Автор: Бабаян Флора Матиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №1 <<МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА>>
Населённый пункт: г.Реутов Московская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по нетрадиционному рисованию в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
Рабочая программа по нетрадиционному
рисованию в старшей группе « Город
Дружбы»
Бабаян Флора Мартиновна
Рабочая программа по нетрадиционному рисованию в старшей группе
«Город Дружбы»
Программа кружка «Город Дружбы»
Бабаян Флора Мартиновна
Нетрадиционная техника рисования
Пояснительная записка:
Художественная деятельность является неотъемлемой частью
эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности
ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей,
умений, навыков, которые развиваются в продуктивной
деятельности. Рисование является одним из важнейших средств
познания мира и развития знаний эстетического воспитания.
Изобразительное творчество является одним из древнейших
направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно
только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь
осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования
является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой
цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной
областью «Художественное творчество», составляющая часть которого
- изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает
многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно
привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои
фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют
необычные сочетания материалов и инструментов. Становление
художественного образа у дошкольников происходит на основе
практического интереса в развивающей
деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными
техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные
эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество
положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования
хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов,
удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без
кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать
краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся
наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие
способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он
пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность: в настоящее время возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать
современные задачи творческого восприятия и развития личности в
целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-
эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает
целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность творческой самореализации личности. Программа
направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.
Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов
рисования, их особенностями, многообразием материалов,
используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний
создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с
комбинациями разных материалов, ребенок начинает
экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная,
завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей
думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное,
самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность,
способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель:
Развивать у детей творческие способности,
средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Образовательная:
• расширять представления детей о нетрадиционных способах
рисования.
• знакомить детей различными видами изобразительной
деятельности,
• многообразием художественных материалов и приёмами работы с
ними.
2. Развивающая:
• развивать художественный вкус, пространственное воображение,
• творчество и фантазию, наблюдательность и воображение,
ассоциативное
• мышление и любознательность, желание экспериментировать.
3. Воспитательная:
• воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным трудом;
• формировать эстетическое отношение к окружающей
действительности.
Материалы для работы:
• акварельные краски, гуашь;
• восковые мелки, свеча;
• ватные палочки;
• поролоновые печатки;
• коктейльные трубочки;
• палочки или старые стержни для процарапывания;
• матерчатые салфетки, бумажные;
• стаканы для воды;
• подставки под кисти;
• кисти; крупа; нитки.
• цветная бумага, ножницы;
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными
умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного
рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы:
тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками;
восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев;
рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные
веревочки (ниткография).
Более трудные методы и техники:
• Рисование солью, крупой;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная;
• ниткография
• по – сырому;
• набрызг
• по – оттиску.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование
позволяет детям чувствовать себя раскованно, смело, непосредственно,
развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К
тому же эта работа способствует развитию координации движений,
внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в
возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания,
настроение. Использование различных приемов
способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых
пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.
Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи,
развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание
придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать
с различными материалами: камнями, веревочками, восковыми мелками,
свечей и др.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о
последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые - словесные
Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное
изображение предметов, что влияет:
• на полноту восприятия окружающего мира;
• формируют эмоционально – положительное отношение к самому
процессу рисования;
• способствуют более эффективному развитию воображения,
восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить,
что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо
учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания
и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание,
усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства
выразительности.
Принципы:
1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых
занятий к сложным.
2. Принцип развивающего обучения заключается в правильном
определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей,
воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих
заданий, не имеющих однозначного решения.
3. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита
наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление
опирается на восприятие или представление.
4. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого
ребенка в воспитательный процесс.
5. Изображение должно опираться на впечатление, полученное
ребенком от окружающей действительности.
6. Принцип доступности материала.
Программа рассчитана как дополнительная образовательная
деятельность.
Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия.
В год проводится 48 занятия. Длительность занятия в старшей группе
-25-30 мин. Форма занятий - тематическая деятельность и в форме
кружковой работы.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной
образовательной программы:
- Проведение выставок детских работ. Участие в городских выставках
и конкурсах в течение года. В мае 4 последних занятия – предлагается
детям самостоятельный выбор нетрадиционных техник для
мониторинга результатов освоения дополнительной программы «Город
Дружбы»
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более
эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного
возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных
средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста
творчески подходить к видению мира, который изображают, и
использовать для самовыражения любые доступные средства.
ОКТЯБРЬ
1.«Бабочки» Освоение техники монотипия (предметная)
2.«Унылая пора! Очей очарованье» Рисование
ладошками, пальцами
3.«Ветка рябины» Рисование пальчиками
4.«В нашем саду листопад» Примакивание
Ноябрь.
1 «Путешествие по радуге» (пальчиками)
«Дары осени» Оттиск (мятая бум)
2 «Осенний натюрморт в вазе» (печатание листьями + набрызг)
3 «Веточка рябины» (пальчиками)
4 Осеннее дерево Оттиск печатка листиками. Рисование кистью.
ДЕКАБРЬ
1 Рисование «Улетаем на юг» Кляксография
2 «Подводный мир» Освоение техники рисования мыльными пузыр
(кляксография обычная + накладывать два цвета друг на дру.
3 Рисование «Первый снег» Монотипия, рисование пальчиками.
4 «Письмо для деда мороза» Самостоятельная работа детей.
Январь.
1 «В лесу родилась елочка» Рисование нитками
2 «Новогодняя ночь» Техника граттаж
3 «Волшебница зима» Техника рисования - набрыз
4 «Снегири на ветке» (тычок полусухой жёсткой кистью + кр
Февраль.
1 «Зимняя ночь» Черно-белый граттаж
2 «Сказочный зимний лес» Освоение техники – оттиск (капустный
лист)
3«Необычный букет» Освоение техники «одного мазка»
4 «Мишка на севере» Техника «пуантилизм».
Март.
1 «Букет» Рисование по мокрой бумаге
2 «Ранняя весна» (по – мокрому)
3 «Нежные цветы» Продолжать знакомить с техникой (акварель +
восковые мелки)
6 «Сказочная рыбка» Освоение техники «мозаика»
Апрель.
1 «Город» Освоение техники рисования кусочками картона
2 «Рыжая лисичка» Продолжать знакомить с техникой «тычок сухой,
жесткой кистью»
3 «Цветение яблони» Освоение техник рисования – кляксография,
пуантилизм
4 «Верба» (тычком + набрызг + аппликация)
Май.
1 Путешествие по народным промыслам Техника рисования по
выбору детей
2 «Украсим теремок для зверей» (Тычком, оттиск пробкой, кисть)
3 «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Ватные палочки,
кисть)
4 «Гжельские фигурки» Граттаж
Используемая литература
1. Р. Г. Казакова Занятия по рисованию с дошкольниками-
Москва,ТЦ «Сфера», 2009
2. Д. Н. Колдина Рисование с детьми 5-6 лет-Москва «Мозайка-
Синтез» 2010
3. Е. В. Саллинен Занятия по изобразительной деятельности-Санкт-
Петербург, «Карапуз», 2010
4. Н. В,Ермолаева Эстетическое воспитание дошкольников через
декоративно-прикладное искусство-Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-
ПРЕСС»,2011
5. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском
саду старшая группа- Москва Издательский дом «Цветной мир».