Напоминание

"Технология обучения в сотрудничестве"


Автор: Панова Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 582
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Технология обучения в сотрудничестве"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока по литературе в 7 классе с применением

образовательной технологии фокус - группы

Тема: Что значит «жить с умом»? (по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый

пискарь»)

Цель: Создать условия для выявления отношения обучающихся к проблеме смысла жизни

на основе анализа сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».

Задачи:

1. Сфокусировать внимание обучающихся на поставленной проблеме, показав участникам,

что их мнение интересно, важно, и они могут его свободно высказать.

2. Выявление различия в понимании проблемы.

3. Раскрыть идеал писателя

Предполагаемый результат урока:

Со стороны учителя: исследование уровня умения аргументировать обучающимися

собственную точку зрения по поставленной проблеме;

Со стороны обучающихся: формирование умения обосновывать свое мнение по проблеме.

Оснащение: видеоаппаратура, тексты сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый

пискарь», карточки, листы А3.

Условия, которым должен отвечать урок с использованием технологии фокус – группы:

Метод «фокус-группы» заключается в проведении группового, фокусированного

интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная

информация от его участников по обозначенному кругу проблем.

Анализируются не просто мнения отдельных участников, а группы в целом.

Дискуссию ведут модераторы, заранее подготовленные учителем, а учитель только

координирует работу модераторов.

Комфортная обстановка: модераторы и учитель в процессе дискуссии избегают

оценочных реплик как в вербальной форме («согласен», «хорошо», «неверно»), так и в

невербальной (кивок, покачивание головой, жест отрицания и т.д.).

Работа фокус – групп предполагает спонтанные (свободные) высказывания

обучающихся по предложенным вопросам.

В течение работы фокус – групп ведется аудио- или видеосъёмка, необходимая для

последующего анализа учителем.

Предварительная подготовка обучающихся

Подготовка модераторов групп (чтение текста произведения, ознакомление с проблемой и

кругом предполагаемых вопросов)

Подготовка ассистента, отвечающего за видеосъёмку;

Предварительное (домашнее) чтение учащимися текста произведения.

Предварительная подготовка учителя

Написание сценария, где формулируется и обосновывается проблема, продумываются

вопросы по определенным смысловым блокам (например, первоначальные впечатления о

тексте, характеристика главного героя и др.);

Выбор ассистентов, отвечающих за аудио- или видеосъёмку (4-5 человек);

Выбор модераторов (4-5 человек).

Этап

учебного

занятия

Содержательная

деятельность

педагога,

модератора

Содержательная

деятельность

обучающихся

Примечания

Организационны

й момент

Приветствие;

Представление

модераторов,

которые

начинают

деление на группы

по 5-6 чел.

Обучающиеся делятся на

группы по принципу

«снежного кома»

(каждый модератор

выбирает одного

обучающегося, затем

обучающийся выбирает

следующего и т.д.).

3 минуты

Приглашение к

разговору

(вводная часть)

1. Чтение

стихотворения

Омара Хайяма «Я

повествую только о

своём» учителем;

Учитель:

- Как вы думаете,

почему я начала

урок с этого

стихотворения?

- Над каким

вопросом

заставляет нас

задуматься

Омар Хайям?

- Правильно,

сегодня мы будем

говорить о том, что

такое настоящая

жизнь, о том, как

надо жить.

Работая в группах,

вы будете

высказывать свое

мнение по данному

вопросу и

аргументировать

его, опираясь на

предложенный вам

текст, соблюдая

следующие

правила:

- участие каждого в

работе на всех

Слушание стихотворения

Ответы на вопросы:

- Возможно, мы будем

говорить о смысле жизни,

о том, что важно, ценно в

жизни человека и др.

- Как прожить жизнь,

чтобы не остаться «у

разбитого корыта»?

- Что делает жизнь

человека полной, яркой,

осмысленной?

Обучающиеся слушают

педагога.

7 минут

Текст

стихотворения

может быть

показан на

экране.

Правила

этапах,

-“один говорит,

другие молчат”,

- запрет на оценку

мнений;

- индивидуальная

работа с

карточками.

Работу каждой

группы будет

координировать

модератор,

ассистент ведет

видеосъемку;

остальные

выступают в роли

исследователей.

выводятся на

экран с

помощью

проектора

Работа

фокус–

групп

а) Чтение

отрывка из сказки

б) «Облако слов»

в) Обсуждение

а) Модератор

предлагает

обучающимся

прочитать отрывок

из сказки М.Е.

Салтыкова-

Щедрина

«Премудрый

пискарь».

б) Модераторы

групп предлагают

ответить на

вопросы по первым

читательским

впечатлениям,

используя прием

«Облако слов»:

- Какие чувства

вызвал у вас

главный герой

сказки?

в) – Какие победы

одержал в своей

жизни пискарь?

Ради чего?

а) Индивидуальное чтение

отрывка из сказки

обучающимися (от слов:

«Так он и поступал» до

слов «А ну-тка, в самом

деле, что бы тогда было?»)

б) На листе А3 каждый

участник группы

записывает несколько

слов, отражающих его

чувства к герою сказки

(жалость, сочувствие,

осуждение, гнев,

разочарование, презрение

и т.д.)

в) – Пискарь «перехитрил»

рака и щуку, чтобы жить и

дрожать. «И целых

полдня, покуда совсем не

стемнело, этот рак его

поджидал, а он тем

временем всё дрожал и

5 минут

Текст у

каждого

обучающегося.

