Напоминание

Урок по теме "Повторение по теме "Имя прилагательное"


Автор: Лукманова Резида Муллагаяновна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МОАУ СОШ№13
Населённый пункт: город Нефтекамск, республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по теме "Повторение по теме "Имя прилагательное"
Раздел: среднее образование





Назад




5 класс

Тема. Повторение по теме ”Имя прилагательное”.

Цели урока.

Обучающая: повторить , обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном,

выявить синтаксическую роль в предложении, употребление их в речи, совершенствовать

орфографические навыки;

Развивающая:развивать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, языковое чутьё,

мышление, внимание, познавательные умения.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за учебный труд, за качество знаний,

любовь и бережное отношение к родному языку, трудолюбие .

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме.

Оборудование урока:”подснежники ”с заданиями, картина Левитана “Март”, компьютер,

проектор, презентация.

Ход урока

I.Организационный момент

1.Приветствие. Здравствуйте, ребята, у меня сегодня хорошее настроение, которым я хочу

поделиться с вами. Улыбнитесь друг другу. Сегодня на уроке нас ждёт интересная работа.

2.Проверка дом.зад. упр.602.

1 учениккомментирует пропущенные орфограммы

II Сообщение темы, целей урока.

Стих о весне. (Читает ученик)

-О каком времени года идёт речь?

-Что происходит весной с природой?(Обновляется)

-Какой бывает весна?(Перечисление прилагательных)

-Слова какой части речи помогли охарактеризовать весну?

-Для чего нужны прилагательные в русском языке?

(Для красоты и выразительности речи)

Стихотворение о прилагательном .(Читает ученик)

Определяю я предметы

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

-Что значит “определяю я предметы”?

(Обозначает признак предмета)

-Какие признаки предмета обозначают имена прилагательные?

1)цвет

2)форму

3)вкус

4)запах

5)материал

6)характерные особенности человека, животного.

Ребята мы с вами завершили работу над темой ”Имя прилагательное”.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Повторение по теме ” Имя прилагательное” Слайд 2

- Попробуем сформулировать цель урока?

Цель урока:Обобщение изученного по теме

Т. Е. повторим все, что узнали об имени прилагательномСлайд 3

- Какие знания по теме мы должны повторить, обобщить?

Задачи урока:

1) Повторить падежные окончания прилагательного.

2) Вспомнить суффиксы имен прилагательных.

3) Закрепить умение разбирать имя прилагательное по составу.

4) Повторить морфологический разбор прилагательного.

5) Вспомнить, как изменяются краткие прилагательные.

6) Уметь определять синтаксическую роль прилагательного в предложениях.

7) Развивать культуру речи.

8) Находить различие между полными и краткими прилагательными.

III. Основная часть. Работа по теме урока.

Запишите число и тему урока.

Повторение по теме ”Имя прилагательное”

1.

К какой группе частей речи относится имя прилагательное?

( Самостоятельная часть речи)

1)

Актуализация знаний.

Четверостишие из сказки с Я. Маршака ”12 месяцев”

В лесу цветет подснежник,

А не метель метет,

И тот из вас мятежник,

Кто скажет: не цветет.

Ребята, сегодня у нас на уроке тоже цветут подснежники. И не просто цветут, они хотят

немного поучаствовать на нашем уроке. Они принесли нам с собой вопросы о

прилагательных.

Игра ”Прилагательное в подснежниках”.

(Выходят ученики, выбирают себе подснежник с вопросом)

1. На какие вопросы отвечают прилагательные?

2. Что значит ”прилагательное согласуется с существительным”?

3. Когда в падежных окончаниях прилагательных после шипящих пишется о, когда е?

4. Спомощью каких суффиксов образуются прилагательные?

5. Каким членом предложения м. б. прилагательные?

6. В какой форме могут употребляться прилагательные? Вопросы?

7. Как изменяются краткие прилагательные?

8. Каким членом предложения являются краткие прилагательные?

Вопросы 1,2. Развитие речи. Слайд 4

Творческое задание(3 ряд работает с карточками)

Работа по картине Левитана “Март”

Ввести в текст прилагательные, чтобы получилось описание по картине.

Вот и закончилась …зима. Март! …солнышко согрело … берёзки, и их вершины кажутся

розовыми .Снег стал таять. На крыше он уже подтаял и …каплями скатывается вниз.

