Автор: Новоселов Андрей Юрьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ школа 1591
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Психоэмоциональные состояния учащихся на уроках физической культуры и способы их контроля.
Раздел: среднее образование
Психоэмоциональные состояния учащихся на уроках
физической культуры и способы их контроля.
Эмоции
являются
неотъемлемой
частью
детской
психологии,
они
оказывают большое влияние на преобладающую часть психики ребенка или
подростка. Эмоциональные
состояния
или
эмоции
представляют
собой
сложные и богатые реакции человека на внешние стимулы, классификацию и
функции эмоций модно осуществлять на основе разных подходов, одним из
которых
является
информационная
концепция
эмоций
П.В.
Симонова,
которая относится к разряду когнитивистких теорий. В соответствии с этой
теорией
эмоциональные
состояния
определяются
качеством
и
интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он
даёт для вероятности её удовлетворения и оценку этой вероятности человек
производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального
опыта,
непроизвольно
сопоставляя
информацию
о
средствах,
времени,
ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности,
с информацией, поступившей в данный момент. Изменения частоты дыхания
и биений сердца, изменения в мимике и пантомимике, в движениях, жестах,
позах
тела,
интонации
речи
и
т.д.
могут
служить
своеобразными
индикаторами
эмоциональных
состояний.
В
состоянии
удовольствия
н а б л юд а е т с я
в о з р а с т а н и е
ч а с т о т ы
и
а м п л и т уд ы
д ы х а н и я .
Неудовлетворенность
вызывает
уменьшение
того
и
другого;
дыхание
в
возбужденном состоянии становится частым и глубоким; в напряженном -
замедленным и слабым; тревожном - убыстренным и слабым; в состоянии
страха
-
резко
замедленным,
а
при
неожиданном
удивлении
дыхание
мгновенно становится частым, но сохраняет нормальную амплитуду.
Информативным показателем эмоционального состояния человека служат
его
целенаправленные
движения
или
действия
(по
уверенности
и
отчетливости действий можно судить об утомлении или бодрости). Мимика
так
же
выражает
тонкие
оттенки
переживаний.
Интонации
речи
свидетельствуют о психоэмоциональном статусе говорящего.
В настоящее время проблема охраны психического и физического здоровья
детей и подростков представляется актуальной в связи с преобразованиями
системы
школьного
образования,
интенсификацией
процесса
обучения,
у в е л и ч е н и е м
о б щ е й
ко г н и т и в н о й
н а г р у з к и .
Н а р у ш е н н о е
психоэмоциональное
равновесие
в
поведении
детей
-
тревожность,
агрессивность, ссоры, конфликтность, обидчивость, ревность - очевидная
реальность
современной
школы,
фон
ее
учебного
процесса.
Высокие
психоэмоциональные
нагрузки
в
современной школе
зачастую
оказывает
негативное воздействие на ослабленный организм детей. Условия школьной
жизни
являются
основным
фактором,
формирующим
здоровье
детей,
состоящий
в
том,
что
«в
специализированных
школах,
гимназиях
с
углубленным
изучением
ряда
предметов
и,
соответственно,
с
большей
нагрузкой на организм, состояние здоровья детей, как правило, хуже, чем в
обычных
школах.
Такие
влияния
снижают
не
только
качество
учебного
процесса, но и крайне негативно сказываются на качестве жизни детского
населения.
Проблема возбуждения и подержания положительных эмоций на занятиях
физической культурой по-прежнему остается одной из самых
неразработанных в теории и методике физического воспитания. Различные
факторы определяют эмоциональное состояние ребенка: исходное
психическое состояние, темперамент и акцентуации характера,
взаимоотношения с одноклассниками, успеваемость и мотивы обучения,
другие факторы, которые могут быть опосредованными и бессознательными.
Часто педагог не может повлиять или изменить многие из этих факторов, но
при этом, преподаватель может научить ребенка переключать внимание с
одного события на другое, помочь ему справиться с одолевающими
эмоциями, создать условия для устранения негативных влияний, помочь
разделить с ребенком его переживания, проявить к нему сочувствие и участие
в ходе учебного занятия. Такие общепедагогические компетенции
преподавателя физической культуры способствуют благоприятному
эмоциональному фону проведения уроков, помогают преодолевать трудности
в обучении, получать радость от учебного процесса.
