Напоминание

Внеклассное мероприятие по химии «Вклад химии в Великую Победу»


Автор: Булатицкая Елена Михайловна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Региональный железнодорожный техникум»
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеклассное мероприятие по химии «Вклад химии в Великую Победу»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение

«Региональный железнодорожный техникум»

Внеклассное мероприятие по химии

«ВКЛАД ХИМИИ

В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ»

Разработано

преподавателем

высшей категории

Булатицкой Е.М.

Брянск. 2019

2

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в

историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку.

Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт

померкнуть

далёким

дням

и

событиям.

Одним

из

таких

событий

стала

Великая

Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен

сохранить каждый россиянин.

ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ

Обучающие:

углубить представление о многообразии металлов и их значении;

систематизировать

знания

учащихся

о

металлах,

используемых

в

военные

годы;

разъяснить учащимся трудности работы химической промышленности в военные годы;

познакомить учащихся с достижениями ученых-химиков в годы ВОВ.

Развивающие:

развивать у учащихся познавательный интерес к предмету через межпредметные связи

курсов химии, биологии, физики, истории, литературы.

Воспитательные:

воспитывать у учащихся любовь к родной стране, чувство гордости за победителей

войны;

воспитывать в учащихся чувство патриотизма, уважительное отношение к ветеранам

войны и тыла.

Дидактические средства и оборудование:

1)

периодическая таблица химических элементов

2)

тематическое музыкальное оформление

3)

компьютер

4)

проектор

5)

экран

6)

презентации учащихся

Оформление кабинета:

Портреты ученых химиков,

Символика Победы Великой Отечественной войны.

Подготовительный этап.

За 2–3 недели до конференции учащимся предлагается подготовить материал по

соответствующей теме в виде доклада или презентаций.

3

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий

Задохнулись канонады, в мире – тишина.

На большой Земле однажды кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы, верить и любить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть…

Приближается День Победы. Это один из самых волнующих праздников в нашей стране.

70 лет назад, 9 мая 1945 года, окончилась Великая Отечественная война. Наш народ отстоял

свою землю. Тогда, в мае 1945 года, перестала литься кровь защитников Родины и народ

стал возвращаться к забытой и дорогой мирной жизни.

9 мая. Этот день навеки останется в истории человечества. 70 лет промчались, но не

забудется эта дата. В памяти каждого это осталось – 45-й год, 9 мая! День всенародного

ликования, радости, но радости со слезами на глазах…

У каждого была своя война,

свой путь вперед, свои участки боя,

и каждый был во всем самим cобою,

и только цель у всех была одна.

На защиту нашей Родины встали не только люди, но и сама Земля с ее подземными

богатствами.

Сегодня мы узнаем, каково значение химических элементов-металлов в истории Великой

Отечественной войны, как помогали металлы ковать победу над фашистской Германией.

Тема нашего открытого мероприятия - «Вклад химии в Великую Победу».

На

митинге

советских

ученых

в

1941

году

академик

А.Е.

Ферсман

сказал:

“Война

потребовала

грандиозного

количества

основных

видов

стратегического

сырья.

Потребовался

целый

ряд

новых

металлов

для

авиации,

бронебойной

стали;

магний,

стронций для осветительных ракет и факелов; больше йода и самых разнообразных

веществ. Необходимо было своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы

скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды, чтобы снова наука могла

спокойно

заниматься своим

мирным

трудом,

чтобы

она

могла

поставить на

службу

человечеству всю сумму природных богатств, положить всю менделеевскую таблицу к

ногам освобожденного и радостного человечества”.

4

Металлов много есть, но дело не в количестве:

В команде работящей металлической

Такие мастера, такие личности!

Преуменьшать нам вовсе не пристало

Заслуги безусловные металлов

Пред египтянином, китайцем, древним греком

И каждым современным человеком.

С

помощью

наших

выступающих

мы

познакомимся

с

применением

отдельных

представителей металлов.

Участник 1

Литий, № 3. В годы Великой Отечественной войны гидрид лития стал стратегическим.

