Автор: Алексеева Светлана Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3 ЗМР РТ"
Населённый пункт: г.Зеленодольск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Речевая деятельность детей на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование
Речевая деятельность детей на уроках русского языка.
Алексеева Светлана Геннадьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Слушая красивую образную речь, часто можно услышать: « Говорит, словно соловей поёт».
В сказке Г.Х.Андерсена соловей запел так дивно, что на глазах у императора выступили
слёзы, пение его так хватало за сердце. Император хотел пожаловать соловью лучшую на-
граду, но соловей отказался: « Я видел слёзы на глазах императора, какой ещё награды же-
лать мне!» А прежде никто не замечал маленькую серенькую птичку «самой простой наруж-
ности». Именно песней соловей обратил на себя внимание. Его песня радовала и заставляла
задумываться, он пел о счастливых и несчастных, о добре и зле.
Каждому учителю и родителю хотелось бы, чтобы речь ребёнка была яркой и вырази-
тельной. Чтобы наш сегодняшний ученик начальной школы мог в будущем быть самодоста-
точным, ему требуется свободное владение средствами русского языка в индивидуальной ре-
чевой деятельности. В учебнике «Русский язык» Н.В. Нечаевой и в ТПО С.Г. Яковлевой со-
зданы условия для приобретения опыта пользования языковыми средствами в устной и пись-
менной речи, оттачивая свою индивидуальную, отличную от других манеру. Каждый ученик
находит свою нишу для успешной познавательной деятельности.
Сказка Андерсена «Старый уличный фонарь» философская. В ТПО-3 (№1) ребятам
предложили подумать, что произошло дальше. А дальше, на мой взгляд, случилось чудо!
Чудо в том, что такие малыши смогли внести свои философские нотки.
« Было поздно. Маленький котёнок потерялся в большом городе. Его хозяин Генрих
отправился с отцом на поиски друга. Они долго бродили в темноте и, наконец, вышли на хо-
рошо освещённую площадь. В центре площади стоял фонарь, а рядом с ним сидел котёнок.
Все были счастливы, что нашли друг друга. В знак благодарности они починили фонарь, и он
ещё долго служил людям». Ученица смогла прочувствовать, что это последний вечер в
службе фонаря. И вот, что получилось: «Поздно вечером к фонарю подошёл старичок и ска-
зал: «Грустно, что ты светишь в последний раз. Хорошо ты освещал окрестность. Спаси-
бо тебе!» Радостно забилось сердце фонаря: «Я хорошо послужил и я счастлив!»»
Вот ещё одна интересная работа: «Вдруг он увидел девочку, которая переходила дорогу
в тёмном месте. Она поздно возвращалась от бабушки домой. Забилось сердце у фонаря от
страха за малышку. Он напряг последние силы и ярко осветил окрестность. Девочка пере-
шла дорогу. Фонарь был счастлив!»
Упражнение ценно ещё и тем, что развивает орфографический навык. В помощь детям да-
ются слова с непроизносимыми согласными, они же и направляют мысль в нужное русло.
Как всё взаимосвязано!
« Мир, озарив чудесами, сказки летят над лесами…» Прикоснувшись к сказкам, очень не хо-
чется с ними расставаться. По заданию учебника мы с ребятами подготовили викторину.
Дети выбрали отрывки из сказок, украсили работы рисунками, составили интересные вопро-
сы. Все вместе мы так увлеклись сказочными персонажами, что я решила со сказками связать
несколько дальнейших уроков, тем более материал учебника и ТПО создаёт такую благопри-
ятную «сказочную почву». Вот фрагмент одного из таких уроков:
У.: Сегодня над нами раскрывает свой цветной зонтик герой Г. Х. Андерсена Оле-
Лукойе. Посмотрим, что же у него на клиньях зонтика!
1клин. Кто это:
«Она была так прелестна и нежна, но изо льда, и всё же живая! Глаза её сияли как
звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. Поцелуй её был холоднее льда, он пронизал
его насквозь и дошёл до самого сердца».
Д.: Снежная королева.
У.: Конечно! Посмотрите, под клином остался лист. Откроем его
Д.: Да! Здесь слово ПОЦЕЛУЙ.
У.: Поработайте в парах с этим словом. Обсудите, какая это часть речи, найдите
родственные слова, выделите корень.
Д.: - (после обсуждения) Это существительное, что? Поцелуй.
- А мы думаем, что это глагол, что сделай? Поцелуй.
- Да, например, «Мамочка, поцелуй меня!»
-Я согласен!
У.: Значит это глагол.
Д.:- Да, но вопрос что? тоже подходит.
-Это слово может быть существительным и глаголом.
-Это зависит от предложения, в котором оно будет.
-Мы согласны.