При проведении урока физической культуры необходимо учитывать
ведущий вид деятельности, сенситивность периодов развития физических
качеств
и
координационных
способностей,
половые
и
индивидуальные
различия групп детей различного возраста. Без учета этих особенностей
невозможно эффективное освоение программного материала,
овладение
необходимыми
навыками
и
умениями
в
процессе
обучения
на
уроке
физической культуры.
Одной из превалирующих задач преподавателя физической культуры во
время проведения урока является установление и поддержание позитивного
настроения учеников. «Однако радость на уроке – это не только и не столько
веселье,
сколько
радость
труда,
учения»
и
как
написал
однажды
К.Д.
Ушинский урок не должен превращаться в балаган, а должен для учеников
становится привлекательным, когда они с удовольствием двигаются, играют,
соревнуются, осознают результаты своей двигательной активности, получают
учительское одобрение и поощрение.
Эмоциональные состояния учащихся на уроках физической культуры.
Эмоциональное состояние - это пакет
из
двух
последних
составляющих:
быстрые движения от одного функционального состояния к другому (или
между
ними)
и
переживания
этих
движений.
Это эмоции
за
вычетом
выразительных
движений. Переживание
тех
или
иных
чувств
человеком
образует эмоциональное состояние, окрашивающее на определенное время
психические процессы и поведение человека.
Эмоции (вернее
их видимое проявление ) могут
рассказать в каком
состояние
находиться
ребёнок.
Если
педагог
научиться
понимать
их
внешние
проявления,
то
сможет
правильно
понимать
состояния
детей.
Достаточно
воспитателю
научиться
их
правильно
читать,
и
можно
быть
почти уверенным, что он правильно распознает состояние ребенка. Внешнее
выражение эмоциональных состояний — экспрессия. Мимика и поза, жесты
и движения, интонация и темп речи расскажут воспитателю о внутреннем
состоянии ученика. Немного поупражнявшись, даже начинающий педагог без
труда узнает, что выражает мимика ребенка — радость или печаль, страх или
гнев, удивление или безразличие. Но первое, на что обычно обращается
внимание, — это общее состояние ребенка: возбужденное, нормальное или
угнетенное.
Хорошо
известны признаки
возбуждения:
высокий,
пронзительный,
зычный
или дрожащий
голос,
свидетельствующий
о
волнении, смена скорости и темпа речи, потеря пауз, разрыв слов. Забывание
того, что хотел сказать, свидетельствуют о тревоге и растерянности. Мимика
и
речь,
интонация
дополняются
жестами,
позами,
состоянием
одежды.
Непринужденная
поза
свидетельствует
об
уравновешенном
состоянии,
напряженная выдает волнение.
Учитель
моментально
схватывает,
объединяет
и
осмысливает
все
увиденное. Связывая звенья поступков, выражений, эмоций ребенка в единое
целое, он понимает и объясняет себе его внутреннее состояние, его мотивы,
позицию, духовно-культурный потенциал, способности и возможности. Но
этого недостаточно. Если учитель сделает совершенно правильные выводы,
безошибочно распознает внутреннее состояние ребенка, но останется при
этом
посторонним
наблюдателем,
регистратором
событий,
то
он
мало
поможет ребенку.
Эмпатия, готовность сопереживать и прийти на помощь,
принять воспитанника со всеми его недостатками — естественный порыв
души педагога-гуманиста.
Физическая активность и спортивная деятельность, безусловно, являются
важными процессами, влияющими на формирование, развитие, поддержание
и сохранение здоровья человека. Выявлено положительное влияние щадящих
условий
применения
дифференцированных
физических
нагрузок
на
проявление
качеств
и
свойств
личности:
самообладание,
саморегуляция,
эмоциональная
устойчивость
и
работоспособность.
Учащиеся
среднего
школьного
возраста
отличаются
повышенной
эмоциональностью.
Их
восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность окрашены
сильными переживаниями. Дети еще не умеют сдерживать свои чувства,
контролировать их проявление. Они очень непосредственны и откровенны в
выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.
В сочетании с условиями спортивной деятельности возрастные страхи могут
усилиться
или
трансформироваться.
