Напоминание

возможные нарушения письма у младших школьников


Автор: Мисалёва Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Салаир Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: возможные нарушения письма у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Возможные

нарушения письма у школьников

младших классов

«Для грамотности мало того, чтобы человек знал

грамматические правила (а их множество),

но необходимо, чтоб он привык мгновенно выполнять их»

К. Д. Ушинский.

Почему одни дети с первого класса пишут грамотно, а другие делают

огромное количество ошибок в таких словах, где и ошибиться невозможно? В

тетради видим, на первый взгляд, невероятные ошибки: пропуски и

перестановки букв и слогов, слитное написание и разрыв слов, дети путают

звуки и буквы, сходные по звучанию, произношению и написанию.

Русский язык в начальной школе — центральный предмет, основа общего

образования. Важнейшей задачей учителя и родителей является развитие у

детей умения содержательно и грамотно выражать мысли в устной и

письменной форме.

Школьная неуспеваемость обусловлена целым рядом внутренних и внешних

факторов, в частности, недостаточной сформированностью отдельных систем

психики. Это не означает, что ребёнок обладает более низким интеллектом

или что он менее способный, чем его сверстники. Причина данного явления

кроется в индивидуальных особенностях развития головного мозга.

Специфика созревания головного мозга, а значит, и формирования психики,

заключается в различии темпов созревания отдельных структур. Эта

особенность развития мозга приводит к тому, что дети, поступающие в

школу, могут обладать разной степенью зрелости психических процессов.

Поэтому необходимо учитывать соответствие педагогических требований,

предъявляемых ребёнку, с его возможностями.

В последнее время возросло число детей, имеющих трудности в обучении.

Большинство неуспевающих школьников имеют неврологические симптомы,

свидетельствующие о неблагополучии в нервной системе. К таким

симптомам могут быть отнесены: расторможенность, гиперактивность,

неумение контролировать своё поведение, непослушание, недостаточность

внимания, несобранность, утомляемость, отвлекаемость, недостатки речевого

развития, а также моторная неловкость неуклюжесть, особенно в тонких

движениях кисти руки.

Такие симптомы известны, как минимальные мозговые дисфункции. Они

проявляются лишь при увеличении нагрузок на нервную систему, когда

ребёнок начинает учиться в школе. В основе минимальных мозговых

дисфункций лежат физиологические нарушения, к которым могут быть

отнесены точечные кровоизлияния или нарушения деятельности отдельных

групп клеток головного мозга. Причиной таких отклонений могут быть

различные травмы, осложнения беременности, нарушения в процессе родов,

генетическая предрасположенность, влияние экологической ситуации.

Нарушения речи у младших школьников многообразны по своим

проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие

затрагивают процессы фонематического развития и выражаются в

затруднениях звукового анализа. Существуют нарушения, охватывающие как

фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что

выражается в общем недоразвитии речи. Дети испытывают трудности при

продуцировании связных самостоятельных высказываний. Словарный запас

ограничен, отмечается недоразвитие лексико-грамматического строя речи,

функции словообразования и словоизменения сформированы недостаточно.

Недостатки речевого развития у школьников мешают усвоению смыслового

содержания учебного материала, ведут к появлению не только

дисграфических ошибок, но и к трудностям овладения орфографией.

Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв и

слогов в словах, в заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании

букв.

Ошибки делают все люди, но дети с дисграфией допускают много ошибок,

эти ошибки носят стойкий характер и плохо поддаются коррекции.

Устной речью ребёнок овладевает самостоятельно, по подражанию.

Письменная речь формируется на базе устной речи в процессе обучения.

Собственно письмо включает в себя ряд специальных операций:

• записываемое слово должно быть правильно услышано (необходимо

хорошее состояние фонематического слуха). А, если у ребенка, например при

родах было даже небольшое кровоизлияние в височном отделе мозга, то ему

будет сложно дифференцировать звуки речи (различать согласные звонкие —

глухие, мягкие — твёрдые, свистящие — шипящие).

• буква (или слог, или слово), которая записывается, должна быть

проговорена ребёнком. Для этого устная речь ребёнка не должна иметь

дефектов (нарушений звукопроизношения). Особенно важно проговаривание

речевого материала в 1 классе, когда идёт процесс освоения письменной

речи.

• таким образом: «услышал слово», «проговорил» — теперь идёт процесс

перевода фонемы в графические знаки - «буквы», с учётом

пространственного расположения их элементов. Ребёнок должен вспомнить и

узнать букву, соответствующую данному звуку. А все буквы состоят из

небольшого количества одинаковых элементов. У детей с нарушениями

оптико-пространственного гнозиса, зрительно-пространственной памяти,

оптико-пространственных представлений будут ошибки в написании сходных

букв (например, «П» — «Н», «и» — «у»).

• теперь букву надо записать, т.е. включается «моторика» — движение руки и

пальцев. Этот процесс очень сложный, т.к. включает в себя ещё две функции:

— кинестетические ощущения (ощущения в пространстве); — кинетические

ощущения (ощущения во времени). При нарушении деятельности теменных

отделов мозга возникают самые разнообразные нарушения почерка и

расположение букв вне строки.

• для нормального протекания процесса письма необходим центральный

языковой анализ и синтез, т.е. необходимо определить порядок звуков или

слогов в слове, место звука (буквы) в слове (позиционный анализ),

количество звуков в слове. Если эта функция у ребёнка не сформирована, то

будут наблюдаться следующие виды ошибок:

- пропуск гласных и согласных;

- перестановка слогов в слове;

- добавление букв или слогов;

- недописывание окончаний слов;

- слитное написание слов, предлогов со словами;

Мозг ребёнка очень восприимчив, пластичен поэтому, если где-то произошло

нарушение, то надо развивать компенсаторные возможности. То есть,

целенаправленно развивать у ребёнка те психические функции, которые

необходимы для нормального овладения процессом письма:

дифференцированное слуховое восприятие, пространственные

представления, зрительный анализ и синтез, исправлять дефекты устной

речи, обогащать словарный запас, заботиться о правильном формировании

грамматического строя речи.

Любой педагогический процесс – всегда процесс двусторонний. Его успех

одинаково зависит как от учителя, родителей , так и от ученика. Вместе с тем,

научить и сделать так, чтобы он захотел учиться – главная забота взрослых.

В заключение… Все мы разные и каждый вписывается в этот мир по-своему.

У ребенка нет нашего жизненного опыта, он только начинает учиться жить в

обществе. И поэтому, счастлив тот ребенок, учителя, наставники, родители

которого ищут, протаптывают для него ту единственную тропинку, которая

приведет его к цели. Это сложный путь для любого педагога, родителя, но

его итог - здоровье, успехи ребенка, его будущее.



В раздел образования