Напоминание

"Волшебная поляна"


Автор: Телегина Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №97"
Населённый пункт: город Владимир
Наименование материала: Конспект физкультурно-оздоровительного занятия (старший дошкольный возраст)
Тема: "Волшебная поляна"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект физкультурно-оздоровительного занятия «Волшебная поляна»

(Старший дошкольный возраст)

Подготовил: воспитатель группы № Телегина Е.В.

А

к

т

у

а

л

ь

н

о

с

т

ь

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни

- одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо -

только

здоровый

ребенок

может

развиваться

гармонично.

Поэтому

хочется

искать

и

внедрять

новые

формы

здоровьесберегающих

технологий. Занятия

йогой

это

оригинальный, творческий подход к всестороннему оздоровлению и развитию ребенка.

Они хорошо сочетаются с детским сказочным восприятием мира, в котором естественны

игры и перевоплощения (поза змеи, кошки, дерева...), а сказки и мифы глубоко западают

им в душу.

Цель

занятия: сохранение

и

укрепление

здоровья

детей

посредством

обучения

их

специальным

приёмам

гимнастики

(хатха-йоги),

включающей

все

виды

здоровьесберегающих

технологий:

дыхательной,

корригирующей

гимнастик,

психогимнастики, элементов релаксации.

Задачи:

Образовательные:

д а т ь

д е т я м

п р е д с т а в л е н и е

о

г и м н а с т и к е

й о г о в ;

— закреплять умение выполнять статические упражнения, сосредоточивать внимание на

дыхании;

— формировать правильную осанку, развивать гибкость и эластичность позвоночника и

подвижность

суставов,

укреплять

способность

мышцы

сокращаться,

растягиваться

и

расслабляться;

формировать

умение

управлять

своим

телом

в

движении,

сохраняя

равновесие

и

равномерное

дыхание,

используя

приемы

сравнения

с

животными

и

растениями.

Развивающие:

развивать

физические

качества

ловкость,

быстроту,

равновесие,

силу,

общую

выносливость;

содействовать

развитию

творческой

двигательной

деятельности,

образно-игровых

представлений.

Воспитательные:

воспитывать

потребность

в

ежедневных

занятиях

физическими

упражнениями;

— воспитывать позитивные качества характера (находчивость, взаимопомощь, смелость,

умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность).

Валеологические:

содействовать

формированию

представлений

о

строении

тела

человека

и

функционировании основных органов и системах организма, обратив особое внимание на

в з а и м о с в я з ь

ф и з и ч е с к и х

и

п с и х и ч е с к и х

ф у н к ц и й

о р г а н и з м а ;

— приобщать детей к здоровому образу жизни.

Интеграция

образовательных

областей: познавательное,

речевое,

социально-

коммуникативное развитие.

Форма

занятия: комплекс

игровых

заданий

на

основе

хатха-йоги,

элементов

здоровьесберегающих

технологий,

встроенных

в

канву

интересного

сюжета

путешествия.

Методы, приемы: наглядный (показ инструктора), словесный (объяснение асан, правил),

практический (выполнение статических поз, упражнений).

Пособия

и

физкультурный

инвентарь:

ленточки

для

игры

«Ловишки»,

цветы

с

заданиями, цветок – маршрутная карта, цветок – сюрприз, солнышки, макеты солнца и

земного шара, демонстрационные картинки.

Ход.

Воспитатель: Ребята, давайте сядем на ковер, и я расскажу вам старую легенду.

«Давным-давно на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать

человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из

богов сказал: «Человек должен быть сильным». Другой сказал: «Человек должен быть

здоровым». Третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один бог сказал так: «Если

все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть

у человека, — здоровье. Стали думать-решать — куда бы его спрятать? Одни предлагали

спрятать здоровье глубоко в синее море, другие — за высокие горы. А один из богов

предложил: «Здоровье надо спрятать в самого человека».

Так и живет человек с давних времен, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый

может найти и сберечь бесценный дар богов!»

- Значит, здоровье-то, оказывается, спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из вас. Ребята, а

вы чувствуете себя здоровыми? Что значит быть здоровым? (Ответы детей.)

Воспитатель: Я

открою

вам

маленький

секрет!

Наше

здоровье

можно

сравнить

с

солнышком, у которого много лучиков. Это гигиена, закаливание, режим дня, правильное

питание, чистый воздух, физкультура.