Младшие
школьники
отличаются
большой
эмоциональной
неустойчивостью,
частой
сменой
настроений,
склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости,
горя, гнева, страха. И только с годами развивается способность регулировать
свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Чувства ребенка не
контролируются разумом. Установлено, что он понимает только те чувства,
которые переживает сам. Чужие переживания ему неведомы. Поэтому наши
увещевания — а что бы ты чувствовал на месте обиженного товарища? —
мало помогают. Нужно дать ребенку возможность самому пережить страх,
позор, унижение, радость, боль — лишь тогда он поймет, что это такое.
Лучше,
если
это
произойдет
в
специально
созданной
ситуации
и
под
контролем
взрослых.
Искусственно
ограждать
ребенка
от
переживаний,
неприятностей нельзя. Жизнь сурова, законы ее изменить нельзя, а поэтому и
готовиться к ней
нужно
по-настоящему. При обучении одного и того же
человека в школе и вузе слабая преемственность между средней и высшей
школой, своеобразие методики и организации учебного процесса в вузе,
большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы
вызывают
большое
эмоциональное
напряжение.
Успешное
преодоление
внешних
и
внутренних
препятствий
требует
обязательной
мобилизации
психических
качеств,
а
также
их
развитие
и
самосовершенствование.
Психофизическая же подготовленность во многом обеспечивает физическое и
психическое здоровье человека.
Психоэмоциональные состояния
имеют рефлекторную природу, но
большинство
из
них
условно-рефлекторного
происхождения.
Основу
психических
и
психоэмоциональных
состояний
составляет
определенное
соотношений
нервных
процессов
(от
эпизодического
до
устойчивого,
типичного для данного человека) в коре головного мозга. Под влиянием
совокупности
внешних
и
внутренних
раздражителей
возникает
определенный
общий
тонус
коры,
ее
функциональный
уровень.
Физиологические состояния коры получили название фазовых состояний.
После
прекращения
действий
раздражителей,
вызвавших
то
или
иное
состояние,
оно
сохраняется
еще
некоторое
время
или
воздействует
на
образование новых или актуализацию старых условно-рефлекторных связей в
коре
больших
полушарий
головного
мозга.
Эти
состояния
коры
в
свою
очередь могут быть условными раздражителями, сигнализирующими о каких
либо
изменениях,
важных
для
приспособления
организма
к
среде
и
в
последующем
в
аналогичных
ситуациях
ускоряют
адаптацию
психики
к
нерядовым условиям (Е.П. Ильин, 2005).
Психические состояния внешне проявляются в изменении дыхания и
кровообращения,
в
мимике,
пантомимике,
движениях,
же ст ах,
интонационных
особенностях
речи
и
т.д.
Так
в
состоянии
удовольствия
н а б л юд а е т с я
у в е л и ч е н и е
ч а с т о т ы
и
а м п л и т уд ы
д ы х а н и я ,
неудовлетворенность
вызывает
уменьшение
того
и
другого;
дыхание
в
возбужденном состоянии становится частым и глубоким; в напряженном -
замедленным и слабым; тревожном - убыстренным и слабым; в состоянии
страха
-
резко
замедленным,
а
при
неожиданном
удивлении
дыхание
мгновенно
становится
частым,
но
сохраняет
нормальную
амплитуду.
В
возбужденном
состоянии
или
состоянии
напряженного
ожидания
(часто
вызванных
ситуациями
экстремального
характера)
может
повышаться
частота
и
сила
пульса,
величина
кровяного
давления
в
очень
широком
диапазоне
(в
зависимости
от
силы
воздействия
возникшей
ситуации
на
сотрудника).
Изменение
кровообращения
обычно
сопровождается
побледнением или покраснением тела человека. Показателем того в каком
психоэмоциональном состоянии находится личность может служить то, как
человек себя ведёт или по движениям его тела (если мы видим, что ребёнок
вял или у него появилась неуверенность, мы определяем что он утомлён, если
мы видим, что он на подъёме энергии и резковат, то мы можем быть уверены,
что он испытывает бодрость). (Зачастую мимика детей может рассказать нам
о многом и понять какие чувства они могут испытывать, улавливая различные
оттенки чувств, которые у них внутри). Нередко по тому, какой у него голос
можно получить представление того, что он испытывает в данный момент, и
в каком эмоциональном состоянии он находиться.
Психоэмоциональные состояния представляют собой сложные, целостные,
динамические
образования,
во
многом
определяющие
своеобразие
всей
психической
деятельности
(протекание
процессов,
проявление
свойств)
личности
на
данном
отрезке
времени.
