Автор: Фирсина Вероника Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Дидактическая игра как средство формирования математических представлений дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Фирсина Вероника Андреевна
воспитатель ГБДОУ детского сада № 11
Приморского района Санкт-Петербурга
Дидактическая игра как средство формирования математических
представлений дошкольников
Развитие
элементарных
математических
представлений
–
это
исключительно
важная
часть
интеллектуального
и
личностного
развития
детей. В соответствии с ФГОС дошкольные образовательные учреждения
являются
первой
образовательной
ступенью
и
детский
сад
выполняет
важную функцию подготовки детей к школе.
Обучение
математике
детей
дошкольного
возраста
немыслимо
без
использования
дидактических
игр.
Использование
дидактических
игр
помогает
лучшему
восприятию
материала
и
поэтому
ребенок
принимает
активное участие в познавательном процессе.
Дошкольники осваивают простейшие временные и пространственные
отношения,
пользуются
числами,
осваивают
счёт,
делают
элементарные
вычисления устно и на наглядной основе, преобразуют предметы различных
форм
и
величин.
Не
осознавая,
ребёнок,
включается
в
простую
математическую деятельность, и при этом осваивает свойства, отношения,
связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
Обязательным условием в принятии ФГОС в дошкольном образовании
требует необходимости дать возможность самореализации ребенка на всех
этапах работы по математическому развитию.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это
игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения
детей. Но для играющих
детей воспитательно-образовательное значение
дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую
задачу,
игровые
действия,
правила.
Эти
игры
способствуют
развитию
познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих
собой основу обучения.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально
создаваемых
педагогикой
в
целях
обучения
и
воспитания
детей.
Они
направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в
них
проявляется
воспитательное
и
развивающее
влияние
игровой
деятельности.
В
формировании
у
детей
математических
представлений
широко
используются
и
занимательные
по
форме
и
содержанию
разнообразные
дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных
заданий и упражнений необычностью постановки задач (найти, догадаться),
неожиданностью преподнесения ее от имени какого-нибудь литературного
сказочного
героя
(Буратино,
Чебурашка).
Игровые
упражнения
следует
отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской
самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все
структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, игровые
действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений,
навыков.
Упражнение
проводит
воспитатель
(дает
задание,
контролирует
ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре.
Дидактические игры по формированию математических представлений
условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры – путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Играя
в
такие
дидактические
игры,
как
«Какой
цифры
не
стало?»,
«Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови
соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 5(10) и
сопровождать словами свои действия.
Дидактические
игры,
такие
как
«Задумай
число»,
«Число
как
тебя
зовут?»,
«Составь
табличку»,
«Составь
цифру»,
«Кто
первый
назовет,
которой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях и в
свободной
деятельности,
с
целью
развития
у
детей
внимания,
памяти,
мышления.
Игра
«Считай
не
ошибись!»,
помогает
усвоению
порядка
следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.
Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени)
служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день
недели имеет свое название. Дети с удовольствием играют в игру «Живая
неделя».
Для
игры
вызываются
к
доске
пересчитываются
по
порядку
и
получают
кружочки
разного
цвета,
обозначающие
дни
недели.
Дети
выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели.
При
помощи
дидактических
игр
и
упражнений
дети
овладевают
умением
определять
словом
положение
того
или
иного
предмета
по
отношению
к
другому.
Существует
множество
игр,
упражнений,
способствующих
развитию
пространственного
ориентирования
у
детей:
«Найди
похожую»,
«Расскажи
про
свой
узор»,
«Мастерская
ковров»,
«Художник», «Путешествие по комнате» и многие другие игры. Играя, дети
учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.
Для
закрепления
знаний
о
форме
геометрических
фигур
детям
предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника,
квадрата.
Дидактическую
игру
«Геометрическая
мозаика»
можно
использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о
геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.
Существует
множество
дидактических
игр
и
упражнений,
которые
влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают
действие
на
воображение
и
способствуют
развитию
нестандартного
мышления у детей. Это такие игры как «Найди нестандартную фигуру, чем
отличаются?»,
«Мельница»,
и
другие.
Они
направлены
на
тренировку
мышления
при
выполнении
действий.
Это
задания
на
нахождение
пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел.
Знакомство
с
такими
играми
начинается
с
элементарных
заданий
на
логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях
идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается
продолжить ряд или найти пропущенный элемент.
Каждая
из
дидактических
игр
решает
определенную
задачу
совершенствования математических представлений детей.
Таким
образом,
в
проце ссе
формирования
эл е м е н т а р н ы х
математиче ских
представлений
дошкольников,
и с п ол ь з о ва н и е
математических
дидактических
игр
способствуют
развитию
их
познавательного интереса, самостоятельности и инициативы.
В обучении дошкольников, игры помогают добиться очень хороших
результатов
и
при
этом
не
вызывает
у
детей
негативного
отношения
к
процессу обучения.