Напоминание

"Метод элементов проблемного обучения"


Автор: Попович Нинель Сулумбековна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Ларьянская школа - интернат"
Населённый пункт: п. Ларьян
Наименование материала: Доклад на тему: "Элементы проблемного обучения как основа формирования базовых учебных действий"
Тема: "Метод элементов проблемного обучения"
Раздел: среднее образование





Назад




«ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНОГО

ОБУЧЕНИЯ

КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ

БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ.

ГКОУ ЛО «Ларьянская школа-интернат

Выполнила: учитель

Попович Нинель

Сулумбековна

Одним из методов повышения активной и самостоятельной

мыслительной деятельности учащихся является использование

элементов проблемного обучения.

Этот метод является основой развивающего обучения и любой

из его технологий.

Основные характеристики педагогических

технологий

Название

Цель

Сущность

Механизм

Проблемное

обучение

Развитие

познавательной

активности,

творческой

самостоятельности

обучающихся

Последовательное

и

целенаправленное

выдвижение перед

обучающимися

познавательных

задач, разрешая

которые обучаемые

активно усваивают

знания

Поисковые

методы;

постановка

познавательных

задач

Эффективность

урока во многом зависит от того ,

насколько активно дети участвуют

в учебном процессе.

Знания, полученные в результате активной познавательной

деятельности, как правило, оказываются более глубокими,

прочными и осознанными.

Доказано, что при постепенной и последовательно

осуществляемой активизации учебного процесса у

учеников коррекционной школы возникает стремление к

самостоятельной поисковой деятельности, которая

способствует более успешному усвоению знаний.

Технология проблемного обучения.

На современном уроке ключевым этапом является этап

мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми

такую проблему, которая интересна и значима для

каждого.

Процесс создания мотивации требует от педагога

особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть

и просчитать.

От ПРАВИЛЬНО СФОРМИРОВАННОЙ МОТИВАЦИИ

зависит результативность всего урока.

Правила создания проблемной

ситуации

Проблемные ситуации должны содержать

посильное познавательное затруднение.

Решение задачи, не содержащей

познавательного

затруднения, способствует только репродуктивному

мышлению и не позволяет достигать целей, которые

ставит перед собой проблемное обучение.

С другой стороны проблемная ситуация, имеющая

чрезмерную для учеников сложность, не имеет

существенных положительных последствий.

Озвуч

ив

ание проблемной ситуации (Обычно

формулируется в виде вопроса);

Порождение познавательного мотива (Принудительная

мотивация, заинтересованность);

Определение искомого ( Преобразовываем проблемную

ситуацию в задачу или серию задач);

Создаем противоречивую ситуацию, в которых имеются

противоположные позиции. (Развиваем продуктивное

мышление);

Разрешаем противоречия, выявляем стержень проблемы

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМОЙ…

Использование элементов проблемного обучения является

основой развивающего обучения .Основа метода –

постановка педагогом и решение учащимися проблемного

вопроса, проблемной задачи или проблемной ситуации.

Педагог в данном случае не информатор знаний, а

организатор поискового процесса, активизирующий

познавательную деятельность учащихся.

Проблемное обучение позволяет оптимально

активизировать познавательную деятельность у. о.

учащихся путем создания на уроке проблемных

ситуаций, решение которых осуществляется в процессе

учебно-поисковой и исследовательской деятельности.

… Ученик попадает в

ситуацию подобно

деятелю, решающему

определенную задачу или

проблему. Он постоянно

думает над ней и не

выходит из этого

состояния, пока её не

решит…

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ СВЯЗАНО С

ИССЛЕДОВАНИЕМ

Интерес – синоним

учебной мотивации

Преимущества проблемного обучения – большие

возможности для развития внимания,

наблюдательности, активизации мышления,

познавательной деятельности.

У

ч

и

м

с

я

а

б

с

т

р

а

г

и

р

о

ва

т

ь

с

я

,

р

а

з

в

и

в

а

е

м

в

о

о

б

р

а

ж

е

н

и

е

.

Проблемное обучение способствует решению

нестандартных задач. Обучающиеся усваивают новые

знания и приобретают навыки и умения творческой

деятельности.