Представления
о
«психическом
состоянии» тесно взаимосвязаны с понятием «Функциональное состояние»,
где
мы
придерживаемся
следующего
определения
–
функциональное
состояние: интегральный комплекс наличных характеристик тех качеств и
свойств организма, которые прямо или косвенно определяют деятельность
человека. Собственно понятия «психическое состояние» и «функциональное
состояние» невозможно рассматривать без такого феномена, как адаптация
организма
и
психики
человека
к
условиям
внешних
и
внутренних
воздействий.
Психоэмоциональные
состояния
обладают
некоторым
рядом
свойственных им особенностям: один из них - целостность. Не смотря на то,
что эти состояния в большей степени относят к конкретному направлению
психики
:познавательная,
эмоциональная
или
волевая,
они
определяют
психоэмоциональную функцию в основном за определённый, конкретный
временной срок.
Подвижность
и
относительная
стабильность.
Психоэмоциональные
состояния могут изменяться и иметь как начальную, конечную фазу, так и
свойственную
динамику
изменений,
зависящую
как
от
внешних,
так
и
внутренних
факторов.
(Тем
не
менее
они
имеют
свойство
быть
непостоянными в отличии от определённых качеств личности учащихся, не
смотря
на
это
они
имеют
большую
устойчивость,
да
и
измеряются
относительно
большими
временными
интервалами
в
отличии
от
психологических
макро
и
микропроцессов.
Прямая
и
непосредственная
взаимосвязь
с
психическими
процессами
и
свойствами
личности.
В
структуре
психики
психоэмоциональные
состояния
располагаются
между
процессами
и
свойствами
личности.
Они
возникают
в
результате
отражательной деятельности мозга. Но раз возникнув, психоэмоциональные
состояния, с одной стороны, влияют на психические процессы (определяют
тонус
и
темп
отражательной
деятельности,
избирательность
ощущений,
восприятий,
продуктивность
мышления
личности
и
т.д.),
с
другой
-
представляют собой «строительный материал» для формирования свойств
личности.
Психоэмоциональные
состояния
служат
фоном,
который
способствует
проявлению
особенностей
личности
или
маскировке
их.
Например,
состояние
ожидания
сдачи
нормативов,
испытываемое
отдельными
учащимися
в
предзачётных
условиях,
испытываемое
отдельными сотрудниками в предбоевых условиях, характеризуется в области
ощущений и восприятий, памяти и мышления, неупорядоченности волевой
активности,
не
свойственной
им
в
обычных
условиях.
Одновременно
психические
состояния
испытывают
на
себе
влияние
предшествующих
состояний и свойств личности.
Индивидуальное
своеобразие
и
типичность.
Психоэмоциональные
состояния каждого человека своеобразны, поскольку неразрывно связаны с
индивидуальными особенностями личности, ее нравственными и другими
чертами.
Так
бойцу
с
сангвинистическим
темпераментом
свойственно
большей частью преувеличивать успехи и истолковывать все в ярком свете,
потому
что
типичным
для
него
является
приподнятое
состояние.
Черты
личности
и
переживаемые
психоэмоциональные
состояния
не
всегда,
но
часто
соответствуют
друг
другу.
То,
что
принимается
иногда
за
черту
личности,
оказывается
нетипичным
для
данного
человека,
временным
состоянием. Например, подавленность может быть не только устойчивой
чертой
личности
меланхолического
темперамента,
но
и
проявляться
как
состояние, вызванное у ученика неприятностями по учебе или в семье.
Существует
невероятное
множество
состояний
лично сти
психоэмоционального характера. Судить об этом позволяет даже не полный
их перечень: удивление и недоумение, растерянность и сосредоточенность,
надежда и безнадежность, уныние и бодрость, подъем и возбужденность,
нерешительность
и
решительность,
напряженность
и
спокойствие
и
т.п.
Например
полярность,
когда
каждому
состоянию
соответствует
противоположное. Так активности противостоит пассивность, уверенности -
неуверенность,
решительности
-
нерешительность.
Полярно сть
психоэмоциональных
состояний,
быстрый
переход
человека
из
одного
состояния
в
противоположное
особенно
ярко
проявляется
в
необычных
(экстремальных) ситуациях, например при участии в ситуациях связанных с
применением
огнестрельного
оружия.
Перечисленные
составляющие
признаков психэмоциональной сферы есть у каждого из людей.
