Напоминание

"Старинная казачья кухня"


Автор: Квашина Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №61
Населённый пункт: г.Новочеркасск Ростовская область
Наименование материала: мастер-класс по приготовлению пялицы (хлеб, пышка) из теста
Тема: "Старинная казачья кухня"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Городской фестиваль

«Неделя казачьей культуры»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 61

Мастер – класс

по приготовлению пялицы (хлеб, пышка) из теста

15.10.2016

ГОД

.

«

С

ТАРИННАЯ

КАЗАЧЬЯ

КУХНЯ

»

Тема: Ознакомление родителей и детей с традиционной казачьей кухней на

примере приготовления пялицы.

Подготовила:

Квашина Людмила Алексеевна,

воспитатель высшей категории

логопедической группы

МБДОУ детского сада № 61 «Ивушка»

2016 год

«Кто любит лежать на печи,

не кушает пшеничные калачи»

Цель:

Способствовать ознакомлению родителей и детей с традиционной казачьей

кухней на примере приготовления пялицы.

Задачи:

1.

Расширять знания родителей об особенностях быта и культуры казаков посред-

ством приготовления донских блюд (пялицы).

2.

Способствовать формированию культуры труда: соблюдать правила санитарии,

гигиены, безопасной работы с нагревательными приборами; соблюдать правила

по техники безопасности.

3.

Создать условия для воспитания эмоционально – ценностного отношения к

своей семье в процессе совместной деятельности детей и родителей

Участники мастер класса: родители, дети, педагоги.

Предварительная работа: личные беседы с родителями; показ детям презента-

ции «Старинная казачья кухня», обогащение словаря: пялица, саломаха, тетеря,

галушки, нардек, рецепт, обычай; разучивание пословиц и поговорок казаков. Тех-

ника: работа с тестом.

Назначение: выпечка к встрече гостей, празднику, семейному завтраку

.

Методы обучения:

Рассказ

Демонстрация готовых работ

Беседа с объяснением материала

Показ трудовых приемов

Самостоятельная работа

Техническое оборудование: электрическая печка.

Материал для изготовления пялицы:

Кефирное тесто, мука, резак, деревянная скалка,

Глубокая чашка для теста, сковорода, тарелка для пялицы, салфетки бумаж-

ные.

Этапы изготовления пялицы:

Организационный момент

Практическая часть

Итог

Рефлексия

Ход мастер-класса

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте

уважаемые

родители!

Я

вижу у

вас

хорошее

на-

строение, пусть оно сохранится на протяжении всего мастер - класса!

В культуре любого народа пища занимает особое место. В ней заключена

история народа и традиции, передаваемые из поколения в поколение. Казачья кух-

ня раскрывает особенности быта и культуры донских казаков. При любом количе-

стве комнат в казачьем курене, обязательно выделялось в самостоятельное поме-

щение комнатка (кухня), где готовили и ели пищу. В этой комнате находилась

печь. Печь была символом домашнего очага, она давала тепло, уют, еду. И должна

была быть, как говорили в народе «велика да ровна, жарка да не жадна, чтоб

дым не выкидывала, да черти в трубе не выли, и к тому же чтоб красива

была, бела как невеста». На половине, где стояла печь хозяйка готовила. Под ру-

кой у казачки всегда была необходимая мебель и кухонная утварь.

Вдоль стен стояли лавки, на которых размещались ведра с водой, чашки для

теста, скалка и рубель для разглаживания белья. В набор кухонной посуды обяза-

тельно входили: медные чайник, самовар, кофейник, куб для воды, различные ка-

стрюли, умывальник. На плите стоял чугунный утюг, ступа в которой подсушива-

лись зерна кофе.

Для приготовления и хранения пищи пользовались глиняной посудой, кото-

рая располагалась на полочках. Глиняные сосуды имели разнообразные формы и

названия: кубышки – узкогорлые сосуды с широко раздутыми боками, махотки –

низкие сосуды с широким горлом без ручек, кувшины – вертикально вытянутые

сосуды с ручкой и носиком. Причем такую посуду можно было увидеть и в семье

бедного и зажиточного казака. Это объяснялось ее утилитарным происхождени-

ем.

