Автор: Рысёва Елена Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия" г.Валдай ДО "Ёлочка"
Населённый пункт: г.Валдай
Наименование материала: Статья
Тема: "Обучение дошкольников правилам дорожного движения"
Раздел: дошкольное образование
Обучение дошкольников правилам дорожного движения.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам
качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень
общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил
безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.
Выбранная мною тема «Обучение дошкольников правилам дорожного
движения» важна по целому ряду причин:
1. Рост количества машин на улицах нашего города, а также городов и
поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности
транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из
причин дорожно-транспортных происшествий.
2. Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий
травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению
безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них
навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего
возраста, т.к. знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила,
усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их
соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного
движения, культурой поведения на улице, учитываю, что эта работа тесно
связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает
формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за
свое поведение, уверенность в своих действиях.
Дети при переходе из одной возрастной группы в другую имеют
определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинаю
обучение уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая
знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они могли
ориентироваться на улице и чётко знали правила дорожного движения.
Во второй младшей группе я знакомила детей с различными видами
транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, автобусами.
Ребята рассматривали иллюстрации с изображением машин, наблюдали за
транспортом во время прогулок. Для развития правильной ориентации детей
в пространстве обучала их определять местонахождение предметов (справа,
слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать
предметы по этим параметрам. Рассказывала о назначении маршрутных
транспортных средств, знакомила детей с правилами поведения в
общественном транспорте.
В средней группе обучала детей ориентировке на местности, а именно на
территории детского сада. Объясняла, что самостоятельно выходить за ее
пределы нельзя. Расширяла знания дошкольников о транспортных средствах,
их видах и конструктивных особенностях. Показывала детям те части улицы,
на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходный
переход, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую
часть. На занятиях давала задание составить рассказ о дорожной ситуации. К
примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе) или как они
шли пешком в детский сад. В объяснениях использовала иллюстрационный
материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, а также
различные указания по поведению рядом с проезжей частью. Закрепляла
понятия "тротуар" и "проезжая часть", детей знакомила с местами движения
машин и людей, отрабатывала навык хождения по тротуару, придерживаясь
правой стороны.
Провела знакомство с пешеходным переходом, с его назначением. Дети
научились находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. Во время
практических занятий регулярно отрабатывала навыки перехода проезжей
части. Для этого проводила игры «Лучший пешеход», «Пешеход-молодец».
В процессе обучения подходила к детям дифференцированно, учитывая их
индивидуальные возможности.
В старшей группе представления о ПДД у детей закрепляла и дополняла.
Для закрепления знаний использовала целевые прогулки, экскурсии, беседы,
подвижные игры, логические задачи, чтение художественной литературы,
дидактические игры, настольные игры и игры с макетом улицы.
Для систематического обучения детей ПДД использовала в своей работе:
- беседы : « Наши друзья дорожные знаки», « Беседа об информационно –
указательных знаках», « Правила пешеходов и пассажиров», об истории
транспорта, «Основные части улицы», « Какие бывают автомобили?»,
«Правила для пассажиров», « Знаешь ли ты свой адрес?», «Светофор и его
сигналы», «Дисциплина на дороге – залог безопасности», «Пешеходный
переход», «Если ты пассажир», «Где должны играть дети», «Пешеход и его
поведение на улице», « Опасный перекрёсток», « Знаки сервиса», «Метро»,
«Будь осторожен», «Правила пешехода», «Мчаться по улице автомобили»,
«Безопасная улица» и др.;
- проведение экскурсий к проезжей части дороги, к автостанции, где велись
наблюдения за транспортом, знакомила детей со знаками дорожного
движения, обсуждали ситуации;
- заучивание стихотворений, загадывание загадок, чтение художественной
литературы ;
- проведение занятий: по конструированию «Улица», «Транспорт»; по
аппликации «Улица», «Для чего нужны дорожные знаки»; по
познавательно речевому развитию « Правила поведения на
дороге», «Составление рассказов из личного опыта «Как я шёл с мамой в
детский сад», «Путешествие в страну дорожных знаков», «Путешествие в
страну правил дорожного движения»; по рисованию: «Пешеходы идут по
улицы», «Знаки дорожного движения»; по математическому развитию «Куда
пойдешь и что найдешь»;
- дидактические игры: «Транспорт», «Дорожные знаки», «Веселый
жезл», «Угадай-ка», «Лото», «Сломанный светофор», «Сложи знак», «Собери
светофор», «Кто, чем управляет?», «Подумай – отгадай», «Домино», «Это я,
это я – это все мои друзья», «Расположи правильно дорожный знак» и др.,
- сюжетно – ролевые игры «Шоферы», «Автобус», «Улица», «Мы едим,
едим..», «Мы-водители», «ГИБДД»;
- литературные викторины «Если ты пассажир», «Лучший пешеход»;
- подвижные игры «Светофор», «Цветные автомобили», «Тише едешь,
дальше будешь» и др.,
- картины по правилам дорожного движения и иллюстрированные пособия,
плакаты.
В группе создан «Уголок безопасности», где собран наглядный и игровой
материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и
обновляется в течение всего учебного года.
В нем находятся:
-наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, светофора,
дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными
ситуациями).
-настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино и др.).
-настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные
игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, домики).
-атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток,
фуражки, дорожные знаки, модель светофора).
-детская художественная литература по тематике.
-конструкторы.
-пособие и игры по обучению детей по ПДД.
С целью формирования у дошкольников знаний, умений, навыков
безопасного поведения на улице проводила следующие формы
взаимодействия и общения с родителями:
- родительские собрания: «Ребенок и правила дорожного движения»,
«Безопасность детей на улице».
- беседы с родителями «Берегите юных пассажиров», «Как переходить с
ребенком проезжую часть», « Что читать детям о правилах дорожного
движения», « Пример родителей – один из основных факторов успешного
воспитания у детей и навыков безопасного поведения на улице», « улица
требует к себе уважения», «Где можно кататься на велосипеде» и др. с
подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению
дорожно-транспортному происшествию.
-Консультации для родителей «Безопасность детей-забота взрослых»,
«Внимание! Дорога!», «Родители-пример для детей в соблюдении правил
дорожного движения»
-изготавливала памятки- рекомендации по ПДД;
- изготавливала и выставляла папки-передвижки для родителей «Учим
ребенка правилам безопасности», «Причины детского дорожно-
транспортного травматизма», «Как должны вести себя взрослые, находясь на
улице с ребенком», « О значении обучения детей ПДД».
-Систематически организовывала выставки детских поделок, аппликаций,
рисунков по теме изучения дошкольниками правил дорожного движения;
- привлекала к изготовлению атрибутов, дидактических игр в уголок
дорожного движения;
- привлекала родителей к составлению маршрутных листов «Моя дорога в
детский сад»
Провела открытое мероприятие по ПДД « Путешествие в страну дорожных
знаков».
Выступила на районном постоянно действующем семинаре по профилактике
безопасности дорожного движения среди воспитанников дошкольных
образовательных учреждений и педагогов с докладом на тему:
«Дидактические игры по правилам дорожного движения для детей старшего
возраста»