Проверяем на практике

полученную информацию

o

С

о

з

д

а

в

а

я

п

р

о

б

л

е

м

н

у

ю

с

и

т

у

а

ц

и

ю,

у

ч

и

т

е

л

ь

у

ч

и

т

н

а

б

л

ю

д

а

т

ь

,

с

р

а

в

н

и

в

а

т

ь

,

д

е

л

а

т

ь

в

ы

в

о

д

ы

,

а

э

т

о

,

в

с

в

о

ю

о

ч

е

р

е

д

ь

,

с

п

о

с

о

б

с

т

в

у

е

т

п

о

д

в

е

д

е

н

и

ю

у

ч

а

щ

и

х

с

я

к

у

м

е

н

и

ю с

а

м

о

с

т

о

я

т

е

л

ь

н

о

д

о

б

ы

в

а

т

ь

з

н

а

н

и

я

,

а

н

е

п

ол

у

ч

а

т

ь

и

х

в

г

о

т

о

в

о

м

в

и

д

е

.

И

С

С

Л

Е

Д

О

В

А

Н

И

Е

Н

а

и

б

о

л

е

е

п

р

о

д

у

к

т

и

в

н

ы

м

и

и

н

т

е

р

е

с

н

ы

м

в

с

е

г

д

а

б

ы

л

о

и

б

у

д

е

т

с

о

з

д

а

н

и

е

п

р

о

б

л

е

м

н

о

й

с

и

т

у

а

ц

и

и

н

а

о

с

н

о

в

е

и

с

с

л

е

д

о

в

а

н

и

я

п

о

и

с

к

п

р

а

в

и

л

ь

н

о

г

о

о

т

в

е

т

а

.

Механизм поэтапной работы педагога и учащихся

при решении ПС индуктивным способом,

например, изучая тему

«Вода - растворитель некоторых веществ»,

заключается в следующем:

1.

Осознание наличия проблемной ситуации,

постановка проблемы.

Как влияет температура на

растворимость веществ в воде?

2.

Сбор фактов, выдвижение простейшей

гипотезы, планирование, проведение

экспериментов и наблюдений.

Сбор жизненно

бытовых

факторов, выдвижение гипотезы,

демонстрация опытов с холодной,

теплой и горячей водой.

3.

Обобщение полученных данных, выявление

закономерности

Растворимость воды повышается

с повышением температуры.

4.

Применение приобретенных знаний на

практике.

Как сделать чай менее сладким

Анализируем результаты наблюдения.

От индуктивного способа решения ПС

к дедуктивному.

К элементам проблемного обучения

можно отнести проблемные вопросы,

проблемное изложение материала

(проблематизация) и т.п…..

Ставить проблемные вопросы,

целесообразнее тогда, когда учитель

убедился, что у учеников имеются опорные

знания или необходимые жизненные

наблюдения.

В сотрудничестве с педагогом дети учатся строить

простейшие объяснительные гипотезы и модели.

ВЫЯВЛЯЕМ ПРИЧИННО-

СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

…Учитель формирует

проблему, ставит её

перед учащимися,

предлагает высказать

идеи для её

разрешения, создаёт

ситуацию успеха,

поощряя точку зрения

учащихся или

оригинальный

замысел…

Технология проблемного обучения

с использованием ИКТ.

П

о

с

т

а

но

в

к

у

п

р

об

ле

м

ы

д

о

л

ж

ны

б

ы

т

ь

в

к

л

ю

ч

ены

во

п

р

о

с

ы

т

в

о

р

ч

е

ск

о

г

о

х

а

ра

к

т

е

р

а

;

с

р

а

в

ни,

о

б

ъя

с

н

и

,

д

ок

а

ж

и

и

т

.

п

.

РЕАЛИЗУЕМ ПРИНЦИП ПРОБЛЕМНОСТИ :

1.

Вводим учащихся в

проблемную

ситуацию;

2.

2. Совместно ищем

выход из неё

Знания, полученные в результате решения проблемной

задачи,

твёрдо усваиваются, так как дети добывали их

самостоятельно,

а не получали в готовом виде. Проблемный материал

развивает

способность к анализу

( ребята лучше усваивают причинно-

следственные, хронологические и другие связи

), умение

аргументированно отстаивать свою точку зрения,

т.е. вести дискуссию.

Современный

урок

это

урок,

насыщенный

многообразием

учебных

ситуаций,

и

каждая

из

ни х

должна

вызывать

у

учащихся

вопросы

и

удивление.

Образцы заданий

П Р О Б Л Е М А



В раздел образования