Подворье донского казака всегда отличалось своей домовитостью, хозяй-

ственностью и припасами. В связи с этим было придумано огромное количество

пословиц и поговорок, относящимся к теме пищи и ее добычи. «Кто любит ле-

жать на печи, не кушает пшеничные калачи», «Богатства казак захочет,

так и пораньше (до солнца) вскочит», «Хочешь каймака, не отлёживай бока»,

«Донская земля дармоедов не кормит», «Что летом припасешь, с тем зиму

проживешь».

Свежие овощи и большое количество зелени – визитная карточка казачьей

кухни.

Редис,

лук,

картофель,

огурцы,

помидоры,

морковь, тыква,

бахчевые

культуры – неотъемлемые элементы донской трапезы. Гостей хлебосольная хозяй-

ка угощала вкуснейшими пирогами и пирожками.

Предлагаю и нам с Вами стать хлебосольными хозяйками и приготовить пя-

лицу (хлеб, пышки) из кефирного теста. Нам понадобится:

Кефир – 0,5 л,

Масло сливочное (или маргарин) – 100 г,

Яйцо – 2-3 шт.,

Соль – щепотка,

Сахар – 1 столовая ложка,

Сода – ¾ чайной ложки,

Мука – примерно 1 кг.

В приготовлении теста дома могут принимать участие ваши дети, это будет

способствовать у них развитию мелкой моторики пальцев, умению работать в ко-

манде. Дети узнают, как правильно пользоваться столовыми приборами и кухон-

ными инструментами, а главное - познают секреты и традиции приготовления

пищи. Они начинают понимать, что всё сложное и неизвестное состоит из просто-

го и известного. Так что, если Ваше чадо и раньше пыталось попробовать себя в

роли домашнего повара, будьте уверены, что желания только прибавится!

Перед работой предлагаю размять руки, и поиграть пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.

пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит.

трясем кистями

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем.

«моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем,

поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем.

гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко.

скрестить

пальцы,

ладони

прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать.

каждый палец зажимаем в кулачке

Показ процесса работы

Шаг 1

Для начального процесса замешивания теста на пялицу (в глубокой чашке)

достаточно 700-750 грамм муки. Все остальное количество муки находится в

отдельной чашке на столе, ее подсыпают на стол при вымешивании теста и фор-

мирования пялицы. Эти 250 грамм муки могут быть полностью израсходованы, во

многом зависит от клейковины.

Добавить кефир, растопленное масло (теплое!), яйца, соль и сахар. Замесить

тесто, сначала прямо в чашке, перемешивая ложкой. Затем присыпать стол мукой

и домесить его на столе. С такой работой вполне справятся ваши дети. Этот вид

деятельности тренирует кисть и укрепляет мышцы пальцев.

Тесто для пялицы (лепешек) на кефире не должно быть сильно крутым, по

консистенции должно напоминать дрожжевое (как для хлеба или булочек).

Шаг 2

А теперь про особенность данного рецепта теста. Пласт теста для пялицы во

время вымешивания нужно пересыпать сухой содой (распределяя на несколько

сложений). Несколько раз свернуть и еще раз вымесить.

Эту работ можно поручить вашему ребёнку, ведь движения руки всегда

были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Без дрожжевому тесту на кефире дать отдохнуть в холодильнике не менее 30

минут, а вообще можно хранить его там несколько суток.

Шаг 3

Тесто на кефире делится на 8 частей и из них катаются шарики. Так проще

их потом раскатать при помощи скалки.

Шаг 4

Из каждого шарика теста раскатать круглую лепешку. В этом Вам также мо-

гут помочь дети, работа со скалкой способствует развитию всех психических про-

цессов центральной нервной системы: внимания, памяти, речи и мышления; а так-

же координации движений и мелкой моторики пальцев.

Шаг 5

Лепёшки выпекают на сухой раскаленной сковороде до красивой румяной

корочки. (Участники мастер-класса выпекают лепёшки, а воспитатель даёт по

ходу работы рекомендации, советы)

Лепешки не прилипают, хорошо переворачиваются и снимаются.

Воспитатель: Смажьте готовую пялицу (лепёшку) каймаком или мёдом и съешь-

те, загадав самое заветное желание!

Рефлексия. Давайте с вами подведем итог нашего мастер - класса. Как вы себя

чувствовали во время приготовления пялицы, комфортно ли вам было? Давайте

начнем с меня. Мне было интересно с вами работать, у вас получились отличные

пялицы (лепёшки)… .



В раздел образования