Напоминание

"Речевая деятельность детей на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС"


Автор: Алексеева Светлана Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3 ЗМР РТ"
Населённый пункт: г.Зеленодольск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Речевая деятельность детей на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Речевая деятельность детей на уроках русского языка.

Алексеева Светлана Геннадьевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Слушая красивую образную речь, часто можно услышать: « Говорит, словно соловей поёт».

В сказке Г.Х.Андерсена соловей запел так дивно, что на глазах у императора выступили

слёзы, пение его так хватало за сердце. Император хотел пожаловать соловью лучшую на-

граду, но соловей отказался: « Я видел слёзы на глазах императора, какой ещё награды же-

лать мне!» А прежде никто не замечал маленькую серенькую птичку «самой простой наруж-

ности». Именно песней соловей обратил на себя внимание. Его песня радовала и заставляла

задумываться, он пел о счастливых и несчастных, о добре и зле.

Каждому учителю и родителю хотелось бы, чтобы речь ребёнка была яркой и вырази-

тельной. Чтобы наш сегодняшний ученик начальной школы мог в будущем быть самодоста-

точным, ему требуется свободное владение средствами русского языка в индивидуальной ре-

чевой деятельности. В учебнике «Русский язык» Н.В. Нечаевой и в ТПО С.Г. Яковлевой со-

зданы условия для приобретения опыта пользования языковыми средствами в устной и пись-

менной речи, оттачивая свою индивидуальную, отличную от других манеру. Каждый ученик

находит свою нишу для успешной познавательной деятельности.

Сказка Андерсена «Старый уличный фонарь» философская. В ТПО-3 (№1) ребятам

предложили подумать, что произошло дальше. А дальше, на мой взгляд, случилось чудо!

Чудо в том, что такие малыши смогли внести свои философские нотки.

« Было поздно. Маленький котёнок потерялся в большом городе. Его хозяин Генрих

отправился с отцом на поиски друга. Они долго бродили в темноте и, наконец, вышли на хо-

рошо освещённую площадь. В центре площади стоял фонарь, а рядом с ним сидел котёнок.

Все были счастливы, что нашли друг друга. В знак благодарности они починили фонарь, и он

ещё долго служил людям». Ученица смогла прочувствовать, что это последний вечер в

службе фонаря. И вот, что получилось: «Поздно вечером к фонарю подошёл старичок и ска-

зал: «Грустно, что ты светишь в последний раз. Хорошо ты освещал окрестность. Спаси-

бо тебе!» Радостно забилось сердце фонаря: «Я хорошо послужил и я счастлив!»»

Вот ещё одна интересная работа: «Вдруг он увидел девочку, которая переходила дорогу

в тёмном месте. Она поздно возвращалась от бабушки домой. Забилось сердце у фонаря от

страха за малышку. Он напряг последние силы и ярко осветил окрестность. Девочка пере-

шла дорогу. Фонарь был счастлив!»

Упражнение ценно ещё и тем, что развивает орфографический навык. В помощь детям да-

ются слова с непроизносимыми согласными, они же и направляют мысль в нужное русло.

Как всё взаимосвязано!

« Мир, озарив чудесами, сказки летят над лесами…» Прикоснувшись к сказкам, очень не хо-

чется с ними расставаться. По заданию учебника мы с ребятами подготовили викторину.

Дети выбрали отрывки из сказок, украсили работы рисунками, составили интересные вопро-

сы. Все вместе мы так увлеклись сказочными персонажами, что я решила со сказками связать

несколько дальнейших уроков, тем более материал учебника и ТПО создаёт такую благопри-

ятную «сказочную почву». Вот фрагмент одного из таких уроков:

У.: Сегодня над нами раскрывает свой цветной зонтик герой Г. Х. Андерсена Оле-

Лукойе. Посмотрим, что же у него на клиньях зонтика!

1клин. Кто это:

«Она была так прелестна и нежна, но изо льда, и всё же живая! Глаза её сияли как

звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. Поцелуй её был холоднее льда, он пронизал

его насквозь и дошёл до самого сердца».

Д.: Снежная королева.

У.: Конечно! Посмотрите, под клином остался лист. Откроем его

Д.: Да! Здесь слово ПОЦЕЛУЙ.

У.: Поработайте в парах с этим словом. Обсудите, какая это часть речи, найдите

родственные слова, выделите корень.

Д.: - (после обсуждения) Это существительное, что? Поцелуй.

- А мы думаем, что это глагол, что сделай? Поцелуй.

- Да, например, «Мамочка, поцелуй меня!»

-Я согласен!

У.: Значит это глагол.

Д.:- Да, но вопрос что? тоже подходит.

-Это слово может быть существительным и глаголом.

-Это зависит от предложения, в котором оно будет.

-Мы согласны.

