Автор: Попович Нинель Сулумбековна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Ларьянская школа - интернат"
Населённый пункт: п. Ларьян
Наименование материала: Доклад на тему: "Элементы проблемного обучения как основа формирования базовых учебных действий"
Тема: "Метод элементов проблемного обучения"
Раздел: среднее образование
«ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ
КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ
БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ.
ГКОУ ЛО «Ларьянская школа-интернат
Выполнила: учитель
Попович Нинель
Сулумбековна
Одним из методов повышения активной и самостоятельной
мыслительной деятельности учащихся является использование
элементов проблемного обучения.
Этот метод является основой развивающего обучения и любой
из его технологий.
Основные характеристики педагогических
технологий
Название
Цель
Сущность
Механизм
Проблемное
обучение
Развитие
познавательной
активности,
творческой
самостоятельности
обучающихся
Последовательное
и
целенаправленное
выдвижение перед
обучающимися
познавательных
задач, разрешая
которые обучаемые
активно усваивают
знания
Поисковые
методы;
постановка
познавательных
задач
Эффективность
урока во многом зависит от того ,
насколько активно дети участвуют
в учебном процессе.
Знания, полученные в результате активной познавательной
деятельности, как правило, оказываются более глубокими,
прочными и осознанными.
Доказано, что при постепенной и последовательно
осуществляемой активизации учебного процесса у
учеников коррекционной школы возникает стремление к
самостоятельной поисковой деятельности, которая
способствует более успешному усвоению знаний.
Технология проблемного обучения.
На современном уроке ключевым этапом является этап
мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми
такую проблему, которая интересна и значима для
каждого.
Процесс создания мотивации требует от педагога
особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть
и просчитать.
От ПРАВИЛЬНО СФОРМИРОВАННОЙ МОТИВАЦИИ
зависит результативность всего урока.
Правила создания проблемной
ситуации
Проблемные ситуации должны содержать
посильное познавательное затруднение.
Решение задачи, не содержащей
познавательного
затруднения, способствует только репродуктивному
мышлению и не позволяет достигать целей, которые
ставит перед собой проблемное обучение.
С другой стороны проблемная ситуация, имеющая
чрезмерную для учеников сложность, не имеет
существенных положительных последствий.
Озвуч
ив
ание проблемной ситуации (Обычно
формулируется в виде вопроса);
Порождение познавательного мотива (Принудительная
мотивация, заинтересованность);
Определение искомого ( Преобразовываем проблемную
ситуацию в задачу или серию задач);
Создаем противоречивую ситуацию, в которых имеются
противоположные позиции. (Развиваем продуктивное
мышление);
Разрешаем противоречия, выявляем стержень проблемы
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМОЙ…
Использование элементов проблемного обучения является
основой развивающего обучения .Основа метода –
постановка педагогом и решение учащимися проблемного
вопроса, проблемной задачи или проблемной ситуации.
Педагог в данном случае не информатор знаний, а
организатор поискового процесса, активизирующий
познавательную деятельность учащихся.
Проблемное обучение позволяет оптимально
активизировать познавательную деятельность у. о.
учащихся путем создания на уроке проблемных
ситуаций, решение которых осуществляется в процессе
учебно-поисковой и исследовательской деятельности.
… Ученик попадает в
ситуацию подобно
деятелю, решающему
определенную задачу или
проблему. Он постоянно
думает над ней и не
выходит из этого
состояния, пока её не
решит…
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ СВЯЗАНО С
ИССЛЕДОВАНИЕМ
Интерес – синоним
учебной мотивации
Преимущества проблемного обучения – большие
возможности для развития внимания,
наблюдательности, активизации мышления,
познавательной деятельности.
У
ч
и
м
с
я
а
б
с
т
р
а
г
и
р
о
ва
т
ь
с
я
,
р
а
з
в
и
в
а
е
м
в
о
о
б
р
а
ж
е
н
и
е
.
Проблемное обучение способствует решению
нестандартных задач. Обучающиеся усваивают новые
знания и приобретают навыки и умения творческой
деятельности.