Пока ребята рассуждали в парах, какой в слове корень, получилось так, что они разобрали
слово по составу полностью. Все смогли убедиться, что в слове нулевое окончание, изменив
форму слова. Затруднение вызвали суффиксы. Дети обратились за помощью ко мне. Работу
завершили.
У.: Молодцы! Вы правильно подбирали родственные слова, когда работали в парах.
В далёкие времена мама, целуя малыша, желала оставаться ему целым и невредимым. Поце-
луй даёт ребёнку чувство защищенности.
Берём 2-ой клин зонтика:
У.: Продолжить урок нам поможет упр. 287 стр. 135.
Чтение высказывания Д. Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека – прислушаться к
тому, как он говорит».
Д.: - Человек рассказывает о себе, и мы его узнаём.
- Каждый больше говорит о том, что ему интересно.
- Если человек говорит на разные темы, то он много читает.
- Если человек употребляет плохие слова, то он невоспитанный.
-Да, а если говорит вежливые слова, то культурный человек.
- Моя бабушка говорит тихо, нежно, она добрая.
- А мой папа со всеми на работе разговаривает спокойно, он терпеливый.
У.: Спасибо. Я думаю, мы к этому высказыванию ещё не раз обратимся. А сейчас послу-
шаем, что говорят герои сказки.
1) –Видишь, как искусно сделано! – сказал Кай. – Это гораздо интереснее настоящих
цветов!..- Эту розу точит червь. А та совсем кривая. Какие гадкие розы. Не лучше ящиков, в
которых они торчат.
Д.: - Это Кай!
-Он кричит, разговаривает грубо.
- Он стал злой.
-У него ледяное сердце.
Дети хорошо помнят задания из упр.196 учебника и №8 из ТПО-3.
2)- Река, правда, что ты взяла моего названного брата Я подарю тебе свои красные башмач-
ки, если ты отдашь мне его назад.
Д.: - Это Герда. Она говорит ласково.
- Она готова отдать самое дорогое, что у неё есть.
- У неё горячее сердце.
- Она добрая.
У.: - Мудрая финка сказала, что Герда ещё очень сильная, « её сила живёт в её сердце».
Д.: Да, ещё она смелая.
3) – Ещё долго можно было бы потешаться над тобой. Уж больно ты бываешь уморительным,
когда тебя щекочут острым ножом. Ну, да так и быть! Я отвяжу тебя и выпущу на волю, но за
это ты должен увезти к дворцу Снежной королевы вот эту девочку – там её названный брат.
Ну, живо! Да, береги, смотри девочку.
Д.: - Это маленькая разбойница. Она разговаривает грубо.
- Она злая.
- Она немножко добрая, потому что помогла Герде.
У.: Подумайте, почему она меняется?
Д.: - Она росла среди злых людей, слышала только грубые слова.
- Герда – первый добрый человек в её жизни.
- Герда ласково разговаривала с животными, а разбойница слышала их разговоры.
У.: Значит, её характер может измениться?
Д.: Да, добро побеждает зло.
Откроем 3 клин зонтика, он синего цвета и отправляет нас к чертогам Снежной королевы.
У.: Чтобы попасть внутрь, нужно перешагнуть через это слово с пропущенной орфограм-
мой: ПОРО_
Запишите его в тетради, обсудите в парах.
Конечно, все дети поставили букву «г».
Д.: Парная согласная «г» на конце слова, проверили «пороги».
У.: Ребята, а Герда вписала эту букву: «к».
Д.: - Она ошиблась.
- Она не знает этой орфограммы.
У.: Герда проверила: «пороки».
Д.: - Я слышала это слово…
- Можно посмотреть в словаре.
Двое учеников смотрят в словаре и сообщают, что такое слово есть и имеет несколько значе-
ний. Остальные пары читают на листочках, которые, я им раздаю: «Порок – это недостаток,
позорящее свойство».
У.: Какими пороками стал обладать Кай, когда ему в глаз попал осколок?
Д.: - Стал злым, передразнивал бабушку, ругался с Гердой, грубил им.
- Он стал равнодушным.
- Стал жестоким.
У.: Какие недостатки характера вы сами встречали в героях книг или в людях?
Д.: - Есть те, которые обманывают.
- Трусость, обижают слабее себя.
- Жадность – это тоже порок.
У.: Да, всё названное вами встречается, но мы должны уметь противостоять плохому и бо-
роться со своими недостатками.
4 клин: Читаем: «ТПО-4 № 9»
Дети читают стихотворение, начинаем выполнять задание.
Д.: - Я не согласна с второклассником, это он нарисовал рисунок. Он понял выражение
«бросается словами» в прямом смысле, а я думаю здесь переносный смысл. Это значит – не
держит слово, говорит попусту.
- А я думаю, грубит.
- Нет, я больше согласна с Алёной: много говорит, а ничего не делает.
