Напоминание

Дидактическая игра как средство формирования математических представлений дошкольников


Автор: Фирсина Вероника Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Дидактическая игра как средство формирования математических представлений дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Фирсина Вероника Андреевна

воспитатель ГБДОУ детского сада № 11

Приморского района Санкт-Петербурга

Дидактическая игра как средство формирования математических

представлений дошкольников

Развитие

элементарных

математических

представлений

это

исключительно

важная

часть

интеллектуального

и

личностного

развития

детей. В соответствии с ФГОС дошкольные образовательные учреждения

являются

первой

образовательной

ступенью

и

детский

сад

выполняет

важную функцию подготовки детей к школе.

Обучение

математике

детей

дошкольного

возраста

немыслимо

без

использования

дидактических

игр.

Использование

дидактических

игр

помогает

лучшему

восприятию

материала

и

поэтому

ребенок

принимает

активное участие в познавательном процессе.

Дошкольники осваивают простейшие временные и пространственные

отношения,

пользуются

числами,

осваивают

счёт,

делают

элементарные

вычисления устно и на наглядной основе, преобразуют предметы различных

форм

и

величин.

Не

осознавая,

ребёнок,

включается

в

простую

математическую деятельность, и при этом осваивает свойства, отношения,

связи и зависимости на предметах и числовом уровне.

Обязательным условием в принятии ФГОС в дошкольном образовании

требует необходимости дать возможность самореализации ребенка на всех

этапах работы по математическому развитию.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это

игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения

детей. Но для играющих

детей воспитательно-образовательное значение

дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую

задачу,

игровые

действия,

правила.

Эти

игры

способствуют

развитию

познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих

собой основу обучения.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально

создаваемых

педагогикой

в

целях

обучения

и

воспитания

детей.

Они

направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в

них

проявляется

воспитательное

и

развивающее

влияние

игровой

деятельности.

В

формировании

у

детей

математических

представлений

широко

используются

и

занимательные

по

форме

и

содержанию

разнообразные

дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных

заданий и упражнений необычностью постановки задач (найти, догадаться),

неожиданностью преподнесения ее от имени какого-нибудь литературного

сказочного

героя

(Буратино,

Чебурашка).

Игровые

упражнения

следует

отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской

самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все

структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, игровые

действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений,

навыков.

Упражнение

проводит

воспитатель

(дает

задание,

контролирует

ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре.

Дидактические игры по формированию математических представлений

условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры – путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Играя

в

такие

дидактические

игры,

как

«Какой

цифры

не

стало?»,

«Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови

соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 5(10) и

сопровождать словами свои действия.

Дидактические

игры,

такие

как

«Задумай

число»,

«Число

как

тебя

зовут?»,

«Составь

табличку»,

«Составь

цифру»,

«Кто

первый

назовет,

которой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях и в

свободной

деятельности,

с

целью

развития

у

детей

внимания,

памяти,

мышления.

Игра

«Считай

не

ошибись!»,

помогает

усвоению

порядка

следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.

Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени)

служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день

недели имеет свое название. Дети с удовольствием играют в игру «Живая

неделя».

Для

игры

вызываются

к

доске

пересчитываются

по

порядку

и

получают

кружочки

разного

цвета,

обозначающие

дни

недели.

Дети

выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели.

При

помощи

дидактических

игр

и

упражнений

дети

овладевают

умением

определять

словом

положение

того

или

иного

предмета

по

отношению

к

другому.

Существует

множество

игр,

упражнений,

способствующих

развитию

пространственного

ориентирования

у

детей:

«Найди

похожую»,

«Расскажи

про

свой

узор»,

«Мастерская

ковров»,

«Художник», «Путешествие по комнате» и многие другие игры. Играя, дети

учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Для

закрепления

знаний

о

форме

геометрических

фигур

детям

предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника,

квадрата.

Дидактическую

игру

«Геометрическая

мозаика»

можно

использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о

геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

Существует

множество

дидактических

игр

и

упражнений,

которые

влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают

действие

на

воображение

и

способствуют

развитию

нестандартного

мышления у детей. Это такие игры как «Найди нестандартную фигуру, чем

отличаются?»,

«Мельница»,

и

другие.

Они

направлены

на

тренировку

мышления

при

выполнении

действий.

Это

задания

на

нахождение

пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел.

Знакомство

с

такими

играми

начинается

с

элементарных

заданий

на

логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях

идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается

продолжить ряд или найти пропущенный элемент.

Каждая

из

дидактических

игр

решает

определенную

задачу

совершенствования математических представлений детей.

Таким

образом,

в

проце ссе

формирования

эл е м е н т а р н ы х

математиче ских

представлений

дошкольников,

и с п ол ь з о ва н и е

математических

дидактических

игр

способствуют

развитию

их

познавательного интереса, самостоятельности и инициативы.

В обучении дошкольников, игры помогают добиться очень хороших

результатов

и

при

этом

не

вызывает

у

детей

негативного

отношения

к

процессу обучения.



В раздел образования