Проверяем на практике
полученную информацию
…
o
С
о
з
д
а
в
а
я
п
р
о
б
л
е
м
н
у
ю
с
и
т
у
а
ц
и
ю,
у
ч
и
т
е
л
ь
у
ч
и
т
н
а
б
л
ю
д
а
т
ь
,
с
р
а
в
н
и
в
а
т
ь
,
д
е
л
а
т
ь
в
ы
в
о
д
ы
,
а
э
т
о
,
в
с
в
о
ю
о
ч
е
р
е
д
ь
,
с
п
о
с
о
б
с
т
в
у
е
т
п
о
д
в
е
д
е
н
и
ю
у
ч
а
щ
и
х
с
я
к
у
м
е
н
и
ю с
а
м
о
с
т
о
я
т
е
л
ь
н
о
д
о
б
ы
в
а
т
ь
з
н
а
н
и
я
,
а
н
е
п
ол
у
ч
а
т
ь
и
х
в
г
о
т
о
в
о
м
в
и
д
е
.
И
С
С
Л
Е
Д
О
В
А
Н
И
Е
Н
а
и
б
о
л
е
е
п
р
о
д
у
к
т
и
в
н
ы
м
и
и
н
т
е
р
е
с
н
ы
м
в
с
е
г
д
а
б
ы
л
о
и
б
у
д
е
т
с
о
з
д
а
н
и
е
п
р
о
б
л
е
м
н
о
й
с
и
т
у
а
ц
и
и
н
а
о
с
н
о
в
е
и
с
с
л
е
д
о
в
а
н
и
я
…
п
о
и
с
к
п
р
а
в
и
л
ь
н
о
г
о
о
т
в
е
т
а
.
Механизм поэтапной работы педагога и учащихся
при решении ПС индуктивным способом,
например, изучая тему
«Вода - растворитель некоторых веществ»,
заключается в следующем:
1.
Осознание наличия проблемной ситуации,
постановка проблемы.
Как влияет температура на
растворимость веществ в воде?
2.
Сбор фактов, выдвижение простейшей
гипотезы, планирование, проведение
экспериментов и наблюдений.
Сбор жизненно
–
бытовых
факторов, выдвижение гипотезы,
демонстрация опытов с холодной,
теплой и горячей водой.
3.
Обобщение полученных данных, выявление
закономерности
Растворимость воды повышается
с повышением температуры.
4.
Применение приобретенных знаний на
практике.
Как сделать чай менее сладким
Анализируем результаты наблюдения.
От индуктивного способа решения ПС
к дедуктивному.
К элементам проблемного обучения
можно отнести проблемные вопросы,
проблемное изложение материала
(проблематизация) и т.п…..
Ставить проблемные вопросы,
целесообразнее тогда, когда учитель
убедился, что у учеников имеются опорные
знания или необходимые жизненные
наблюдения.
В сотрудничестве с педагогом дети учатся строить
простейшие объяснительные гипотезы и модели.
ВЫЯВЛЯЕМ ПРИЧИННО-
СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
…Учитель формирует
проблему, ставит её
перед учащимися,
предлагает высказать
идеи для её
разрешения, создаёт
ситуацию успеха,
поощряя точку зрения
учащихся или
оригинальный
замысел…
Технология проблемного обучения
с использованием ИКТ.
П
о
с
т
а
но
в
к
у
п
р
об
ле
м
ы
д
о
л
ж
ны
б
ы
т
ь
в
к
л
ю
ч
ены
во
п
р
о
с
ы
т
в
о
р
ч
е
ск
о
г
о
х
а
ра
к
т
е
р
а
;
с
р
а
в
ни,
о
б
ъя
с
н
и
,
д
ок
а
ж
и
и
т
.
п
.
РЕАЛИЗУЕМ ПРИНЦИП ПРОБЛЕМНОСТИ :
1.
Вводим учащихся в
проблемную
ситуацию;
2.
2. Совместно ищем
выход из неё
Знания, полученные в результате решения проблемной
задачи,
твёрдо усваиваются, так как дети добывали их
самостоятельно,
а не получали в готовом виде. Проблемный материал
развивает
способность к анализу
( ребята лучше усваивают причинно-
следственные, хронологические и другие связи
), умение
аргументированно отстаивать свою точку зрения,
т.е. вести дискуссию.
Современный
урок
–
это
урок,
насыщенный
многообразием
учебных
ситуаций,
и
каждая
из
ни х
должна
вызывать
у
учащихся
вопросы
и
удивление.
Образцы заданий
П Р О Б Л Е М А