Психоэмоциональные состояния разделяют по нескольким группам, а
именно: на то,
которое оптимально,
может быть возбужденным или в
состоянии депрессии. На данный момент существуют такие состояния как
активное и пассивное; творческое и репродуктивное; парциальное и общее
состояние;
состояния,
вызываемые
избирательным
возбуждением
и
торможением в коре и подкорке головного мозга (активность подкорки и
приторможенность
коры
порождает
истерическое
состояние,
и,
наоборот,
торможение подкорки при возбуждении коры - астеническое и т.п.).
По чисто психологическому признаку психоэмоциональные состояния
классифицируются
на
интеллектуальные,
волевые
и
комбинированные.
В
зависимости
от
рода
занятий
личности
состояния
делят
на
состояния
в
боевой, учебной, трудовой, спортивной и других видах деятельности.
По роли в структуре личности состояния могут быть ситуативными,
личностными и групповыми. Ситуативные состояния выражают особенности
ситуации,
вызвавшей
у
человека
нехарактерные
для
его
психической
деятельности реакции. Личностными и коллективными (у ряда авторов -
групповыми)
являются
состояния,
типичные,
присущие
данному
конкретному человеку или же коллективу.
По
глубине
переживаний
различают
-
глубокие
и
поверхностные.
Например, страсть более глубокое состояние, чем настроение. По характеру
влияния на личность, состояния делят на положительные и отрицательные.
Отрицательно
действующие
на
человека
и
коллектив
состояния
нередко
бывают
причиной
возникновения
психологического
барьера
между
учащимися,
один
из
которых
нарушил
определенные
нормы
права,
в
отношении которого проводится воспитательно-разъяснительная работа. В
таком случае воспитательные меры оказываются малоэффективными или
вообще
безрезультатными.
В
то
же
время
состояния,
положительно
влияющие на психическую деятельность, повышают эффект воздействия. По
длительности
протекания
состояния
бывают
продолжительными
и
кратковременными. По степени осознанности состояния могут быть более
или менее осознанными.
Психологические исследования влияния физических нагрузок на психику,
которые
выполнялись
иностранными
авторами,
показали
наличие
положительных
изменений
в
психологической
сфере,
и
утверждается
о
снижении уровня депрессии у лиц, выполнявших физические нагрузки, хотя
и
без
указания
какой
они
были
интенсивности
и
продолжительности.
Результаты
исследования
показали,
что
пребывание
в
спортивной
среде,
перенесение всех радостей побед и горечи поражений, влияет на отношение
спортсменов к жизненным ценностям.
Приёмы регулирования эмоционального состояния учащихся на уроках ФК.
Общеизвестно, что предмет «Физическая культура» нацелен на укрепление и
формирование физического здоровья школьников. Однако, его роль велика и
в развитии и формировании психического компонента здоровья, развития
психоэмоциональной
сферы
школьников. Физическая
культура
как
составляющая школьной программы хорошо компенсирует отрицательное
влияние интенсификации учебного процесса: возрастающее переутомление,
возникающую
хроническую
усталость,
гиподинамию,
уменьшение
д в и г ат е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и ,
ч то
в
с в о ю
оч е р ед ь
в ы з ы в а е т
психоэмоциональные
нарушения
и
стрессы.
В
связи
с
этим
актуальным
направлением педагогической науки и практики являются вопросы обучения
школьников
приемам
регулирования
психоэмоционального
состояния.
Решить
данную
проблему
возможно
с
помощью
занятий
физической
культурой,
например:
дыхательных
упражнений,
ролевой,
игровой
деятельности,
снижающих
стресс,
помогающих
приобрести
уверенность,
снять нервное напряжение, подтверждением этому являются исследования
В.И. Ляха, А. П. Матвеева, Н. К. Смирнова и других ученых, изучающих
вопросы
физического
воспитания
и
организации
здоровьесберегающего
образовательного пространства. Если при проведении занятий с детьми
школьного возраста использовать адекватные их возрастным особенностям
психолого-педагогические
средства,
создающие
и
поддерживающие
позитивный
эмоциональный
фон
занятий,
насыщать
их
двигательное
содержание
функционально
разнообразными
упражнениями
и
двигательными
заданиями,
а
также
давать
детям
информацию
о
пользе
двигательной активности для полноценного физического развития человека,
то такой комплекс воздействий позволит сформировать у детей устойчивый
интерес к систематической двигательной активности и занятиям спортом.
