Напоминание

«В мире математики»


Автор: Габитова Татьяна Анатольевна
Должность: Преподаватель математики
Учебное заведение: ГАПОУ РБ «БРМТИТ»
Населённый пункт: Республика Бурятия, город Северобайкальск
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: «В мире математики»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГАПОУ РБ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ ИННОВАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО

МЕРОПРИЯТИЯ «В МИРЕ МАТЕМАТИКИ»

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ МАТЕМАТИКА

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ГАБИТОВОЙ ТАТЬЯНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ

2018-2019 учебный год

г. Северобайкальск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель мероприятия:

Реализация принципа умственного развития студентов.

Развитие познавательной и творческой деятельности студентов.

Задачи:

- прививать навыки самостоятельного поиска новых знаний, закономерностей;

- пробуждать любознательность;

- развивать творческие способности;

- расширять знания по предмету;

- прививать познавательный интерес к предмету;

- расширять кругозор;

- развивать культуру коллективного умственного труда.

Форма занятия: интеллектуально – познавательная игра.

Оборудование: мультимедийный проектор; карточки с заданиями;

секундомер.

Правила игры.

В игре участвуют пять команд первого курса по 4 участника с каждой

группы.

У

каждой

команды

есть

группа

поддержки.

Игрой

руководит

преподаватель. Игра состоит из девяти туров. Продолжительность каждого

тура и максимальное количество баллов, которое можно набрать за каждый тур

объявляется ведущим в течение игры. В игре предусмотрены два конкурса для

болельщиков.

Они

могут

принести

командам

дополнительные

баллы.

При

подведении итогов баллы за все конкурсы суммируются. Побеждает команда

набравшая

большее

количество

баллов.

Оценивает

конкурс

жюри.

Длительность всего мероприятия рассчитана на 60 минут.

Эпиграф: «Предмет "математика" настолько серьезен, что полезно не упускать

случая, сделать его немного занимательным».

Б. Паскаль.

Ход мероприятия.

1.Вступительное слово преподавателя.

Математика - вечно живое дерево науки. И у математики существует свой язык

– формулы.Математика дисциплинирует ум, учит логическому мышлению.В

математике

много

удивительного.

Математикой

занимались

и

занимаются

люди разных профессий. Например, русский писатель А.С. Грибоедов окончил

физико-математический

факультет

университета,

а

крупнейший

математик

С.В.Ковалевская была ещё и поэтом. Математику любили Гоголь и Пушкин,

Лермонтов и Толстой.

Тот быстрее сообразит, смекнет, угадает, кто больше упражняется, решает

арифметические

задачи,

мастерит,

занимается

отгадыванием

различных

математических загадок.

Не только руки, ноги и тело требует тренировки, но и мозг человека требует

упражнений. Решение задач, головоломок, математических ребусов, развивает

логическое мышление, скорость реакции. Недаром говорят, что математика-это

гимнастика ума.

Так давайте сегодня и займемся этой математикой.

2. Представление команд.

Преподаватель:

- Внимание! Внимание! Приглашаем всех на праздник математики. Не забудьте

взять с собой быстроту, находчивость, смекалку. Сегодня у нас

интеллектуально-познавательная игра «В мире математики». Наши команды

уже прибыли. Приветствуем их! (Под аплодисменты и музыку В.Шаинского к

песне «Дважды два – четыре» входят команды).

Преподаватель. Сегодня в нашей игре принимают участие пять команд первого

курса – это студенты групп: ТЭПС-18, СДМО-18, БАС-18, СЭЗС-18, ОООП-18.

3. Представление жюри.

Ведущий представляет жюри.

4.Правила игры.

Ведущий сообщает правила игры.

Первый тур. «Разминка»

Ведущий. Наше соревнование мы начинаем с разминки. Каждой команде будет

предложено по две, сравнительно простые, задачи на смекалку. Каждая задача

оценивается в 1 балл и на ее решение дается не более 15 cекунд.

Проведём жеребьёвку.

Задачи.

1. Из Красноярска в Братск вышел поезд со скоростью 50 км/ч, а из Братска в

Красноярск вышел поезд со скоростью 60 км/ч. Какой из поездов будет дальше

от Красноярска в момент встречи? (На одинаковом расстоянии)

2. В ящике 10 шаров – белые и чёрные. Сколько чёрных шаров в ящике, если

вытащив любые 2 шара, среди них обязательно будет, хотя бы 1 чёрный? (9)

3. Почему парикмахер в Женеве скорее предпочтет подстричь двух французов,

чем одного немца? (2 человека заплатят больше, чем один).

4. Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60км/ч. В том же

направлении дует ветер, но со скоростью 50км/ч. В какую сторону отклоняется

дым поезда? (Дыма нет у электропоезда).

5. На поверхности пруда растут кувшинки. Площадь, которую они занимают, с

каждым днем удваивается. Весь пруд зарос кувшинками через 20 дней. Через

сколько дней заросла половина пруда? (Через 19 дней).

6. Русская пословица. В ней говорится о том, что целая группа людей махнули

рукой на опоздавшего (Семеро одного не ждут).

7.Длина какого животного была равна 38-ми попугаям? (Удав).

8.Без чего не могут обойтись математики, барабанщики, и даже охотники?

(Дробь).

9.В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от

этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте

этого дома нажимается чаще других?(1)

10. Какие сто букв останавливают движение транспорта? (стоП)

Второй тур «Великие математики».

Ведущий. О МАТЕМАТИКАХ УЧЕНЫХ

ВСЕ МЫ СЛЫШАЛИ НЕ РАЗ.

И СЕГОДНЯ МЫ ПРИПОМНИМ

СЛАВНЫЕ ИХ ИМЕНА.

Вашему вниманию предложены загадки. За каждый правильный ответ команда

получает один балл. Отвечает команда, которая первой подняла руку.

- Разгадал загадку круга,

Метод площадей нам дал,

Знаем мы, как в Сиракузах

Родину он защищал.

Свой народ спасал от бед,

Его имя ….. (Архимед).

- На острове Самос

Философ сей родился.

И во главу угла

Поставлены им числа.

И, говорят, за теорему

принес богам быка он в жертву.

Был чемпионом Олимпиады,

Имел своих учеников.

Надеюсь, догадался каждый,

Что его имя ….. (Пифагор)

- Все, что раньше люди знали,

Он собрал в своих «Началах».

Было их 13 книг,

Написал их все …. (Евклид)

- Очень слабым он родился,

Но науке все ж сгодился.

Открыл он притяжения закон.

Интеграл дал миру он,

Физик Исаак….. (Ньютон)

- Математики начала

по обоям изучала.

И влюбилась в ту науку.

Только вот какая штука.

Ведь в России в это время

не пускали в вузы женщин.

Чтоб в математике достичь вершин,

Пришлось уехать девушке в Берлин,

И стать для этого фальшивою невестою,

Такой мы знаем Софью……. (Ковалевскую).

Третий тур «Анаграммы в стихах».

Ведущий. Анагра

́

мма — литературный приём, состоящий в перестановке букв

или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт

другое слово или словосочетание.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Отвечает команда,

которая первой подняла руку.

С хитрым иксом я дружу,

По секрету вам скажу,

Выбегая из тетрадки,

Задает он мне загадки.

1.Кто ответит, например,

Что такое ИКС + Р? (риск)

2.Думал я весь день вчера,

Что такое ИКС + РА? (искра)

3.Подсказал мне старший брат,

Что такое ИКС + РАТ? (старик)

4.Догадался я без брата,

Что такое ИКС + РАТА? (актриса)

5.Не решила вся квартира,

Что такое ИКС + ИРА? (ириска)

6.Долго мучил я соседа,

Что такое ИКС + РЕДА? (редиска)

7.ИКС + Н + РА + ТА,

То с бензином, то пуста? (канистра)

8.ИКС + ТА + НА + РА

Кто решил, тому «Ура!» (санитарка)

Четвёртый тур «Спички».

Задание: переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.

Группа

Вопрос

Ответ

ТЭПС

VII + III = V

VII –III=IV или

VII + III = X

СДМО

V = II + VIII

X = II + VIII

БАС

VI = X + I

VI = V+ I

СЭЗС

VII = IV + I

VII = V + II

ОООП

VIII - II = XI

VIII + II = X

Пятый тур «Найди число, спрятанное в пословице».

Ведущий. За каждое найденное число команда получает один балл. Время на

выполнение задания - одна минута.

1.

За правду стой горой.

2.

Любишь смородину, люби и оскомину.

3.

Пустой мешок стоять не будет.

4.

Брито, нет стрижено.

5.

Как не хитри, а от правды не уйти.

6.

В семье не без урода.

7.

Остался заряд, не пяться назад.

8.

Синичка – воробью сестричка.

9.

Новая метла чисто метет.

10.

Чистота – залог здоровья.

Шестой тур «Логические задачи».

Максимальная оценка каждой задачи три балла. Время на выполнение задания

пять минут.