Пока ребята рассуждали в парах, какой в слове корень, получилось так, что они разобрали

слово по составу полностью. Все смогли убедиться, что в слове нулевое окончание, изменив

форму слова. Затруднение вызвали суффиксы. Дети обратились за помощью ко мне. Работу

завершили.

У.: Молодцы! Вы правильно подбирали родственные слова, когда работали в парах.

В далёкие времена мама, целуя малыша, желала оставаться ему целым и невредимым. Поце-

луй даёт ребёнку чувство защищенности.

Берём 2-ой клин зонтика:

У.: Продолжить урок нам поможет упр. 287 стр. 135.

Чтение высказывания Д. Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека – прислушаться к

тому, как он говорит».

Д.: - Человек рассказывает о себе, и мы его узнаём.

- Каждый больше говорит о том, что ему интересно.

- Если человек говорит на разные темы, то он много читает.

- Если человек употребляет плохие слова, то он невоспитанный.

-Да, а если говорит вежливые слова, то культурный человек.

- Моя бабушка говорит тихо, нежно, она добрая.

- А мой папа со всеми на работе разговаривает спокойно, он терпеливый.

У.: Спасибо. Я думаю, мы к этому высказыванию ещё не раз обратимся. А сейчас послу-

шаем, что говорят герои сказки.

1) –Видишь, как искусно сделано! – сказал Кай. – Это гораздо интереснее настоящих

цветов!..- Эту розу точит червь. А та совсем кривая. Какие гадкие розы. Не лучше ящиков, в

которых они торчат.

Д.: - Это Кай!

-Он кричит, разговаривает грубо.

- Он стал злой.

-У него ледяное сердце.

Дети хорошо помнят задания из упр.196 учебника и №8 из ТПО-3.

2)- Река, правда, что ты взяла моего названного брата Я подарю тебе свои красные башмач-

ки, если ты отдашь мне его назад.

Д.: - Это Герда. Она говорит ласково.

- Она готова отдать самое дорогое, что у неё есть.

- У неё горячее сердце.

- Она добрая.

У.: - Мудрая финка сказала, что Герда ещё очень сильная, « её сила живёт в её сердце».

Д.: Да, ещё она смелая.

3) – Ещё долго можно было бы потешаться над тобой. Уж больно ты бываешь уморительным,

когда тебя щекочут острым ножом. Ну, да так и быть! Я отвяжу тебя и выпущу на волю, но за

это ты должен увезти к дворцу Снежной королевы вот эту девочку – там её названный брат.

Ну, живо! Да, береги, смотри девочку.

Д.: - Это маленькая разбойница. Она разговаривает грубо.

- Она злая.

- Она немножко добрая, потому что помогла Герде.

У.: Подумайте, почему она меняется?

Д.: - Она росла среди злых людей, слышала только грубые слова.

- Герда – первый добрый человек в её жизни.

- Герда ласково разговаривала с животными, а разбойница слышала их разговоры.

У.: Значит, её характер может измениться?

Д.: Да, добро побеждает зло.

Откроем 3 клин зонтика, он синего цвета и отправляет нас к чертогам Снежной королевы.

У.: Чтобы попасть внутрь, нужно перешагнуть через это слово с пропущенной орфограм-

мой: ПОРО_

Запишите его в тетради, обсудите в парах.

Конечно, все дети поставили букву «г».

Д.: Парная согласная «г» на конце слова, проверили «пороги».

У.: Ребята, а Герда вписала эту букву: «к».

Д.: - Она ошиблась.

- Она не знает этой орфограммы.

У.: Герда проверила: «пороки».

Д.: - Я слышала это слово…

- Можно посмотреть в словаре.

Двое учеников смотрят в словаре и сообщают, что такое слово есть и имеет несколько значе-

ний. Остальные пары читают на листочках, которые, я им раздаю: «Порок – это недостаток,

позорящее свойство».

У.: Какими пороками стал обладать Кай, когда ему в глаз попал осколок?

Д.: - Стал злым, передразнивал бабушку, ругался с Гердой, грубил им.

- Он стал равнодушным.

- Стал жестоким.

У.: Какие недостатки характера вы сами встречали в героях книг или в людях?

Д.: - Есть те, которые обманывают.

- Трусость, обижают слабее себя.

- Жадность – это тоже порок.

У.: Да, всё названное вами встречается, но мы должны уметь противостоять плохому и бо-

роться со своими недостатками.

4 клин: Читаем: «ТПО-4 № 9»

Дети читают стихотворение, начинаем выполнять задание.

Д.: - Я не согласна с второклассником, это он нарисовал рисунок. Он понял выражение

«бросается словами» в прямом смысле, а я думаю здесь переносный смысл. Это значит – не

держит слово, говорит попусту.

- А я думаю, грубит.

- Нет, я больше согласна с Алёной: много говорит, а ничего не делает.