Тем
самым
создавая
благоприятную
атмосферу.
Многочисленные
исследования
доказали
особую
роль
движений
для
жизнедеятельности
организма,
совершенствования
основных
его
функций.
Чем
активнее
вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое,
умственное развитие, крепче здоровье. Средства физической культуры могут
быть
использованы
для
развития
эмоциональной
устойчиво сти
дошкольников.
Практическая
направленность
уроков,
занятий
позволяет
учителям
создавать
условия
для
формирования
у
детей
самостоятельности
выбора
действия, способа добывания информации, самоконтроля, саморегуляции,
адекватной
самооценки,
умения
сотрудничать,
реализации
жизненных
проектов
учащихся.
Одним
из
существенных
показателей
эффективности
обучения
признается
формирование
регулятивных
действий.
Важным
регулятивным
действием
является
саморегуляция
эмоционального
и
физического
состояния
учащихся.
Уроки
физической
культуры
являются
предметным
полем
для
развития
и
отслеживания
уровня
саморегуляции
эмоциональных
состояний
учащихся.
В
процессе
сопряженного
психофизического воздействия двигательная активность включает в себя не
только освоение того или иного движения и навыка, но и познавательный, и
личностный аспекты, а психологическая атмосфера занятий способствует
развитию уверенности в себе, ощущению «чувства локтя», оптимизма.
При проведении урока, необходимо не только способствовать тому, чтобы
физические
упражнения
благоприятно
воздействовали
на
физическое
и
эмоциональное состояние детей, необходимо чтобы дети знали о механизмах
такого
действия. В
соответствии
с
поставленной
целью
и
задачами
педагогической
деятельности
в
рамках
представляемого
опыта
мной
используются
разнообразные
формы,
методы
и
средства
учебно-
воспитательной
работы. Умение
регулировать
свое
психоэмоциональное
состояние
и
применять
это
на
практике,
сможет
помочь
преодолевать
физическую
усталость,
нервное
перенапряжение
и
другие
неприятные
факторы.
Развивать
психоэмоциональные
качества
учащихся
можно
на
общешкольных
занятиях
(уроки),
во
время
занятий
в
дополнительном
школьном образовании, также в перерывах на, во время и между уроками
(физкультминутки,
физкультпаузы). Сильный
эмоциональный
отклик
у
учащихся
вызывает
игра
и
соревнование.
Однако
нередко
возникают
настолько
сильные
эмоции,
что
выполнение
учебных
задач
становится
невозможным, так как дети теряют контроль над своим поведением, шумят,
не слушают команд учителя, а сильные эмоциональные переживания долго
затухают после окончания игры, не дают сосредоточиться на новом задании,
даваемом
учителем,
отчего
использование
игрового
и
соревновательного
методов требует определенной формы, места и меры на уроке физической
культуры.
Игра,
являясь
составляющей
здорового
развития
ребенка,
помогает
ему
раскрепоститься
и
постепенно
справиться
с
трудностями,
которые на данный момент кажутся ему неразрешимыми (например, «игра в
соревнование),
а
использование
психотехнических
игр
и
упражнений
с
учетом возраста , с одной стороны, удовлетворяет их потребность в игре и, с
другой, – служит актуализации и развитию соответствующих психических
функций, коррекции психического состояния. Игры и упражнения являются
«универсальным»
психологическим
инструментом
в
работе
младшего
школьного, подросткового и юношеского возраста и могут способствовать
развитию показателей основных познавательных процессов, способности к
саморегуляции
неблагоприятных
психических
состояний,
налаживанию,
поддержанию
и
коррекции
межличностных
отношений
в
команде
(спортивной группе, классе) при систематическом применении, а также могут
решать задачу снижения субъективного состояния усталости и формирования
и поддержания мотивации.
Хорошие
результаты
в
повышении
эмоциональности
урока
дает
использование музыкального сопровождения на уроке (звукозаписи). Она
оказывает сильное воздействие на личность в первую очередь как фактор для
регулирования эмоций в положительную сторону( для этого нужно подбирать
соответствующую
обстановке
и
ритму
звуковое
сопровождение).
Музыкальное сопровождение движений эмоционально обогащает детей, дает
возможность полнее понять движение и лучше его выполнять, т.к. средства
музыкальной
выразительности
(сила
звука,
темп,
ритм
и
др.)
