Автор: Новичихина Наталья Львовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ школа № 2089
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Значение коммуникативных навыков в формировании личности младших школьников".
Раздел: начальное образование
Значение коммуникативных навыков в формировании личности
младших школьников.
Основной вопрос, волнующий психологов и учителей разных стран, -
роль общения со сверстниками в жизни ребенка и его личностном развитии.
Многие
ученые
утверждают,
что
общение
-
решающий
фактор
общего
личностного
развития
ребенка
в
младшем
школьном
возрасте.
Влияние
общения
может
так
же
способствовать
исправлению
трудностей,
возникающих
у
детей
при
неправильном
воспитании.
Подавляющее
большинство
авторов
полагают,
что
адекватное
возрасту
взаимодействие
между детьми необходимо для развития ребенка в целом и формировании его
личности в частности.
Общение,
или
иными
словами
коммуникация,
его
особенности
и
механизмы являлись предметом изучения философов и социологов, учителей
и психологов. Коммуникация - это процесс установления контактов между
субъектами
взаимодействия
посредством
выработки
общего
смысла
передаваемой и воспринимаемо информации. В более широком философском
смысле коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный
либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с
передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых
систем»
Овладение
коммуникативными
навыками
предполагает
овладение
иноязычным
общением
в
единстве
его
функций:
информационной,
регулятивной,
эмоционально-оценочной,
этикетной.
Существует
четыре
основных этапа формирования коммуникативного навыка:
1. Ознакомительный
2. Подготовительный (аналитический)
3. Стандартизирующий (синтетический)
4. Варьирующий (ситуативный)
Процесс овладения коммуникативными навыками представляет собой
многократное
выполнение
иноязычных
действий,
направленных
на
автоматизацию
в
различных
видах
речевой
деятельности
и
общении
на
иностранном
языке.
Остановимся
для
начала
на
содержании
обучения
иностранному
языку
в
средней
школе.
Оно
реализует
основные
цели,
направленные
на
развитие
у
школьников
культуры
общения
в
процессе
формирования
коммуникативных
навыков.
Данные
навыки
предполагают
формирование
как
чисто
лингвистических
навыков
(лексических,
фонетических,
грамматических),
так
и
их
нормативное
использование
в
устной и письменной речи. Различные темы, тексты, проблемы, речевые
задачи ориентированы на формирование разных видов речевой деятельности,
развитие
социокультурных
навыков
и
умений,
что
обеспечивает
использование иностранного языка как средства общения.
При
изучении
иностранного
языка
в
основной
школе,
в
центре
внимания
находится
последовательное
и
систематическое
развитие
у
школьников коммуникативных навыков в процессе овладения различными
стратегиями говорения, чтения, аудирования и письма. Коммуникативные
навыки формируются на основе:
а) языковых знаний и навыков;
б) страноведческих знаний.
В
коммуникативные
навыки
включаются
следующие
важнейшие
умения:
- читать
и
понимать
несложные,
аутентичные
тексты
(с
пониманием
основного содержания и с полным пониманием);
- устно
общаться
в
стандартных
ситуациях
учебно-трудовой,
культурной,
бытовой сфер;
- в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить
мнение, оценку.
- умение
письменно
оформить
и
передать
элементарную
информацию
(письмо).
При организации коммуникативного процесса важную роль играет учет
личностных
и
возрастных
особенностей
младших
школьников.
Младший
школьный
возраст
является
чрезвычайно
благоприятным
для
овладения
коммуникативными
навыками
на
уроках
английского
языка.
Любовь
к
предмету
в
данном
возрасте
очень
тесно
связано
с
ощущением
психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению,
которые создает учитель на уроке. Для младшего школьного возраста (6-10
лет) характерна готовность к школьному обучению, в основе которой лежит
интерес к новой деятельности, являющейся источником мотивации обучения.
Готовность
ребенка
к
школе
определяется
его
владением
достаточным
объемом знаний из области повседневного общения, культура и поведение,
умением сотрудничества, желанием учиться. Эти качества формируются в
семье,
в
преддошкольные
годы,
и
от
уровня
их
сформированности
в
значительной
мере
зависят
вхождение
ребенка
в
школьную
жизнь,
его
отношение к школе и успешность обучения.
Итак, младший школьный возраст является наиболее оптимальным в
усвоении иностранного языка. Начальное обучение данному предмету решает
одну из основных задач, а именно развитие коммуникативных навыков. Это
предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и
таких качеств личности как общительность, желание вступать в контакт,
умение взаимодействовать в коллективе. Безусловно, речь идет не о том,
чтобы заниматься развитием детей в ущерб знаниям, а о том, чтобы развитие
коммуникативных
навыков
было
специально
направлено
на
развитие
личности младших школьников.
Таким образом, важно, чтобы дети вместе с учителем «творили» урок,
чтобы обучающие были готовы участвовать в межкультурном общении на
английском
языке.
Это
возможно,
если
основной
формой
учебной
деятельности школьников будет не слушание, говорение, чтение или письмо
на иностранном языке, а живое и активное общение с учителем и друг с
другом.