Напоминание

"Оценка и развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка"


Автор: Ширинкина Ольга Александровна
Должность: учитель английского языка,заведующая кафедрой лингвистического образования
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г.Ревда,Свердловская область
Наименование материала: Программа развития профессионального роста педагога на основе выявленных профессиональных дефицитов.
Тема: "Оценка и развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка"
Раздел: полное образование





Назад




Программа развития профессионального роста педагога на

основе выявленных профессиональных дефицитов.

(Ширинкиной О.А.) учитель английского языка, зав. кафедрой

лингвистического образования.

г.Ревда,2019 г.

1

Введение

Оценка и развитие профессиональной компетентности учителя на разных этапах его

профессиональной карьеры является одним из важнейших направлений государственной

политики в области образования.

Внедрение

национальной

системы

учительского

роста

призвано

стимулировать

учителей на непрерывное повышение своего профессионального уровня.

Я выделяет следующие группы ошибок и моих затруднений при реализации ВСОКО:

1

группа - ошибки и затруднения в целеполагании. Часто испытываю трудности в

формулировании цели своей педагогической деятельности с учетом требований ВСОКО.

-

подмена цели средствами урока.

Педагогически грамотно поставленные цели занятия должны быть диагностируемыми,

конкретными, понятными, осознанными, описывающими желаемый результат, реальными,

побудительными (побуждающими школьников к действию), точными и пр.

2

группа - ошибки и затруднения в отборе содержания учебного материала:

-

трудности в поиске ценностного смысла в изучаемом материале (знание не ради

знания, а для жизни, решения повседневных жизненных задач);

-

материал не систематизирован и не связан с предыдущим, и др.

Содержание учебного материала должно отвечать принципу научности, соответствовать

теме урока и требованиям программы, по которой работает учитель, обеспечивать связь

теории

с

практикой,

раскрывать

практическую

значимость

знаний,

проявлять

связь

изучаемого материала с ранее пройденным и т. д.

3

группа - ошибки и трудности в подборе технологий и методов обучения:

-

использование

стандартных

методов

традиционной

технологии

(объяснение

материала, устный опрос, решение коммуникативных задач и др.);

-

односторонняя

увлеченность

методами

деятельностного

обучения

(игровые,

проектные, проблемные и др.).

Очевидно,

что

обучение

невозможно

при

полном

исключении

из

дидактического

арсенала

учителя

роли

транслятора

знаний,

репродуктивных

методов

обучения.

Как

показывает практический опыт, все дело в их гармоничном сочетании. Оно определяется

степенью

мотивированности

класса

к

изучению

данного

предмета,

степенью

подготовленности класса, уровнем сложности и объемом изучаемого материала, возрастом

детей и т. д.

4

группа

- трудности осуществления мною

в соответствии с требованиями

ВСОКО контрольно-оценочной деятельности:

-

проблема

преодоления

«универсальности»

школьной

отметки

в

оценивании

предметных знаний и умений;

-

неумение психологически грамотно оценить личностные результаты обучения и

др.

Результаты контрольно-оценочной деятельности, осуществляемой мною , должны

точно и объективно отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей

ученика - как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения

способов действий, но и давать целостное, а не разрозненное представление об учебных

достижениях

ребенка,

о

достижении

им

планируемых

результатов

обучения.

Отметка,

выставляемая

ученику

в

конце

урока,

должна

аргументироваться

по

ряду

параметров:

правильности,

самостоятельности,

оригинальности.

Диагностика

профессиональных

затруднений

(профессиональных

дефицитов)

педагогов

может

включать

два

аспекта:

самоанализ и самооценка и внешняя оценка. Результаты диагностики должны стать основой

для индивидуального плана профессионального развития педагога.

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности

При проектировании индивидуального плана профессионального развития использую

полученные результаты самоанализа и самооценки профессиональной деятельности, которые

включаю как достижения, так и выявленные профессиональные

дефициты.

Ориентация

на

результаты

обучения.

Реализация

данного

принципа

влечет

необходимость отбора мною таких параметров ключевых компетенций , которые бы позволяли

оценить мои умения :

-

планировать рабочую программу с учетом необходимости достижения планируемых

результатов;

-

учесть индивидуальные особенности обучающегося, его интересы и склонности при

формировании индивидуальной образовательной траектории;

-

обеспечить реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

-

объективно

оценить

достижение

обучающимся

планируемых

результатов

и

при

необходимости

осуществить

коррекцию

методики

и

организационных

аспектов

обучения;

-

выполнять оценку ответов и решений обучающегося в соответствии со

стандартизированными критериями оценивания.

Блок 1. Предметная подготовка

Объекты контроля:

-

знание

преподаваемого

предмета

в

пределах

требований

федеральных

государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы,

истории преподаваемого предмета и его места в мировой культуре и науке.

Модели оценки объектов контроля:

- оценка выполнения стандартных для соответствующей предметной области заданий,

включая задания с кратким и развернутым ответом.

Общие подходы к оцениванию :

-

в заданиях с кратким ответом оценивается правильность и полнота ответа;

- в заданиях с развернутым ответом (решением) оценивается правильность и полнота

ответа,

соответствие

приведенного

решения

уровню

подготовки

и

познавательным

возможностям обучающихся.

Блок 2. Методика преподавания иностранного языка:

Объекты контроля:

-

знание

основ

методики

преподавания

иностранного

языка

,

основных

принципов

системно- деятельностного

подхода,

видов

и

приемов

современных

педагогических

технологий;

-

владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных

занятий (проектная деятельность);

-

использование

специальных

подходов

к

обучению

в

целях

включения

в

образовательный

процесс

всех

обучающихся,

в

том

числе

с

особыми

потребностями

в

образовании:

обучающихся,

проявивших

выдающиеся

способности;

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья.