вызывают
ответные оттенки реакций в движениях. Также повлиять на эмоции ребенка и
его желание двигаться может, конечно же, среда, в которую входят и яркий
спортивный
инвентарь
(мячи,
скакалки,
обручи,
кубы),
и
инвентарь,
созданный
руками
родителей
(различное
нестандартное
оборудование),
и
яркие
плакаты.
Погружаясь
в
обстановку
убранства,
ребенок
старается
выполнить упражнение на гораздо более высоком уровне, на эмоциональном
подъеме.
В
школьной
программе
по
физическому
воспитанию
есть
много
упражнений, выполнение которых вынуждает преодолевать тревогу. Среди
них можно выделить акробатические упражнения, опорные прыжки, полосу
препятствий. Эти упражнения выполняются с предельным усилием воли.
Здесь тревога умеренной силы хорошо «подстегивает ученика, не умеющего
работать на пределе своих возможностей. Всесторонне физическое развитие
является хорошей основой для волевого воспитания.
Содействие положительных предпосылок развития эмоциональных и
физических
сторон
совершенствования
детей
можно
осуществлять
через
создание
на самих уроках позитивного отношения к самому учебному
процессу. Состояние физического самовоспитания характеризует готовность
занимающихся к творческой деятельности в условиях ситуационной игры,
что, в свою очередь, обуславливает своевременность и качество исполнения
своих
действий.
Интеллектуальная
активность
в
ситуациях
игрового
взаимодействия
обусловлена
состоянием
физического
самовоспитания,
системные
элементы
которого
характеризуют
предрасположенность
занимающихся к решению игровых задач разного уровня.
Нужно учитывать что у детей допускаются некоторая степень страха и это
надо учитывать при проведении уроков в физкультурной практике. Как писал
А.И. Белоусов дети должны учится на уроках преодолевать свои страхи, (как
с помощью педагогов, так и без) и развивать морально-волевые качества, а
мы
должны
способствовать
им
в
их
приодолении. Полезным
является
овладение
умением
применять
на
занятиях
паузы
на
расслабление
и
мобилизацию, на периодическое расслабление во время занятий, при этом
расслабление не должно быть очень глубоким, так как оно может оказать
нерегулируемое
влияние
на
вегетативную
систему,
использование
такого
подхода
позволяет,
во-первых,
избавить
учащихся
от
возникновения
неприятных
ощущений
(головокружение,
покалывание),
во-вторых,
снять
внутреннее сопротивление, которое возникает в этом возрасте у детей и
подростков
при
навязывании
внешних
воздействий,
что,
тем
самым,
позволяет
ненавязчиво
переходить
к
самовнушению
для
решения
поставленных задач.
На психоэмоциональное состояние занимающихся может повлиять:
однократное
проведение
сеанса
антистрессовой
релаксации
снижает
проявления острого стресса и тревоги, что сопровождается статистически
д о с т о в е р н ы м
п о в ы ш е н и е м
у р о в н я
о б щ е го
с а м оч у в с т в и я
и
работоспособности.
Также
одним
из
действенных
способов
могут
быть
дыхательные
упражнения
или
другие
связанные
с
урегулированием
и
восстановлением дыхания упражнения; дыхание является функцией наиболее
доступной произвольному управлению в широких пределах, а дыхательная
система занимает центральное положение среди основных гомеостатических
структур организма.
Что касается характеристики психоэмоциональной сферы школьников, то
все они отмечают подъем настроения от занятий физической культурой,
чувство
бодрости,
прилив
сил
и
желание
заниматься
еще
и
еще.
Это
подтверждает,
что
физкультура
приносит
и
глубокое
эстетическое
удовлетворение. Человек, который хорошо выполняет упражнения (особенно
под музыку, как бы танцуя), испытывает неповторимое ощущение от умения
владеть своим телом, от свободы и легкости своих движений, его радуют их
точность,
красота
и
пластичность.
Все
это
само
по
себе
уже
служит
источником эстетического удовлетворения и творческого начала в человеке.