Трудная задача в период войны стояла перед войсками противовоздушной обороны. На

нашу Родину были брошены тысячи фашистских самолетов, пилоты которых уже имели

опыт войны в Испании, Польше, Норвегии, Бельгии, Франции. Для защиты городов

использовали все возможные средства. Так, помимо зенитных орудий, небо над городами

защищали

наполненные

водородом

шары,

которые

мешали

пикированию

немецких

бомбардировщиков. Для заполнения шаров водородом использовали металлический литий

или гидрид лития. Таблетки гидрида лития служили летчикам портативным источником

водорода. При авариях над морем под действием воды таблетки моментально разлагались,

наполняя водородом спасательные средства – надувные лодки, жилеты, сигнальные шары-

антенны. Добавка гидроксида лития в щелочные аккумуляторы увеличивала срок их

службы в 2-3 раза, что очень нужно было для партизанских отрядов. Помимо выше

перечисленного,

литий

добавляли

в

трассирующие

пули,

которые

благодаря

этому

оставляли при полете сине-зеленый след. Соединения лития используются на подводных

лодках для очистки воздуха.

Натрий,

11.

Применялся

в

производстве

весьма

энергоёмких натриево-серных

аккумуляторов,

в

сплаве

с

калием,

а

также

с рубидием и цезием -

в

качестве

высокоэффективного

теплоносителя.

В

частности,

сплав

состава

натрий

12 %,

калий 47 %, цезий 41 % имеет рекордно низкую температуру плавления -78 °C и был

предложен

в

качестве

рабочего

тела

ионных

ракетных

двигателей.

Применялся

в

авиамоторах для отводки тепла от клапанов, в сигнальных огнях.

Калий, № 19. В военном деле применяются соединения калия. Если говорят просто

“селитра”, то имеют в виду нитрат калия. Этим веществом человечество пользуется уже

больше тысячи лет для получения черного пороха. Обыкновенный порох – это смесь мелко

измельченных:

серы,

селитры

и

угля.

Перхлорат и хлорат

калия (бертолетова

соль)

использовались в производстве ракетных порохов, осветительных зарядов, взрывчатых

5

веществ, пероксид калия и супероксид калия для регенерации воздуха на подводных лодках

и в изолирующих противогазах (поглощает углекислый газ с выделением кислорода),

бромид калия в медицине и как успокаивающее средство для нервной системы.

Участник 2

Медь, №29. В годы Великой Отечественной войны главным потребителем меди была

военная промышленность. Сплав меди (90%) и олова (10%) – пушечный металл. Гильзы

патронов и артиллерийских снарядов обычно желтого цвета. Они сделаны из латуни –

сплава

меди

(68%)

с

цинком

(32

%).

Большинство

артиллерийских

латунных

гильз

используется

неоднократно.

В

годы

войны в

любом

артиллерийском

дивизионе

был

человек

(обычно

офицер),

ответственный

за своевременный

сбор стреляных гильз и

отправку их на перезарядку. Высокая стойкость против разъедающего действия соленой

воды характерна для морских латуней. Это латуни с добавкой олова.

Металлы: олово, цинк и медь - образуют бронзу. Из бронзы во всем мире изготавливают

памятники воинам. В Трептов–парке в г. Берлине у памятника воинам Советской Армии,

павшим при штурме столицы фашистской Германии, отлиты 5 огромных (до 5 м в

диаметре) бронзовых венков, лежащих на братских могилах. Там же, в Мемориальном зале

Мавзолея, воинам Советской Армии на постаменте из черного лабрадора в золотом ларце

хранится книга с именами героев, павших смертью храбрых при героическом штурме

столицы Германии.

Серебро, № 47. Серебро в сплавах с индием использовалось для изготовления прожекторов

(для

противовоздушной

обороны).

Зеркала

прожекторов

в

годы

войны

помогали

обнаружить врага в воздухе, на море и на суше; иногда с помощью прожекторов решались

тактические

и

стратегические

задачи.

Так,

при

штурме

Берлина

войсками

Первого

Белорусского фронта 143 прожектора огромной светосилы ослепили гитлеровцев в их

оборонительной

полосе,

и

это

способствовало

быстрому

исходу

операции.

Обеззараживающие свойства серебра и его соединений использовались я в медицине,

соединений серебра с бромом в фотографии.

Магний,

12.

Свойство

магния

гореть

белым

ослепительным

пламенем

широко

использовалось в военной технике для изготовления осветительных и сигнальных ракет,

трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб. При поджигании магния очень яркое,

ослепительно белого цвета пламя, за счёт которого удаётся в ночное время осветить

значительную часть территории. На основе магния и алюминия изготовлялись прочные,

сверхлегкие сплавы для самолетостроения.

6

Участник 3

Кальций,

20.

Во

время

ночных

налетов

для

освещения

цели

бомбардировщики

сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты входил порошок

магния, спрессованного особыми составами. И запал из угля, бертолетовой соли и солей

кальция.