Дети прочитали новые фразеологизмы, привели примеры из жизни. Позвучали слова «пусто-

меля», « дырявые карманы».

У.: Можно ли сказать, что «бросать слова на ветер» и «бросать деньги на ветер» - челове-

ческие недостатки?

Д.: Да, конечно.

У.: Вернёмся к Каю. Какое слово он пытался сложить из льдин, но не мог.

Д.: Вечность.

У.: Подумайте, почему не складывалось слово?

Д.: - Не знал букв.

- Не знал орфограмм.

У.: Он был грамотным. Подумайте, что вечно, а что нет?

Д.: - А, вечно добро, а у Кая ледяное сердце.

- Он складывал его в царстве зла, поэтому и не получалось.

- Только, когда пришла Герда, слово само сложилось.

- Герда пришла, и добро победило!

Читаем и списываем с доски: «Пусть зло на проделки хитро, но всё ж побеждает добро».

У.: Проверим себя, справимся ли мы с этим словом. Сделаем фонетический разбор…

Молодцы, все вместе мы разобрали слово.

Д.: Остался ещё один клин у зонтика.

У.: Зонтик будет открывать нам сказки и дальше.

Упр. №293 наводит мысли на сказки, где оживают овощи. Почему бы не вспомнить Чиполли-

но и его окружение. Упр. №299 напоминает ещё об одном зарубежном великом сказочнике

Шарле Перро. Здесь мы вспомним и о героях сказки А.Н. Толстого. В упр. №307 дети встре-

тятся малознакомой сказкой. И это здорово! Захочется прочитать. Вновь вспомнить высказы-

вание Д. Лихачёва и убедиться в его мудрости, позволит упр. №315: узнать по репликам ска-

зочных героев Н.Носова. Вот так учебник и ТПО способствуют обучению с увлечением!

Только такой яркий, насыщенный материал может успешно формировать навыки активного,

осознанного, правильного и адекватного использования языковых средств в речи.

Задача развития речи решается в неразрывном единстве с усвоением средств речи – языковой

системы.

Изучение орфографии направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность пра-

вильного языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компо-

нентом письменной речи является орфографический навык. В ТПО-2 предлагается написать

ответ Мишке, который отдыхает в лагере. Во-первых, дети с удовольствием взялись за эту ра-

боту, т.к. любят искать «чужие ошибки», находить так называемые «ловушки». Во-вторых,

для детей создались условия для письменного речевого взаимодействия: каждый ответ ин-

тересен по-своему. В-третьих, из писем ребят видно, насколько осознанно они изучают язык,

знают, для чего им нужен урок русского языка, а ведь они ещё только второклассники. Вот

наиболее интересные работы:

«Мишка, что с тобой случилось? Ты на солнышке перегрелся? Забыл все правила русско-

го языка? Приедешь домой, я займусь с тобой русским языком».

«Привет, Мишка! Я получила твоё письмо, в котором нашла много ошибок. Ошибки я

твои исправила, приедешь из лагеря, разберём их. А может быть, это твоя добрая

шутка!?»

«Здравствуй, Миша! Твоё письмо меня рассмешило и расстроило одновременно. Причи-

на – ты допустил шесть ошибок. Ты лежишь на лугу или лижешь лук? Лес превратил в лису,

пруд в прут, а груздь в грусть! «Не грусти», Мишка, учи грамматику. Удачи!» «Я получи-

ла твоё письмо. Спасибо. Не болен ли ты? После того как прочитала твоё письмо, мне ста-

ло грустно. Но после я поняла, что ты ошибся в орфограммах».

«Здравствуй, Мишка! Хватит отдыхать, пора браться за учебники».

«Здравствуй, Мишка! Рад за тебя, что тебе нравиться отдыхать в лагере. Но почему

ты загрустил в лесу?».

«Привет, Мишка! Получила твоё письмо. Ничего из него не поняла. Что за каша в твоей

голове?»

«Мишка, читай больше книг!»

«Привет, Мишка! Лизать лук противно. А в лесу грустить не надо. Ведь там интересно.

Ты увидел лисичку, а из прутика можно сделать лук и стрелы».

Построение обучения с опорой на самостоятельную речевую деятельность расширяет комму-

никативные возможности учеников, работает на «социализацию» ребёнка и формирует проч-

ность усвоения программного материала.

В заключение хочу вспомнить снова героев Андерсена. Ведьма за свои услуги просит у

Русалочки её чудный голос, «который может обвораживать». «- Если ты возьмёшь мой голос,

что же останется мне?» - спросила Русалочка. В ответ Ведьма сказала: « …Твои красноречи-

вые глаза – этого достаточно, чтобы покорить сердце любого принца». Как точен Г.Х. Андер-

сен!

И как здорово, что ученики-занковцы имеют возможность развивать, совершенствовать и

оттачивать свою речь из урока в урок.



В раздел образования