Напоминание

Рабочая программа по нетрадиционному рисованию в старшей группе


Автор: Бабаян Флора Матиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №1 <<МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА>>
Населённый пункт: г.Реутов Московская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по нетрадиционному рисованию в старшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рабочая программа по нетрадиционному

рисованию в старшей группе « Город

Дружбы»

Бабаян Флора Мартиновна

Рабочая программа по нетрадиционному рисованию в старшей группе

«Город Дружбы»

Программа кружка «Город Дружбы»

Бабаян Флора Мартиновна

Нетрадиционная техника рисования

Пояснительная записка:

Художественная деятельность является неотъемлемой частью

эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности

ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей,

умений, навыков, которые развиваются в продуктивной

деятельности. Рисование является одним из важнейших средств

познания мира и развития знаний эстетического воспитания.

Изобразительное творчество является одним из древнейших

направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно

только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь

осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования

является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой

цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной

областью «Художественное творчество», составляющая часть которого

- изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает

многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно

привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои

фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют

необычные сочетания материалов и инструментов. Становление

художественного образа у дошкольников происходит на основе

практического интереса в развивающей

деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными

техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные

эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество

положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования

хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов,

удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без

кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать

краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся

наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие

способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он

пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность: в настоящее время возникает необходимость в новых

подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать

современные задачи творческого восприятия и развития личности в

целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,

способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-

эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает

целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает

возможность творческой самореализации личности. Программа

направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов

рисования, их особенностями, многообразием материалов,

используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний

создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с

комбинациями разных материалов, ребенок начинает

экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная,

завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей

думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное,

самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность,

способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Цель:

Развивать у детей творческие способности,

средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

1. Образовательная:

• расширять представления детей о нетрадиционных способах

рисования.

• знакомить детей различными видами изобразительной

деятельности,

• многообразием художественных материалов и приёмами работы с

ними.

2. Развивающая:

• развивать художественный вкус, пространственное воображение,

• творчество и фантазию, наблюдательность и воображение,

ассоциативное

• мышление и любознательность, желание экспериментировать.

3. Воспитательная:

• воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха

собственным трудом;

• формировать эстетическое отношение к окружающей

действительности.

Материалы для работы:

• акварельные краски, гуашь;

• восковые мелки, свеча;

• ватные палочки;

• поролоновые печатки;

• коктейльные трубочки;

• палочки или старые стержни для процарапывания;

• матерчатые салфетки, бумажные;

• стаканы для воды;

• подставки под кисти;

• кисти; крупа; нитки.

• цветная бумага, ножницы;

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными

умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного

рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы:

тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками;

восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев;

рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные

веревочки (ниткография).

Более трудные методы и техники:

Рисование солью, крупой;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

• кляксография с трубочкой;

• печать по трафарету;

• монотипия предметная;

• кляксография обычная;

• ниткография

• по – сырому;

• набрызг

• по – оттиску.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование

позволяет детям чувствовать себя раскованно, смело, непосредственно,

развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К

тому же эта работа способствует развитию координации движений,

внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в

возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания,

настроение. Использование различных приемов

способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых

пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.

Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи,

развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание

придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать

с различными материалами: камнями, веревочками, восковыми мелками,

свечей и др.

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о

последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые - словесные

Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное

изображение предметов, что влияет:

• на полноту восприятия окружающего мира;

• формируют эмоционально – положительное отношение к самому

процессу рисования;

• способствуют более эффективному развитию воображения,

восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить,

что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо

учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания

и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание,

усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства

выразительности.

Принципы:

1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых

занятий к сложным.

2. Принцип развивающего обучения заключается в правильном

определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей,

воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих

заданий, не имеющих однозначного решения.

3. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита

наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление

опирается на восприятие или представление.

4. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого

ребенка в воспитательный процесс.

5. Изображение должно опираться на впечатление, полученное

ребенком от окружающей действительности.

6. Принцип доступности материала.

Программа рассчитана как дополнительная образовательная

деятельность.

Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия.

В год проводится 48 занятия. Длительность занятия в старшей группе

-25-30 мин. Форма занятий - тематическая деятельность и в форме

кружковой работы.

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной

образовательной программы:

- Проведение выставок детских работ. Участие в городских выставках

и конкурсах в течение года. В мае 4 последних занятия – предлагается

детям самостоятельный выбор нетрадиционных техник для

мониторинга результатов освоения дополнительной программы «Город

Дружбы»

Ожидаемый результат

Посредством данной программы педагог получит возможность более

эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного

возраста. Так как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению цветовосприятия;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

- расширение и обогащение художественного опыта.

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных

средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста

творчески подходить к видению мира, который изображают, и

использовать для самовыражения любые доступные средства.

ОКТЯБРЬ

1.«Бабочки» Освоение техники монотипия (предметная)

2.«Унылая пора! Очей очарованье» Рисование

ладошками, пальцами

3.«Ветка рябины» Рисование пальчиками

4.«В нашем саду листопад» Примакивание

Ноябрь.

1 «Путешествие по радуге» (пальчиками)

«Дары осени» Оттиск (мятая бум)

2 «Осенний натюрморт в вазе» (печатание листьями + набрызг)

3 «Веточка рябины» (пальчиками)

4 Осеннее дерево Оттиск печатка листиками. Рисование кистью.

ДЕКАБРЬ

1 Рисование «Улетаем на юг» Кляксография

2 «Подводный мир» Освоение техники рисования мыльными пузыр

(кляксография обычная + накладывать два цвета друг на дру.

3 Рисование «Первый снег» Монотипия, рисование пальчиками.

4 «Письмо для деда мороза» Самостоятельная работа детей.

Январь.

1 «В лесу родилась елочка» Рисование нитками

2 «Новогодняя ночь» Техника граттаж

3 «Волшебница зима» Техника рисования - набрыз

4 «Снегири на ветке» (тычок полусухой жёсткой кистью + кр

Февраль.

1 «Зимняя ночь» Черно-белый граттаж

2 «Сказочный зимний лес» Освоение техники – оттиск (капустный

лист)

3«Необычный букет» Освоение техники «одного мазка»

4 «Мишка на севере» Техника «пуантилизм».

Март.

1 «Букет» Рисование по мокрой бумаге

2 «Ранняя весна» (по – мокрому)

3 «Нежные цветы» Продолжать знакомить с техникой (акварель +

восковые мелки)

6 «Сказочная рыбка» Освоение техники «мозаика»

Апрель.

1 «Город» Освоение техники рисования кусочками картона

2 «Рыжая лисичка» Продолжать знакомить с техникой «тычок сухой,

жесткой кистью»

3 «Цветение яблони» Освоение техник рисования – кляксография,

пуантилизм

4 «Верба» (тычком + набрызг + аппликация)

Май.

1 Путешествие по народным промыслам Техника рисования по

выбору детей

2 «Украсим теремок для зверей» (Тычком, оттиск пробкой, кисть)

3 «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Ватные палочки,

кисть)

4 «Гжельские фигурки» Граттаж

Используемая литература

1. Р. Г. Казакова Занятия по рисованию с дошкольниками-

Москва,ТЦ «Сфера», 2009

2. Д. Н. Колдина Рисование с детьми 5-6 лет-Москва «Мозайка-

Синтез» 2010

3. Е. В. Саллинен Занятия по изобразительной деятельности-Санкт-

Петербург, «Карапуз», 2010

4. Н. В,Ермолаева Эстетическое воспитание дошкольников через

декоративно-прикладное искусство-Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-

ПРЕСС»,2011

5. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском

саду старшая группа- Москва Издательский дом «Цветной мир».



В раздел образования