Автор: Ширинкина Ольга Александровна
Должность: учитель английского языка,заведующая кафедрой лингвистического образования
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г.Ревда,Свердловская область
Наименование материала: Программа развития профессионального роста педагога на основе выявленных профессиональных дефицитов.
Тема: "Оценка и развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка"
Раздел: полное образование
Программа развития профессионального роста педагога на
основе выявленных профессиональных дефицитов.
(Ширинкиной О.А.) учитель английского языка, зав. кафедрой
лингвистического образования.
г.Ревда,2019 г.
1
Введение
Оценка и развитие профессиональной компетентности учителя на разных этапах его
профессиональной карьеры является одним из важнейших направлений государственной
политики в области образования.
Внедрение
национальной
системы
учительского
роста
призвано
стимулировать
учителей на непрерывное повышение своего профессионального уровня.
Я выделяет следующие группы ошибок и моих затруднений при реализации ВСОКО:
1
группа - ошибки и затруднения в целеполагании. Часто испытываю трудности в
формулировании цели своей педагогической деятельности с учетом требований ВСОКО.
-
подмена цели средствами урока.
Педагогически грамотно поставленные цели занятия должны быть диагностируемыми,
конкретными, понятными, осознанными, описывающими желаемый результат, реальными,
побудительными (побуждающими школьников к действию), точными и пр.
2
группа - ошибки и затруднения в отборе содержания учебного материала:
-
трудности в поиске ценностного смысла в изучаемом материале (знание не ради
знания, а для жизни, решения повседневных жизненных задач);
-
материал не систематизирован и не связан с предыдущим, и др.
Содержание учебного материала должно отвечать принципу научности, соответствовать
теме урока и требованиям программы, по которой работает учитель, обеспечивать связь
теории
с
практикой,
раскрывать
практическую
значимость
знаний,
проявлять
связь
изучаемого материала с ранее пройденным и т. д.
3
группа - ошибки и трудности в подборе технологий и методов обучения:
-
использование
стандартных
методов
традиционной
технологии
(объяснение
материала, устный опрос, решение коммуникативных задач и др.);
-
односторонняя
увлеченность
методами
деятельностного
обучения
(игровые,
проектные, проблемные и др.).
Очевидно,
что
обучение
невозможно
при
полном
исключении
из
дидактического
арсенала
учителя
роли
транслятора
знаний,
репродуктивных
методов
обучения.
Как
показывает практический опыт, все дело в их гармоничном сочетании. Оно определяется
степенью
мотивированности
класса
к
изучению
данного
предмета,
степенью
подготовленности класса, уровнем сложности и объемом изучаемого материала, возрастом
детей и т. д.
4
группа
- трудности осуществления мною
в соответствии с требованиями
ВСОКО контрольно-оценочной деятельности:
-
проблема
преодоления
«универсальности»
школьной
отметки
в
оценивании
предметных знаний и умений;
-
неумение психологически грамотно оценить личностные результаты обучения и
др.
Результаты контрольно-оценочной деятельности, осуществляемой мною , должны
точно и объективно отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей
ученика - как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения
способов действий, но и давать целостное, а не разрозненное представление об учебных
достижениях
ребенка,
о
достижении
им
планируемых
результатов
обучения.
Отметка,
выставляемая
ученику
в
конце
урока,
должна
аргументироваться
по
ряду
параметров:
правильности,
самостоятельности,
оригинальности.
Диагностика
профессиональных
затруднений
(профессиональных
дефицитов)
педагогов
может
включать
два
аспекта:
самоанализ и самооценка и внешняя оценка. Результаты диагностики должны стать основой
для индивидуального плана профессионального развития педагога.
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности
При проектировании индивидуального плана профессионального развития использую
полученные результаты самоанализа и самооценки профессиональной деятельности, которые
включаю как достижения, так и выявленные профессиональные
дефициты.
Ориентация
на
результаты
обучения.
Реализация
данного
принципа
влечет
необходимость отбора мною таких параметров ключевых компетенций , которые бы позволяли
оценить мои умения :
-
планировать рабочую программу с учетом необходимости достижения планируемых
результатов;
-
учесть индивидуальные особенности обучающегося, его интересы и склонности при
формировании индивидуальной образовательной траектории;
-
обеспечить реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
-
объективно
оценить
достижение
обучающимся
планируемых
результатов
и
при
необходимости
осуществить
коррекцию
методики
и
организационных
аспектов
обучения;
-
выполнять оценку ответов и решений обучающегося в соответствии со
стандартизированными критериями оценивания.
Блок 1. Предметная подготовка
Объекты контроля:
-
знание
преподаваемого
предмета
в
пределах
требований
федеральных
государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы,
истории преподаваемого предмета и его места в мировой культуре и науке.
Модели оценки объектов контроля:
- оценка выполнения стандартных для соответствующей предметной области заданий,
включая задания с кратким и развернутым ответом.
Общие подходы к оцениванию :
-
в заданиях с кратким ответом оценивается правильность и полнота ответа;
- в заданиях с развернутым ответом (решением) оценивается правильность и полнота
ответа,
соответствие
приведенного
решения
уровню
подготовки
и
познавательным
возможностям обучающихся.
Блок 2. Методика преподавания иностранного языка:
Объекты контроля:
-
знание
основ
методики
преподавания
иностранного
языка
,
основных
принципов
системно- деятельностного
подхода,
видов
и
приемов
современных
педагогических
технологий;
-
владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных
занятий (проектная деятельность);
-
использование
специальных
подходов
к
обучению
в
целях
включения
в
образовательный
процесс
всех
обучающихся,
в
том
числе
с
особыми
потребностями
в
образовании:
обучающихся,
проявивших
выдающиеся
способности;
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья.
