Напоминание

"Значение коммуникативных навыков в формировании личности младших школьников".


Автор: Новичихина Наталья Львовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ школа № 2089
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Значение коммуникативных навыков в формировании личности младших школьников".
Раздел: начальное образование





Назад




Значение коммуникативных навыков в формировании личности

младших школьников.

Основной вопрос, волнующий психологов и учителей разных стран, -

роль общения со сверстниками в жизни ребенка и его личностном развитии.

Многие

ученые

утверждают,

что

общение

-

решающий

фактор

общего

личностного

развития

ребенка

в

младшем

школьном

возрасте.

Влияние

общения

может

так

же

способствовать

исправлению

трудностей,

возникающих

у

детей

при

неправильном

воспитании.

Подавляющее

большинство

авторов

полагают,

что

адекватное

возрасту

взаимодействие

между детьми необходимо для развития ребенка в целом и формировании его

личности в частности.

Общение,

или

иными

словами

коммуникация,

его

особенности

и

механизмы являлись предметом изучения философов и социологов, учителей

и психологов. Коммуникация - это процесс установления контактов между

субъектами

взаимодействия

посредством

выработки

общего

смысла

передаваемой и воспринимаемо информации. В более широком философском

смысле коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный

либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с

передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых

систем»

Овладение

коммуникативными

навыками

предполагает

овладение

иноязычным

общением

в

единстве

его

функций:

информационной,

регулятивной,

эмоционально-оценочной,

этикетной.

Существует

четыре

основных этапа формирования коммуникативного навыка:

1. Ознакомительный

2. Подготовительный (аналитический)

3. Стандартизирующий (синтетический)

4. Варьирующий (ситуативный)

Процесс овладения коммуникативными навыками представляет собой

многократное

выполнение

иноязычных

действий,

направленных

на

автоматизацию

в

различных

видах

речевой

деятельности

и

общении

на

иностранном

языке.

Остановимся

для

начала

на

содержании

обучения

иностранному

языку

в

средней

школе.

Оно

реализует

основные

цели,

направленные

на

развитие

у

школьников

культуры

общения

в

процессе

формирования

коммуникативных

навыков.

Данные

навыки

предполагают

формирование

как

чисто

лингвистических

навыков

(лексических,

фонетических,

грамматических),

так

и

их

нормативное

использование

в

устной и письменной речи. Различные темы, тексты, проблемы, речевые

задачи ориентированы на формирование разных видов речевой деятельности,

развитие

социокультурных

навыков

и

умений,

что

обеспечивает

использование иностранного языка как средства общения.

При

изучении

иностранного

языка

в

основной

школе,

в

центре

внимания

находится

последовательное

и

систематическое

развитие

у

школьников коммуникативных навыков в процессе овладения различными

стратегиями говорения, чтения, аудирования и письма. Коммуникативные

навыки формируются на основе:

а) языковых знаний и навыков;

б) страноведческих знаний.

В

коммуникативные

навыки

включаются

следующие

важнейшие

умения:

- читать

и

понимать

несложные,

аутентичные

тексты

пониманием

основного содержания и с полным пониманием);

- устно

общаться

в

стандартных

ситуациях

учебно-трудовой,

культурной,

бытовой сфер;

- в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить

мнение, оценку.

- умение

письменно

оформить

и

передать

элементарную

информацию

(письмо).

При организации коммуникативного процесса важную роль играет учет

личностных

и

возрастных

особенностей

младших

школьников.

Младший

школьный

возраст

является

чрезвычайно

благоприятным

для

овладения

коммуникативными

навыками

на

уроках

английского

языка.

Любовь

к

предмету

в

данном

возрасте

очень

тесно

связано

с

ощущением

психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению,

которые создает учитель на уроке. Для младшего школьного возраста (6-10

лет) характерна готовность к школьному обучению, в основе которой лежит

интерес к новой деятельности, являющейся источником мотивации обучения.

Готовность

ребенка

к

школе

определяется

его

владением

достаточным

объемом знаний из области повседневного общения, культура и поведение,

умением сотрудничества, желанием учиться. Эти качества формируются в

семье,

в

преддошкольные

годы,

и

от

уровня

их

сформированности

в

значительной

мере

зависят

вхождение

ребенка

в

школьную

жизнь,

его

отношение к школе и успешность обучения.

Итак, младший школьный возраст является наиболее оптимальным в

усвоении иностранного языка. Начальное обучение данному предмету решает

одну из основных задач, а именно развитие коммуникативных навыков. Это

предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и

таких качеств личности как общительность, желание вступать в контакт,

умение взаимодействовать в коллективе. Безусловно, речь идет не о том,

чтобы заниматься развитием детей в ущерб знаниям, а о том, чтобы развитие

коммуникативных

навыков

было

специально

направлено

на

развитие

личности младших школьников.

Таким образом, важно, чтобы дети вместе с учителем «творили» урок,

чтобы обучающие были готовы участвовать в межкультурном общении на

английском

языке.

Это

возможно,

если

основной

формой

учебной

деятельности школьников будет не слушание, говорение, чтение или письмо

на иностранном языке, а живое и активное общение с учителем и друг с

другом.



В раздел образования