Напоминание

урок русского языка в 3 классе "Письмо как средство общения"


Автор: Ронгинская Светлана Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОАУ "Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка"
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок русского языка в 3 классе "Письмо как средство общения"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка

3 класс

Тема:

Письмо как средство общения.

Педагогическая задача: создать условия для формирования умения передавать

информацию в форме письма.

Планируемые результаты:

Предметные:

обучающиеся научатся правильно писать по памяти большинство

слов (в объеме изученного); в затруднительных случаях устанавливать характер

затруднения:

— правописание гласной/согласной или их сочетания;

— употребление ь/ъ;

— употребление строчной/прописной буквы;

— слитное/раздельное написание слова;

обучающиеся получат возможность познакомиться с новым видом текста –

письмом, его отличиями и структурными компонентами; учиться составлять текст

письма;

Метапредметные:

личностные УУД:

смыслообразование (развитие мотива, реализующего потребность в социально

оцениваемой деятельности);

нравственно-этическая ориентация (ориентация в нравственном содержании и

смысле как собственных поступков, так и окружающих людей, знание основных

моральных норм)

регулятивные УУД:

целеполагание;

планирование;

саморегуляция;

коррекция;

оценка

познавательные УУД:

выделение и формулирование познавательной цели;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной

форме;

анализ объектов;

синтез – составление целого из частей

коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем;

выражение своих мыслей, владение монологической формой речи

Личностные:

регулирование своего поведения в соответствии с нормами поведения и речевой

культуры.

Технологическая карта урока

Этап

Формируе

мые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формы

работы

1.

Организационный

Организует

учащихся

на

работу.

Н а с т р а и в а ю т с я

н а

учебную деятельность.

фронтальная

2.

Актуализация

знаний /субъектного

опыта учащихся

Стимулирует

познавательную

деятельно сть

уч а щи хс я

через слово.

Предлагает

з а д а н и е

п о

составлению

самостоятельного

узора

чистописания.

Организует

р а б о т у

п о

определению

темы

и

цели

урока

через

отгадывание

загадки.

Актуализирует

л и ч н ы й

опыт

учащихся

по

теме

урока.

Знакомятся с заданием.

Определяют

последовательность букв

для узора чистописания.

О т г а д ы в а я

з а г а д к у,

формулируют

т е м у

и

цель урока.

Уточняют

лексическое

значение слова «письмо»

с

опорой

на

личный

опыт.

индивидуальн

ая

3.

Усвоение новых

знаний и способов

действий

Предлагает

п р о а н а л и з и р о в а т ь

и

с р а в н и т ь

ц е л и

п и с е м ,

определить их вид.

Организует

р а б о т у

п о

о з н а к о м л е н и ю

с о

структурой письма

С р а в н и в а ю т

и

анализируют

т е к с т ы .

Узнают о видах письма.

Знакомятся с правилами

о ф о р м л е н и я

и

с о

структурными

элементами письма.

парная

фронтальная

4.

Первичная проверка

понимания и

коррекция усвоения

учениками нового

материала

Предлагает

з а д а н и е

п о

анализу структуры письма.

Организует

р а б о т у

п о

редактированию содержания

структурных частей письма.

Определяют

с т р у к т у р н ы е

ч а с т и

письма.

Редактируют

предложенный текст.

Совместная

мыследеятель

ность

5.

Закрепление знаний

и способов действий,

самопроверка

знаний

Создает учебную ситуацию,

о р и е н т и р о в а н н у ю

н а

необходимость

применения

нового знания.

Предлагает

у ч а щ и м с я

самостоятельно

составить

текст

своего

письма

или

бабушке,

или

другу

(на

в ы б о р )

с

о п о р о й

н а

структуру письма.

Управляет

о б с у ж д е н и е м

содержания писем.

Организует

с л о в а р н о -

орфографическую работу по

данной теме.

Проявляют

ж и в о й

интерес

к

конкретному

заданию.

Составляют свой

текст письма с опорой на

структуру письма.

Обсуждают

ва ри а н т ы

п

и

с

е

м

, вносят

коррективы.

индивидуальн

ая

самостоятель

ная работа

коллективное

редактирован

ие

6.

Рефлексия

Создает ситуацию, которая

позволяет каждому понять и

пережить

положительные

эм о ции

от

г р а м о т н о г о

применения

современных

средств общения.

Делятся

с в о и м и

в п е ч а т л е н и я м и

и

эмоциональными

переживаниями от урока.

совместная

мыследеятель

ность

7.

Домашнее задание

контрольного

характера

Предлагает

с о с т а в и т ь

п и с ь м о

с а м о м у

с е б е

взрослому.

Записывают задание

фронтальная

Ход урока.

1. Организационный

У: - Прозвенел звонок.

Д (хором): - Начался урок.

2. Актуализация знаний учащихся

У: - Сегодня в чистописании участвует буква, похожая на ворота. Кто догадался, какая это

буква?