Модели оценки объектов контроля:
-
оценка выполнения задания на поиск методов и способов решения проблем в заданной
педагогической ситуации.
Общие подходы к оцениванию :
-
оценивать
адекватность
предложенных
методов
и
способов
решения
проблемы;
оценивается наличие обоснования, полнота и точность аргументации.
Блок 3. Оценивание
Объекты контроля:
-
знание путей достижения образовательных результатов и способов оценки результатов
обучения;
-
умение объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других
методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Модели оценки объектов контроля:
-
оценка
результатов
оценивания
развернутых
ответов
обучающихся
по
стандартизированным критериям, включая анализ ошибок.
Общие подходы к оцениванию:
-
оценивается точность следования стандартизированным критериям оценивания;
-
оценивается
точность
идентификации
и
интерпретации
ошибок
в
ответе
обучающегося.
Контрольно-измерительные
материалы
основаны
на
компетентностном
подходе.
Предусмотрена оценка сформированности базовых профессиональных умений по методике
обучения предмету (разделу педагогики, исследующей цели, содержание, методы и средства
обучения).
Примеры заданий при анализе ВПР по английскому языку:
Ученикам предложили задания : на основе предложенного текста ответить на вопросы
теста.
Определите умение, проверяемое данным видом задания:
•
Полно и точно понимать информацию прагматических текстов, публикаций научно -
популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы (верный ответ).
•
Описывать
события/факты/явления,
в
том
числе
с
выражением
собственного
мнения/суждения.
•
Выборочно понимать необходимую информацию из прочитанного текста;
•Передавать основное содержание прочитанного с выражением своего отношения, своей
оценки,
аргументации,
владение
языковыми
навыками,
грамматической
и
лексической
стороной речи.
Затруднения
у
учащихся
вызвали
задания
на
проверку
лексико
-
грамматической
стороны речи.
Пути решения данной проблемы я вижу в совершенствовании навыков овладения
технологиями
по
смысловому
чтению,
включение
аутентичных
текстов
на
каждом
уроке,
создание
ситуаций
общения,
развитие
у
учащихся
навыков
логического
мышления
при
решении коммуникативных задач в составлении связных, монологических высказываний.
Использование результатов диагностики
профессиональных достижении и затруднении.
Полученные
результаты
диагностики
профессиональных
дефицитов
должны
стать
основой действий по совершенствованию моей профессиональной деятельности.
В гимназии осуществить следующие мероприятия:
1)
Организация методической работы по направлениям:
-
обеспечение
психолого-педагогической
подготовленности
в
соответствии
с
современными требованиями;
-
осмысление теоретических аспектов введения ВСОКО;
-
развитие,
обновление
и
обеспечение
доступности
профессионально--
педагогической информации;
-
обучение формам и педагогическим технологиям, заложенным в ВСОКО .
2)
Выбор
актуальных
тем
по
самообразованию
и
контроль
над
процессом
их
разработки.
3)
Организация
и
проведение
тренингов
для
учителей
по
необходимым
темам,
например:
-
тренинг
общения
с
целью
совершенствования
коммуникативных
умений
эффективного взаимодействия с учащимися и коллегами и выработки оптимальных стилей
общения;
-
тренинг креативности, который служит для развития творческого воображения и
мышления учителей;
-
тренинг
разрешения
различных
педагогических
ситуаций,
вырабатывающий
навыки учителей по более результативному взаимодействию с обучающимися и др.
4)
Организация работы проблемно-творческих групп. Они могут быть сформированы
из педагогов-экспертов, которые по результатам самодиагностики не испытывают затруднений
в тех или иных аспектах деятельности.
-
Формы контроля степени сформированности УУД школьников;
-
Роль практикума в реализации активных методов обучения школьников;
-
Особенности форм и педагогических технологий реализации ФГОС;
-
Особенности
форм
и
педагогических
технологий
организации
внеурочной
деятельности школьников;
-
Научно-исследовательская
деятельность
учащихся,
осуществляемая
в
соответствии с требованиями ВСОКО и др.
5)
Создание
информационной
базы,
позволяющей
учителям
преодолевать
профессиональные затруднения, связанные с реализацией ВСОКО. Речь идет о программах
внеурочной
деятельности
школьников,
создании
базы
лучших
сценариев
занятий
с
использованием активных методов обучения, разработках собственных средств наглядности.
6)
Взаимные
посещения
уроков,
как
учителями-предметниками,
работающими
в
основной школе, так и уроков учителей начальных классов. Это должно способствовать
большей преемственности в работе по реализации требований стандарта. Показ опыта в
режиме
реального
времени
в
форме
серии
открытых
учебных
занятий
и
внеурочных
мероприятий (заседаний научных и научно-технических обществ обучающихся, предметных
месячников,
недель
и
др.),
как
показывает
практика,
имеет
большое
значение
в
деле
преодоления профессиональных затруднений педагогов.
7)
Проведение повторной диагностики своих затруднений.
5
Формами, используемыми для преодоления профессиональных затруднений,
могут
стать:
1)
Моя
теоретическая
подготовка
(педагогические
советы,
заседания
кафедр
и
городских ассоциаций, теоретические семинары, методические дни, выступления, доклады,
выставки).
2)
В работе по преодолению своих профессиональных затруднений при внедрении
ВСОКО особое внимание необходимо уделить практическим формам работы.
6
7