Автор: Мисалёва Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Салаир Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: возможные нарушения письма у младших школьников
Раздел: начальное образование
Возможные
нарушения письма у школьников
младших классов
«Для грамотности мало того, чтобы человек знал
грамматические правила (а их множество),
но необходимо, чтоб он привык мгновенно выполнять их»
К. Д. Ушинский.
Почему одни дети с первого класса пишут грамотно, а другие делают
огромное количество ошибок в таких словах, где и ошибиться невозможно? В
тетради видим, на первый взгляд, невероятные ошибки: пропуски и
перестановки букв и слогов, слитное написание и разрыв слов, дети путают
звуки и буквы, сходные по звучанию, произношению и написанию.
Русский язык в начальной школе — центральный предмет, основа общего
образования. Важнейшей задачей учителя и родителей является развитие у
детей умения содержательно и грамотно выражать мысли в устной и
письменной форме.
Школьная неуспеваемость обусловлена целым рядом внутренних и внешних
факторов, в частности, недостаточной сформированностью отдельных систем
психики. Это не означает, что ребёнок обладает более низким интеллектом
или что он менее способный, чем его сверстники. Причина данного явления
кроется в индивидуальных особенностях развития головного мозга.
Специфика созревания головного мозга, а значит, и формирования психики,
заключается в различии темпов созревания отдельных структур. Эта
особенность развития мозга приводит к тому, что дети, поступающие в
школу, могут обладать разной степенью зрелости психических процессов.
Поэтому необходимо учитывать соответствие педагогических требований,
предъявляемых ребёнку, с его возможностями.
В последнее время возросло число детей, имеющих трудности в обучении.
Большинство неуспевающих школьников имеют неврологические симптомы,
свидетельствующие о неблагополучии в нервной системе. К таким
симптомам могут быть отнесены: расторможенность, гиперактивность,
неумение контролировать своё поведение, непослушание, недостаточность
внимания, несобранность, утомляемость, отвлекаемость, недостатки речевого
развития, а также моторная неловкость неуклюжесть, особенно в тонких
движениях кисти руки.
Такие симптомы известны, как минимальные мозговые дисфункции. Они
проявляются лишь при увеличении нагрузок на нервную систему, когда
ребёнок начинает учиться в школе. В основе минимальных мозговых
дисфункций лежат физиологические нарушения, к которым могут быть
отнесены точечные кровоизлияния или нарушения деятельности отдельных
групп клеток головного мозга. Причиной таких отклонений могут быть
различные травмы, осложнения беременности, нарушения в процессе родов,
генетическая предрасположенность, влияние экологической ситуации.
Нарушения речи у младших школьников многообразны по своим
проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие
затрагивают процессы фонематического развития и выражаются в
затруднениях звукового анализа. Существуют нарушения, охватывающие как
фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что
выражается в общем недоразвитии речи. Дети испытывают трудности при
продуцировании связных самостоятельных высказываний. Словарный запас
ограничен, отмечается недоразвитие лексико-грамматического строя речи,
функции словообразования и словоизменения сформированы недостаточно.
Недостатки речевого развития у школьников мешают усвоению смыслового
содержания учебного материала, ведут к появлению не только
дисграфических ошибок, но и к трудностям овладения орфографией.
Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв и
слогов в словах, в заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании
букв.
Ошибки делают все люди, но дети с дисграфией допускают много ошибок,
эти ошибки носят стойкий характер и плохо поддаются коррекции.
Устной речью ребёнок овладевает самостоятельно, по подражанию.
Письменная речь формируется на базе устной речи в процессе обучения.
Собственно письмо включает в себя ряд специальных операций:
• записываемое слово должно быть правильно услышано (необходимо
хорошее состояние фонематического слуха). А, если у ребенка, например при
родах было даже небольшое кровоизлияние в височном отделе мозга, то ему
будет сложно дифференцировать звуки речи (различать согласные звонкие —
глухие, мягкие — твёрдые, свистящие — шипящие).
• буква (или слог, или слово), которая записывается, должна быть
проговорена ребёнком. Для этого устная речь ребёнка не должна иметь
дефектов (нарушений звукопроизношения). Особенно важно проговаривание
речевого материала в 1 классе, когда идёт процесс освоения письменной
речи.
• таким образом: «услышал слово», «проговорил» — теперь идёт процесс
перевода фонемы в графические знаки - «буквы», с учётом
пространственного расположения их элементов. Ребёнок должен вспомнить и
узнать букву, соответствующую данному звуку. А все буквы состоят из
небольшого количества одинаковых элементов. У детей с нарушениями
оптико-пространственного гнозиса, зрительно-пространственной памяти,
оптико-пространственных представлений будут ошибки в написании сходных
букв (например, «П» — «Н», «и» — «у»).
• теперь букву надо записать, т.е. включается «моторика» — движение руки и
пальцев. Этот процесс очень сложный, т.к. включает в себя ещё две функции:
— кинестетические ощущения (ощущения в пространстве); — кинетические
ощущения (ощущения во времени). При нарушении деятельности теменных
отделов мозга возникают самые разнообразные нарушения почерка и
расположение букв вне строки.
• для нормального протекания процесса письма необходим центральный
языковой анализ и синтез, т.е. необходимо определить порядок звуков или
слогов в слове, место звука (буквы) в слове (позиционный анализ),
количество звуков в слове. Если эта функция у ребёнка не сформирована, то
будут наблюдаться следующие виды ошибок:
- пропуск гласных и согласных;
- перестановка слогов в слове;
- добавление букв или слогов;
- недописывание окончаний слов;
- слитное написание слов, предлогов со словами;
Мозг ребёнка очень восприимчив, пластичен поэтому, если где-то произошло
нарушение, то надо развивать компенсаторные возможности. То есть,
целенаправленно развивать у ребёнка те психические функции, которые
необходимы для нормального овладения процессом письма:
дифференцированное слуховое восприятие, пространственные
представления, зрительный анализ и синтез, исправлять дефекты устной
речи, обогащать словарный запас, заботиться о правильном формировании
грамматического строя речи.
Любой педагогический процесс – всегда процесс двусторонний. Его успех
одинаково зависит как от учителя, родителей , так и от ученика. Вместе с тем,
научить и сделать так, чтобы он захотел учиться – главная забота взрослых.
В заключение… Все мы разные и каждый вписывается в этот мир по-своему.
У ребенка нет нашего жизненного опыта, он только начинает учиться жить в
обществе. И поэтому, счастлив тот ребенок, учителя, наставники, родители
которого ищут, протаптывают для него ту единственную тропинку, которая
приведет его к цели. Это сложный путь для любого педагога, родителя, но
его итог - здоровье, успехи ребенка, его будущее.