Дети прочитали новые фразеологизмы, привели примеры из жизни. Позвучали слова «пусто-
меля», « дырявые карманы».
У.: Можно ли сказать, что «бросать слова на ветер» и «бросать деньги на ветер» - челове-
ческие недостатки?
Д.: Да, конечно.
У.: Вернёмся к Каю. Какое слово он пытался сложить из льдин, но не мог.
Д.: Вечность.
У.: Подумайте, почему не складывалось слово?
Д.: - Не знал букв.
- Не знал орфограмм.
У.: Он был грамотным. Подумайте, что вечно, а что нет?
Д.: - А, вечно добро, а у Кая ледяное сердце.
- Он складывал его в царстве зла, поэтому и не получалось.
- Только, когда пришла Герда, слово само сложилось.
- Герда пришла, и добро победило!
Читаем и списываем с доски: «Пусть зло на проделки хитро, но всё ж побеждает добро».
У.: Проверим себя, справимся ли мы с этим словом. Сделаем фонетический разбор…
Молодцы, все вместе мы разобрали слово.
Д.: Остался ещё один клин у зонтика.
У.: Зонтик будет открывать нам сказки и дальше.
Упр. №293 наводит мысли на сказки, где оживают овощи. Почему бы не вспомнить Чиполли-
но и его окружение. Упр. №299 напоминает ещё об одном зарубежном великом сказочнике
Шарле Перро. Здесь мы вспомним и о героях сказки А.Н. Толстого. В упр. №307 дети встре-
тятся малознакомой сказкой. И это здорово! Захочется прочитать. Вновь вспомнить высказы-
вание Д. Лихачёва и убедиться в его мудрости, позволит упр. №315: узнать по репликам ска-
зочных героев Н.Носова. Вот так учебник и ТПО способствуют обучению с увлечением!
Только такой яркий, насыщенный материал может успешно формировать навыки активного,
осознанного, правильного и адекватного использования языковых средств в речи.
Задача развития речи решается в неразрывном единстве с усвоением средств речи – языковой
системы.
Изучение орфографии направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность пра-
вильного языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компо-
нентом письменной речи является орфографический навык. В ТПО-2 предлагается написать
ответ Мишке, который отдыхает в лагере. Во-первых, дети с удовольствием взялись за эту ра-
боту, т.к. любят искать «чужие ошибки», находить так называемые «ловушки». Во-вторых,
для детей создались условия для письменного речевого взаимодействия: каждый ответ ин-
тересен по-своему. В-третьих, из писем ребят видно, насколько осознанно они изучают язык,
знают, для чего им нужен урок русского языка, а ведь они ещё только второклассники. Вот
наиболее интересные работы:
«Мишка, что с тобой случилось? Ты на солнышке перегрелся? Забыл все правила русско-
го языка? Приедешь домой, я займусь с тобой русским языком».
«Привет, Мишка! Я получила твоё письмо, в котором нашла много ошибок. Ошибки я
твои исправила, приедешь из лагеря, разберём их. А может быть, это твоя добрая
шутка!?»
«Здравствуй, Миша! Твоё письмо меня рассмешило и расстроило одновременно. Причи-
на – ты допустил шесть ошибок. Ты лежишь на лугу или лижешь лук? Лес превратил в лису,
пруд в прут, а груздь в грусть! «Не грусти», Мишка, учи грамматику. Удачи!» «Я получи-
ла твоё письмо. Спасибо. Не болен ли ты? После того как прочитала твоё письмо, мне ста-
ло грустно. Но после я поняла, что ты ошибся в орфограммах».
«Здравствуй, Мишка! Хватит отдыхать, пора браться за учебники».
«Здравствуй, Мишка! Рад за тебя, что тебе нравиться отдыхать в лагере. Но почему
ты загрустил в лесу?».
«Привет, Мишка! Получила твоё письмо. Ничего из него не поняла. Что за каша в твоей
голове?»
«Мишка, читай больше книг!»
«Привет, Мишка! Лизать лук противно. А в лесу грустить не надо. Ведь там интересно.
Ты увидел лисичку, а из прутика можно сделать лук и стрелы».
Построение обучения с опорой на самостоятельную речевую деятельность расширяет комму-
никативные возможности учеников, работает на «социализацию» ребёнка и формирует проч-
ность усвоения программного материала.
В заключение хочу вспомнить снова героев Андерсена. Ведьма за свои услуги просит у
Русалочки её чудный голос, «который может обвораживать». «- Если ты возьмёшь мой голос,
что же останется мне?» - спросила Русалочка. В ответ Ведьма сказала: « …Твои красноречи-
вые глаза – этого достаточно, чтобы покорить сердце любого принца». Как точен Г.Х. Андер-
сен!
И как здорово, что ученики-занковцы имеют возможность развивать, совершенствовать и
оттачивать свою речь из урока в урок.