-гусачок…», «Царевна-
лягушка», «Сивка-бурка» (обр.И.Карнауховой).
Сказки: «Как братья отцовский клад нашли» (молд., обр. М.Булатова), «Кукушка»
(ненецк., обр. К.Шаврова), «Златовласка» (пер. с чеш. К.Паустовского).
Русская классическая литература: А.Майков «Колыбельная песня»; А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; А.Н.Толстой «Золотой ключик, или
приключения Буратино»; Е.Л.Шварц «Красная шапочка», «Снежная королева»;
Классическая детская литература: П.П.Бажов «Серебряное копытце»; В.Бианки
«Первая охота»;
- Здоровье
Русский фольклор: песенки, заклички, сказки: «Как на тоненький ледок…», «Ты
мороз, мороз, мороз…», «Дождик, дождик веселей…».
Сказки:
Русская классическая литература:
Классическая детская литература:
- Труд и творчество
Русский фольклор: песенки, заклички, сказки: «Как у бабушки козел…», «Ранним-
рано поутру…», «Уж я колышки тешу…», «Никита Кожемяка» (из сб. сказок
А.Н.Афанасьева).
Сказки: «Лесная дева» пер. с чеш. В.Петровой, из сборника сказок Б.Немцовой),
«Чудесные истории про зайца по имени Лек» (сказки народов Западной Африки,
пер. О.Кустовой и В.Андреева).
Русская классическая литература: С.Есенин «Береза», «Черемуха»;
Классическая детская литература: «Н.Н.Носов «Затейники»; В.Осеева
«Волшебная иголочка»; Л.Пантеев «Большая стирка» (главы из книги «Рассказы о
Белочке и Тамарочке»); Г.Сапгир «Садовник»;
- Социальная солидарность
Русский фольклор: песенки, заклички, сказки: «По дубочку постучишь, прилетает
синий чиж», «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин» (обр. О.Капицы).
Сказки: «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд., пер.
Н.Хозды), «Три золотых волоска Деда-Всеведа» (пер. с чеш. Н.Аросьевой, из
сборника сказок К.Я.Эрбена).
Русская классическая литература: М.М.Зощенко «Умная птичка»; В.В.Маяковский
«Что такое хорошо и что такое плохо»; К.Паустовский «Кот-ворюга»; А.Ремизов «У
лисы бал»; Д.Хармс «Врун», «Очень страшная история»;
Классическая детская литература: Л.Воронкова «Как Аленка разбила зеркало» (из
книги «Солнечный день»); В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным», «Друг
детства»; П.П.ершов «Конек-Горбунок»; С.Я.Маршак «Терем-термок», «Сказка о
глупом мышонке»; Э.Мошковская «Вежливое слово», «Какие бывают подарки»,
«Обиды»; Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»;
Литературный материал ОО «Речевое развитие»
Дошкольный возраст ( 6 – 7 лет)
- Семья
Русский фольклор:
Сказки:
Русская классическая литература:
Классическая детская литература:
- Здоровье
Русский фольклор:
Сказки:
Русская классическая литература:
Классическая детская литература:
- Труд и творчество
Русский фольклор:
Сказки:
Русская классическая литература:
Классическая детская литература:
- Социальная солидарность
Русский фольклор:
Сказки:
Русская классическая литература:
Классическая детская литература:
Образовательная область «Речевое развитие»
дошкольный возраст
Составляющие
культурной
практики
Эмоционально-чувственная
Регулятивно-поведенческая
Когнитивная
Ценность
Средства, формы, методы, приемы, способы
Семья
Средства:
1.
Общение взрослых и детей
2.
Культурная языковая среда
3.
Художественная литература
4.
Различные виды искусства
Формы:
1.
Ежедневное чтение
2.
Игры-драматизации
Методы:
1.
Чтение по книге или наизусть
2.
Рассказывание
3.
Заучивание наизусть
Способы:
1.
Тематические экскурсии
2.
Беседа, предваряющая знакомство ребенка с прозой,
поэзией, фольклором
3.
Выразительное чтение, создающее эмоциональный
контакт с ребенком.
Приемы:
1.
Досказывание рифмующегося слова
2.
Чтение по ролям
3.
Здоровье
Средства:
1.
Общение взрослых и детей
2.
Культурная языковая среда
3.
Художественная литература
4.
Различные виды искусства
Формы:
1.
Ежедневное чтение
2.
Игры-драматизации
Методы:
1.
Игры-беседы с героями произведений
2.
Заучивание наизусть
3.
Рассказывание
Способы:
1.
Тематические экскурсии
2.
Применение сюжетных картинок, книжных
иллюстраций, технических средст
Приемы:
1.
Игровые (чтение с обыгрыванием)
2.
Драматизация с игрушками
3.
Труд и
творчество
Средства:
1.
Общение взрослых и детей
2.
Культурная языковая среда
3.
Художественная литература
4.
Различные виды искусства
Формы:
1.
Игры-драматизации
2.
Спектакли по мотивам произведений
Методы:
1.
Игры с картинками по произведениям
2.
Драматизация
3.
Творческая деятельность (лепка, рисунки героев или
сцен из произведения).
Способы:
1.
Творческие задания, развивающие поэтический слух.
Приемы:
1.
Досказывание рифмующегося слова
2.
Драматизация с игрушками
3.
Социальная
солидарность
Средства:
1.
Общение взрослых и детей
2.
Культурная языковая среда
3.
Художественная литература
4.
Различные виды искусства
Формы:
1.
Занятия
2.
Игры-драматизации
Методы:
1.
Инсценирование
2.
Драматизация
Способы:
1.
Тематические экскурсии.
2.
Применение сюжетных репродукций, книжных
иллюстраций.
Приемы:
1.
Игровые
2.
Чтение по ролям
3.
Частичное воспроизведение текста всей группой, если
речь идет от лица всего коллектива.
4.
Драматизация по ролям