При переломах

костей,

а

также ушибах,

растяжениях

связок,

некоторых

заболеваниях опорно-двигательного аппарата в военной медицине широко использовали

гипсовую повязку.

Цинк,

30. Более

половины

добываемого

цинка

расходовалось

на

изготовление

оцинкованного железа и оцинкованной проволоки для канатов.

Ванадий, № 23. Ванадий называют «автомобильным металлом». Из ванадиевой стали

изготовляли солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках, бронебойные снаряды,

паровозные цилиндры, тормозные колодки, глиссеры, гидросамолеты, морские корабли.

Хромованадиевая сталь еще прочнее. Поэтому ее стали применять широко в военной

технике: для изготовления коленчатых валов корабельных двигателей, отдельных деталей

торпед, авиамоторов, бронебойных снарядов.

Участник 4

Алюминий, № 13. Алюминий называют “крылатым” металлом, так как его сплавы с Mg,

Mn, Be, Na, Si используются в самолетостроении. Тончайший алюминиевый порошок

использовался для получения горючих и взрывчатых смесей. Начинка зажигательных бомб

состояла из смеси порошков алюминия, магния и оксида железа, детонатором служила

гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламеняющий

зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть. Горящий зажигательный состав

нельзя потушить водой, так как раскаленный магний реагирует с ней. Поэтому для тушения

огня применяли песок. Алюминий использовали для активной защиты самолетов. Так, при

отражении налетов авиации на Гамбург операторы немецких радиолокационных станций

обнаружили на экранах приборов неожиданные помехи, которые делали невозможным

распознавание сигналов от приближающихся самолетов. Помехи были вызваны лентами из

алюминиевой фольги, которые сбрасывали самолеты союзников. При налетах на Германию

было

сброшено

примерно

20

тысяч

тонн

алюминиевой

фольги.

В

годы

войны

был

разработан

В.Г.

Головкиным

непрерывный

способ

производства

литой

алюминиевой

проволоки диаметром до 9 мм. Потребность в ней была громадной. Каждому, кто летал на

самолете, приходилось видеть бесконечные ряды заклепок на крыльях и фюзеляже. Но,

видимо, далеко не все знают, что число этих заклепок на истребителе военного времени

доходило до 100 –200 тысяч штук, а на бомбардировщике – даже до миллиона…

Олово, № 50. Олово называют металлом “консервной банки”. Сплав олова с другими

металлами используется для изготовления подшипников. Из олова изготовляли блестящие

7

оловянные солдатские пуговицы. При низкой температуре атомы олова перестраивают

свою

кристаллическую

решетку

и

металл

разрушается,

“заболевает”.

Название

этой

болезни – оловянная чума. Солдатские пуговицы нельзя хранить на морозе. Хлорид олова

(IV) – жидкость, использовалась для образования дымовых завес.

Свинец, № 82. С изобретением огнестрельного оружия на изготовление пуль для ружей,

пистолетов и картечи для артиллерии стали расходовать много свинца.

Свинец – тяжелый металл, его плотность 11,34. Именно это обстоятельство послужило

причиной

массового

использования

свинца

в

огнестрельном

оружии.

Свинцовыми

метательными снарядами пользовались еще в древности: пращники армии Ганнибала

метали в римлян свинцовые шары. И сейчас пули отливают из свинца, лишь оболочку их

делают из других, более твердых металлов. Любая добавка к свинцу увеличивает его

твердость,

но

качественно

влияние

добавок

неравноценно.

В

свинец,

идущий

на

изготовление шрапнелей, добавляют до 12% сурьмы, а в свинец ружейной дроби – не более

1% мышьяка. Без инициирующих взрывчатых веществ ни одно скорострельное оружие

действовать не будет. Среди веществ этого класса преобладают соли тяжелых металлов.

Используют, в частности, азид свинца PbN6. Свинец не раз решал исход грандиозных

военных баталий, за что его стали называть “смертоносным” металлом.

Участник 5

Титан, № 22. Сплав титана (до 88%) с другими металлами шёл на изготовление танковой

брони;

другие

сплавы

используют

для

изготовления

винтов

вертолетов,

самолетов.

Соединения титана использовали для дымовых завес.

Железо, № 26. В таблице Менделеева трудно найти какой-либо иной элемент, с которым

так неразрывно связывалась бы жизнь всего человечества. Нет другого элемента, при

участии

которого

проливалось

бы

так

много

крови,

терялось

бы

столько

жизней,

происходило бы столько несчастий.