Основные
приемы для регулирования психоэмоциональных состояний
Чтобы
применять
определённый
прием
для
р е г ул и р о ва н и я
психоэмоционального состояния обучаемых мы не должны забывать, что
надо
учитывать
индивидуальные
особенности
обучаемых,
их
черты,
свойственный
только
им
характер
и
индивидуальность
в
физиологии
и
морфологии
личности
каждого
ребёнка
в
часности
помня
что
нет
универсальных методов регулировки психоэмоциональных состояний и их
подбор индивидуален и что может зависить не только от внутренних но и
внешних обстоятельств, которые присутствуют в данный момент времени в
данном месте, но мы можем посоветовать дав рекомендации на некоторые из
них примененив их в практике.
1.
Преднамеренная
задержка
проявления
или
изменения
выразительных
движений; научившись произвольно управлять тонусом лицевых мимических
мышц и другими выразительными движениями тела, человек приобретает в
какой-то
мере
умение
владеть
собой,
подавлять,
вызывать
или
изменять
определенные эмоции.
2. Специальные двигательные упражнения; используются для регулирования
эмоциональных состояний, такие упражнения могут быть различными по
скорости,
амплитуде,
последовательности,
направлению
движений,
мышечным
напряжениям,
размеренные
ритмичные,
плавные
движения
с
широкой амплитудой успокаивают, а резкие, энергичные, быстрые напротив,
возбуждают и бодрят.
3. Упражнения на расслабление и последующее напряжение различных групп
скелетных мышц; составляют важную часть аутогенной тренировки, так как
вызывают изменения в функциональном состоянии не только мышечной, но и
нервной систем.
4.
Индивидуализированная
разминка;
от
характера
разминки
зависит
не
только физиологическое состояние организма перед началом спортивного
действия, но и его психологическая готовность выполнять спортивную задачу
наилучшим образом.
5. Дыхательные упражнения, применяемые в разном ритме, с различным
соотношением продолжительности вдоха, выдоха и паузы между ними в
зависимости от их назначения, для подбадривания, например, применяется
«полное
дыхание»
с
сильным
выдохом,
упражнения
с
медленным,
постепенным вдохом и выдохом являются успокаивающим.
6. Приемы, основанные на регуляции эмоций через воздействие на различные
анализаторы;
эмоциональное
воздействие
раздражителей
может
быть
возбуждающим
и
успокаивающим,
так,
красный
цвет
действует
возбуждающе;
синий
и
зеленый
цвета,
напротив,
успокаивают
человека;
мелодичная музыка, пение птиц также действуют на общее эмоциональное
состояние, повышают тонус нервной системы.
7.
Воздействие
второсигнальных
раздражителей
(речь);
словом
человека
можно одобрить, обрадовать, поощрить, огорчить, успокоить, чтобы вызвать
чувство
уверенности
или
те
эмоции,
которые
будут
способствовать
проявлению воли, целеустремленности, человек должен уметь применять
самоободрение, самоуспокоение, самоприказ, самоубеждение («я должен»,
«надо», «я могу», «я добюсь»).
Психологическая поддержка – процесс межличностного взаимодействия,
помогающие на направленную помощь субъекту в становлении и развитии
личности,
в
ходе
которого
у
него
возникает
положительно
окрашенное
чувство уверенности в себе, в своих возможностях.
Влияния таких психологопедагогических
приёмов как музыкальное
сопровождение, игровой метод, упражнения на восстановление дыхания, а
также такой
психологопедагогический приём как воздействие словом
(направленное влияние речью), показывает их эффективность.
Исходя из исследований учёных нашего времени и основывая свои
заключения на современных изысканиях, мы наблюдаем взаимную связь
психического и физических состояний у обучаемых , тесно связанных между
собой
не
только
в
эмоциональной
сфере,
но
и
в
сфере
здоровья,
что
немаловажно.
Но
не
следует
не
забывать,
что
если
мы
хотим
получить
наиболее
эффективное
воздействие
каким
либо
из
ранее
упомянутых
психологопедагогических
приёмов,
то
мы
должны
руководствоваться
принципами индивидуальности в своих подходах, а также должны учитывать
не
только
психофизические
особенности
обучаемых,
но
и
их
морфологические индивидуальные особенности и индивидуальные черты их
характера свойственные только определённой личности которые у каждого
человека
различны
и
неповторимы.
Наблюдается
вз аим о свя з ь
психоэмоционального состояния учащихся и их морально-волевых усилий, а
также
положительная
тенденция
в
изменении
данных
по
самочувствию,
активности
и
настроению
под
воздействием
психологопедагогических
приёмов.