(Приложение

№1)

4 минуты

Модератор

может

дополнить ряд

слов,

характеризующ

их

читательское

впечатление

20 минут

Дополнительн

ые вопросы

модератора:

- Вы не

- Почему автор

называет пискаря

премудрым?

Аргументируйте

своё мнение

примерами из

текста.

- Как вы думаете,

из чего

складывается

авторский идеал

человека в сказке?

Попробуйте

изобразить на

схеме, что значит

для вас «жить с

умом»?

дрожал».

Обмен мнениями в

группах с опорой на текст

рассказа.

Автор высмеивает

пискаря, эпитет

«премудрый» употреблён

с иронией. Пискарь решил

прожить всю жизнь в

своей норе, не

высовываясь. Он

вздрагивает от каждого

шороха, от каждой тени.

Больше всего он боится за

свою жизнь. Так и жизнь

прошла мимо, у пискаря

нет ни семьи, ни друзей.

Только перед смертью он

осознаёт, что никому не

нужен.

Обучающиеся могут

приводить в качестве

аргументов примеры из

текста:

- гротеск: «И прожил

премудрый пискарь таким

родом с лишком сто лет.

Всё дрожал, всё дрожал».

- ироническая похвала

(похвала в переносном

смысле): у молодого

пискаря «ума палата

была»

- сарказм: пискарь «жил –

дрожал, и умирал –

дрожал»

Возможные ответы:

- Жить для других

- Заботиться о ком-нибудь

- Не бояться и не сидеть в

«норе»

- Любить жизнь во всех её

проявлениях

- Не чуждаться общества

- Делиться опытом и

«добродетелями»

Ответы обучающихся.

Обучающиеся приводят

примеры из жизни.

объясните

более

подробно,

опираясь на

текст?

- Вы не

приведете

пример из

текста?

В случае

затруднения

модератор

может

конкретизиро-

вать вопросы:

- Как не

потерять в себе

человеческое?

Что лишает

человека

радости?

«Выход из

разговора»:

А) Прием

«закончи фразу»

Б) Слово учителя

Модератор

предлагает

каждому из группы

работу с карточкой,

в которой дано

начало

предложения,

которое надо

закончить.

(Приложение №2)

Учитель

благодарит

участников фокус –

группы за работу.

Обучающиеся

индивидуально работают с

карточками.

Обучающиеся на карточке

рисуют смайлик,

отражающий их

настроение на конец урока

5 минут

1 минута

Деятельность учителя после урока:

1. Анализ данных фокус – групп:

просмотр видеозаписей работы групп,

обработка карточек

обобщающий вывод из «облака слов»

2. Сделать необходимые выводы.

3. Положительные моменты работы каждой фокус-группы учитель может

представить обучающимся на следующем уроке.

Приложение №1

М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»

(отрывок)

Так он и поступал. Ночью моцион делал, в лунном свете купался, а днем забирался

в нору и дрожал. Только в полдни выбежит кой-чего похватать – да что в полдень

промыслишь! В это время и комар под лист от жары прячется, и букашка под кору

хоронится. Поглотает воды - и шабаш!

Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и все-то

думает: "Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?"

Задремлет, грешным делом, а во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он

на него двести тысяч выиграл. Не помня себя от восторга, перевернется на другой бок -

глядь, ан у него целых полрыла из норы высунулось... Что, если б в это время щуренок

поблизости был! ведь он бы его из норы-то вытащил!

Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит так. Стоит

неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него костяные глаза. Только усы по

течению воды пошевеливаются. Вот когда он страху набрался! И целых полдня, покуда

совсем не стемнело, этот рак его поджидал, а он тем временем все дрожал, все дрожал.

В другой раз, только что успел он перед зорькой в нору воротиться, только что

сладко зевнул, в предвкушении сна, - глядит, откуда ни возьмись, у самой норы щука

стоит и зубами хлопает. И тоже целый день его стерегла, словно видом его одним сыта

была. А он и щуку надул: не вышел из коры, да и шабаш.

И не раз, и не два это с ним случалось, а почесть что каждый день. И каждый день

он, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день восклицал: "Слава тебе, господи!

жив!"

Но этого мало: он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья.

Он рассуждал так: "Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и

окуни на нас, мелюзгу, не зарились. А хотя однажды он и попал было в уху, так и тут

нашелся старичок, который его вызволил! А нынче, как рыба-то в реках повывелась, и

пискари в честь попали. Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!"

И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все

дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина

не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется - только дрожит да одну

думу думает: "Слава богу! кажется, жив!"

Даже щуки, под конец, и те стали его хвалить: "Вот, кабы все так жили - то-то бы в

реке тихо было!" Да только они это нарочно говорили; думали, что он на похвалу-то

отрекомендуется - вот, мол, я! тут его и хлоп! Но он и на эту штуку не поддался, а еще раз

своею мудростью козни врагов победил.

Сколько прошло годов после ста лет - неизвестно, только стал премудрый пискарь

помирать. Лежит в норе и думает: "Слава богу, я своею смертью помираю, так же, как

умерли мать и отец". И вспомнились ему тут щучьи слова: "Вот, кабы все так жили, как

этот премудрый пискарь живет..." А ну-тка, в самом деле, что бы тогда было?

Приложение №2

Карточка «Закончи фразу».

1. Закончи предложение, дописав ряд качеств:

Качества человека, которые, по моему мнению, делают жизнь осмысленной и

полной: доброта, способность к состраданию, совесть, ум …

2. Подчеркните два основных качества, которыми обладаете Вы.



В раздел образования