“В бою железо дороже золота” - гласит татарская пословица. И русские говорили: “При

рати

железо

дороже

золота.

Железом

и золото

добуду”.

Железо являлось

основным

металлом,

из

которого

изготовляли

многочисленные

и

разнообразные

орудия

для

истребления людей. Недаром копье и щит, характерные принадлежности бога войны

Марса, древние мудрецы сделали символом, обозначающим железо. Оно действительно

верно и безотказно служило Марсу.

Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной войне,

приходится на железо. Железо – главная составная часть чугунов и сталей, а по их выплавке

судят о мощности государства. Сколько этого металла было выброшено в снарядах, бомбах,

минах, гранатах! Чтобы судить о масштабах расхода железа в минувшей войне, назовем

одну цифру: миллион бомб сброшено фашистской авиацией на Сталинград. Но железо – не

8

только

борьба,

война,

разрушение;

железо

металл

созидания.

Это

основа

всей

металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных

инженерных сооружений.

Участник 6

Никель, № 28. На службу войне были поставлены и другие металлы. В первой половине

прошлого столетия никель добывался в небольших количествах и стоил очень дорого. Он

считался поэтому ювелирным металлом. Позднее никель стали добавлять в стальную

броню.

Долгие

годы

это

было

его

основное

применение.

Однако

позже

он

стал

неотъемлемой составляющей бронированных орудий и танков. Вот что пишет С. Гагарин в

произведении “Три лица Януса” о роли никеля в Отечественной войне. “На подводной

лодке

“Валькирия”,

исчезнувшей

при

загадочных

обстоятельствах

для

германского

командования, находилось 160 тонн никеля в слитках и монетах США и Канады.

Никель был такой же сложной проблемой для Германии, как горючее, а может, и сложней.

Ведь горючее из нефти можно хоть чем-то заменить. Никель же незаменим. Без никеля нет

брони. Без брони нет танков. Без танков нет победы на военных дорогах Второй мировой

войны. Природа обделила Германию никелем. Незначительные запасы его есть в Рейнской

долине.

Основную

часть

никеля

Германия

получала

из

Канады.

Началась

война,

и

канадский никель был потерян для Рейха. Гитлер захватил Грецию, а вместе с ней и

никелевые рудники. Вассальная Финляндия открыла для немцев рудники на севере в районе

Петсамо.

Там

работали

заключенные

и

военнопленные.

Целый

эсэсовский

корпус

обеспечивал охрану рудников и гарантировал бесперебойную добычу красного колчедана

и отправку его в Германию на металлургические заводы.

Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были

поражены неуязвимостью их брони. По приказу из Берлина первый же захваченный Т-34

был доставлен в Германию. Здесь за него взялись химики. Они установили: русская броня

содержит большой процент никеля, что делает ее сверхпрочной. Недостаток никеля в стали

привел к тому, что к 1944 г. имперские военные заводы вынуждены были изготовлять

танковую броню повышенной толщины, и “тигры”, и “пантеры”, и “фердинанды”, одетые

в нее, оказывались тяжелее и слабее советских танков и самоходок”. Перед входом в

Нижнетагильский краеведческий музей стоит знаменитый танк Т-34. Осенью 1941 г., когда

враг

был

уже

в

пригородах

Москвы,

а

западные

и

южные

районы

страны

были

оккупированы, Нижний Тагил стал одной из главных кузниц оружия для фронта. В то время

стояла задача создать танк, который не боялся бы ни пулемета, ни колючей проволоки. Три

качества этой машины — мощность огня, скорость, прочность брони — должны были так

сочетаться, чтобы ни одно из них не приносилось в жертву другим. Нашим конструкторам

во главе с М. И. Кошкиным удалось создать лучший танк периода Второй мировой войны.

9

В осеннюю распутицу, когда немецкие танки безнадежно вязли в грязи, Т-34 оставался

единственным

танком,

которому

было

не

страшно

бездорожье.

Башня

танка

поворачивалась с рекордной скоростью: она делала полный оборот за 10с вместо обычных

35с.

Благодаря

небольшому

весу

и

размеру

танк

был

очень

маневренный.