Но лучик «физкультура и спорт» почему-то тусклый, да и солнышко какое-то грустное. Я,

кажется, догадываюсь, почему оно такое. Ведь сейчас многие дети, вместо того, чтобы

гулять на свежем воздухе, играть в подвижные игры, выполнять физические упражнения,

сидят перед экраном телевизора, компьютера. У врачей есть такое понятие – гиподинамия,

то есть малая, недостаточная подвижность.

- Давайте докажем солнышку, что мы дружим с физкультурой и спортом.

- Предлагаю вам отправиться на волшебную поляну. Готовы? Тогда вперед.

1. Построение

.

Ходьба с выполнением заданий (на носках, на пятках, с высоким подниманием

бедра) – 30 сек.

Медленный бег, ходьба – 1 мин.

Перестроение (врассыпную) – 15 сек.

Воспитатель: Вот мы и прибыли на волшебную поляну.

2

.ОРУ.

1.

«Посмотри вокруг» (какая все-таки красивая эта поляна). И.п. – стоя, ноги вместе,

руки опущены. 1-2 – движение головы слева направо, 3-4 – движение головы справа

налево – (6-8 раз).

2.

«Теплый дождь» (смочил землю, освежил траву и листья, поиграем с дождевыми

каплями) И. п. – о.с. руки за спину; 1, 3 вынести вперед прямую правую (левую) руку

ладонью вверх; 2, 4 – и.п. – (6-8 раз).

3.

«Красочная радуга» (засияла, разными цветами украсила нашу поляну). И.п. – ноги

на ширине плеч, руки в стороны, ладонями вверх. 1 – наклон туловища вправо, левую

руку поднять через сторону вверх и опустить ладонью на ладонь. 2 – и.п. То же в левую

сторону - (6-8 раз).

Элементы хатха-йоги

Вот могучие вековые дубы, а рядом с ними – нежные, грустные березки, чуть поодаль –

тонкие

осинки

устремились

ввысь

к

голубому

небу,

и,

будто

нахохлившись,

стоят

пушистые колючие елки.

а) «Поза дерева». Тихо в лесу. Вдруг подул легкий ветерок, (Дыхание со звуком “у”)

и тут же зашептали ласково листочки на деревьях и снова замерли, притихли.

И. п. стоя, ноги вместе, разведите руки в стороны, ладонями вниз; расправьте плечи;

тянитесь за руками влево и вправо. Представьте, что ваши руки - ветки дерева, которые

тянутся в стороны (1-ый раз, каждая ветка старается быть сильнее другой (2-ой раз, хочет

наклониться дерево, но ствол у дерева крепкий, он не двигается с места (3-ий раз).

б) «Поза кобры». Незаметно и грациозно из-за дерева выползла змея.

ИП -

л е ж а

л и ц о м

в н и з ,

р у к и

в д о л ь

т у л о в и щ а ,

н о г и

в м е с т е .

ТВ - ладони поставить на пол пальцами вперед в районе плечевого пояса. Со вдохом

начать медленный прогиб спины назад, позвоночник как бы раскручивается по одному

позвонку, начиная с шейного отдела. В конечной фазе упражнения нижняя часть тела

лежит на полу, ноги и ягодицы расслаблены, верхняя часть туловища удерживается в

прогнутом положении за счет мышц спины и частичной опоры на руки. Удерживать позу

н а

з а д е р ж к е

в д о х а

д о

д и с ко м ф о р т а .

С

в ы д о хо м

в е р н у т ь с я

в

И П .

в) «Поза лягушки». Вот и земляная лягушка проскакала мимо.

Медленно

приседайте.

Колени

разведите

в

стороны,

не

отрывая

пятки

от

пола.

Оставайтесь в такой позе 5-10 секунд. Дыхание произвольное. Вернитесь в исходное

положение

.

- А сейчас пусть наши глазки поиграют с солнечным зайчиком.

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»

Солнечный мой зайка

Прыгни на ладошку.

Дети вытягивают вперед ладошку

Солнечный мой зайка

М а л е н ь к и й ,

к а к

крошка.

Ставят на ладонь указательный

палец другой руки.

Прыг

на

носик,

на

плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

Прослеживают взглядом движение

пальца, которым медленно

прикасаются сначала к носу, вновь

о т в о д я т

в п е р е д ,

з а т е м

последовательно

дотрагиваются до одного плеча, лба

и другого плеча, каждый раз отводя

палец перед собой.

На плече давай скакать.

