Автор: Панова Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 582
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Технология обучения в сотрудничестве"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока по литературе в 7 классе с применением
образовательной технологии фокус - группы
Тема: Что значит «жить с умом»? (по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый
пискарь»)
Цель: Создать условия для выявления отношения обучающихся к проблеме смысла жизни
на основе анализа сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».
Задачи:
1. Сфокусировать внимание обучающихся на поставленной проблеме, показав участникам,
что их мнение интересно, важно, и они могут его свободно высказать.
2. Выявление различия в понимании проблемы.
3. Раскрыть идеал писателя
Предполагаемый результат урока:
Со стороны учителя: исследование уровня умения аргументировать обучающимися
собственную точку зрения по поставленной проблеме;
Со стороны обучающихся: формирование умения обосновывать свое мнение по проблеме.
Оснащение: видеоаппаратура, тексты сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый
пискарь», карточки, листы А3.
Условия, которым должен отвечать урок с использованием технологии фокус – группы:
•
Метод «фокус-группы» заключается в проведении группового, фокусированного
интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная
информация от его участников по обозначенному кругу проблем.
•
Анализируются не просто мнения отдельных участников, а группы в целом.
•
Дискуссию ведут модераторы, заранее подготовленные учителем, а учитель только
координирует работу модераторов.
•
Комфортная обстановка: модераторы и учитель в процессе дискуссии избегают
оценочных реплик как в вербальной форме («согласен», «хорошо», «неверно»), так и в
невербальной (кивок, покачивание головой, жест отрицания и т.д.).
•
Работа фокус – групп предполагает спонтанные (свободные) высказывания
обучающихся по предложенным вопросам.
•
В течение работы фокус – групп ведется аудио- или видеосъёмка, необходимая для
последующего анализа учителем.
Предварительная подготовка обучающихся
Подготовка модераторов групп (чтение текста произведения, ознакомление с проблемой и
кругом предполагаемых вопросов)
Подготовка ассистента, отвечающего за видеосъёмку;
Предварительное (домашнее) чтение учащимися текста произведения.
Предварительная подготовка учителя
Написание сценария, где формулируется и обосновывается проблема, продумываются
вопросы по определенным смысловым блокам (например, первоначальные впечатления о
тексте, характеристика главного героя и др.);
Выбор ассистентов, отвечающих за аудио- или видеосъёмку (4-5 человек);
Выбор модераторов (4-5 человек).
Этап
учебного
занятия
Содержательная
деятельность
педагога,
модератора
Содержательная
деятельность
обучающихся
Примечания
Организационны
й момент
Приветствие;
Представление
модераторов,
которые
начинают
деление на группы
по 5-6 чел.
Обучающиеся делятся на
группы по принципу
«снежного кома»
(каждый модератор
выбирает одного
обучающегося, затем
обучающийся выбирает
следующего и т.д.).
3 минуты
Приглашение к
разговору
(вводная часть)
1. Чтение
стихотворения
Омара Хайяма «Я
повествую только о
своём» учителем;
Учитель:
- Как вы думаете,
почему я начала
урок с этого
стихотворения?
- Над каким
вопросом
заставляет нас
задуматься
Омар Хайям?
- Правильно,
сегодня мы будем
говорить о том, что
такое настоящая
жизнь, о том, как
надо жить.
Работая в группах,
вы будете
высказывать свое
мнение по данному
вопросу и
аргументировать
его, опираясь на
предложенный вам
текст, соблюдая
следующие
правила:
- участие каждого в
работе на всех
Слушание стихотворения
Ответы на вопросы:
- Возможно, мы будем
говорить о смысле жизни,
о том, что важно, ценно в
жизни человека и др.
- Как прожить жизнь,
чтобы не остаться «у
разбитого корыта»?
- Что делает жизнь
человека полной, яркой,
осмысленной?
Обучающиеся слушают
педагога.
7 минут
Текст
стихотворения
может быть
показан на
экране.
Правила
этапах,
-“один говорит,
другие молчат”,
- запрет на оценку
мнений;
- индивидуальная
работа с
карточками.
Работу каждой
группы будет
координировать
модератор,
ассистент ведет
видеосъемку;
остальные
выступают в роли
исследователей.
выводятся на
экран с
помощью
проектора
Работа
фокус–
групп
а) Чтение
отрывка из сказки
б) «Облако слов»
в) Обсуждение
а) Модератор
предлагает
обучающимся
прочитать отрывок
из сказки М.Е.
Салтыкова-
Щедрина
«Премудрый
пискарь».
б) Модераторы
групп предлагают
ответить на
вопросы по первым
читательским
впечатлениям,
используя прием
«Облако слов»:
- Какие чувства
вызвал у вас
главный герой
сказки?
в) – Какие победы
одержал в своей
жизни пискарь?
Ради чего?
а) Индивидуальное чтение
отрывка из сказки
обучающимися (от слов:
«Так он и поступал» до
слов «А ну-тка, в самом
деле, что бы тогда было?»)
б) На листе А3 каждый
участник группы
записывает несколько
слов, отражающих его
чувства к герою сказки
(жалость, сочувствие,
осуждение, гнев,
разочарование, презрение
и т.д.)
в) – Пискарь «перехитрил»
рака и щуку, чтобы жить и
дрожать. «И целых
полдня, покуда совсем не
стемнело, этот рак его
поджидал, а он тем
временем всё дрожал и
5 минут
Текст у
каждого
обучающегося.