Броня

с

повышенным содержанием никеля не только оказалась самой прочной, но и имела самые

выгодные углы наклона, поэтому была неуязвимой. Производство “тридцатьчетверок”, как

их называли, было налажено в самые короткие сроки, хотя ценой тому были дни и ночи

напряженного труда. Люди, у которых в холодном цехе пальцы примерзали к металлу,

неделями не покидали рабочих мест и в конце декабря 1941 г. отправили на фронт первый

эшелон с боевыми машинами. Тепло отозвался о танке Т-34 прославленный маршал И. С.

Конев. Он писал: “Не было лучшей боевой машины ни в одной армии. До самого конца

войны Т-34 оставался непревзойденным.

Кобальт,

27.

Кобальт

называют

металлом

чудесных

сплавов

(жаропрочных,

быстрорежущих). Кобальтовая сталь использовалась для изготовления магнитных мин.

Ведущий

Немцы

разрушили

в

СССР

почти

32000

промышленных

предприятий,

4100

железнодорожных станций, 40000 больниц, 84000 школ, техникумов и ВУЗов, 43000

библиотек. Полностью или частично разрушено и сожжено 1710 городов и более 70000 сел

и деревень…

Враг сеял смерть…

В разрывах даль…

Страна пожарами объята…

В сердцах и ярость, и печаль…

Но гас огонь и гнулась сталь

О волю русского солдата.

Мы склоняем головы перед светлой памятью о тех, кто не вернулся с войны. Памяти

химиков–фронтовиков

посвятил

свое

стихотворение

старший

преподаватель

ДХТИ,

бывший фронтовик З.И. Барсуков:

Кто про химика сказал: “Мало воевал”,

Кто сказал: “Он мало крови проливал?”

Я в свидетели зову химиков–друзей, -

Тех, кто смело бил врага до последних дней,

Тех, кто с армией родной шел в одном строю,

Тех, кто грудью защитил Родину мою.

10

Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…

Сколько полегло на них молодых парней…

Не померкнет никогда память о войне,

Слава химикам живым, павшим - честь вдвойне.

Участник 7

«Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья.

Потребовался

целый

ряд

новых

металлов

для

авиации,

для

бронебойной

стали,

потребовался магний, стронций для осветительных ракет и факелов, потребовалось больше

йода… и на нас химиках лежит ответственность за обеспечение стратегическим сырьем, мы

своими

знаниями

должны

помочь

создать

лучшие

танки,

самолеты,

чтобы

скорее

освободить все народы от нашествия гитлеровской банды».

Эти слова принадлежат академику Александру Евгеньевичу Ферсману. Он выполнял

специальные работы по военно-инженерной геологии, военной географии, по вопросам

изготовления

стратегического

сырья,

маскировочных

красок.

За

период

Великой

Отечественной войны были выявлены оловянные месторождения на Дальнем Востоке,

вольфрамовые и свинцовые – в Средней Азии, медно-колчедановые и бокситовые – на

Среднем Урале.

Александр Николаевич Несмеянов – один из создателей нового научного направления –

химии металлорганических соединений. Он синтезировал органические соединения ртути,

олова, свинца, сурьмы, мышьяка, висмута и др. Эти соединения применяются в качестве

антидетонаторов,

инсектицидов,

лекарственных

препаратов,

синтетических

высококачественных материалов. Кроме того, им были разработаны методы ароматизации

органических соединений, которые нашли применение во многих областях оборонной

химии.

Николай Николаевич Семенов разработал теорию цепных реакций, которая позволяла

управлять химическим процессом: ускорять до образования взрывной лавины, замедлять и

даже останавливать на любой промежуточной стадии. Эти реакции были использованы при

производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных

смесей

для

огнеметов.

Так

называемые

«кумулятивные»

снаряды,

гранаты,

мины,

используемые

против

«неуязвимых»

немецких

«тигров»,

вызвали

у

гитлеровского

командования недоумение и замешательство. Эти снаряды пробивали броню толщиной 200

мм, были применены в танковом сражении на Курской дуге. Работал он над улучшением

огнезащитной

пропитки

шпал.

Им

был

усовершенствован

метод

обработки

деталей

самолетов, достигнута экономия дефицитных хрома и серной кислоты.

11

Исаак Ильич Китайгородский, создал бронестекло, которое в 25 раз прочнее обычного

стекла. Это позволило защитить прозрачной броней кабину штурмовика Ил-2.

Семен Исаакович Вольфкович. Создатель «коктейля Молотова», который состоял из

сероуглерода, фосфора и серы.

