Автор: Николаева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 39 Колпинского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: «Реализация принципа индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
«Реализация принципа
индивидуализации
развивающей предметно-
пространственной среды
ДОУ»
Воспитатель государственного бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 39
Колпинского района Санкт-Петербурга
Николаева Ирина Владимировна
Индивидуализация дошкольного
образования -
построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при
котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом
образования.
Составляющие индивидуализации
образования:
индивидуальный образовательный маршрут
для каждого ребенка
развивающая предметно-пространственная
среда
Каждый компонент единого пространства должен
быть предназначен для детского коллектива в целом,
при этом предоставлять каждому воспитаннику
возможность проявлять и демонстрировать свою
индивидуальность и творчество
.
«Здравствуйте, я пришел!» -
стенд, где каждый
фиксирует свой приход.
Позволяет чувствовать себя
значимой частью
сообщества детей и
взрослых.
Ребенок - личность.
член коллектива
Рекомендации по реорганизации развивающей предметно-
пространственной среды с целью индивидуализации образовательного
пространства
"Мое настроение"
Воспитатель могут отследить
эмоциональное состояние
каждого ребенка в течение дня, а
дети учатся осознавать свое
эмоциональное состояние
Ребенок и воспитатель -
аналитики;
родитель - информируемый
«Мои увлечения. Мое творчество"
Демонстрация
увлечений и
творческих
способностей
ребенка на
выставках
продуктов его
творчества
(фотоматериалы
конструкторских
сооружений,
рисунки, коллажи,
поделки из
разнообразных
материалов (глины,
бумаги, природного
и бросового
материалов))
Ребенок - гордый
созерцатель;
воспитатель
-организатор
"
Книга (стена)рекордов"
Лучшие
спортивные
достижения
детей (самый
высокий
прыжок,
лучший
теннисист,
лучший в беге,
лучший
лыжник и т.
д.) заносятся
в "Книгу
рекордов"
где ребенок может написать
свои желания, о каком
подарке он мечтает на
день рождения или
разместятся пожелания
других ребят имениннику.
Ребенок-активный участник,
воспитатель – организатор,
помощник
« Коробочка
(сундучок , дерево )
желаний »-
Используется
для
демонстрации
личных
достижений
ребенка в
детском саду
Ежедневное
поощрение
детей за успехи
и достижения
Ребенок - герой
дня;
воспитатель -
аналитик
Книга «Мои успехи»
« Стена творчества»
Знакомство всего
детского коллектива и
родителей с
продуктами детской
субкультуры,
организация
тематических и
персональных
фотовыставок
Ребенок - творец;
воспитатель
-организатор;
родитель - соучастник
"Уголок
именинника"
Постоянное
функционирование
стенда или уголка с
фотографиями детей
и обозначением дня их
рождения,
дополненный
гороскопом, названием
сезонов, месяца, числа
(с целью
познавательного
развития).
Ребенок - центральное
лицо в детском
коллективе;
воспитатель -
организатор
«Тетрадь знаний»
Тетрадь в
который
учитель-
логопед
пишет
задания для
индивидуальн
ых занятий
родителей с
ребенком
дома
Ребенок -
созерцатель,
аналитик;
воспитатель
- аналитик,
оформитель;
родитель -
информируем
ый
Персональные
тематические
выставки в мини-
музее,
подготовленные
ребенком и
родителями по
интересам
дошкольника или
оформленные
совместно с
воспитателем по
теме проекта
Ребенок -
коллекционер;
воспитатель -
помощник;
родитель -
активный
соучастник
«
Мини-музеи
Детское
коллекционирование
(разнообразные
предметы-накопители:
коробки, сундучки,
сокровищницы с
разными мелкими
предметами),
систематизация и
изучение собираемого
Ребенок - коллекционер;
воспитатель -
помощник; родитель -
активный соучастник
"Островок сокровищ", "Полянка драгоценностей"
Детская субкультура в
оформлении группы по
интересам дошкольников,
темам проекта ("Огород
на окне", "Ангелы сна",
"Обереги")
Ребенок - создатель, выдум-
щик; воспитатель
-соучастник
Кукла «Сплюшка»
Портфолио ребенка
Формирование копилки личных
достижений ребенка в
разнообразных видах
деятельности, его успехов на
протяжении дошкольной жизни
Ребенок-активный участник;
воспитатель - издатель; родитель -
помощник
«Новости дня»
Сообщение темы дня, проекта,
информация по теме, написанные
воспитателем или под его
руководством детьми (6-7 лет) и
вывешенные на всеобщее обозрение
Ребенок-соавтор; воспитатель - автор;
родитель - информируемый
Выбор ребенком вида
деятельности (островка, уголка,
центра) и соответствующей
индивидуальной карточки
(перфокарты, схемы, задания,
ребусы и др
.)
Ребенок - инициатор; воспитатель -
помощник
Карта-путеводитель
Размещение на "Вымпеле"
фотографии ребенка, ставшего
победителем соревнований
Ребенок-участник
«Вымпел»
«Мы друзья»
Стенд или панно, где ребенок
отмечает
своего друга, с кем он дружит,
общается.
Ребенок и воспитатель
аналитики;
родитель - информируемый
«Звезда дня»
На самом видном месте вывешивается
плакат с фотографией дошкольника,
избранного "Звездой дня". Каждый
ребенок группы
по очереди должен занять это место.
Ценность такого компонента в том, что
он направлен на формирование
положительной "я-концепции", развитие
самосознания и самооценки
Ребенок - центральное
лицо в детском коллективе;
воспитатель - оформитель;
родители - консультанты
Проектируя и создавая, систематически
преобразовывая развивающую предметно-
пространственную среду, направленную на
обеспечение индивидуальной траектории
развития ребенка, педагог постоянно
учитывает особенности его развития,
определяет свою роль в ней относительно
каждого воспитанника. (консультант или
наблюдатель, или помощник, или
соучастник).
Индивидуализированный способ
взаимодействия педагога с воспитанником
помогает достичь ребенку успехов, ощутить
радость достижения, ориентирует на
продвижение вперед.
Библиографический список
-Индивидуализация образования детей дошкольного возраста
Автор: Михайлова-Свирская Л.В.
Издательство: Просвещение, 2015
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Постановление Главного государственного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.1.3.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций»;
-
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
Письмо Минобрнауки России от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психологопедагогических
требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с
«Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек»,
«Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных
учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
- Приказ Минобрнауки России от 26.06.2000 № 1917 «Об экспертизе
настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»