(Приложение
№1)
4 минуты
Модератор
может
дополнить ряд
слов,
характеризующ
их
читательское
впечатление
20 минут
Дополнительн
ые вопросы
модератора:
- Вы не
- Почему автор
называет пискаря
премудрым?
Аргументируйте
своё мнение
примерами из
текста.
- Как вы думаете,
из чего
складывается
авторский идеал
человека в сказке?
Попробуйте
изобразить на
схеме, что значит
для вас «жить с
умом»?
дрожал».
Обмен мнениями в
группах с опорой на текст
рассказа.
Автор высмеивает
пискаря, эпитет
«премудрый» употреблён
с иронией. Пискарь решил
прожить всю жизнь в
своей норе, не
высовываясь. Он
вздрагивает от каждого
шороха, от каждой тени.
Больше всего он боится за
свою жизнь. Так и жизнь
прошла мимо, у пискаря
нет ни семьи, ни друзей.
Только перед смертью он
осознаёт, что никому не
нужен.
Обучающиеся могут
приводить в качестве
аргументов примеры из
текста:
- гротеск: «И прожил
премудрый пискарь таким
родом с лишком сто лет.
Всё дрожал, всё дрожал».
- ироническая похвала
(похвала в переносном
смысле): у молодого
пискаря «ума палата
была»
- сарказм: пискарь «жил –
дрожал, и умирал –
дрожал»
Возможные ответы:
- Жить для других
- Заботиться о ком-нибудь
- Не бояться и не сидеть в
«норе»
- Любить жизнь во всех её
проявлениях
- Не чуждаться общества
- Делиться опытом и
«добродетелями»
Ответы обучающихся.
Обучающиеся приводят
примеры из жизни.
объясните
более
подробно,
опираясь на
текст?
- Вы не
приведете
пример из
текста?
В случае
затруднения
модератор
может
конкретизиро-
вать вопросы:
- Как не
потерять в себе
человеческое?
Что лишает
человека
радости?
«Выход из
разговора»:
А) Прием
«закончи фразу»
Б) Слово учителя
Модератор
предлагает
каждому из группы
работу с карточкой,
в которой дано
начало
предложения,
которое надо
закончить.
(Приложение №2)
Учитель
благодарит
участников фокус –
группы за работу.
Обучающиеся
индивидуально работают с
карточками.
Обучающиеся на карточке
рисуют смайлик,
отражающий их
настроение на конец урока
5 минут
1 минута
Деятельность учителя после урока:
1. Анализ данных фокус – групп:
просмотр видеозаписей работы групп,
обработка карточек
обобщающий вывод из «облака слов»
2. Сделать необходимые выводы.
3. Положительные моменты работы каждой фокус-группы учитель может
представить обучающимся на следующем уроке.
Приложение №1
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
(отрывок)
Так он и поступал. Ночью моцион делал, в лунном свете купался, а днем забирался
в нору и дрожал. Только в полдни выбежит кой-чего похватать – да что в полдень
промыслишь! В это время и комар под лист от жары прячется, и букашка под кору
хоронится. Поглотает воды - и шабаш!
Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и все-то
думает: "Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?"
Задремлет, грешным делом, а во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он
на него двести тысяч выиграл. Не помня себя от восторга, перевернется на другой бок -
глядь, ан у него целых полрыла из норы высунулось... Что, если б в это время щуренок
поблизости был! ведь он бы его из норы-то вытащил!
Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит так. Стоит
неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него костяные глаза. Только усы по
течению воды пошевеливаются. Вот когда он страху набрался! И целых полдня, покуда
совсем не стемнело, этот рак его поджидал, а он тем временем все дрожал, все дрожал.
В другой раз, только что успел он перед зорькой в нору воротиться, только что
сладко зевнул, в предвкушении сна, - глядит, откуда ни возьмись, у самой норы щука
стоит и зубами хлопает. И тоже целый день его стерегла, словно видом его одним сыта
была. А он и щуку надул: не вышел из коры, да и шабаш.
И не раз, и не два это с ним случалось, а почесть что каждый день. И каждый день
он, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день восклицал: "Слава тебе, господи!
жив!"
Но этого мало: он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья.
Он рассуждал так: "Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и
окуни на нас, мелюзгу, не зарились. А хотя однажды он и попал было в уху, так и тут
нашелся старичок, который его вызволил! А нынче, как рыба-то в реках повывелась, и
пискари в честь попали. Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!"
И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все
дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина
не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется - только дрожит да одну
думу думает: "Слава богу! кажется, жив!"
Даже щуки, под конец, и те стали его хвалить: "Вот, кабы все так жили - то-то бы в
реке тихо было!" Да только они это нарочно говорили; думали, что он на похвалу-то
отрекомендуется - вот, мол, я! тут его и хлоп! Но он и на эту штуку не поддался, а еще раз
своею мудростью козни врагов победил.
Сколько прошло годов после ста лет - неизвестно, только стал премудрый пискарь
помирать. Лежит в норе и думает: "Слава богу, я своею смертью помираю, так же, как
умерли мать и отец". И вспомнились ему тут щучьи слова: "Вот, кабы все так жили, как
этот премудрый пискарь живет..." А ну-тка, в самом деле, что бы тогда было?
Приложение №2
Карточка «Закончи фразу».
1. Закончи предложение, дописав ряд качеств:
Качества человека, которые, по моему мнению, делают жизнь осмысленной и
полной: доброта, способность к состраданию, совесть, ум …
2. Подчеркните два основных качества, которыми обладаете Вы.