Модели оценки объектов контроля:

-

оценка выполнения задания на поиск методов и способов решения проблем в заданной

педагогической ситуации.

Общие подходы к оцениванию :

-

оценивать

адекватность

предложенных

методов

и

способов

решения

проблемы;

оценивается наличие обоснования, полнота и точность аргументации.

Блок 3. Оценивание

Объекты контроля:

-

знание путей достижения образовательных результатов и способов оценки результатов

обучения;

-

умение объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других

методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Модели оценки объектов контроля:

-

оценка

результатов

оценивания

развернутых

ответов

обучающихся

по

стандартизированным критериям, включая анализ ошибок.

Общие подходы к оцениванию:

-

оценивается точность следования стандартизированным критериям оценивания;

-

оценивается

точность

идентификации

и

интерпретации

ошибок

в

ответе

обучающегося.

Контрольно-измерительные

материалы

основаны

на

компетентностном

подходе.

Предусмотрена оценка сформированности базовых профессиональных умений по методике

обучения предмету (разделу педагогики, исследующей цели, содержание, методы и средства

обучения).

Примеры заданий при анализе ВПР по английскому языку:

Ученикам предложили задания : на основе предложенного текста ответить на вопросы

теста.

Определите умение, проверяемое данным видом задания:

Полно и точно понимать информацию прагматических текстов, публикаций научно -

популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы (верный ответ).

Описывать

события/факты/явления,

в

том

числе

с

выражением

собственного

мнения/суждения.

Выборочно понимать необходимую информацию из прочитанного текста;

•Передавать основное содержание прочитанного с выражением своего отношения, своей

оценки,

аргументации,

владение

языковыми

навыками,

грамматической

и

лексической

стороной речи.

Затруднения

у

учащихся

вызвали

задания

на

проверку

лексико

-

грамматической

стороны речи.

Пути решения данной проблемы я вижу в совершенствовании навыков овладения

технологиями

по

смысловому

чтению,

включение

аутентичных

текстов

на

каждом

уроке,

создание

ситуаций

общения,

развитие

у

учащихся

навыков

логического

мышления

при

решении коммуникативных задач в составлении связных, монологических высказываний.

Использование результатов диагностики

профессиональных достижении и затруднении.

Полученные

результаты

диагностики

профессиональных

дефицитов

должны

стать

основой действий по совершенствованию моей профессиональной деятельности.

В гимназии осуществить следующие мероприятия:

1)

Организация методической работы по направлениям:

-

обеспечение

психолого-педагогической

подготовленности

в

соответствии

с

современными требованиями;

-

осмысление теоретических аспектов введения ВСОКО;

-

развитие,

обновление

и

обеспечение

доступности

профессионально--

педагогической информации;

-

обучение формам и педагогическим технологиям, заложенным в ВСОКО .

2)

Выбор

актуальных

тем

по

самообразованию

и

контроль

над

процессом

их

разработки.

3)

Организация

и

проведение

тренингов

для

учителей

по

необходимым

темам,

например:

-

тренинг

общения

с

целью

совершенствования

коммуникативных

умений

эффективного взаимодействия с учащимися и коллегами и выработки оптимальных стилей

общения;

-

тренинг креативности, который служит для развития творческого воображения и

мышления учителей;

-

тренинг

разрешения

различных

педагогических

ситуаций,

вырабатывающий

навыки учителей по более результативному взаимодействию с обучающимися и др.

4)

Организация работы проблемно-творческих групп. Они могут быть сформированы

из педагогов-экспертов, которые по результатам самодиагностики не испытывают затруднений

в тех или иных аспектах деятельности.

-

Формы контроля степени сформированности УУД школьников;

-

Роль практикума в реализации активных методов обучения школьников;

-

Особенности форм и педагогических технологий реализации ФГОС;

-

Особенности

форм

и

педагогических

технологий

организации

внеурочной

деятельности школьников;

-

Научно-исследовательская

деятельность

учащихся,

осуществляемая

в

соответствии с требованиями ВСОКО и др.

5)

Создание

информационной

базы,

позволяющей

учителям

преодолевать

профессиональные затруднения, связанные с реализацией ВСОКО. Речь идет о программах

внеурочной

деятельности

школьников,

создании

базы

лучших

сценариев

занятий

с

использованием активных методов обучения, разработках собственных средств наглядности.

6)

Взаимные

посещения

уроков,

как

учителями-предметниками,

работающими

в

основной школе, так и уроков учителей начальных классов. Это должно способствовать

большей преемственности в работе по реализации требований стандарта. Показ опыта в

режиме

реального

времени

в

форме

серии

открытых

учебных

занятий

и

внеурочных

мероприятий (заседаний научных и научно-технических обществ обучающихся, предметных

месячников,

недель

и

др.),

как

показывает

практика,

имеет

большое

значение

в

деле

преодоления профессиональных затруднений педагогов.

7)

Проведение повторной диагностики своих затруднений.

5

Формами, используемыми для преодоления профессиональных затруднений,

могут

стать:

1)

Моя

теоретическая

подготовка

(педагогические

советы,

заседания

кафедр

и

городских ассоциаций, теоретические семинары, методические дни, выступления, доклады,

выставки).

2)

В работе по преодолению своих профессиональных затруднений при внедрении

ВСОКО особое внимание необходимо уделить практическим формам работы.

6

7



В раздел образования