Автор: Васильева Ольга Ивановна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г. Менделеевск Республики Татарстан
Наименование материала: Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе
Тема: "Карандаш-волшебник. Выразительные возможности линии".
Раздел: начальное образование
Тема урока:
Карандаш - волшебник. Выразительные возможности линии.
Цели деятельности
учителя:
Познакомить с выразительными свойствами линии, их видами и характером, сформировать
навыки передачи настроения в рисунке с помощью линий различного характера,
развивать
навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.
Планируемые
образовательные
результаты:
Предметные: научатся находить решение поставленных учебных задач, различать свойства линий,
виды и характер, создавать с помощью линий художественные образы и сюжетную композицию.
Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной и практической деятельности,
анализировать свою работу и работы товарищей, оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: осознают свои интересы (основной элемент рисунка, его значение и основная задача),
свои эмоции, понимают эмоции других людей
Методы и формы
обучения:
Проблемное изложение, практический; фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
Графический материал по выбору учащихся, бумага, карандаш
Основные понятия и
термины:
Свойства, характер, вид линий, ритм линий
Организационная структура занятия
Этапы занятия
Содержание
Формирование УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Этап
м о т и в а ц и и
и
актуализации
знаний.
- Что я нарисовала?
- А какие линии вы знаете?
- Этими терминами мы пользуемся на уроках
математики.
Как
вы
думаете,
можно
ли
с
помощью линии показать настроение?
Давайте
попробуем
нарисовать
весёлую
линию,
скучную
линию,
грустную,
злую
линию, загадочную линию.
А можно ли создать какой-нибудь образ только
при помощи различных линий?
- Сейчас я попытаюсь создать художественный
образ только при помощи линий. Вы узнали
этот образ?
-Получился образ?
-Линию
-
Прямые,
кривые,
ломаные,
замкнутые, незамкнутые.
Ученики
отвечают
(возможные
варианты ответов):
- Мел ( инструмент).
-
Мышонок
из
мультфильма
«Приключения кота Леопольда».
- Линии.
Н а б л ю д а т ь , анализировать,
выделять главное.
Учатся
настраиваться
на
одну
«эмоциональную
волну »
с
учителем.
П р о я в л я ю т
с п о с о б н о с т ь
сознательно
организовывать
и
регулировать свою деятельность.
Проявляют интерес к изучаемому
материалу.
II.
Формулирование
темы урока
Итак,
с
помощью
какого
изобразительного
средства сегодня будем рисовать?
Линией
мы
обозначаем
контур
предмета,
его край. Линия - это знак, она условна,
придумана
нами
как
способ
обозначения.
Ведь и буквы тоже линии. Только писать
буквы мы стараемся аккуратно, правильно,
а
в
изображении
подход
другой:
здесь
на
п е р в ы й
п л а н
в ы хо д и т
и н т е р е с
к
выразительности линии.
-Линия - это средство создания образа.
Сегодня мы попытаемся создать 2 образа.
- Линии
Совместно с учителем
определять цель действий,
проговаривать план,
предлагать версии.
О с о з н а ю т
с в о и
и н т е р е с ы
(основной
элемент
рисунка
его
значение и основная задача).
Отгадайте загадку.
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок —
Нет ни головы, ни ног.
-Ёж.
III.
П о и с к
решения
проблемы
(открытие
нового знания).
.
Нарисовать
разных
зверушек
с
помощью
линий можно за несколько секунд, главное –
знать, где и как провести линию.
Представьте ёжика. Чем он внешне отличается
от других животных?
- У него есть иголки.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
- Как вы думаете, с чего мы начнём рисовать
ёжика?
-Как
ни
странно,
наш
ёжик
начинается
с
электрокардиограммы.
Прорисовываем
уши,
дорисовываем
голову,
рисуем
мордочку,
животик, ручки, ножки.
- Похоже на ежа?
- Как же нам превратить его в ежа?
- Как нарисовать иголки?
-Не похож.
- Не хватает иголок.
С о в м е с т н о
с
у ч и т е л е м
определять
цель
действий,
п р о г о в а р и в а т ь
п л а н ,
предлагать версии.
IV.
Применение
знаний
(продуктивные
задания).
Итак, взяли карандаши, приступаем
( с пошаговым объяснением)
Выполняют.
Работать
по
предложенному
плану.
Развитие самостоятельности в
поиске
решения
различных
изобразительных задач.
V.
П о и с к
решения
проблемы
(открытие
нового знания).
- Наш ёжик на лугу встретил …
- Отгадайте, кого он встретил?
Чёрные глазки,
Ушки вразлёт,
Это коровы,
Любимый сынок!
Они подружились. Давайте нарисуем телёнка.
-Телёнок.
У него есть хвост, рожки, ножки
с копытцами.
Какие
характерные
особенности
телёнка
вы
можете назвать? Сейчас я буду рисовать на
доске,
а
вы
будете
повторять
за
мной
в
а л ь б о м а х .
П о с т а р а й т е с ь
з а п о м н и т ь
последовательность линий, схему.
VI.
Практическая
работа
Итак, взяли карандаши, приступаем
( с пошаговым объяснением)
Выполняют.
V.
Самостоятельное
применение
знаний.
А теперь нарисуем сказку. Сказка называется
«Как опасно быть хвастуном».
Однажды ёжик и телёнок научились прыгать
до самого неба. И стали друг перед другом
хвастаться:
- Я могу до облака допрыгнуть!
- Подумаешь, а я могу до солнца!
Спорили-спорили
и
решили
проверить,
кто
выше прыгнет. И подпрыгнули так высоко,
что
ёжик
зацепился
иголками
за
облако,
а
телёнок – рогами за солнышко! Вот и висят
на небе и кричат:
-
Помогите!
Снимите
нас
отсюда!
Мы
больше не будем хвастаться!
Нарисуйте, как ёжик и телёнок запрыгнули на
небо.
Нарисуем облако, солнышко. Сейчас мы будем
смотреть сверху вниз, какими будут казаться
деревья, дома на земле?
Вывод: чтобы показать, что предмет далеко
от нас, надо нарисовать его маленьким.
-Кто им поможет спуститься? Нарисуйте
свою версию спасения.
Ответы детей
Вывод:
чтобы
показать,
что
предмет
далеко
от
нас,
надо
нарисовать его близко.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Развитие самостоятельности в
поиске
решения
различных
изобразительных задач.
VI.
Итог
урока.
Рефлексия.
Расскажите, кто спас ёжика и телёнка?
– Как бы ты оценил свою работу?
- С помощью какого выразительного средства
Демонстрация работ.
- Линии.
О б о б щ а ю т
с в о и
м ы с л и ,
впечатления.
Учатся оценивать успешность
мы учились сегодня рисовать?
Сегодня
вы
на
практике
убедились,
что
изображая что - либо, можно ограничиться
в с е г о
н е с к о л ь к и м и
т о ч н ы м и
карандашными
линиями
и
вместе
с
тем
передать (достичь) выразительность образа.
своего задания, признавать
ошибки.