Автор: Панговская Инна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №40
Населённый пункт: города Иркутска
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Картотека игр для развития мелкой моторики у дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Картотека игр для развития мелкой
моторики у дошкольников.
«Рисование на песке (муке, манке)»
Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления,
ориентировки на плоскости, проекции.
Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с песком,
манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные
предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы,
любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко
можно всё исправить одним движением - разровнять.
«Весёлые клубочки»
Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток,
подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.
Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5
человек. 1). Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2).
Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям
выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее
перемотает клубок.
«Собери бусы»
Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной
формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному
обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение
следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков
пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур.
Ход игры: Игра проводится в различных вариантах: нанизывать
бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету;
чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку, исправь ошибку.
«Волшебные палочки».
Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление,
воображение, мелкую моторику, точность движений.
Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по
схематическому изображению.
Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.
«Сухой бассейн»
Цель: развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение
чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным
признакам, формирование основных сенсорных эталонов.
Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком,
пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные
предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки)
Ход игры: ребёнку предлагается найти мелкие предметы. Погружая
кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы) и
игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными,
а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-
либо предмет и называет его.
«Коробочка тактильных ощущений
Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки
планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение
выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем,
бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о
своих ощущениях (гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем
в мешочке находит схожие по тактильным ощущениям материалы.
«Черепашка»
Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные
виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость
пальцев, мелкую моторику детей.
Ход игры: Пособие предназначено для индивидуальной
деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках,
шнурках, липучках, замочках.
«Дидактическая игра с крышками»
Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать
координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.
Ход игры: Подбирать по цвету крышки, чередовать их в
определённой последовательности и накручивать.
«Игры с резинками»
Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения
действовать по образцу, воображения.
Ход игры: В начале игры мы проводим разминку - надеваем резинку
(для волос, офисную) на 2 пальчика, соединяем и раздвигаем
пальчики. Дети надевают резинки по цвету - "Цветные дорожки".
Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик -
окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка,
рыбка, геометрические фигуры и т.д.) Дети с удовольствием создают
картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые
картинки!
Игры с конструктором.
Цель: Учить конструировать из разнообразных конструкторов,
имеющих различные способы крепления, создавая из них
конструкции, как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои.
Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую
моторику пальцев рук.
«Игры с природным и бросовым материалом»
Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нервных
окончаний пальцев рук, развитие мелких движений пальцев рук,
умения сосредотачиваться, видеть границы форм и т.д.
Ход игры: детям предлагаются разнообразные природные материалы
(семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы,
шишки, другие семена растений и т.п.), бросовые материалы для
выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по
собственному замыслу ребёнка.
«Геометрическая мозаика»
Цель: знакомство, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой
моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по
образцу и в соответствии с собственным замыслом.
Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из
геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая
мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных
цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление,
мелкую моторику и связную речь.