Напоминание

«Реализация принципа индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ»


Автор: Николаева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 39 Колпинского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: «Реализация принципа индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Реализация принципа

индивидуализации

развивающей предметно-

пространственной среды

ДОУ»

Воспитатель государственного бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детский сад № 39

Колпинского района Санкт-Петербурга

Николаева Ирина Владимировна

Индивидуализация дошкольного

образования -

построение образовательной

деятельности на основе индивидуальных

особенностей каждого ребенка, при

котором сам ребенок становится

активным в выборе содержания своего

образования, становится субъектом

образования.

Составляющие индивидуализации

образования:

индивидуальный образовательный маршрут

для каждого ребенка

развивающая предметно-пространственная

среда

Каждый компонент единого пространства должен

быть предназначен для детского коллектива в целом,

при этом предоставлять каждому воспитаннику

возможность проявлять и демонстрировать свою

индивидуальность и творчество

.

«Здравствуйте, я пришел!» -

стенд, где каждый

фиксирует свой приход.

Позволяет чувствовать себя

значимой частью

сообщества детей и

взрослых.

Ребенок - личность.

член коллектива

Рекомендации по реорганизации развивающей предметно-

пространственной среды с целью индивидуализации образовательного

пространства

"Мое настроение"

Воспитатель могут отследить

эмоциональное состояние

каждого ребенка в течение дня, а

дети учатся осознавать свое

эмоциональное состояние

Ребенок и воспитатель -

аналитики;

родитель - информируемый

«Мои увлечения. Мое творчество"

Демонстрация

увлечений и

творческих

способностей

ребенка на

выставках

продуктов его

творчества

(фотоматериалы

конструкторских

сооружений,

рисунки, коллажи,

поделки из

разнообразных

материалов (глины,

бумаги, природного

и бросового

материалов))

Ребенок - гордый

созерцатель;

воспитатель

-организатор

"

Книга (стена)рекордов"

Лучшие

спортивные

достижения

детей (самый

высокий

прыжок,

лучший

теннисист,

лучший в беге,

лучший

лыжник и т.

д.) заносятся

в "Книгу

рекордов"

где ребенок может написать

свои желания, о каком

подарке он мечтает на

день рождения или

разместятся пожелания

других ребят имениннику.

Ребенок-активный участник,

воспитатель – организатор,

помощник

« Коробочка

(сундучок , дерево )

желаний »-

Используется

для

демонстрации

личных

достижений

ребенка в

детском саду

Ежедневное

поощрение

детей за успехи

и достижения

Ребенок - герой

дня;

воспитатель -

аналитик

Книга «Мои успехи»

« Стена творчества»

Знакомство всего

детского коллектива и

родителей с

продуктами детской

субкультуры,

организация

тематических и

персональных

фотовыставок

Ребенок - творец;

воспитатель

-организатор;

родитель - соучастник

"Уголок

именинника"

Постоянное

функционирование

стенда или уголка с

фотографиями детей

и обозначением дня их

рождения,

дополненный

гороскопом, названием

сезонов, месяца, числа

(с целью

познавательного

развития).

Ребенок - центральное

лицо в детском

коллективе;

воспитатель -

организатор

«Тетрадь знаний»

Тетрадь в

который

учитель-

логопед

пишет

задания для

индивидуальн

ых занятий

родителей с

ребенком

дома

Ребенок -

созерцатель,

аналитик;

воспитатель

- аналитик,

оформитель;

родитель -

информируем

ый

Персональные

тематические

выставки в мини-

музее,

подготовленные

ребенком и

родителями по

интересам

дошкольника или

оформленные

совместно с

воспитателем по

теме проекта

Ребенок -

коллекционер;

воспитатель -

помощник;

родитель -

активный

соучастник

«

Мини-музеи

Детское

коллекционирование

(разнообразные

предметы-накопители:

коробки, сундучки,

сокровищницы с

разными мелкими

предметами),

систематизация и

изучение собираемого

Ребенок - коллекционер;

воспитатель -

помощник; родитель -

активный соучастник

"Островок сокровищ", "Полянка драгоценностей"

Детская субкультура в

оформлении группы по

интересам дошкольников,

темам проекта ("Огород

на окне", "Ангелы сна",

"Обереги")

Ребенок - создатель, выдум-

щик; воспитатель

-соучастник

Кукла «Сплюшка»

Портфолио ребенка

Формирование копилки личных

достижений ребенка в

разнообразных видах

деятельности, его успехов на

протяжении дошкольной жизни

Ребенок-активный участник;

воспитатель - издатель; родитель -

помощник

«Новости дня»

Сообщение темы дня, проекта,

информация по теме, написанные

воспитателем или под его

руководством детьми (6-7 лет) и

вывешенные на всеобщее обозрение

Ребенок-соавтор; воспитатель - автор;

родитель - информируемый

Выбор ребенком вида

деятельности (островка, уголка,

центра) и соответствующей

индивидуальной карточки

(перфокарты, схемы, задания,

ребусы и др

.)

Ребенок - инициатор; воспитатель -

помощник

Карта-путеводитель

Размещение на "Вымпеле"

фотографии ребенка, ставшего

победителем соревнований

Ребенок-участник

«Вымпел»

«Мы друзья»

Стенд или панно, где ребенок

отмечает

своего друга, с кем он дружит,

общается.

Ребенок и воспитатель

аналитики;

родитель - информируемый

«Звезда дня»

На самом видном месте вывешивается

плакат с фотографией дошкольника,

избранного "Звездой дня". Каждый

ребенок группы

по очереди должен занять это место.

Ценность такого компонента в том, что

он направлен на формирование

положительной "я-концепции", развитие

самосознания и самооценки

Ребенок - центральное

лицо в детском коллективе;

воспитатель - оформитель;

родители - консультанты

Проектируя и создавая, систематически

преобразовывая развивающую предметно-

пространственную среду, направленную на

обеспечение индивидуальной траектории

развития ребенка, педагог постоянно

учитывает особенности его развития,

определяет свою роль в ней относительно

каждого воспитанника. (консультант или

наблюдатель, или помощник, или

соучастник).

Индивидуализированный способ

взаимодействия педагога с воспитанником

помогает достичь ребенку успехов, ощутить

радость достижения, ориентирует на

продвижение вперед.

Библиографический список

-Индивидуализация образования детей дошкольного возраста

Автор: Михайлова-Свирская Л.В.

Издательство: Просвещение, 2015

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

- Постановление Главного государственного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об

утверждении СанПиН 2.4.1.3.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных

организаций»;

-

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования»;

Письмо Минобрнауки России от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психологопедагогических

требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с

«Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек»,

«Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных

учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);

- Приказ Минобрнауки России от 26.06.2000 № 1917 «Об экспертизе

настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»



В раздел образования