Николай Дмитриевич Зелинский. В начале второй мировой войны он усовершенствовал

конструкцию противогаза. В период 1941-1945 гг. - все его исследования были направлены

на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации, мономеров для

синтетического каучука. Зелинскому удалось улучшить качество бензина. Новый бензин

дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог

взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту со значительным грузом.

Эти исследования оказали в годы Великой Отечественной войны неоценимую помощь

нашей авиации.

Валентин Алексеевич Каргин разработал специальные материалы для изготовления

одежды, защищающей от отравляющих веществ, создал новую технологию обработки

защитных тканей, делающих валяную обувь непромокаемой, а также специальные типы

резин для боевых машин нашей армии.

Ива

́

н Лю

́

двигович Кнуня

́

нц разработал индивидуальные средства защиты - ИСЗ. Личный

состав

химических

войск

обеспечивался

защитными

комбинезонами

с

резиновыми

перчатками, сапогами и противогазом.

Назаров Иван Николаевич Основные исследования посвящены химии ацетилена и его

производных,

особенно

винилацетилена.

Синтезировал

ряд

физиологически

активных

соединений, в том числе промедол; получил карбинольный клей. С помощью этого клея

можно было вести ремонтные работы даже в полевых условиях. Этот клей склеивал

металлы,

пластмассы,

эбонит,

мрамор,

фарфор,

стекло,

фибру

и

притом

в

любых

сочетаниях.

Алексей Евграфович Фаворский изучил химические свойства и превращения ацетилена,

разработал важнейший метод получения виниловых эфиров. Новые соединения на основе

ацетилена

нашли

широкое

применение

в

оборонной

промышленности.

Для

армии

требовалась резина, для производства резины необходим каучук. В военные годы академик

Алексей

Евграфович

Фаворский

нашел

оригинальный

путь

получения

изопренового

синтетического каучука из угля и воды.

Исаак

Яковлевич

Постовский

синтезировал

большую

серию

сульфаниламидных

препаратов, обладающих противомикробными, антибактериальными свойствами.

В первые годы войны Постовский с группой сотрудников в рекордно короткие сроки

организовал производство сульфаниламидных препаратов на Свердловском химическом

заводе,

который

оказался

единственным

в

стране

заводом,

выпускавшим

столь

12

необходимые на фронте и в тылу лекарственные средства. В это же время для лечения

длительно незаживающих ран Постовским была предложена комбинация сульфамидных

препаратов с бентонитовой глиной – средство, используемое и сегодня в медицине, так

называемая «паста Постовского».

Зинаида Виссарионовна Ермольева. Величайшей заслугой Ермольевой является то, что

она

не

только

первой

получила

пенициллин

в

СССР,

но

и

активно

участвовала

в

организации промышленного производства и внедрения в медицинскую практику этого

антибиотика.

Михаил Федорович Шостаковский на основе полимеризации виниловых эфиров, создал

бальзам

«Шостаковского»,

который

оказался

прекрасным

противовоспалительным

средством и не давал побочных явлений.

Ведущий

Велика

заслуга

ученых-химиков

в

Великой

Отечественной

войне.

Об

этом

ярко

и

убедительно говорят их награды. В 1945 году Алексей Евграфович Фаворский получил

звание героя Социалистического труда. За выдающиеся научные работы и исследования,

выполненные в суровые годы войны, многие химики были удостоены звания лауреата

Государственной премии. Это Николай Дмитриевич Зелинский, Александр Евграфович

Фаворский, Александр Николаевич Несмеянов, Александр Евгеньевич Ферсман и другие.

Мы склоняем головы перед светлой памятью о тех, кто не вернулся с войны. Мы должны

помнить о том, что Великая Отечественная война была смертельным противоборством не

только оружия и терпения, не только идей и стратегий. В научно-техническом 20 веке это

было сражение производств, экономик и наук. Вместе с солдатами в сорок пятом победили

рабочие и мастера, инженеры, доктора наук, военные медики и гражданские химики.

Отдадим им дань памяти.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.

Андросова В. Г., Лазыкина Л. Г. Во имя победы//Химия в школе. -1985. -№ 2. -С.

73-77.

2.

Байкова В. М. Ученые-химики в Великой Отечественной войне//Химия в школе. -

1985. -№ 2. -С. 77-78.

3.

Химия в школе - 1996 - №1;

4.

Химия в школе - 4'2005

5.

Химия в школе - 7'2005

6.

Химия в школе - 9'2005;

13

7.

Химия в школе - 8'2006

8.

Химия в школе - 11'2006.2-64.



В раздел образования