Напоминание

"Обучение дошкольников правилам дорожного движения"


Автор: Рысёва Елена Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия" г.Валдай ДО "Ёлочка"
Населённый пункт: г.Валдай
Наименование материала: Статья
Тема: "Обучение дошкольников правилам дорожного движения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обучение дошкольников правилам дорожного движения.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам

качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень

общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил

безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.

Выбранная мною тема «Обучение дошкольников правилам дорожного

движения» важна по целому ряду причин:

1. Рост количества машин на улицах нашего города, а также городов и

поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности

транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из

причин дорожно-транспортных происшествий.

2. Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий

травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению

безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них

навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего

возраста, т.к. знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила,

усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их

соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного

движения, культурой поведения на улице, учитываю, что эта работа тесно

связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает

формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за

свое поведение, уверенность в своих действиях.

Дети при переходе из одной возрастной группы в другую имеют

определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинаю

обучение уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая

знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они могли

ориентироваться на улице и чётко знали правила дорожного движения.

Во второй младшей группе я знакомила детей с различными видами

транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, автобусами.

Ребята рассматривали иллюстрации с изображением машин, наблюдали за

транспортом во время прогулок. Для развития правильной ориентации детей

в пространстве обучала их определять местонахождение предметов (справа,

слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать

предметы по этим параметрам. Рассказывала о назначении маршрутных

транспортных средств, знакомила детей с правилами поведения в

общественном транспорте.

В средней группе обучала детей ориентировке на местности, а именно на

территории детского сада. Объясняла, что самостоятельно выходить за ее

пределы нельзя. Расширяла знания дошкольников о транспортных средствах,

их видах и конструктивных особенностях. Показывала детям те части улицы,

на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходный

переход, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую

часть. На занятиях давала задание составить рассказ о дорожной ситуации. К

примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе) или как они

шли пешком в детский сад. В объяснениях использовала иллюстрационный

материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, а также

различные указания по поведению рядом с проезжей частью. Закрепляла

понятия "тротуар" и "проезжая часть", детей знакомила с местами движения

машин и людей, отрабатывала навык хождения по тротуару, придерживаясь

правой стороны.

Провела знакомство с пешеходным переходом, с его назначением. Дети

научились находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. Во время

практических занятий регулярно отрабатывала навыки перехода проезжей

части. Для этого проводила игры «Лучший пешеход», «Пешеход-молодец».

В процессе обучения подходила к детям дифференцированно, учитывая их

индивидуальные возможности.

В старшей группе представления о ПДД у детей закрепляла и дополняла.

Для закрепления знаний использовала целевые прогулки, экскурсии, беседы,

подвижные игры, логические задачи, чтение художественной литературы,

дидактические игры, настольные игры и игры с макетом улицы.

Для систематического обучения детей ПДД использовала в своей работе:

- беседы : « Наши друзья дорожные знаки», « Беседа об информационно –

указательных знаках», « Правила пешеходов и пассажиров», об истории

транспорта, «Основные части улицы», « Какие бывают автомобили?»,

«Правила для пассажиров», « Знаешь ли ты свой адрес?», «Светофор и его

сигналы», «Дисциплина на дороге – залог безопасности», «Пешеходный

переход», «Если ты пассажир», «Где должны играть дети», «Пешеход и его

поведение на улице», « Опасный перекрёсток», « Знаки сервиса», «Метро»,

«Будь осторожен», «Правила пешехода», «Мчаться по улице автомобили»,

«Безопасная улица» и др.;

- проведение экскурсий к проезжей части дороги, к автостанции, где велись

наблюдения за транспортом, знакомила детей со знаками дорожного

движения, обсуждали ситуации;

- заучивание стихотворений, загадывание загадок, чтение художественной

литературы ;

- проведение занятий: по конструированию «Улица», «Транспорт»; по

аппликации «Улица», «Для чего нужны дорожные знаки»; по

познавательно речевому развитию « Правила поведения на

дороге», «Составление рассказов из личного опыта «Как я шёл с мамой в

детский сад», «Путешествие в страну дорожных знаков», «Путешествие в

страну правил дорожного движения»; по рисованию: «Пешеходы идут по

улицы», «Знаки дорожного движения»; по математическому развитию «Куда

пойдешь и что найдешь»;

- дидактические игры: «Транспорт», «Дорожные знаки», «Веселый

жезл», «Угадай-ка», «Лото», «Сломанный светофор», «Сложи знак», «Собери

светофор», «Кто, чем управляет?», «Подумай – отгадай», «Домино», «Это я,

это я – это все мои друзья», «Расположи правильно дорожный знак» и др.,

- сюжетно – ролевые игры «Шоферы», «Автобус», «Улица», «Мы едим,

едим..», «Мы-водители», «ГИБДД»;

- литературные викторины «Если ты пассажир», «Лучший пешеход»;

- подвижные игры «Светофор», «Цветные автомобили», «Тише едешь,

дальше будешь» и др.,

- картины по правилам дорожного движения и иллюстрированные пособия,

плакаты.

В группе создан «Уголок безопасности», где собран наглядный и игровой

материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и

обновляется в течение всего учебного года.

В нем находятся:

-наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, светофора,

дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными

ситуациями).

-настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино и др.).

-настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные

игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, домики).

-атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток,

фуражки, дорожные знаки, модель светофора).

-детская художественная литература по тематике.

-конструкторы.

-пособие и игры по обучению детей по ПДД.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений, навыков

безопасного поведения на улице проводила следующие формы

взаимодействия и общения с родителями:

- родительские собрания: «Ребенок и правила дорожного движения»,

«Безопасность детей на улице».

- беседы с родителями «Берегите юных пассажиров», «Как переходить с

ребенком проезжую часть», « Что читать детям о правилах дорожного

движения», « Пример родителей – один из основных факторов успешного

воспитания у детей и навыков безопасного поведения на улице», « улица

требует к себе уважения», «Где можно кататься на велосипеде» и др. с

подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению

дорожно-транспортному происшествию.

-Консультации для родителей «Безопасность детей-забота взрослых»,

«Внимание! Дорога!», «Родители-пример для детей в соблюдении правил

дорожного движения»

-изготавливала памятки- рекомендации по ПДД;

- изготавливала и выставляла папки-передвижки для родителей «Учим

ребенка правилам безопасности», «Причины детского дорожно-

транспортного травматизма», «Как должны вести себя взрослые, находясь на

улице с ребенком», « О значении обучения детей ПДД».

-Систематически организовывала выставки детских поделок, аппликаций,

рисунков по теме изучения дошкольниками правил дорожного движения;

- привлекала к изготовлению атрибутов, дидактических игр в уголок

дорожного движения;

- привлекала родителей к составлению маршрутных листов «Моя дорога в

детский сад»

Провела открытое мероприятие по ПДД « Путешествие в страну дорожных

знаков».

Выступила на районном постоянно действующем семинаре по профилактике

безопасности дорожного движения среди воспитанников дошкольных

образовательных учреждений и педагогов с докладом на тему:

«Дидактические игры по правилам дорожного движения для детей старшего

возраста»



В раздел образования