Напоминание

«Необходимость формирования восприятия джазовой музыки на уроках хореографии»


Автор: Скурихина Марина Анатольевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МОАУ ДО ДДТ
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: презентация опыта
Тема: «Необходимость формирования восприятия джазовой музыки на уроках хореографии»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Департамент образования администрации города Кирова

Муниципальное образовательное автономное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества «Вдохновение» города Кирова

Презентация опыта по теме

«Необходимость формирования восприятия джазовой

музыки на уроках хореографии»

Выполнила:

Скурихина Марина Анатольевна,

концертмейстер

Образцового детского коллектива

Кировской области

«Школа танца «Забава»

Киров

2019 г.

Одна

из

наиболее

востребованных

областей

дополнительного

образования – хореография. Танец, мимика, жест и музыка являются одним

из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Еще в XVIII веке

Ж.Ж. Новерр, один из классиков хореографии, в своих «Письмах о танце»

утверждал: «Танцовщик должен эту музыку передать и сделать понятной с

помощью осмысленных и живых жестов и одушевленной выразительности

лица. Следовательно, действенный танец есть то орудие, которое должно

наглядно передать и объяснить мысли вложенные в музыку».

Музыкальное

мышление

это

наиболее

общая

категория

философского

порядка.

Она

включает

в

себя

и

музыкальное

мышление

определенной эпохи, и музыкальное мышление композитора, и музыкальное

мышление в процессе реальной музыкальной деятельности личности. Для

его

формирования

первостепенную

роль

играет

звуковая

реальность.

Конкретному

ребенку

оно

является

через

конкретные

музыкальнее

произведения, и личность осваивает их с помощью конкретных, общественно

выработанных способов практической музыкальной деятельности.

На

уроках

джаз-модерн

танца

я

столкнулась

со

следующей

проблемой:

дети

не

воспринимают

джазовую

музыку.

Здесь

нет

ничего

удивительного. Ведь ни в детских садах, ни в школах, может быть за редким

исключением, эту музыку не «дают» для прослушивания, даже в качестве

ознакомления.

Почему джаз сложен для восприятия?

Американская

цивилизация

начинала

свой

путь

с

духовных

ценностей, накопленных в Европе в эпоху Ренессанса. Религии, искусства,

науки развивались в США в русле, проложенном европейской культурой и

отталкивались от уровня, достигнутого ею к исходу шестнадцатого столетия.

Но для музыки США характерна совсем иная картина. Ее самобытный путь

развития

не

имеет

параллелей

и

аналогий

ни

в

композиторских

школах

Европы, ни в других областях искусства и культуры самой Америки. На

протяжении

трех

веков

существования

американской

цивилизации

в

ее

глубинных

слоях

шли

интереснейшие

художественные

процессы,

породившие особую разновидность музыки. Появление джаза всколыхнуло

общественное мнение, его огромная сила воздействия казалась в то время

совершенно непостижимой, необъяснимой. Эта музыка ни в коей мере не

соприкасалась по своей сути и системе выразительных средств с музыкой

оперно-симфонического плана.

В Новом Свете не оказалось ни одного главного очага музыкальной

культуры, который, подобно собору в эпоху Возрождения или опере 17-18

столетий,

концентрировал

бы

вокруг

себя

композиторские

искания

современности,

поддерживал

высокий

уровень

музыкальной

культуры,

в

целом создавал бы атмосферу искусства.

В отличие от европейской ситуации в Новом Свете все эти центры

были рассредоточенными, маломасштабными и, главное, - не обладали той

материальной мощью, без которой широкое творческое экспериментирование

основа

развития

подлинного

искусства

становится

нереальным.

Все

музыкально-творческие

виды

несли

в

себе

глубокие

следы

идейно-

эстетической

ориентации

породившей

их

среды.

Жанры,

зависимые

от

африканского

и

афро-американского

строя

музыкального

мышления

(спиричуэлс, новоорлеанский джаз, рэгтайм и т.п.), вообще несопоставимы с

европейской музыкой. Джазу присущ свой особый вид профессионализма,

подчас

предельно

сложный,

отмеченный

подлинной

виртуозностью

и

развитым

импровизационным

мышлением,

не

имеющим

аналогий

в

композиторском творчестве Европы.

На протяжении первой половины двадцатого века джаз был

мощнейшим

катализатором

всей

легкой

музыки

США.

На

заре

своего

существования

модерн-джаз

исполнялся

музыкантами

«андеграунда».

Казавшиеся вначале капризом моды идеи андеграунда впоследствии сыграли

достаточно

важную

роль

в

формировании

новых

целей

и

процессов

культурного развития. Из трех фаз развития эволюции андеграунда первые

две

неразрывно

ассоциировались

с

модерн-джазом

(бибоп,

кул).

Хиппи

выступили под знаменем совсем иной музыки, именуемой «рок» (третья фаза

развития андеграунда).

Джаз – это музыка в высшей степени своеобразная, отличающаяся

огромной

силой

эмоционального

воздействия,

имеющая

бесконечное

количество самостоятельных стилей и школ.

