Автор: Чепик Эльвира Ильшатовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДЮТ "На Ленской"
Населённый пункт: город Санкт-Петербург, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Эстрадный вокальный ансамбль
Раздел: дополнительное образование
Эстрадный вокальный ансамбль
В творческом и образовательном процессе для получения результата используются
различные формы, в зависимости от репертуарной политики и природных данных детей.
Занятия проводятся как в группах полного состава, в малых группах, так и в форме
индивидуальной работы с обучающимися.
Поскольку ансамблевое эстрадное пение принципиально отличается от сольного
пения,
то
и
процесс
обучения
построен
таким
образом,
что
все
знания
и
навыки
передаются
не
отдельному
ученику,
а
группе
учащихся.
Все
технические
вокальные
навыки
осваиваются
обучающимися
в
процессе
упражнений,
исполняемых
только
группой. Таким образом
у участников группы формируется единая исполнительская
манера,
необходимая
ансамблю.
Так
как
ансамбль
-
это
единый
коллективный
исполнитель музыкального произведения, то именно этот вид инструктивного материала
(групповых
упражнений)
дает
наибольший
эффект,
как
для
освоения
технических
элементов,
так
и
приемов
исполнения.
Кроме
того,
каждый
изученный
освоенный
вокальный прием необходимо постоянно закреплять и совершенствовать на специально
подобранном репертуарном материале. Только после успешного прохождения данного
этапа, можно приступать к освоению художественных, актерских задач.
Занятия
могут
включать
в
себя
просмотр
видеоматериалов,
прослушивание
музыкальных записей.
Концертная
деятельность
является
одним
из
важнейших
стимулов
занятий
в
ансамбле. Участие воспитанников в концертах дает возможность судить об усвоении ими
учебного
материала,
личных
творческих
достижениях
каждого.
Частые
публичные
выступления
способствуют
преодолению
зажатости
и
скованности
(что
особенно
свойственно подросткам).
Педагог в обучении используется следующие методы передачи знаний и умений:
Словесные
методы
обучения
-
устное
объяснение
материала,
беседа,
диалог,
анализ музыкального произведения, анализ поэтического текста. Данные методы
направлены,
прежде
всего,
на
создание
твердой,
ясной
теоретической
базы
обучающихся.
Особенно
это
важно
для
тех,
кто
собирается
поступать
в
профессиональные музыкальные учреждения.
Выполнение
вокально-тренировочных
упражнений,
голосоречевых
тренингов,
упражнений на развитие чувства ритма и т.д. происходит во время практической
работы на занятиях. Обучающиеся выполняют упражнения согласно указаниям
педагога, по мере необходимости вместе с руководителем анализируют ошибки.
Во время теоретических и практических занятий активно используются наглядные
методы обучения: показ видео материалов, прослушивание аудиозаписей, показ,
исполнение педагогом репертуара.
Объяснительно-иллюстративный
-
важный
метод
в
работе
над
голосом,
в
особенности
в
варианте
«от
противного»:
педагог
показывает
как
в
«кривом
зеркале» неправильное звучание или дыхание и т.д., анализирует вместе с детьми и
завершает верной иллюстрацией.
Частично-поисковый
метод
направлен
на
развитие
самостоятельности
в
достижении поставленных целей.
Основные принципы работы:
Принцип
гармонизации
личности
и
среды
–
ориентация
на
максимальную
самореализацию личности.
Принцип
гуманизации
–
обеспечение
благоприятных
условий
освоения
общечеловеческих
социально-культурных
ценностей,
предполагающих
создание
оптимальной среды для воспитания и обучения детей.
Принцип системности и последовательности - построение образовательного
процесса
таким
образом,
чтобы
учебная
деятельность
связывалась
со
всеми
сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и
навыками опиралось на то, что уже усвоено.
Принцип индивидуальности - учитывая индивидуальные особенности ребенка,
способствовать
их
дальнейшему
развитию.
Каждый
воспитанник
должен
быть
(стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
Принцип
творчества
и
успеха
–
развитие
индивидуальных
особенностей
воспитанников и определение уникальности целой группы (ансамбля). Достижение
успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной
личности,
стимулирует
осуществление
ребенком
дальнейшей
работы
по
саморазвитию и самосовершенствованию своего «я».
Принцип сознательности предусматривает заинтересованное, а не механическое
усвоение детьми необходимых знаний и умений.
Принцип дифференциации - учитывает типологические особенности учащихся
(их
интересы,
творческие
способности,
обученность,
обучаемо сть,
работоспособность
и
т.д.),
в
соответствии
с
которыми
отбираются
и
дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.
Ожидаемые результаты:
После реализации данной программы каждый учащийся будет
1.
Знать:
-
Строение голосового аппарата,
-
Основные особенности вокального ансамбля, роль партии в ансамбле,
-
Разновидности певческих голосов,
-
Обозначение музыкальных терминов,
-
Особенности музыкального языка (тембр, регистр, динамика, ритм, темп),
-
Основные исторические вехи и стили эстрадного и джазового пения;
2.
Уметь:
-
Исполнять вокальное произведение в любом составе ансамбля,
-
Исполнять произведения под минусовую фонограмму и пользоваться навыками
пения a cappella,
-
Интонационно держать свою партию в многоголосии,
-
Гармонически подстраивать голоса к основной мелодической линии,
-
Применять
многообразие
музыкально-выразительных
средств
(динамика,
темп,
штрихи, характер звуковедения).
После реализации данной программы каждый учащийся сможет воспитать в себе:
-
художественный, музыкальный вкус и уважение к искусству,
-
чуткость и любовь к музыке, потребность в общении с ней,
-
личностные
качества,
необходимые
музыканту-исполнителю:
трудолюбие,
целеустремленность,
стремление
к
непрерывному
самосовершенствованию,
самоконтроль, эмоциональную восприимчивость,
-
чувство товарищества, чувство личной ответственности.
Формы подведения итогов:
Учет успеваемости обучающихся осуществляется в различных аттестационных
формах: сдача произведений по партиям, отчетные концерты, участие в конкурах. В
течение учебного года проводится два открытых занятия для родителей учащихся (в конце
каждого полугодия).