Задача 1.Тетрадь, ручка, карандаш, книга стоят 37 рублей. Тетрадь, ручка,

карандаш стоят 19 рублей. Книга, ручка, карандаш стоят 35 рублей. Тетрадь и

карандаш вместе стоят 5 рублей. Сколько стоит каждая вещь?

Решение:

Т+Р+КР+КН=37 (1)

Т+Р+КР=19 (2)

КН+Р+КР=35 (3)

Т+КР=5 (4)

(1)-(2): КН=37-19=18

(2)-(4): Р=19-5=14

(1)-(3): Т=37-35=2

(4)КР=5-2=3

Ответ: книга стоит 18 рублей, ручка-14 рублей, тетрадь-2 рубля, карандаш-3

рубля.

Задача 2.Требуется рассадить в саду десять яблонь в 5 рядов так, чтобы в

каждом ряду было по 4 яблоки. Как это сделать?

Ответ: Точки пересечения сторон пятиконечной звезды

Конкурс болельщиков «Живой арифмометр».

Ведущий. Болельщикам предлагается посчитать геометрические фигуры. От

каждой команды приглашаются по одному человеку.Считают так: 1-ый круг, 1-

ый

треугольник;

2-ый

круг;

1-ый

квадрат

и

т.д.

пока

не

собьются.

Победителем объявляем того, кто больше посчитает, пока не собьется или кто

без ошибок быстро сосчитает. Максимальная оценка - четыре балла.

Седьмой тур «Фразеологическая математика».

Задание: вставьте пропущенные числа в известные всем фразеологизмы. За

каждый правильный ответ команда получает один балл. Время на выполнение

задания - одна минута.

1.

Очень глуп – у него всего … извилины. (две)

2.

Очень горько плакать – плакать в … ручья (три).

3.

Абсолютно не нужен – как собаке … нога. (пятая)

4.

Очень умен - … пядей во лбу (семи).

5.

Что-то лишнее, не нужное - … колесо в телеге. (пятое)

6.

Наивысший подъём, взлет - … вал (девятый)

7.

Не общаться, не выходить из дома – жить в … стенах (четырех)

8.

Основа основ- … кита . (три)

9.

Враждебная агентура внутри страны - … колонна (пятая).

10.

Будь точен и внимателен при шитье и кройке - … раз отмерь, …раз

отрежь(семь, один).

Восьмой тур «Судоку».

Ведущий: цифровая головоломка судоку тренирует внимание и логику. Решать

судоку не сложно: нужно только заполнить пустые клетки цифрами от 1 до 9,

так, чтобы в любой строке, в любом столбце и в любом блоке три на три клетки

(они выделены) не было одинаковых цифр. Время выполнения задания 5 минут.

Максимальная оценка 9 баллов

.

Судоку

Ответ

4

3

8

7

6

5

4

3

8

2

1

9

7

6

5

2

1

7

8

9

2

1

6

7

8

5

4

9

3

5

3

6

4

1

5

7

9

3

6

4

2

1

8

6

1

4

2

3

8

6

1

5

4

2

3

7

9

7

5

8

1

6

2

7

9

5

8

3

1

6

4

2

2

9

7

5

8

3

4

2

9

7

6

5

8

1

2

1

9

3

7

6

2

4

1

9

3

8

5

7

5

2

8

3

4

9

5

7

6

2

8

1

3

4

1

8

3

9

2

6

1

8

3

4

5

7

9

2

6

Конкурс болельщиков. «Ля - Ля - Фа».

Команды болельщиков поочередно исполняют отрывки из песен, в которых

присутствуют числа. Песни не должны повторяться.

Максимальная оценка пять баллов.

Девятый тур. Домашнее задание на тему: «Реклама математики».

Максимальная оценка этого конкурса четыре балла. Оцениваются: чувство

юмора, остроумие, артистичность, актуальность.

5. Подведение итогов.

6. Награждение победителей.

Используемая литература.

1.Блинков

А.Д.

и

др.

Математика:

Интеллектуальные

марафоны,

турниры,

бои.М.: Издательство «Первое сентября», 2003.

2.Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные

задачи.

–М.:

Наука.

Главная

редакция

физико-математической

литературы,

1988.

3.Энциклопедия для детей. Т. 11, Математика, М., 1998.

4.Хонсбергер Р. Математические изюминки. –М.: Наука Главная редакция

физико- математической литературы,1992, (библиотечка «Квант»).

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -

М.: Наука, 1995.

6. А. П. Юшкевич. История математики в трёх томах. Том 1: С древнейших

времен до начала Нового времени. М.: Наука, 1970



В раздел образования