Неповторимый интонационный строй джазовой музыки основан не

на равномерно–темперированной системе, которая утвердилась в Европе, а

воспринял свой звукоряд из негритянских блюзов. Это можно представить

как мажорную гамму с пониженной терцией и септимой. Чтобы придать

любому музыкальному произведению джазовый колорит, достаточно ввести в

него так называемые «блюзовые терции» или «блюзовые септимы». Эти

интонации

слегка

«деформируют»

мелодию,

не

нарушая

её

основных

контуров.

Ученики, из урока в урок слущающие джазовую музыку, постепенно

начинают

воспринимать

новый

для

них

интонационный

ст рой,

гармонические

обороты,

ритмический

стиль.

Особое

внимание

следует

уделять ритмическому восприятию джаза. В джазе ритм является одним из

основных

элементов

выразительности,

это

сложная

многоплановая

структура,

базирующаяся

на

трех

основных

принципах:

двудольность

особого типа, полиритмия, сложная система синкопирования, при которой

происходит не только непрерывное смещение акцента с сильной доли на

слабую, но также и смещение его на какую-то долю самой акцентируемой

единицы – эффект, который невозможно записать в нотах (свинг).

Дети начинают заниматься хореографией с шести-семи лет. Первый

этап

обучения

посвящен

развитию

ритмичности,

музыкальности,

координации

движений

и

формированию

навыков

в

выполнении

танцевальных упражнений с музыкальным сопровождением.

Возраст детей, начинающих заниматься джаз-модерн танцем – 10, 11

лет. В связи с этим наш репертуар разделен на три части:

1) в соответствии с возрастом детей;

2) в соответствии с программой педагога-хореографа;

3) по принципу – от простого к сложному.

Ниже

приведены

примеры

музыкальных

п р о и з в ед е н и й ,

предназначенные

для

сопровождения

уроков

джаз-модерн

танца

первого

второго

и

третьего

годов

обучения

соответственно.

Использование

композиций

в

предлагаемом

нами

порядке

позволяет

сформировать

у

учеников способность воспринимать джаз и освоить его жанры в качестве

танцевальной музыки.

1.

Репертуар для уроков джаз-модерн танца первого года

обучения

1.

«Джон Грей» - М. Блантер;

2.

«Уходит вечер» - А. Варламов;

3.

«На карнавале» - А. Варламов, обработка Ю.Чугунова;

4.

«Чарльстон» - В. Петровский;

5.

«Пусть грянет оркестр» - Д. Гершвин;

6.

«Рэгтайм» - Дж. Розамунд-Джонсон;

7.

«Печальный малыш» - Э. Бернетт;

8.

«Go down, Moses»;

9.

«Black Bottom»;

10. «Jazz Exercise» №№ 8, 15, 17 – O. Peterson;

11. «When the saints go marching in»;

12. «Charleston» - S. Yekimov;

13. «Orbit без сахара» - О. Храмушин;

14. «On the sunny side of the street» - Jimmy McHugh

2.

Репертуар для уроков джаз-модерн танца второго года

обучения

1.

«Сахара» - аранжировка А. Цфасмана;

2.

«Полевой цветок» - А. Цфасман;

3.

«Чарльстон» - А. Барезель;

4.

«Танцующий скрипач» - Д. Крамер;

5.

«Красные розы для голубой леди» - С. Теппер и Р. Беннет;

6.

«Мартышка и очки» - О. Храмушин;

7.

«Улыбка» - Ч.Чаплин;

8.

«Дым» - Дж. Керн;

9.

«На звездах я танцую и на луне гарцую» - Дюк Эллингтон и

Д. Ходжес;

10.

Джазовый альбом. И. Якушенко;

11.

Ragtimes – S. Joplin (P 1, P 2).

3. Репертуар для уроков джаз-модерн танца третьего года обучения

1. «Любимый мой» - Дж. Гершвин;

2. «Любовь вошла» - Дж. Гершвин;

3. «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» - Дж. Гершвин;

4. «Бабетта» - Э. Гарнер;

5. «Дансинг» - Ю. Милютин;

6. «Разминка» - Т. Уилсон;

7. «Nobody’s sweetheart» - G. Kahn, E. Erdman;

8. «Still another rag» - N. Khit;

9. «Buss Robinson blues» - P. Johnson;

10. «Vine street boogie» - McShann;

11. «Salute to Garner» - O. Peterson;

12. «Like blues» - F. Previn;

13. «Dance with me» - E.Garner;

14. «In de backroom» - R. Bryant.

Как

известно,

наивысшим

результатом

обучения

является

способность ученика к самостоятельному творчеству на основе полученных

знаний. Результатом обучения на уроках джаз-модерн танца является умение

импровизировать,

как

на

первом

этапе

обучения,

так

и

впоследствии.

Единство

эмоционального

и

сознательного

способствует

развитию

и

практической реализации творческих способностей.

Список использованной литературы

1.

В.

Конен

«Пути

американской

музыки»

-

М.

«Советский

композитор» 1977 г.

2.

В.В.

Крюкова

«Музыкальная

педагогика».

Ростов-на-Дону

«Феникс», 2002 г.

3.

«Музыка и хореография современного балета». Сборник статей. Л.

Издательство «Музыка», 1979 г.



В раздел образования