Автор: Ведерникова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 582 с углубленным изучением английского и финского языков структурное подразделение отделение дошкольного образования детей Приморского района Санкт- Петербурга
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Выставка для мам»
Раздел: дошкольное образование
Интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое
развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическая
культура».
Цель: Продолжать знакомить детей с народно - прикладным искусством.
Задачи: Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам
городецкой росписи, располагая его на тарелке; Закреплять умение строить
композицию рисунка, соблюдением характерных цветосочетаний городецкой
росписи; Развивать художественный вкус; Развивать самостоятельность и
творческую фантазию; Воспитывать любовь к искусству, народным
традициям.
Познавательное развитие: Познакомить детей с изделиями городецких
мастеров. Происхождение городецкой росписи. Учить выделять характерные
особенности городецкой росписи. Расширить знания детей о ярмарке.
Развитие речи: Развивать внимание, мышление, связную речь, продолжать
развивать умение отвечать на вопросы, описывать предмет городецкой
росписи. Обогащение словаря детей.
Физическое развитие: Совершенствовать основные виды движений в
соответствии с текстом двигательной разминки.
Социально – коммуникативное развитие: Развивать общение и
взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональную
отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со
сверстниками.
Художественно-эстетическое развитие: Развивать творческие навыки у
детей, чувства цвета, эстетические чувства, мелкую моторику, глазомер.
Учить детей самостоятельно выбирать сочетание цветов.
Материал и оборудование: Головные уборы (картузы и кокошники),
предметы декоративно- прикладного искусства, русские платки, тарелки,
краски гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.
Русская народная песня
«Ярмарка».
Предварительная работа: беседы о городецкой росписи, об особенности
узора городецкой росписи, композиции, цветосочетании, рисование
элементов городецкой росписи. Презентация о городецкой росписи.
Приготовление тарелок из бумаги методом «папье-маше».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Скоро праздник 8
Марта, и наши мамы просят нас организовать выставку с изделиями
городецких мастеров. Я предлагаю отправиться на ярмарку, где мы можем их
приобрести.
Воспитатель: Ребята, а что такое ярмарка? (это праздник, на ярмарке мастера
продают свой товар…)
Воспитатель: На ярмарку народ как одевается? (нарядно, самую лучшую
одежду…)
Воспитатель: Ребята, давайте мы тоже нарядными пойдем на ярмарку.
(дети надевают картузы, кокошники)
(звучит музыка).
Воспитатель: Ну что, отправляемся в путь?
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все туда!
Там шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Воспитатель: Ребята, глаза все закрыли и покружились во круг себя.
Воспитатель надевает кокошник, накидывает платок.
Становится Хозяюшкой ярмарки.
Хозяюшка: Вот мы оказались на ярмарке! Я-Хозяюшка, а вы ребята
покупатели.
Хозяюшка: Добры молодцы, да красны девицы подходите, не ленись, не
скупись, предлагаю живопись. Ребята, посмотрите, какой небывалой
красоты товар на нашей ярмарке.
Хозяюшка: А теперь, выбирайте изделия с городецкой росписью.
Хозяюшка: Ребята, как вы думаете, откуда эти изделия привезли?
Дети: С берегов Волги, из древнего города Городца. Там и зародилась
городецкая роспись.
Дети: Жители Городца умелые плотники, резчики по дереву, кузнецы, ткачи,
особенно ценятся художники. Каждую субботу в Городец на ярмарку
приезжали торговцы, люди из других городов и деревень. Редко кто уезжал с
ярмарки без покупки.
Хозяюшка: Посмотрите, сколько изделия с городецкой росписью мы
приобрели на ярмарке. Но этого очень мало для выставки. Мамы будут рады,
если мы приготовим ещё и своими руками.
Воспитатель: Ребята, глаза все закрыли и покружились во круг себя. Мы
вернулись обратно в свою группу. Головные уборы (кокошники и картузы)
оставим на столе. Приглашаю вас в нашу мастерскую.
Практическая работа.
Воспитатель: Мы сегодня будем расписывать тарелки. У вас на столах
лежат тарелки, заранее приготовленные своими руками (по технике папье-
маше). Какие элементы городецкой росписи вы знаете?
Дети: городецкие розаны, ромашки, купавы, листочки, бутоны…
Воспитатель: показывает образцы элементы городецкой росписи.
Работа делится на 3 этапа:
1.
замалёвка
2.
тенёвка
3.
оживка
Воспитатель: На первом этапе выбираем понравившиеся цвета и рисуем
замалёвку– круг в центре тарелки. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем
ещё бутоны и зелёные листья, создавая композицию.
На втором этапе другим цветом выполняем тенёвку: рисуем маленький
черный круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки
цветочка.
На третьем этапе оживляем рисунок.
Заключительный этап росписи «оживка». Нанесём белую и чёрную краску в
виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, я предлагаю немножко
подвигаться.
Физкультминутка:
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
После физкультминутки дети начинают работать.
Рисование «Городецкая роспись». Музыкальное сопровождение русская
народная песня «Ярмарка». Дети выполняют работу, воспитатель оказывает
индивидуальную помощь.
Воспитатель: Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет
поработать с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика:
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Воспитатель: Ребята, со своими тарелками подойдите и положите на стол.
Воспитатель: Ребята, какие у вас красивые и разнообразные получились
тарелки. Молодцы! Вот теперь настоящая выставка, сколько изделий с
городецкой росписью. Наши мамы будут очень рады!
Вопросы и обсуждение с детьми:
чем мы сегодня занимались?
что вам, больше всего понравилось?
трудно было расписывать тарелку?
у кого тарелка с городецкой росписью самая аккуратная?
у кого цветочная композиция лучше всех получилась?