Автор: Арутюнова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №11
Населённый пункт: Краснодарский край Ленинградский район хутор Куликовский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека бесед с детьми по нравственному воспитанию
Раздел: дошкольное образование
Картотека бесед с детьми по нравственному воспитанию
у детей в средней группе
карточка-1
Зачем говорят «здравствуй»?
Цель: Формировать у детей основные правила этикета при
встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить
представления о важности и необходимости использовать «добрые
слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.
карточка-2
»Мои добрые поступки»
Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном,
неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать
коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища,
искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность
к суждениям других детей, навыки культурного общения со
сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной
выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские
взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим,
умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.
карточка-3
«Что такое доброта»
Цель:Формировать представление у детей о доброте как важном
человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые
поступки;закреплять представления детей о добрых делах,
понимать, что вежливые слова помогают людям в общении.
Формировать моральные представления о
доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.
карточка-4
»Спешите делать добро»
Цель: Продолжать знакомство с полярными
понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к
социальным нормам поведения, закреплять навыки
доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить
со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости,
а также способами управления и регуляции настроения.
Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения
между детьми.
карточка-5
“Если добрый ты…”
Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном
общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и
совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц
о добре, умение связывать значение пословицы с определенной
ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем
кому это необходимо.
карточка-6
«Вежливые слова»
Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения
при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам
употребления слов приветствий. Способствовать преодолению
застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать
своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать
своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой
просьбы, благодарности.
карточка-7
«Нечаянно и нарочно "
Цель: развивать нравственные чувства - сожаление,
сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая
интересов партнера.
карточка-8
" Учимся прощать своих друзей "
Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга;
формировать умение различать нечаянную промашку от
намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к
пониманию слов " миролюбивый ", " обидчивый ".
карточка-9
" Почему бывают драки? "
Цель: формировать у детей навыки общения; развивать
понимание смысла норм и правил поведения в среде
сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой
ситуации.
карточка-10
" Фантазеры и лгунишки "
Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию;
развивать стремление к правдивости и такту.
карточка-11
" Давай помиримся "
Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение,
избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить
детей отзывчивости, чуткости.
карточка-12
" Хороший друг познается в беде "
Цель: формировать представление о том, что настоящий друг
умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение
быть милосердными друг к другу.
карточка-13
«Как вести себя во время разговора»
Цель: познакомить детей с правилами поведения во время
разговора.
(Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова.
Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах. Во время
разговора не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых
людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более
требовать его прекращения).
карточка-14
«Добрый – злой»
Цель: Учить давать моральную оценку поступкам
героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь
понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда
помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для
других людей ситуациях.
Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать
добрые поступки по отношению к окружающим людям.
карточка-15
«Правдивость»
Цель: Формировать представления о нравственном
понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка
героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.
карточка-16
«Каким должен быть друг»
Цель: Формировать представления о положительных чертах
характера и нравственных поступках, углублять представления о
дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по
отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки,
просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей
отзывчивости, чуткости.
карточка-17
«Будь опрятным и аккуратным»
Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь
понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.
карточка-18
«Правда – неправда»
Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что
всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда
радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за
правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда
раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не
только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.
карточка-19
«Доброжелательность»
Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное
отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не
только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким
человеком никто не хочет дружить).
карточка-20
«Игры без ссор»
Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить
решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш,не
дразнить проигравшего.
карточка-21
«Вежливость»
Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами,
вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения,
соблюдать правила этикета, на примере образов литературных
героев, стимулировать положительные формы поведения и
тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно
спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым
тоном.
карточка-22
«Бережливость»
Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в
противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность.
Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав
деньги.
карточка-23
«Взаимопомощь»
Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в
поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно
заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что
помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.
карточка-24
«Стремление помочь»
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать
помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.
карточка-25
«Щедрость и жадность»
Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость».
Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и
негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а
щедрым хорошо.
карточка-26
«Почему нужно уметь уступать»
Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг
с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к
позитивным и негативным поступкам.
карточка-27
«Ступеньки доброты»
Цель: на основе содержания русских народных сказок
формировать у детей представление о справедливости, смелости,
скромности и доброте, воспитыватьотрицательное отношение к
негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить
передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам
героев.
карточка-28
«Лучше добрым быть»
Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном
человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее
проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие,
радость). Учить анализировать поступки, находить причину
конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и
способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление
о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.