Мартовский воздух … и…

Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.

Вопрос 3 (работа с сигнальными карточками)

Еще какую орфограмму, связанную с окончаниями прилагательного, знаем?

(В окончаниях имен прилагательных после шипящих под ударением пишется О,

без ударения Е)

Слайд 5

Найти в предложениях прилагательные на эту

орфограмму, указать гласную после шипящей.

*Большому кораблю большое плавание.

*Хорошее дело века живет.

* Маленькое дело лучше большого безделья.

*Чужого не бери, а своего не теряй.

*От хорошего дерева- хороший плод.

*В большом деле пустяков не бывает.

Воспитательный момент

- Как понимаете смысл пословиц?

- Чему учат пословицы?(Доброте,

отзывчивости, трудолюбию)

Слайд 6

Вопрос 4

-Перечислите суффиксы имен прилагательных.

-тельн- -лив- -оват-

-н- -чив- еват-

-С помощью этих суффиксов образуйте имена

прилагательные?

(Устно)

Разбор по составу прилагательных:

застенчивый мальчик, прелестный цветок,

обаятельная девочка, голубоватое небо,

заботливая мать.

(Письменно)

Вопрос 5Синтаксическая роль прилагательных.

- Составьте предложение, используя эти прилагательные.

Синтаксический разбор предложения.

-Воспользуясь алгоритмом ответа, обобщим знания о полных прилагательных.

Алгоритм ответа:

1.Отвечают на вопросы….

2.Изменяются…

3.Согласуются с ….

4.В предложении являются….

Физминутка.

Краткие прилагательные. Вопрос 6,7

- На какие вопросы отвечают краткие прилагательные?

- От каких прилагательных образуется краткая форма?

Текст ”Проверь себя”(текст для каждого ученика)

Хорош зимний день! Воздух свеж, прозрачен, чист. Сквозь облака изредка пробьётся луч солнца

и опять исчезнет. Он не горяч, но ослепителен и ярок. Ветер жгуч и порывист. Но детям мороз не

страшен. Они всегда веселы и бодры.

- Назовите краткие прилагательные в тексте.

- Определите от каких полных прилагательных они образованы? (Хороший - хорош)

- Какую орфограмму вспомнили?

-У каких прилагательных с основой на шипящую ь не пишется?

- Назовите примеры из текста.

Вопрос 8.Синтаксический разбор предложения. (На доске)

Воздух свеж, прозрачен и чист.

-Дайте характеристику.

Морфологический разбор краткого прилагательного.

1.Свеж (воздух) – прилаг. Воздух (каков?) хорош.

2.Н. ф.- свежий, в краткой форме, в м. р., в ед. ч.

3.Воздух (каков?) свеж.

Взаимопроверка

Графический диктант.Слайд 7

Я читаю выражение, если оно верно, ставьте +, если неверно – ставьте –

1.Краткие имена прилагательные не склоняются. +

2.Полные прилагательные изменяются по родам, числам, падежам. +

3.Краткие прилагательные в предложении являются определением и сказуемым.–

4.Полное и краткие прилагательные согласуются с именем существительным .+

5.Краткие прилагательные отвечают на вопросы:какой? какая? какие?–

Взаимопроверка

(5 правильных ответов–«5», 4 ответа – «4», 3 ответ а– «3», 2 ответа – «2»)

– С какой целью провели графический диктант?

(Закрепить знания о кратких и полных прилагательных)

IV.Итог урока. Рефлексия.

Итак, закончилась наша игра

”Прилагательное в подснежниках”.

Мы с вами повторили, закрепили большую тему

”Имя прилагательное”

Назовите ключевые слова нашего урока.

(Имя прилагательное, краткие прилагательные, суффиксы…)

-Подведем итог, используя прилагательные.

Сегодня урок был……

Мы выполняли ….. задания.

……. И ……. ребята

Сейчас сидят в ожидании ………оценки.

Я надеюсь, что и другие уроки у нас будут…….

V. Оценивание.

VI. Домашнеезадание:

1)упр. 604

2) Сочинить стих, используя прилагательные.

Используемая литература.

1.Учебник русского языка для 5 класса. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и другие.

Москва "Просвещение”,2004.

2.Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. Москва "Просвещение”,2002.

3.Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.-2-е изд., перераб.-М.:ВАКО,

2013.



В раздел образования