Д: - Это буква «пэ».

У: - Что мы знаем про букву “пэ”?

Д: - Буква «пэ» обозначает на письме согласные глухие парные звуки [ п] и [п

,

]. Буква

может быть печатной и письменной, заглавной и строчной.

У: - Составьте самостоятельно из букв узор так, чтобы буква “пэ” обозначала мягкий звук

[п’].

Проверка вариантов узора (лучшие на доске).

У: - Отгадайте загадку:

Без крыльев, а летит.

Без языка, а говорит. (письмо)

Д: - Это письмо, потому что его пишут друзьям в другой город и отправляют по почте.

У: - С какого звука начинается слово письмо?

Д: - Слово письмо начинается с согласного глухого парного мягкого звука [п

,

].

У: - Какие орфограммы спрятались в этом слове?

Д: - В слове письмо есть проверяемая безударная гласная корня: письмо – пишут и Ь,

обозначающий мягкость предшествующего согласного звука.

У: - От какого слова образовано?

Д: - Слово письмо образовано от слова писать.

У: - Что же такое письмо?

Д: - Это текст, который пишут.

У: - Правильно, это вид письменной речи, это текст. А какую цель несёт этот текст?

Д: - Письмо передаёт информацию на расстояние.

У: - Письма с давних пор играли большую роль в жизни людей и возникли при

необходимости общения на расстоянии. О чём же мы сегодня будем говорить? Какую

задачу поставим?

Д: - Темой урока будет написание письма. Целью будет – учиться писать письмо.

3. Усвоение новых знаний и способов действий

У: - Письма носят разные цели. Определите вид письма, работая в паре (карточки у детей).

1) “Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к

чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.

Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

М.Горький” (письмо-пожелание)

2)“С днём рождения, мои дорогие близнецы!

Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.

Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и

труде.

Любящий вас дед Коля”(письмо-поздравление)

3)“Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится.

Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти

кроссовки.

Целую. Ваша дочь Оля”(письмо-сообщение)

Дети читают, анализируют и определяют вид письма.

У: - Кому же можно писать письма?

Дети высказывают своё мнение.

У: - Как называют получателя письма?

Д: - Получателя письма называют адресатом.

У: - Если получатель – адресат, то отправитель - …?

Д: - Отправитель письма – адресант.

У: - О чём может написать адресант?

Дети высказывают своё мнение.

У: - Какова особенность письма как текста?

Д: - Это текст всегда эмоционально окрашенный, т.к. он несёт в себе переживания и

чувства отправителя, которыми он делится с адресатом.

У: - Раз письмо является средством общения, то оно должно соблюдать правила:

(на доске)1) писать разборчиво, чётко, аккуратно;

2) на отдельных листочках;

3) возможны приложения.

У: - Объясните, как вы их понимаете.

Дети высказывают своё мнение.

У: - Также у текста письма есть своя структура:

(на доске) I. Приветствие. Обращение

II. Основное содержание (новости)

III. Вопросы к адресату (благодарность, просьба, приветы)

IV. Прощание. Подпись.

V. Дата и место написания.

4. Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учениками нового

материала

У: - Прочитайте письмо на карточках. Найдите структурные части.

“Здравствуй, бабушка!

Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мы купили с мамой три золотые рыбки. В

воскресенье ездили в лес с соседями за клюквой и грибами. Я нашла три подберёзовика и

пятнадцать груздей.

До свидания. Лена.”

Дети вычленяют и зачитывают структурные части письма.

У: - Выскажите своё мнение о письме Лены.

Дети высказывают своё мнение.

У: - Как можно было теплее начать, закончить письмо, отразить свою любовь к близкому

человеку?

Дети высказывают своё мнение.

5. Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний

У: - Как вы думаете, какие словарные слова мы можем встретить в письме?

Д: - Возможно употребление слов: здравствуйте, товарищ, беседа, до свидания,

путешествие, вчера, сегодня.

У: - Как они пишутся?

Дети рассказывают орфографию перечисленных слов.

У: - Попробуйте написать свой вариант письма: или бабушке, или другу (на выбор).

Дети самостоятельно выполняют работу, при затруднении обращаются к учителю.

Чтение и обсуждение работ на соответствие структуре письма, коллективное

редактирование содержания писем.

6. Рефлексия.

У: - Чему был посвящён наш урок?

Д: - Мы сегодня учились писать письмо.

У: - Что для себя вы запомнили?

Дети высказывают своё мнение.

У: - Выполнили ли нашу задачу?

Дети высказывают своё мнение.

У: - Хотелось бы вам получить письмо и от кого?

Дети высказывают своё мнение.

7. Домашнее задание

контрольного характера.

У: - Напишите по желанию письмо самому себе – взрослому, рассказав самый весёлый или

интересный случай из нынешней жизни, не забывая про структуру письма.



В раздел образования