Голова все время находится в

фиксированном положении.

Вот закрыли мы глаза,

Закрывают глаза ладонями.

А солнышко внимательно за нами наблюдает,

Щечки теплыми лучами нежно согревает.

Дыхательная гимнастика с мыльными пузырями. Ребята, предлагаю поделиться друг с

другом хорошим настроением.

Детям раздают бутылочки с мыльными пузырями. По сигналу, дети откручивают крышку

у бутылки с мыльными пузырями, и начинают дуть, образуя мыльные пузыри. Первый

способ: вдох через нос, выдох через рот. Второй способ: закрыв левую норку, вдох; выдох

ч е р е з

р о т,

п о т ом

п р а в о й

н о р ко й

вд ох ,

в ы д ох

ч е р е з

р о т.

2 - 4

р а з а .

Подвижная игра «Ловишки с ленточками» - 2 раза.

Дети становятся в круг. У каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за

пояс. В центре круга стоит ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз-два-три-лови!»-

дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть у

кого-нибудь ленточку. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – в круг скорей беги!» все

становятся в круг. Воспитатель предлагает поднять руки тем, кто лишился ленточки,

т.е.

проиграл

и

подсчитывает

их.

Ловишка

возвращает

ленточки

детям,

и

игра

продолжается с новым водящим.

- Давайте немного отдохнем на этой прекрасной полянке.

3.

Заключительная часть

(4 мин.)

Релаксация «Порхание бабочки на лужайке»

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка

раздвинуты.

На лужайке у реки собрались в кружок цветы

Желтые и синие, белые и красные.

До чего ж чудесны вы, до чего ж прекрасные.

Педагог: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте

себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите

великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее

крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он

– бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья

медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и

плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите.

Посмотрите,

сколько

на

нем

ярких

цветов.

Найдите

глазами

самый

яркий

цветок

и

постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка.

Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз

его аромат… откройте глаза.

Дети встают, садятся в позу лотоса делают глубокий вдох и выдох. ИП - сидя прямо с

вытянутым вверх позвоночником.

ТВ - сгибая правую ногу в колене, взять руками ступню и положить ее на левое бедро,

выворачивая подошву вверх. Правое колено прижать к полу. Затем согнуть левую ногу в

колене, взять ступню и положить на правое бедро, также выворачивая подошву вверх.

Держать спину, голову и шею прямыми.

Фитотерапия:

- Вся поляна наполнена удивительными запахами. Давайте отведаем лесного чая. Как вы

думаете, отвар, из какого растения мы сейчас будем пить? (Ответы детей.) Послушайте

стишок об этом удивительном растении:

«Если ты уснуть не можешь,

Или сердце беспокоит,

Выпей чай малины с мятой,

Снимет боль и успокоит».

Ребята,

выполняя

задания

волшебной

поляны,

вы

проявили

силу,

ловкость,

дружелюбие.

И за это волшебная полянка приготовила вам свой сюрприз, который находится в этом

цветке. Нужно лишь слегка на него подуть. 1-2-3- цветок сюрприз нам подари! (Цветок

«дарит» детям орешки.)

- А как же наше солнышко? Смотрите, какое оно стало веселое, задорное. А самое главное

– его лучик «физкультура и спорт» снова ярко сияет. Солнечные лучики проникают в

каждую клеточку вашего организма.

Спасибо за занятие!!!

Используемая литература.

1.

Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка/ В.Г. Алямовская. –М: Аркти, 1993

– 132с.

2.

Борисова

Е.Н.

Система

организации

физкультурно-оздоровительной

работы

с

дошкольниками / Е.Н. Борисова. – Волгоград: Панорама, 2007 – 144с.

3.

Гаврючина

Л.В.

Здоровьесберегающие

технологии

в

ДОУ/

Л.В.

Гаврючина.

- М.:

Сфера, 2007.- 157с.

4.

Голицина Н.С. Воспитание основ здорового образа у малышей/ Н.С. Голицина, И.М.

Шумова. – М.: Скрипторий, 2007. – 120с.

5.

Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим/ М.Ю. Картушина.- М.: Сфера, 2004.- 384с.

6.

Кулик Г.И. Школа здорового человека/ Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко.- М.: Сфера, 2006. –

103с.

7.

Осипова В.. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997.

8.

Шифферс М.Е. Айенгар – йога для всех / Мария Шифферс. – М.: Эксмо, 2011. – 176с.:

ил.



В раздел образования